Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование защиты конкуренции на рынке страховых услуг

Работа №144900

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы89
Год сдачи2024
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



Введение. 3
ГЛАВА I. СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ. 5
1.1. Законодательство о страховой деятельности и страховых услугах в Российской Федерации и Евразийском экономическом союзе. 5
1.2. Антимонопольное регулирование на товарном рынке по оказанию страховых услуг в Российской Федерации и Евразийском экономическом союзе. 25
ГЛАВА II. НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ 44
2.1. Антиконкурентные соглашения с участием страховых организаций 44
2.2. Недобросовестная конкуренция на товарном рынке по оказанию страховых услуг 51
2.3. Нарушение антимонопольных требований к торгам на товарном рынке по оказанию страховых услуг53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 65



Актуальность темы исследования. Вопросы правового регулирования сферы оказания страховых услуг становятся все более и более актуальными с динамичным развитием финансового рынка в целом и рынка страхования в частности. Одним из проблемных вопросов в данной области права является вопрос регулирования защиты конкуренции в сфере страхования. Нормальное, устойчивое функционирование рынков различных товаров и услуг, в том числе рынка страховых услуг, невозможно без защиты рынков от опасности монополизации путем принятия необходимых публично-правовых норм. Монополизация на рынке как создает риски для экономики, так и нарушает конституционное право граждан на осуществление предпринимательской деятельности. Среди правовых проблем, препятствующих эффективной антимонопольной деятельности в сфере страхования, можно выделить как общие правовые проблемы в сфере антимонопольного регулирования, так и специфические, связанные с особенностями страхового права в Российской Федерации.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является система общественных отношений, складывающихся при правовой защите конкуренции на рынке страховых услуг. Предметом исследования составляют нормы российского законодательства, регулирующие общественные отношения, связанные с защитой конкуренции на рынке страховых услуг, теоретические разработки в данной области и правоприменительная практика.
Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является анализ основных правовых проблем в сфере защиты конкуренции на рынке страхования. Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
- проанализировать особенности функционирования рынка коммерческого страхования в Российской Федерации и других стран-членов Евразийского экономического союза.
- исследовать принципы и основные характеристики системы правового регулирования защиты конкуренции в сфере финансовых услуг в Российской Федерации, Евразийском экономическом союзе и в других странах-членах Евразийского экономического союза;
- проанализировать особенности правового регулирования защиты конкуренции на рынке страховых услуг в Российской Федерации;
- сделать вывод о правовых проблемах регулирования защиты конкуренции на рынке страховых услуг в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы познания, в частности, описательный и сравнительно-правовой методы, биографический метод, метод интерпретации, включающий метод проблемно-теоретической реконструкции, методы анализа и синтеза.
Теоретическую базу работы составляют положения и выводы, сформулированные в трудах ученых – специалистов в области страхового права и защиты конкуренции: Фогельсона Ю. Б., Курдюмова А. К., Авдашевой С. Б., Маштакова К. М., Петрова Д. А., Еременко В. И, Федосеевой К. П., Юсуповой А. Ф.
Структура работы, предопределенная задачами и логикой их решения, включает в себя введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключение и список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В связи с активным и динамичным развитием рыночных отношений в Российской Федерации, продолжается ростактуальность страхования как экономического института по компенсации убытков и инвестированию. В настоящей работе были рассмотрены особенности функционирования рынка коммерческого страхования в Российской Федерации. Также были проанализированы как общие принципы и общие положения гражданско-правовогои публично-правового аспектов законодательного регулирования страхования, так и общие характеристики антимонопольного регулирования в сфере финансового рынка и финансовых услуг.
В рамках рассмотрения общих положений страхового регулирования в Российской Федерации возникает следующая правовая проблема: как сочетается, в рамках действующей в России системы правового регулирования института саморегулирования в общем, и института саморегулирования в сфере финансового рынка в частности, государственное лицензирование страховщиков, закрепленное в положениях Закона «Об организации страхового дела», и обязательность членства в саморегулируемой организации, закрепленная в Законе «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», что входит в противоречие с Законом «О саморегулируемых организациях» и с самим концептом саморегулирования.
В связи с этим, представляется возможным предложить следующее решение данной правовой проблемы: в связи с тем, что в мировой практике уже неоднократно возникал вопрос о жизнеспособности саморегулирования как института, могущего обеспечить устойчивость на финансовых рынках, и, так как, даже в странах с более развитым финансовым сектором исследователи пришли к выводу, что в сфере финансового регулирования, в связи с ее чрезвычайной важностью для функционирования рыночной экономики, необходимо государственное регулирование предпочтительнее саморегулирования, то, считаю, что и в Российской Федерации возможно выбрать на данном этапе нашего экономического развития именно государственное регулирование как основной элемент страхового регулирования и отказаться от обязательного саморегулирования для страховщиков.
Кроме того были проанализированы общие закономерности и особенности функционирования рынка коммерческого страхования, а также правового регулирования рынка страхования в целом, и антимонопольного аспекта данного регулирования в частности, как на уровне Евразийского экономического союза, ключевым участником которого является Российская Федерация, так и на национальном уровне применительно к другим государствам-членам Евразийского экономического союза. В результате данного анализа было отмечено, что в связи с тем, что до сих пор не начал действовать единый союзный рынок финансовых услуг, правовое регулирование защиты конкуренции на рынке страхования на наднациональном уровне так и не начало функционировать. На уровне других государств-членов Евразийского экономического союза среди большого объема проанализированных законодательных актов, а также подзаконных правоприменительных актов, при наличии достаточно подробно разработанного правового регулирования в области, отдельно, коммерческого страхования, а также, антимонопольного регулирования, обнаружилось фактическое отсутствие такого регулирования именно по интересующей нас в настоящей работе проблеме защиты конкуренции в сфере страхования.
В связи с этим была отвергнута поставленная в первой главе настоящей работы гипотеза о возможности и необходимости распространения подходов других государств-членов Евразийского экономического союза, несмотря на исторически сложившуюся близость общих принципов регулирования в данных правопорядках, на российскую почву.
Также в работе были рассмотрены общие вопросы антимонопольного регулирования непосредственно в сфере страховых услуг. По результатам данного анализа был сделан вывод о недостаточности нынешнего законодательного регулирования защиты конкуренции на рынке страховых услуг по причине нереализованности большей части проектных стратегических документов и нерешенностью некоторых проблем в данной отрасли.
Во второй главе настоящей работы были рассмотрены отдельно некоторые аспекты защиты конкуренции на рынке страхования. В рамках данного рассмотрения был сделан вывод о крайней ограниченности специального законодательного регулирования данных аспектов и, в значительной мере, скудости административной и судебной практики применительно к данным аспектам страхования.
В определенной мере данный вывод может быть связан с тем, что по причине специального регулирования в отношении соглашений между страховыми и кредитными организациями, (Постановление № 39 «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями») порождающих наибольшее количество споров на стыке гражданского и антимонопольного права в сфере страхования, данные споры были выведены из сферы антимонопольного регулирования. В связи с этим, как уже указывалось в первой главе настоящей работы, предлагается сократить количество «общих исключений», предусмотренных Постановлением № 39 «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями», в целях повышения эффективности законодательства по защите конкуренции.
Представляется важным отметить, что, по результатам анализа рассмотренной правоприменительной практики, в целях противодействия совершению относительно многочисленных нарушений в сфере государственных закупок, существуют определенные основания для предложения о внесении в положение части 1 статьи 18 Закона «О защите конкуренции» пункта об оказании страховых услуг, посредством перехода от заключений представителями публично-правовых образований договоров со страховщиками не через запрос котировок, а через более прозрачные процедуры открытого аукциона и открытого конкурса.




1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 04.08.2014. — № 31. — ст. 4398.
2. Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15.04.1994 г.) [Электронный источник]. — Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/2541542/ (Дата обращения 01.02.2024).
3. "Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 03.04.2023) [Электронный источник]. — Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (Дата обращения 01.02.2024).
4. "Соглашение об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала" (Заключено в г. Москве 23.12.2014, вступило в силу 21.10.2016) [Электронный источник]. — Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174011/ (Дата обращения 01.02.2024).
5. Соглашение о сотрудничестве в области страхования в рамках Евразийского экономического сообщества (Действие настоящего Соглашения приостановлено с 01.01.2015 на основании Международного договора от 10.10.2014) [Электронный источник]. — Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/document/901964995 (Дата обращения 01.02.2024).
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ): федеральный закон Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994.— № 32. — ст. 3301.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002.— № 1 (1 ч.). — ст. 1.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ): федеральный закон Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 31. — ст. 3824.
9. Об организации страхового дела в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 (последняя редакция) // в ред. от 27.11.92 — Российская газета. —№6.—12.01.93, Ведомости Совета народных депутатов Верховного Совета Российской Федерации. —1993. — № 2. — ст. 56.
10. О защите конкуренции: федеральный закон Российской Федерацииот 26.07.2006 № 135-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 31 (1 ч.). — ст. 3434.
11. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция)// Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 14. — ст. 1652.
12. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2011№ 223-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. — № 30. — ст. 4571.
13. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг:федеральный закон Российской Федерации от 23.06.1999 № 117-ФЗ (последняя редакция, не действует в связи с ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 26. — ст. 3174.
14. О саморегулируемых организациях:федеральный закон Российской Федерации от 01.12.2007 № 315-ФЗ (последняя редакция)// Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. — № 49. — ст. 6076.
15. О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка: федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2015 № 223-ФЗ (последняя редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — № 29. — ст. 4349.
...
167 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ