ВВЕДЕНИЕ 5
1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРА 9
1.1 Общие положения, цели и задачи педагогической практики. 9
1.2 Анализ требований к результатам прохождения
педагогической практики 12
1.3 Организационные основы педагогической практики 15
1.4 Содержательные основы педагогической практики 25
1.5 Нормативно-правовое обеспечение педагогической практики 26
2 РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ.... 33
2.1 Составление инструктивных материалов к проведению
аналитической работы практиканта 33
2.2 Составление инструктивных материалов к проведению
методической работы практиканта 39
2.3 Составление инструктивных материалов к проведению
учебно-воспитательной работы практиканта 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 56
ПРИЛОЖЕНИЕ В 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 66
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), практика по
получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Педагогическая практика), является неотъемлемой частью, профессиональной подготовки бакалавров и выступает, как ведущее средство формирования компетенций, необходимых для успешной и эффективной будущей профессиональной деятельности.
Однако, анализ процесса и результата ее прохождения студентами РГГ1111У профиля ’’Транспорт”, проведенный на преддипломной практике показал существенные затруднения студентов при выполнении заданий педагогической практики.
Это объясняется не столько недостатками методической подготовки студентов, но в большей мере недостатками учебно-методического обеспечения процесса прохождения практики. И если формы документационного учебно-методического обеспечения практики четко определены распоряжением по РПШУ №15 от 01.02.2019 года, то инструктивное учебно-методического обеспечение практики требует уточнения и разработки, что определяет актуальность выбранной темы и тезисное обоснование процесса исследования выпускной квалификационной работы.
Учебно-методическое обеспечение является основным инструментом организации образовательного процесса, которое непосредственно отражает как способы построения учебного процесса, так и дает достаточно полное представление об объеме содержания обучения, подлежащего усвоению. Основная цель учебно-методического обеспечения — создание условий для реализации требований ФГОС посредством предоставления, обучающимся полного комплекта учебно-методических материалов для самостоятельного освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей обязательной и вариативной частей образовательной программы [27].Учебно-методическое обеспечение позволяет:
- систематизировать нормативные документы, методические материалы и средства обучения;
- повысить эффективность и качество учебных занятий;
- сформировать систему объективной оценки компетенций обучающихся и выпускников.
Одной из приоритетных задач системы практической подготовки студентов РПП1У является создание условий для развития профессиональных качеств личности в образовательном процессе. От того на сколько бакалавр адаптирован к проблемам будущей профессиональной деятельности и к конкурентоспособности на рынке труда, будет зависеть возможность его дальнейшее трудоустройство. Это обусловливается наличием таких факторов, как качественное овладение профессиональными компетенциями, развитием качеств личности педагога профессиональной школы.
В этой связи, необходимо подвергнуть ревизии методические материалы и средства обучения по педагогической практики студентов РГИПУ для выявления направлений разработки учебно-методического обеспечения основанную в первую очередь, на требований ФГОС с учетом образовательных запросов обучающихся. Обязательный показатель соответствия содержания и качества подготовки, обучающихся и выпускников требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов — стопроцентная обеспеченность всех видов практик учебного плана учебно-методической документацией. Таким образом, нормативно определена роль учебно-методического обеспечения образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением, как неотъемлемого условия, определяющего содержание и качество подготовки [19].
Однако, анализ учебно-методического обеспечения педагогической практики студентов РГППУпрофиля ”Транспорт” вскрыл несоответствия содержания нормативной документации организации учебного процесса. В частности методических указаний к выполнению заданий педагогической практики. В этом усматривается противоречие между необходимостью обеспеченность всех видов практик учебного плана учебно-методической документацией и отсутствием методических указаний к педагогической практике.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования выпускной квалификационной работы: какими должны быть методические указания к педагогической практике, чтобы обеспечить качественное формирование компетенций студентов РГППУ по проектированию и реализации процесса обучения.
Анализ требований к разработке учебно-методического обеспечения учебного процесса позволил предположить, что учебно-методического обеспечение педагогической практики в форме методических указаний к выполнению ее заданий позволит устранить затруднения студентов при их выполнении в условиях учебно-профессиональной деятельности, что повысит качество формирование профессионально значимых компетенций студентов РГППУ.
Вообще, разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе очень трудоемкая и сложная задача, хотя требования к его разработке общеизвестны.
Объект выпускной квалификационной работы- процесс обучения студентов на педагогической практике.
Предмет выпускной квалификационной работы- методические указания к выполнению заданий педагогической практики.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка учебно-методических материалов для обеспечения процесса обучения студентов в рамках педагогической практики.
Для реализации цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:
- исследование проблемы педагогической практики студентов РГППУ;
- анализ учебно-программной документации педагогической практики;
- дидактический анализ содержания обучения на педагогической практике;
- разработка методических указаний к выполнению заданий педагогической практики.
Педагогическая практика является неотъемлемой частью профессиональной подготовки бакалавров, выпускников РГППУ и выступает, как ведущее средство формирования их профессиональных компетенций, необходимых для успешной и эффективной будущей профессиональной деятельности в образовательных учреждениях.
При проведении исследования пересмотрена организация учебного процесса педагогической практики студентов РГППУ в направлении, совершенствования учебно-методического обеспечения направленного на устранение затруднений обучающихся. Формирование оптимального учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе очень трудоемкая и сложная задача, хотя требования к его разработке общеизвестны. Предложенное учебно-методического обеспечения педагогической практики студентов РГППУ профиля ’’Транспорт” выполняют в процессе обучения несколько методических функций. Прежде всего, познавательную функцию и функцию управления практической деятельностью студентов, формируя у них ориентировочные основы аналитических, методических, и проектировочных действий.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены поставленные задачи: исследована проблема педагогической практики студентов РГППУ, проведен анализ учебно-программной документации и содержания обучения педагогической практики и разработаны методические указания к выполнению заданий педагогической практики.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы была достигнута. Практическая значимость результатов исследования и разработки в том, что они могут применяться при прохождении студентами РГППУ профиля ”Транспорт” всех форм обучения педагогической практики.
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 567 с.
2. Бордовская Н.В. Психология и педагогика /Н.В. Бордовская, А.А. Реан, - СПб.: Питер, 2009.
3. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб.пособие / Н.М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 286 с.
4. Вьюнова Н. И. Руководитель педагогической практики студентов: проблемы и перспективы роста / Н. И. Вьюнова, Л. А. Кунаковская // Высшее образование в России, 2009. - N 8. - С. 121-126.
5. Гараева, Е.А. Преддипломная педагогическая практика как фактор формирования исследовательской компетентности бакалавра профессионального обучения / Е.А. Гараева // Образование и общество. - 2013. - № 2. - С. 46- 50.
6. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб.пособие для вузов / В.И. Загвязинский. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 176 с.
7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2002. - 284 с.
8. Калинина, Т.М. Дневник педагогической практики [Электронный ресурс]: Рабочая тетрадь / Т.М. Калинина. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 150 с.
9. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преп. / А.К. Колеченко - СПб.: КАРО, 2002. - 368 с.
10. Колодкина, Л. С. Портфолио студентов в условиях педагогической практики / Любовь Сергеевна Колодкина // Образовательные технологии, 2008. - N 3. - С. 108-114.
11. Кругликов, Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб.пособие для вузов / Г. И. Кругликов. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 288 с. - Библиогр.: с. 268 - 270. - ISBN 978-5-7695-3935-0.
12. Кругликов, Г. И. Учебная работа мастера профессионального обучения: учеб.пособие / Г. И. Кругликов. - М.: Академия, 2008. - 192 с.: ил. - (Библиотечка мастера профессионального обучения). - Библиогр.: с. 188-189. - ISBN 978-5-7695-4336-4.
13. Кузнецов, В.В. Общая и профессиональная педагогика / В.В. Кузнецов. - М.: ЭГВЕС, 2012. - 140 с. (Серия «Бакалавриат»).
14. Маняйкина, Н. В. Сценарий заключительной конференции по педагогической практике: поиск новых форм / Н. В. Маняйкина // Иностранные языки в школе, 2009. - N 3. - С. 87-89.
15. Морозова, О.П. Педагогический практикум: Учебные задания, задачи и вопросы: учеб.пособие для вузов / О.П. Морозова; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 320 с.
16. Педагогика профессионального образования: учебн. пособие для студ. вузов / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004.
17. Педагогическая практика по воспитательной работе: учебно - методическое пособие для студентов старших курсов, преподавателей, руководителей практикой. - Пятигорск: Изд - во ПГЛУ, 2000 - 40 с.
18. Психолого-педагогическая диагностика: учебн. пособие для вузов / под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2006.
19. Рабочая программа дисциплины «Практика по
получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Педагогическая практика)». / А.О. Прокубовская, И.А.
Торопов. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т., 2018.- 8 с.
20. Родина, И. Б. Психолого-педагогическая практика: учебнометодическое пособие / И.Б. Родина. - Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008. -104с.
21. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе / В.В. Сериков. - М.: Логос, 2012. - 448с. // Университетская библиотека online. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/119468.
22. Скакун, В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов / В.А. Скакун. - М.: Академия, 2007
23. Сысоева, М.Е. Педагогическая практика. Справочник: учебнометодическое пособие / М.Е. Сысоева. - М.: ЦГЛ, 2002. - 128 с.
24. Татьянина, Т. В. Реализация деятельностного подхода в условиях учебно-педагогической практики / Т. В. Татьянина // Педагогическое образование и наука, 2008. - N 8. - С. 89-91.
25. Трифонова, И. С. Организация самостоятельной работы студентов в период педагогической практики: метод.рекомендации / И. С. Трифонова. - Ижевск: Издат. Дом "Удмурт.ун-т", 2006. - 44 с.
26. Тухтарова, Т.И. Педагогическая практика студентов: метод.пособие для студентов / Т.И. Тухтарова, В.М. Иванова. - Оренбург: [Б. и.], 2005. - 119 с.
27. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата): Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1085 / Зарегистрирован в Минюсте России 29 октября 2015 г. № 39534 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2015г.
28. Хожемпо, В.В. Азбука научно-исследовательской работы студента: учебное пособие / В.В. Хожемпо. - М.: Российский университет дружбы народов, 2010. - 108 с. // Университетская библиотека online. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/115846/.
29. Чепиков, В.Т. Педагогическая практика: учеб. - практ. пособие / В.Т. Чепиков - Мн.: Новое знание, 2004. - 204 с.
30. Чернилевский, Д.Н. Технологии обучения в высшей школе / Д.Н. Чернилевский, О.К. Филатов. - М.: Экспедитор, 1996.
31. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения: учеб.пособие / Н. Е. Эрганова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 160 с.