ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРОБЛЕМА ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ 9
1.1 Основные принципы и цели информатизации в обучении 9
1.2 Компьютерные обучающие программы как средство
обучения студентов 12
1.3 Методика разработки компьютерных обучающих программ... 18
1.4 Общие требования к использованию мультимедийных
средств в преподавании 21
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «СТОЛКНОВЕНИЯ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» 31
2.1 Характеристика процесса обучения дисциплине «Экспертная
деятельность на автомобильном транспорте» 31
2.2 Дидактический анализ темы «Столкновения транспортных
средств» 36
2.3 Методическая редукция учебного материала темы
«Столкновения транспортных средств» 43
2.4 Конструирование форм предъявления учебной информации
и контроля результатов обучения 47
3 РАЗРАБОТКА МУЛЬТИМЕДИА ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ
«СТОЛКНОВЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» 52
3.1 Разработка сценария мультимедиа лекции 52
3.2 Конструирование материалов для мультимедиа лекции 55
3.3 Составление технологической карты мультимедиа лекции... 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
ПРИЛОЖЕНИЕ В
В настоящее время, с одной стороны возрастают запросы к уровню подготовки бакалавров, с другой стороны - отрицательное влияние на учебный процесс оказывают учебные перегрузки студентов, в условиях дефицита времени на обучение. Это оказывает негативное влияние на уровень подготовки студентов основной профессиональной образовательной программы “Сервис и эксплуатация автомобильного транспорта” по модулю профилизации, в ходе которой формируются профессионально значимые компетенции выпускников. Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется, одной из важных проблем современного вузовского образования - повышению эффективности учебного процесса, через совершенствование форм предъявления учебной информации.
Данная проблема фокусируется на учебный предмет как основную дидактическую единицу вузовского образования. Повышение эффективности усвоения содержания учебного предмета стало одной из важнейших задач дидактики. Тенденция к раскрытию содержания учебных дисциплин с использованием технологий и способов обучения, открывающих процессуальную сторону получения знаний, достаточно явственна в современных исследованиях (В.П. Беспалько, М.В.Кларина, Г.К.Селевко и др.).
Это определяет необходимость постоянного совершенствования педагогом способов организации учебной деятельности студентов, разработки средств обучения повышающих результат их познавательной деятельности. Одним из направлений ее решения является информатизация обучения и совершенствование форм предъявления учебной информации, что открывает следующие возможности обучения:
- рационально использовать учебное время;
- изменять и совершенствовать содержания обучения, т.е. его вариативность;
- совершенствовать планирование, организацию и управление учебным процессом;
- повышать оперативность обеспечения учебного процесса учебно-методическими средствами при изменении структуры и содержания обучения.
- обеспечить эффективность процесса обучения и форм взаимодействия его субъектов, что приводит к изменению характера деятельности педагога и обучаемого [2,6,11].
Особенно важно это при изучении дисциплин модуля профилизации, таких дисциплин как «Экспертная деятельность на автомобильном транспорте», являющейся важным этапом отраслевой подготовки студентов профиля «Транспорт». И здесь перспективным направлением совершенствования учебного процесса является использование мультимедийных технологий, как формы предъявления учебной информации.
Вместе с тем приходится констатировать, что в педагогической практике дисциплины «Экспертная деятельность на автомобильном транспорте», не нашло должного обоснования и широкого применения использование мультимедийных технологий организации учебного процесса. Это обусловлено не столько непониманием преподавателями дидактических возможностей этих технологий обучения, сколько с методической сложностью такого рода разработок.
Таким образом, с одной стороны, назрела практическая потребность в средствах мультимедийной оптимизации учебного процесса, разработанных на базе компьютерных обучающих программ, хотя бы по некоторым разделам и темам дисциплины «Экспертная деятельность на автомобильном транспорте», а с другой стороны, констатируется методическая сложность проектирования таких разработок. Противоречие между необходимостью мультимедийных средств оптимизации учебного процесса и недостаточным уровнем их разработанности и использования при формировании знаний и умений на различных этапах обучения, очевидно.
Это противоречие обусловило проблему выпускной квалификационной работы: какими должны быть способы и средства реализации информационных технологий в обучении дисциплине «Экспертная деятельность на автомобильном транспорте», чтобы повысить результат познавательной деятельности студентов?
Предполагаем, что уровень подготовки бакалавров по учебной дисциплине «Экспертная деятельность на автомобильном транспорте» повысится, если средством организации и управления познавательной деятельностью студентов в учебном процессе будут дидактические единицы, разработанные на основе использования электронных лекций-презентаций, содержание, структура и условия использования, которых в учебном процессе дисциплины, позволят синтез содержательной и процессуальной сторон учения. Условия применения таких средств должны отвечать требованиям адаптивности к целям обучения, модульности и вариативности методики применения на лекционных занятиях по дисциплине «Экспертная деятельность на автомобильном транспорте». А процесс формирования компетенций студентов с помощью таких дидактических средств, трансформируется в самообучение благодаря пооперационному формированию знаний, умений и владений.
В связи с методической сложностью такого рода разработок ограничим область проектных действий первым разделом дисциплины «Экспертная деятельность на автомобильном транспорте» - «Столкновения транспортных средств».
Объект выпускной квалификационной работы - процесс обучения студентов теме «Столкновения транспортных средств».
Предмет выпускной квалификационной работы - мультимедиа лекция на тему «Столкновения транспортных средств», на основе компьютерной обучающей программы.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка средств обучения теме “Столкновения транспортных средств” на основе информационных технологий.
Исходя из цели и рабочего предположения определены задачи выпускной квалификационной работы:
- определить роль и значение информатизации образовательного процесса в учебной деятельности студентов.
- исследовать теоретические подходы к проектированию учебного процесса на основе мультимедийных технологий;
- провести дидактический анализ процесса обучения по теме «Столкновения транспортных средств» дисциплины «Экспертная деятельность на автомобильном транспорте»;
- выявить уровень учебно-методического обеспечения
образовательного процесса дисциплины «Экспертная деятельность на автомобильном транспорте» электронными учебными ресурсами;
- разработать средства обучения теме “Столкновения транспортных средств” на основе информационных технологий в форме мультимедиа лекции.
Спроектированные в работе средства обучения позволяют обеспечить динамичное развитие учебного процесса и высокий качественный уровень учебной работы обучающихся и контроля ее результатов, оптимизировать процессы обработки информации и организовать самостоятельную работу студентов.
Анализ проблемы использования мультимедиа лекций в обучении привел к выводу, что такая форма организации учебного процесса повышает интерес и мотивацию у студентов к преподаваемой дисциплине - эффективность обучения. Подобранная нами учебная информация в мультимедиа лекции поможет студенту самостоятельно выбирать последовательность и темп изучения содержания, но при этом процесс обучения останется управляемым.
Результатом выполнения дипломной работы являются разработанная мультимедиа лекция по теме «Столкновения транспортных средств», с методикой проведения учебного занятия. Реализация методов обучения, обеспечена средствами представления учебного материала, способствующими его эффективному усвоению студентами.
Практическое значение работы в том, что разработанное учебно-методическое обеспечение может применяться при обучении студентов РГППУ всех форм обучения основной профессиональной образовательной программы - “Сервис и эксплуатация автомобильного транспорта” в рамках дисциплины «Экспертная деятельность на автомобильном транспорте».
В перспективе можно создать мультимедиа комплекс, разработав такие материалы по остальным разделам и темам дисциплины.
1. Балакин В.Д. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: Учебное пособие. - Омск: Изд. СибАДИ, 2014. - 147 с.
2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. Москва: Изд-во МПСИ, - 2008. - 352 с.
3. Ванюшин А.В. Внедрение мультимедиа-технологий в УСПО./ А.В. Ванюшин // ПО. - 2003. - №7. - с. 10-15.
4. Волокитин К.П. Современные информационные технологии в управлении качеством образования./ К. П. Волокигин // Информатика и образование. - 2000. - №8. - с. 32 - 36.
5. Горев А. Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения : учеб.пособие для вузов [Гриф УМО] / А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. 4-е изд., стер. Москва: Академия. 2012. 253 с.
6. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы: Учебник для студ. высш. учеб.заведений / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. - Москва, 2005. - 231 с.
7. Демкин В.П. Принципы и технологии создания электронных учебников / В. П. Демкин, В.М. Вымятин. - Томск, 2002.
8. Домке Э.Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий: Учебник для студ. высш. учеб.заведений/Э.Р. Домке. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 288с.
9. Жук Ю.А. Мультимедийные технологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. /Ю.А.Жук.- Сыктывкар: СЛИ, 2012. - 271с.
10. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /В.И. Загвязинский. - Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
11. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании./ И.Г.Захарова - Москва: Издательский центр «Академия», - 2003. -192 с.
12. Ильин В.А., Кудрявцев В.В. Мультимедийная лекция как вид инновационной технологии обучения / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев // Научные Труды XIII Международной конференции «Инновационные технологии обучения в условиях глобализации рынка образовательных услуг». Выпуск 11. - Т. 1. - М., 2017. - С. 415 - 419.
13. Краснова Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств. - Москва: МГИУ,2003. - 223 с.
14. Можаева Г.В. Как подготовить мультимедиа курс? (Методическое пособие для преподавателей). / Г.В. Можаева, И.В. Тубалова. - Томск: Том.ун-та, 2002.
15. Петровская Т. С. Информационно-образовательная среда: Подготовка учебных материалов. Методические указания / Т.С. Петровская, В.В. Середа. - Томский политехнический университет. Томск, издательство ТПУ, 2005. 37с.
16. Пидкасистый П. И. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения / П.И. Пидкасистый, О.Б. Тыщенко // Педагогика. - 2000. - №5. -С. 7-12.
17. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под.ред. Е. С. Полат. - Москва: Изд. центр «Академия», - 2000. - 272 с.
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. № 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 17, ст. 1619).
19. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 января 2011 г. N 16/13/21 г. Москва «Об утверждении Положения о Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств». Опубликовано 5 марта 2011 г. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 февраля 2011 г. Регистрационный N 19856.
20. Рабочая программа дисциплины «Экспертная деятельность на автомобильном транспорте». / И.А. Торопов. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.- пед. ун-т., 2019.- 36с.
21. Расследование дорожно-транспортных происшествий/Под общ.ред. В.А. Федорова, Б.Я Гаврилова. - М.: Экзамен, 2003- 197 с
22. Суворов Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза. - М.: Экзамен, 2004. - 400 с.
23. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата): Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1085 / Зарегистрирован в Минюсте России 29 октября 2015 г. № 39534 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2015г.
24. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 23, ст. 2291, 2002, № 1 (ч.1), ст. 2, 2007, № 7 ст.831, № 31, ст. 4011).
25. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1720, 2003, № 26, ст. 2566, 2005, № 1 (ч.1), ст. 25, № 30 (ч.1), ст. 3114, 2006, № 48, ст. 4942, 2007, № 1 (ч.1), ст.29).
26. Фонд оценочных средств по дисциплине «Экспертная деятельность на автомобильном транспорте». / И.А. Торопов. - Екатеринбург:Рос. гос. проф.-пед. ун-т., 2019. - 10 с.
27. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведение / Н.Е. Эрганова. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2008. - 160 с.
28. Богданова С. В. Инновации обучения на основе развития информационных технологий и мультимедиа-ресурса [электронный ресурс] http://conf.cpic.ru/upload/eva2007/reports/doklad.
29. Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности./ А.А.Вербицкий - Интернет-ресурсhttp://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/technology/interaction/9.2. htm.
30. Реформа образования и информатизация в вузах [электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.osp.ru/os/2007/01/3999187.
31. Стратегия информатизации: принципы, цели и задачи информатизации в университете [электронный ресурс]. - Режим доступа:http://e-
campus.vvsu.ru/latest/article/10134111/trategiya_informatizaciiprincipy_ celi.