ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
1.1. Коммуникативно-речевая деятельность и её особенности у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи 17
1.3. Возможности использования интерактивных технологий в формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 24
ГЛАВА II НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 34
2.1. Изучение состояния коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 34
2.2. Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
1.1. Коммуникативно-речевая деятельность и её особенности у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи 17
1.3. Возможности использования интерактивных технологий в формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 24
ГЛАВА II НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 34
2.1. Изучение состояния коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 34
2.2. Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в направлении «Социально-коммуникативное развитие» основными задачами являются: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Проблема формирования общения у детей в логопедической практике изучается давно. Вопросами изучения общения занимались не только психологи и педагоги, но и социологи, лингвисты, биологи, как мировые, так и отечественные ученые (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.А. Гущина, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.).
Изучением особенностей развития коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием занимались Ю.Ф. Гаркуша, О.Е. Грибова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Л.Г. Соловьева, Т.Б. Филичева, Е.Г. Федосеева, Г.В. Чиркина и др.
По мнению О.Е. Грибовой у детей с общим недоразвитием речи существенно снижена потребность в общении из-за того, что у них не сформированы формы коммуникации, а именно монологическая и диалогическая речь, являющиеся основой для овладения речью, как средства общения. Это является препятствием к осуществлению полноценного общения детей между собой и ребенка с речевыми недостатками с взрослым.
Л.Г. Соловьева отмечает, что наблюдаемые у детей с общим недоразвитием речи трудности в организации языковой системы отрицательно сказываются на их коммуникативной деятельности. Такие особенности речевого развития, как: бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связанного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении.
О.А. Слинько указывает, что уровень самооценки речевого развития у таких детей по-разному влияет на процесс общения со сверстниками и взрослыми.
Немногочисленные исследования (Т.Н. Волковской, О.В. Дзюбы, Л.С. Дмитриевских, Г.Х. Юсуповой и др.) коммуникативной компетентности у детей с ОНР свидетельствуют о том, что у них снижена потребность в общении, наблюдается низкая коммуникативная направленность речи, не сформированы способы коммуникации, отсутствуют заинтересованность в контактах, способность к сотрудничеству, наблюдаются неумение ориентироваться в ситуациях общения, речевой негативизм и др. В целом, коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются ограниченностью и по всем параметрам ниже нормы.
Профессор Л.В. Лопатина указывает, что коррекционная помощь детям с тяжелыми нарушениями речи является одним из приоритетных направлений в области образования.
Ученые отмечают своеобразие формирования коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи и указывают важность проведения коррекции для формирования коммуникативных навыков.
В логопедии актуальность проблемы ранней диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена тем, что растет число детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте.
Из выше сказанного вытекает, что недостаточное развитие коммуникативных умений и навыков, наличие речевой пассивности не способствует развитию общения и негативно сказываются на общем развитии дошкольника, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить направления, содержание и средства логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: направление и содержание работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий.
Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования были определены задачи исследования:
1. На основе анализа литературных источников теоретически обосновать проблему формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить особенности коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- в ходе организации логопедических занятий будут использованы интерактивные методы (техники), направленные на формирование информационно-коммуникативных, интерактивных и перцептивных навыков;
- интерактивные методы (техники) будут использоваться систематически на логопедических занятиях;
- развитие коммуникативной деятельности детей должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества на занятиях и в совместной деятельности с детьми с помощью логопеда;
- учитель-логопед при реализации интерактивных методов (техник) будет учитывать дифференцированный подход.
В соответствии с задачами исследования нами были использованы следующие методы:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы);
- эмпирические (психодиагностическое тестирование);
- количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологической основой явились исследования:
о взаимосвязи общения, языка и сознания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.), о специальной роли речи в развитии коммуникативных навыков (П.Я. Гальперин, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, А.А Леонтьев), о характере потребностей старших дошкольников в общении с окружающими (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, О.Е. Смирнова), о формировании коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи (Ю.Ф. Гаркуша, О.Е. Грибова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, Л.Г. Соловьева, Т.Б. Филичева, Е.Г. Федосеева, Г.В. Чиркина и др.)
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 п. Северный Белгородского района Белгородской области».
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Проблема формирования общения у детей в логопедической практике изучается давно. Вопросами изучения общения занимались не только психологи и педагоги, но и социологи, лингвисты, биологи, как мировые, так и отечественные ученые (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.А. Гущина, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.).
Изучением особенностей развития коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием занимались Ю.Ф. Гаркуша, О.Е. Грибова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Л.Г. Соловьева, Т.Б. Филичева, Е.Г. Федосеева, Г.В. Чиркина и др.
По мнению О.Е. Грибовой у детей с общим недоразвитием речи существенно снижена потребность в общении из-за того, что у них не сформированы формы коммуникации, а именно монологическая и диалогическая речь, являющиеся основой для овладения речью, как средства общения. Это является препятствием к осуществлению полноценного общения детей между собой и ребенка с речевыми недостатками с взрослым.
Л.Г. Соловьева отмечает, что наблюдаемые у детей с общим недоразвитием речи трудности в организации языковой системы отрицательно сказываются на их коммуникативной деятельности. Такие особенности речевого развития, как: бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связанного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении.
О.А. Слинько указывает, что уровень самооценки речевого развития у таких детей по-разному влияет на процесс общения со сверстниками и взрослыми.
Немногочисленные исследования (Т.Н. Волковской, О.В. Дзюбы, Л.С. Дмитриевских, Г.Х. Юсуповой и др.) коммуникативной компетентности у детей с ОНР свидетельствуют о том, что у них снижена потребность в общении, наблюдается низкая коммуникативная направленность речи, не сформированы способы коммуникации, отсутствуют заинтересованность в контактах, способность к сотрудничеству, наблюдаются неумение ориентироваться в ситуациях общения, речевой негативизм и др. В целом, коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются ограниченностью и по всем параметрам ниже нормы.
Профессор Л.В. Лопатина указывает, что коррекционная помощь детям с тяжелыми нарушениями речи является одним из приоритетных направлений в области образования.
Ученые отмечают своеобразие формирования коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи и указывают важность проведения коррекции для формирования коммуникативных навыков.
В логопедии актуальность проблемы ранней диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена тем, что растет число детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте.
Из выше сказанного вытекает, что недостаточное развитие коммуникативных умений и навыков, наличие речевой пассивности не способствует развитию общения и негативно сказываются на общем развитии дошкольника, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить направления, содержание и средства логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: направление и содержание работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий.
Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования были определены задачи исследования:
1. На основе анализа литературных источников теоретически обосновать проблему формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить особенности коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- в ходе организации логопедических занятий будут использованы интерактивные методы (техники), направленные на формирование информационно-коммуникативных, интерактивных и перцептивных навыков;
- интерактивные методы (техники) будут использоваться систематически на логопедических занятиях;
- развитие коммуникативной деятельности детей должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества на занятиях и в совместной деятельности с детьми с помощью логопеда;
- учитель-логопед при реализации интерактивных методов (техник) будет учитывать дифференцированный подход.
В соответствии с задачами исследования нами были использованы следующие методы:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы);
- эмпирические (психодиагностическое тестирование);
- количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологической основой явились исследования:
о взаимосвязи общения, языка и сознания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.), о специальной роли речи в развитии коммуникативных навыков (П.Я. Гальперин, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, А.А Леонтьев), о характере потребностей старших дошкольников в общении с окружающими (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, О.Е. Смирнова), о формировании коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи (Ю.Ф. Гаркуша, О.Е. Грибова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, Л.Г. Соловьева, Т.Б. Филичева, Е.Г. Федосеева, Г.В. Чиркина и др.)
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 п. Северный Белгородского района Белгородской области».
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В дошкольном возрасте формируются основные коммуникативные умения и навыки, которые преобразовываются в коммуникативные способности. Недостаточная сформированность коммуникативных навыков ведет к неспособности построить успешные коммуникативные отношения.
В теоретической части нашего исследования мы рассмотрели три вопроса: коммуникативно-речевая деятельность и её особенности у детей старшего дошкольного возраста; особенности коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи; возможности использования интерактивных технологий в формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Анализ литературы позволил нам выяснить, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через других людей.
Далее мы выяснили что, коммуникативно-речевая деятельность - это активный, целенаправленный, мотивированный процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли (волеизъявления, выражения чувств), направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности ребенка в процессе общения.
В литературе указывается, что у дошкольников с ОНР формирование коммуникативно-речевой деятельности отличается от нормально развивающихся сверстников, как по уровню развития, так и по основным качественным показателям. Наличие общего недоразвития речи у детей (замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи) ограничивает речевые контакты ребенка с взрослыми
Это было подтверждено и в ходе нашего исследования состояния коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, в котором приняли участие 10 детей подготовительной группы старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Мы определили что, у старших дошкольников с ОНР три вида коммуникативных навыков не сформированы.
В результате исследования было установлено, что:
- при формировании информационно-коммуникативных навыков, дети с ОНР не умеют получать информацию в общении, употреблять вежливые слова, вести простой диалог;
- при формировании интерактивных навыков у детей возникают трудности в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками, заниженной самооценке, либо наоборот завышенной, тогда появляются требования выполнения своих желаний, подчинении своей воле;
- при формировании перцептивных навыков у детей не сформировано умение понимать эмоциональное состояние сверстников и взрослых, рассказать о них, в большинстве случаев самооценка у детей с ОНР завышена или занижена.
Полученные данные позволили нам утверждать, что учитель-логопед уделяет недостаточное внимание формированию коммуникативных навыков, что требует совершенствования организации логопедического занятия в этом направлении. Для того чтобы учитель-логопед на занятии мог решать задачи не только по формированию средств общения, но и осуществлять формирование коммуникативных навыков, нами было предложено включить интерактивные техники в процесс их реализации.
Основной формой организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи выступает групповое логопедическое занятие.
Исходя из этого, нами были разработаны методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР, а так же календарно-тематическое планирование содержания логопедической работы в соответствии с Примерной АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, Н.В. Нищевой (декабрь - февраль) с использованием интерактивных техник.
Для успешной реализации этих техник учителю-логопеду необходимо ориентироваться на следующие рекомендации:
- взаимодействие должно протекать в форме равноправного
доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми;
- педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей;
- при проведении всех игр следует избегать инструкций, нравоучений и приведение положительных сторон детей, следует также исключить замечания и разделения детей на хороших и плохих игроков;
- поддерживать каждого ребенка, показывая ему, что другие дети - не противники и не конкуренты, а близкие, с которыми нужно общаться на равных, отсутствие принуждения, равные права снимают напряженность, страх, сближают и дают большую возможность в дальнейшем общении;
- нельзя насильно заставлять ребенка делать то, чего он не хочет или к чему еще не готов.
При этом важно это делать систематически, циклично, а так же логопеду необходимо руководить процессом взаимодействия детей, ориентируясь на дифференцированный подход и создание атмосферы сотрудничества.
В теоретической части нашего исследования мы рассмотрели три вопроса: коммуникативно-речевая деятельность и её особенности у детей старшего дошкольного возраста; особенности коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи; возможности использования интерактивных технологий в формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Анализ литературы позволил нам выяснить, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через других людей.
Далее мы выяснили что, коммуникативно-речевая деятельность - это активный, целенаправленный, мотивированный процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли (волеизъявления, выражения чувств), направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности ребенка в процессе общения.
В литературе указывается, что у дошкольников с ОНР формирование коммуникативно-речевой деятельности отличается от нормально развивающихся сверстников, как по уровню развития, так и по основным качественным показателям. Наличие общего недоразвития речи у детей (замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи) ограничивает речевые контакты ребенка с взрослыми
Это было подтверждено и в ходе нашего исследования состояния коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, в котором приняли участие 10 детей подготовительной группы старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Мы определили что, у старших дошкольников с ОНР три вида коммуникативных навыков не сформированы.
В результате исследования было установлено, что:
- при формировании информационно-коммуникативных навыков, дети с ОНР не умеют получать информацию в общении, употреблять вежливые слова, вести простой диалог;
- при формировании интерактивных навыков у детей возникают трудности в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками, заниженной самооценке, либо наоборот завышенной, тогда появляются требования выполнения своих желаний, подчинении своей воле;
- при формировании перцептивных навыков у детей не сформировано умение понимать эмоциональное состояние сверстников и взрослых, рассказать о них, в большинстве случаев самооценка у детей с ОНР завышена или занижена.
Полученные данные позволили нам утверждать, что учитель-логопед уделяет недостаточное внимание формированию коммуникативных навыков, что требует совершенствования организации логопедического занятия в этом направлении. Для того чтобы учитель-логопед на занятии мог решать задачи не только по формированию средств общения, но и осуществлять формирование коммуникативных навыков, нами было предложено включить интерактивные техники в процесс их реализации.
Основной формой организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи выступает групповое логопедическое занятие.
Исходя из этого, нами были разработаны методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР, а так же календарно-тематическое планирование содержания логопедической работы в соответствии с Примерной АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, Н.В. Нищевой (декабрь - февраль) с использованием интерактивных техник.
Для успешной реализации этих техник учителю-логопеду необходимо ориентироваться на следующие рекомендации:
- взаимодействие должно протекать в форме равноправного
доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми;
- педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей;
- при проведении всех игр следует избегать инструкций, нравоучений и приведение положительных сторон детей, следует также исключить замечания и разделения детей на хороших и плохих игроков;
- поддерживать каждого ребенка, показывая ему, что другие дети - не противники и не конкуренты, а близкие, с которыми нужно общаться на равных, отсутствие принуждения, равные права снимают напряженность, страх, сближают и дают большую возможность в дальнейшем общении;
- нельзя насильно заставлять ребенка делать то, чего он не хочет или к чему еще не готов.
При этом важно это делать систематически, циклично, а так же логопеду необходимо руководить процессом взаимодействия детей, ориентируясь на дифференцированный подход и создание атмосферы сотрудничества.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Программно-методическое обеспечение логопедической работы над
развитием навыка составления рассказов у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ МЕТОДОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР) СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности логопедической работы
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников (Педагогика, психология, Томский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Развитие связной речи у детей с ОНР
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2020



