Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностные характеристики людей творческих профессий

Работа №144917

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2024
Стоимость2400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБУ ДО «Баевский Центр детского творчества и профессионального обучения Алтайского края».
Выборка исследования: 50 человек.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Личностные характеристики людей творческих профессий как психологическая проблема 6
1.1. Понимание личности как субъекта профессиональной деятельности 6
1.2 Творческие способности как условие профессионализма людей творческих профессий 12
1.3 Особенности личностных характеристик работников творческих профессий 19
Выводы по главе 1 27
Глава 2 Эмпирическое исследование личностных характеристик работников творческих профессий на примере педагогов дополнительного образования 29
2.1 Организация и общая характеристика выборки, методов исследования 29
2.2 Анализ результатов исследования 34
2.3 Рекомендации по развитию личностных характеристик людей творческих профессий для педагогов дополнительного образования 51
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

Актуальность исследования. Изучение личностных характеристик людей творческих профессий остается важным и актуальным в современном обществе по нескольким причинам. Во-первых, изучение личности людей, занимающихся творчеством, помогает лучше понять их особенности и мотивацию. Это позволяет создать специализированные условия и среды, которые обеспечат наилучшую продуктивность и самовыражение творческого потенциала. Во-вторых, творческие профессии становятся все более важными в экономике и обществе. Изучение личностных характеристик творцов помогает лучше понять, какие факторы способствуют успешности и инновационности в творческой деятельности. Это в свою очередь может привести к развитию новых подходов и методов в образовании, поддержке и привлечении талантливых людей в творческие индустрии. В-третьих, творческая деятельность нередко связана с высоким уровнем стресса и эмоциональной напряженности. Изучение личностных характеристик помогает разработать стратегии для поддержки здоровья и благополучия творческих людей, а также предотвращения проблем, связанных с ментальным здоровьем и поддержки их потребностей. И, наконец, личностные характеристики, такие как открытость опыту, ассоциативное мышление и способность к рискованию, могут существенно влиять на инновационность и креативность в творческой деятельности. Изучая эти характеристики, можно разрабатывать подходы, методики и окружение, которые будут способствовать развитию и выражению творческого потенциала.
В целом, изучение личностных характеристик людей творческих профессий имеет большую актуальность для понимания, поддержки и развития талантов в современном обществе.
Степень изученности проблемы исследования. Понятия «личность», «структура личности», «личность как субъекта профессиональной деятельности» раскрыта в трудах А. Адлера, Е.А. Климова, А.К. Марковой, К.К. Платонова, З. Фрейда и др. Творческие способности и их роль для представителей творческих профессий определена Л.С. Выготским, В.Н. Дружининым, Е.П. Ильиным, Б.М. Тепловым и др. Личностные характеристики представителей творческой профессии описаны М.Е. Кудрявцевой, И.Д. Левиной, М.В. Пермяковой, М.А. Сычевой др. Однако, личностные характеристики людей творческих профессий широко исследованы в теоретическом аспекте, в прикладном плане в настоящее время изучена недостаточно.
Проблема исследования: какие личностные характеристики свойственны людям творческих профессий?
Цель исследования – изучить личностные характеристики людей творческих профессий.
Задачи исследования:
1) Раскрыть понятие «личности» как субъекта профессиональной деятельности.
2) Охарактеризовать творческие способности как условие профессионализма людей творческих профессий.
3) Описать особенности личностных характеристик работников творческих профессий.
4) Определить в эмпирическом исследовании особенности личностных характеристик работников творческих профессий.
Объект исследования – личностные характеристики людей творческих профессий.
Предмет исследования – особенности личностных характеристик работников творческих профессий.
Информационную базу исследования составили педагоги дополнительного образования (хореографы, педагоги по вокалу, педагоги по изобразительному искусству и т.д.) МБУ ДО «Баевский Центр детского творчества и профессионального обучения Алтайского края» в количестве 25 человек.
Методы исследования: теоретические методы – анализ и синтез педагогической, психологической литературы, изучение документов, сравнение и обобщение научных данных; эмпирические методы – анкетирование математические методы: (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Гипотеза исследования: предполагается, что основные личностные характеристики педагогов дополнительного образования, это креативность, импульсивность, эмоциональная неустойчивость.
Рекомендации, разработанные по результатам эмпирического исследования внедрены в работу психолога МБУ ДО «Баевский Центр детского творчества и профессионального обучения Алтайского края».
Практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в том, что разработанные рекомендации в ходе эмпирического исследования, могут быть использованы в работе психологов по формированию личностных качеств у представителей творческих профессий.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе решения первой задачи было определено, что как субъект профессиональной деятельности, личность играет ключевую роль, задавая вектор ее развития и успеха. Личностные качества, такие как ответственность, мотивация, умение принимать решения и справляться с трудностями, определяют способность человека гармонично и эффективно взаимодействовать с профессиональной средой. Эти качества формируют фундамент, на котором строятся компетенции и навыки, необходимые для достижения высот в любой сфере деятельности.
Решением второй задачи явился вывод о том, что творческие способности, в свою очередь, являются неотъемлемым условием профессионализма в творческих профессиях. Художник, писатель, музыкант и многие другие представители искусства ежедневно проявляют инициативу, оригинальность и креативность, которые отличаются от стандартных профессиональных навыков. Талантливое воплощение замыслов, эмоциональная глубина и инновационный подход позволяют им не только создавать произведения искусства, но и оставаться конкурентоспособными в своем поле.
В процессе решения третьей задачи был сформулирован вывод о том, что личностные характеристики работников творческих профессий имеют свои уникальные особенности. Они часто обладают высокой чувствительностью и эмоциональностью, что позволяет глубже проникать в ткани реальности и создавать произведения, которые находят отклик у широкой аудитории. Помимо эмоциональной сферы, важны также умение гибко адаптироваться, готовность к экспериментам и постоянное стремление к самосовершенствованию. Эти черты делают их труд не только профессиональным занятием, но и настоящим жизненным призванием.
Решением четвертой задачи исследования явилось эмпирическое исследование, проведенное на базе МБУ ДО «Баевский Центр детского творчества и профессионального обучения Алтайского края».
Анализ результатов эмпирического исследования показал, что представителям творческих профессий присущи такие механизмы, как регрессия, отрицание, подавление и замещение. Этот эмоциональный и интуитивный подход может способствовать более эффективному решению внутренних конфликтов и, в свою очередь, стимулировать их творческий потенциал. В противоположность этому, представители нетворческих профессий демонстрируют более рациональные и самоконтролируемые стратегии копинга, такие как самоконтроль и принятие ответственности. Это указывает на их склонность к более структурированному подходу в управлении стрессовыми ситуациями.
Отличия в личностных чертах, выявленные по шкалам «невротичность», «спонтанная агрессивность», «депрессивность», «раздражительность», «общительность», «уравновешенность» и «открытость», подтверждают уникальные психологические профили представителей творческих профессий. Такие различия могут существенно влиять на их профессиональную деятельность и личную жизнь. Тем не менее, исследование также выявило общие черты, такие как застенчивость, реактивная агрессивность, экстраверсия – интроверсия, эмоциональная лабильность и мускулизм. Эти универсальные качества указывают на базовые психологические особенности, присущие людям вне зависимости от их профессиональной принадлежности.
Вцелом, эти результаты подчеркивают важность учета личностных особенностей при изучении различных профессиональных групп. Понимание этих различий и сходств может значительно помочь в разработке эффективных стратегий поддержки и развития как для творческих, так и для нетворческих профессионалов.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии : [Сборник] / А. Адлер; [Пер. с нем. А. Боковиков]. – 2. изд. – Москва : Питер, 2003 (ГПП Печ. Двор). – 248 с. – ISBN 5-318-00658-2.
2. Алиев, Р. М. О влиянии стресса на работоспособность в профессиональной деятельности / Р. М. Алиев // В сборнике : Фундаментальные проблемы науки. сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С. 158-160. – ISSN: 2071-5323.
3. Ахметжанова, Г. В. Мотивация к педагогической профессии на основе развития творческого потенциала личности / Г. В. Ахметжанова // В сборнике : Педагогическое образование: вызовы XXI века. материалы XIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого – педагога, академика В. А. Сластёнина. – Ярославль, 2022. – С. 382-386. – ISSN: 2071-5323.
4. Барышева, Т. А. Психология творчества : учебник для вузов / Т. А. Барышева. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 300 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-13240-3.
5. Бекоева, Т. А. Развитие творческих способностей – важнейшее условие самоактуализации личности / Т. А. Бекоева // Форум молодых ученых. – 2019. –№ 4 (32). – С. 155-160. – eISSN: 2500-4050.
6. Бударин, Е. Л. Профессия дизайнер – педагог / Е. Л. Бударин // Заметки ученого. – 2021. – № 8. – С. 23-27. – ISSN: 2713-0142.
7. Будыгина, А. А., Терсков Е. В., Капустина Т. В. Индивидуально-личностные характеристики специалистов творческих профессий / А. А. Будыргина, Е. В. Терсков, Т. В. Капустина // СМАЛЬТА 1, 2017 Научные исследования и инновационные разработки / Scientific researches and innovation, Москва : ИНФРА, 2007. – С. 22-25. – ISSN: 2312-1580.
8. Буинова, Д. И. Креативность как фактор самореализации личности в профессиональной деятельности / Д. И. Буинова // NovaInfo.Ru. – 2012. – № 9. – С. 452-455. – eISSN: 2308-3689.
9. Волкова, Е. В. Психология специальных способностей. Дифференционно-интеграционный подход : [монография] / Е. В. Волкова ; Российская акад. наук, Ин-т психологии. – Москва : Ин-т психологии РАН, 2011. – 319 с. – ISBN 978-5-9270-0210-8.
10. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – Москва : Апрель пресс, 2000. – 1008 с. – ISBN 5-04-004708-8.
11. Галактионов, И. В. Психология творческой деятельности : структура, этапы, механизмы, методы исследования : учеб. пособие / И. В. Галактионов. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. – 124 с. – 18ВИ 978-5-7389-2388-3.
12. Гончарова, В. С. Интеграция различных видов искусства как фактор формирования духовных потребностей и интересов у студентов творческих профессий / В. С. Гончарова // Обзор педагогических исследований. – 2022. – Т. 4. – № 2. – С. 51-55. – eISSN: 2687-0428.
13. Гулямова, Г. Х. Ресурсы развития творческих способностей музыканта-исполнителя / Г. Х. Гулямова // В сборнике : Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации. Сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции. В 2-ух ч. – 2020. – С. 414-418. – ISSN: 2071-5323.
14. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / В. Н. Дружинин. – 2-е изд., доп. – Москва [и др.] : Питер, 2000. – 318 с. – ISBN 5-8046-0176-8.
15. Захарова, О. Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе / О. Г. Захарова // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). – Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. – С. 15-17. – – ISSN: 2071-5323.
16. Звонова, Е. В. Стрессоустойчивость у представителей творческих и нетворческих профессий / Е. В. Звонова // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2023. – Т. 22. – № 1 (166). – С. 54-61. – ISSN: 2071-5323.
17. Жаркова, А. А. Развитие профессиональной направленности личности студента вуза культуры и искусств / А. А. Жаркова // Образование. Наука. Научные кадры. – 2019. – № 4. – С. 182-185. – ISSN: 2073-3305.
18. Жуков, С. М. Психолого-педагогические проблемы формирования духовности у студентов творческих профессий / С. М. Жуков // Вестник Академии гражданской защиты. – 2021. – № 1 (25). – С. 107-112. – ISSN: 2617-7048.
19. Иванова, Н. М. Психологические основы развития творческих способностей музыкантов / Н. М. Иванова // В сборнике : Музыкальное искусство и образование в современном социокультурном пространстве – 2017. Сборник докладов участников II Международной научно-практической конференции : в 2 томах. Отв. ред. Васильева Н. В., Кузнецова Н. С., Хмельницкая О. Н. – 2018. – С. 344-347. – ISSN: 2220-3036.
20. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – Москва [и др.] : Питер, 2009 – 444 с. – ISBN 978-5-49807-239-5.
21. Карпова, В. В. Психофизиологические корреляты изобразительного творчества у специалистов сферы искусства : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.02 / Карпова Виктория Викторовна ; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. – Ростов-на-Дону, 2016. – 257 с.
22. Касьянова, Т. И. Профессиональные ценностные ориентации : поиск инструментов определения / Т. И. Касьянова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2023. – № 4 (52). – С. 105-112. – ISSN: 2220-3036.
23. Климов, Е. А. Психология профессионала : избранные психологические труды / Е. А. Климов ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2003. – 454 с. – ISBN 5-89502-509-9.
24. Ковалев, А. Г. Психология личности. – 3-е изд., перераб. и доп. / А. Г. Ковалев. – Москва : Просвещение, 1970. – 391 с.
25. Ковалькова, Т. В. Идея исключительности в имиджевом дискурсе медийных представителей хореографического искусства / Т. В. Ковалькова // Журнал Белорусского государственного университета. Филология. – 2021. – № 1. – С. 57-63. – ISSN: 2521-6775.
26. Кожухарь, М. В. Изучение взаимосвязи саморегуляции и проявления творческих способностей / М. В. Кожухарь // В сборнике : Advances in Science and Technology. Сборник статей L международной научно-практической конференции. – Москва, 2023. – С. 207-209. – ISSN: 2521-6787.
27. Кудрявцева, М. Е. Развитие творческих способностей личности в контексте подготовки специалистов по связям с общественностью : учебное пособие : [16+] / М. Е. Кудрявцева. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 202 с. – ISBN 978-5-4458-5666-5.
28. Кулешова, Ю. В. Творческий потенциал в профессиональном самоопределении личности / Ю. В. Кулешова // В сборнике : Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона : проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. – Москва, 2023. – С. 193-195. – ISSN: 2075-3500.
29. Левина, И. Д. Формирование профессиональной культуры творческой личности : теоретические аспекты / И. Д. Левина // Среднее профессиональное образование. – 2016. – № 1. – С. 44-48. – ISSN: 1990-679X.
30. Линченко, К. В. Творческая личность и ее психологические особенности / К. В. Линченко // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 46. – С. 1898-1901. – ISSN: 2521-6786.
31. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – Москва : Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. – 308 с. – ISBN 5-87633-016-7.
32. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу; [Пер. с англ. Татлыбаева А. М.]. – Санкт-Петербург : Евразия, 1999. – 479 с. – ISBN 5-80710016-6.
33. Нуриманова, Ф. К. Креативность в профессиональной деятельности сотрудников сферы индустрии моды и красоты / Ф. К. Нуриманова // Психолого-педагогический поиск. – 2020. – № 3 (55). – С. 187-197. – ISSN: 2075-3500.
34. Павлова, Е. М. Модель связей cамооценки креативности и интеллекта с толерантностью к неопределенности и креативностью / Е. М. Павлова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2018. – Т. 15. – № 1. – С. 69-78. – ISSN: 1813-8918.
35. Пермякова, М. В. Взаимосвязь творческого потенциала личности с особенностями саногенной рефлексии / М. В. Пермякова // Общество : социология, психология, педагогика. – 2019. – № 11 (67). – С. 129-133. – ISSN: 2221-2795.
36. Платонов, К. К. Вопросы психологии труда. – 2-е изд., доп. / К. К. Платонов. – Москва : Медицина, 1970. – 264 с.
37. Пырьев, Е. А. Психология труда : учебное пособие : [16+] / Е. А. Пырьев. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 457 с. – ISBN 978-5-4475-7163-4.
38. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва [и др.] : Питер, 2012. – 705 с. – ISBN 978-5-459-01141-8.
39. Серебровская, Н. Е. Креативность как компетенция специалистов социономических профессий / Н. Е. Серебровская // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 6-2 (96). – С. 146-15. – ISSN: 2303-9868.
40. Смирнова, В. А. Личностные характеристики гримера-постижера как представителя редкой профессии: методические подходы к обучению / В. А. Смирнова // Приложение международного научного журнала «Вестник психофизиологии». – 2020. – № 3. – С. 48-52. – ISSN: 2587-5558.
41. Собкин, В. С. Обучение актеров : компетенции или способности / В. С. Собкин // Культурно-историческая психология. – 2022. – Т. 18. – № 4. – С. 90-101. – ISSN: 1816-5435.
42. Сычева, М. А. Профилактика профессионального выгорания. особенности управления профессиональным стрессом / М. А. Сычева // В сборнике : Перспективы социально-экономического развития России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2020. – С. 139-142. – ISSN: 1816-5435.
43. Теплов, Б. М. Психология индивидуальных различий. Способности и одаренность. Психология музыкальных способностей. Ум полководца. Заметки психолога при чтении художественной литературы : Избранные труды : в 2 томах. Том 1 / Б. М. Теплов. – Москва : Педагогика, 1985. – 328 с.
44. Толочек, В. А. Профессиональная успешность : от способностей к ресурсам (дополняющие парадигмы) / В. А. Толочек // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2009. – Т. 6. – № 3. – С. 27–61. – ISSN: 1813-8918.
45. Турбовской, Я. С. Творческая личность : от метафоры к термину, или каким быть профессиональному образованию? Ч. 2 Что такое профессия? / Я. С. Турбовской // Профессиональное образование в современном мире. – 2016. – Т. 6. – № 3. – С. 540-545. – ISSN: 2224-1841.
46. Фрейд, З. Введение в психоанализ : лекции / З. Фрейд ; [пер. с нем. Г. В. Барышниковой]. – Санкт-Петербург : Азбука, 2013. – 478 с. – ISBN 978-5-389-05230-7.
47. Штейнбах, Х. Э. Психология творчества : учебное пособие / Х. Э. Штейнбах ; Федеральное агентство ж.-д. трансп., Федеральное Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Петербургский гос. ун-т путей сообщ.». - Санкт-Петербург : ПГУПС, 2011. – 210 с. – ISBN 978-5-7641-0003-6.
48. Юнг, К. Г. Дух и жизнь : [Сборник] / К. Г. Юнг; Пер. с нем. Л. О. Акопяна ; Под ред. Д. Г. Лахути. – Москва : Практика, 1996. – 551 с. – ISBN 5-88001-011-2.
49. Яголковский, С. Р. Психология креативности и инноваций : учеб. пособие / С. Р. Яголковский ; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – Москва : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. – 157 с. – ISBN 978-5-7598-0524-3.
50. Янушкевич, К. Я. Проблема креативности личности в творческих профессиях : психологический аспект / К. Я. Янушкевич // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. – 2023. – № 23-3. – С. 361-367. – ISSN: 2077-4885.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ