Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №14489

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2272
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
1.1. Коммуникативно-речевая деятельность и её особенности у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи 17
1.3. Возможности использования интерактивных технологий в формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 24
ГЛАВА II НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 34
2.1. Изучение состояния коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 34
2.2. Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 63


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в направлении «Социально-коммуникативное развитие» основными задачами являются: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Проблема формирования общения у детей в логопедической практике изучается давно. Вопросами изучения общения занимались не только психологи и педагоги, но и социологи, лингвисты, биологи, как мировые, так и отечественные ученые (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.А. Гущина, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.).
Изучением особенностей развития коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием занимались Ю.Ф. Гаркуша, О.Е. Грибова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Л.Г. Соловьева, Т.Б. Филичева, Е.Г. Федосеева, Г.В. Чиркина и др.
По мнению О.Е. Грибовой у детей с общим недоразвитием речи существенно снижена потребность в общении из-за того, что у них не сформированы формы коммуникации, а именно монологическая и диалогическая речь, являющиеся основой для овладения речью, как средства общения. Это является препятствием к осуществлению полноценного общения детей между собой и ребенка с речевыми недостатками с взрослым.
Л.Г. Соловьева отмечает, что наблюдаемые у детей с общим недоразвитием речи трудности в организации языковой системы отрицательно сказываются на их коммуникативной деятельности. Такие особенности речевого развития, как: бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связанного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении.
О.А. Слинько указывает, что уровень самооценки речевого развития у таких детей по-разному влияет на процесс общения со сверстниками и взрослыми.
Немногочисленные исследования (Т.Н. Волковской, О.В. Дзюбы, Л.С. Дмитриевских, Г.Х. Юсуповой и др.) коммуникативной компетентности у детей с ОНР свидетельствуют о том, что у них снижена потребность в общении, наблюдается низкая коммуникативная направленность речи, не сформированы способы коммуникации, отсутствуют заинтересованность в контактах, способность к сотрудничеству, наблюдаются неумение ориентироваться в ситуациях общения, речевой негативизм и др. В целом, коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются ограниченностью и по всем параметрам ниже нормы.
Профессор Л.В. Лопатина указывает, что коррекционная помощь детям с тяжелыми нарушениями речи является одним из приоритетных направлений в области образования.
Ученые отмечают своеобразие формирования коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи и указывают важность проведения коррекции для формирования коммуникативных навыков.
В логопедии актуальность проблемы ранней диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена тем, что растет число детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте.
Из выше сказанного вытекает, что недостаточное развитие коммуникативных умений и навыков, наличие речевой пассивности не способствует развитию общения и негативно сказываются на общем развитии дошкольника, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить направления, содержание и средства логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: направление и содержание работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий.
Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования были определены задачи исследования:
1. На основе анализа литературных источников теоретически обосновать проблему формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить особенности коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- в ходе организации логопедических занятий будут использованы интерактивные методы (техники), направленные на формирование информационно-коммуникативных, интерактивных и перцептивных навыков;
- интерактивные методы (техники) будут использоваться систематически на логопедических занятиях;
- развитие коммуникативной деятельности детей должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества на занятиях и в совместной деятельности с детьми с помощью логопеда;
- учитель-логопед при реализации интерактивных методов (техник) будет учитывать дифференцированный подход.
В соответствии с задачами исследования нами были использованы следующие методы:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы);
- эмпирические (психодиагностическое тестирование);
- количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологической основой явились исследования:
о взаимосвязи общения, языка и сознания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.), о специальной роли речи в развитии коммуникативных навыков (П.Я. Гальперин, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, А.А Леонтьев), о характере потребностей старших дошкольников в общении с окружающими (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, О.Е. Смирнова), о формировании коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи (Ю.Ф. Гаркуша, О.Е. Грибова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, Л.Г. Соловьева, Т.Б. Филичева, Е.Г. Федосеева, Г.В. Чиркина и др.)
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 п. Северный Белгородского района Белгородской области».
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В дошкольном возрасте формируются основные коммуникативные умения и навыки, которые преобразовываются в коммуникативные способности. Недостаточная сформированность коммуникативных навыков ведет к неспособности построить успешные коммуникативные отношения.
В теоретической части нашего исследования мы рассмотрели три вопроса: коммуникативно-речевая деятельность и её особенности у детей старшего дошкольного возраста; особенности коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи; возможности использования интерактивных технологий в формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Анализ литературы позволил нам выяснить, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через других людей.
Далее мы выяснили что, коммуникативно-речевая деятельность - это активный, целенаправленный, мотивированный процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли (волеизъявления, выражения чувств), направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности ребенка в процессе общения.
В литературе указывается, что у дошкольников с ОНР формирование коммуникативно-речевой деятельности отличается от нормально развивающихся сверстников, как по уровню развития, так и по основным качественным показателям. Наличие общего недоразвития речи у детей (замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи) ограничивает речевые контакты ребенка с взрослыми
Это было подтверждено и в ходе нашего исследования состояния коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, в котором приняли участие 10 детей подготовительной группы старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Мы определили что, у старших дошкольников с ОНР три вида коммуникативных навыков не сформированы.
В результате исследования было установлено, что:
- при формировании информационно-коммуникативных навыков, дети с ОНР не умеют получать информацию в общении, употреблять вежливые слова, вести простой диалог;
- при формировании интерактивных навыков у детей возникают трудности в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками, заниженной самооценке, либо наоборот завышенной, тогда появляются требования выполнения своих желаний, подчинении своей воле;
- при формировании перцептивных навыков у детей не сформировано умение понимать эмоциональное состояние сверстников и взрослых, рассказать о них, в большинстве случаев самооценка у детей с ОНР завышена или занижена.
Полученные данные позволили нам утверждать, что учитель-логопед уделяет недостаточное внимание формированию коммуникативных навыков, что требует совершенствования организации логопедического занятия в этом направлении. Для того чтобы учитель-логопед на занятии мог решать задачи не только по формированию средств общения, но и осуществлять формирование коммуникативных навыков, нами было предложено включить интерактивные техники в процесс их реализации.
Основной формой организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи выступает групповое логопедическое занятие.
Исходя из этого, нами были разработаны методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР, а так же календарно-тематическое планирование содержания логопедической работы в соответствии с Примерной АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, Н.В. Нищевой (декабрь - февраль) с использованием интерактивных техник.
Для успешной реализации этих техник учителю-логопеду необходимо ориентироваться на следующие рекомендации:
- взаимодействие должно протекать в форме равноправного
доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми;
- педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей;
- при проведении всех игр следует избегать инструкций, нравоучений и приведение положительных сторон детей, следует также исключить замечания и разделения детей на хороших и плохих игроков;
- поддерживать каждого ребенка, показывая ему, что другие дети - не противники и не конкуренты, а близкие, с которыми нужно общаться на равных, отсутствие принуждения, равные права снимают напряженность, страх, сближают и дают большую возможность в дальнейшем общении;
- нельзя насильно заставлять ребенка делать то, чего он не хочет или к чему еще не готов.
При этом важно это делать систематически, циклично, а так же логопеду необходимо руководить процессом взаимодействия детей, ориентируясь на дифференцированный подход и создание атмосферы сотрудничества.



1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Электронный ресурс] / Б.Г. Ананьев. Режим доступа: http: //elib. gnpbu.ru/textpage/
download/html /?book=ananyev_izbrannye-trudy_t2_1980&bookhl
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс,2003. - 364 с.
3. Артамонова, С.В. Психолого-педагогические исследования влияния коммуникативных особенностей детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи на качество ее коррекции / Социально-гуманитарные проблемы современности: сб. науч. тр-ов [Текст]: // С.В. Артамонова; ред. кол. А.П. Германович и др. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2007. - С.55-57.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]: Мастера психологии. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
5. Васильева, И.А. Особенности использования информационных технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста [Текст]: // II Международная научно-практическая конференция «Инновации в информационных технологиях и образовании». - М., 2013. - С.13-14.
6. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Н Волковская., Юсупова Г.Х.; под научной ред. И.Ю. Левченко. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 96 с.
7. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А.С. Воронин. Екатеринбург: ЕГПУ, 2006. - 665 с.
8. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 656 с.
9. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст]: учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
10. Гаркуша, Ю.Ф. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша, В.В. Коржевина // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. - М., 2001. -С. 84-100
11. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе [Текст] / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2000. - №3. - С. 78-80.
12. Глухов, В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. [Текст]: Учебник для вузов / В.П. Глухов, В.А. Ковшиков. - М.: Изд-во: АСТ ,2007. - 318 с.
13. Грибова, О.Е. Проблемы реализации коммуникативного подхода в обучении детей с тяжелой речевой патологией [Текст] / О.Е. Грибова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 2. - С. 12-18.
14. Гризик, Т. И. Речевое развитие детей 5-6 лет [Текст] / Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2015. - 152 с.
15. Гриншпун, Б.М. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью [Электронный ресурс] / Б.М. Гриншпун, В.И. Селиверстов // Дефектология. Режим доступа:
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=539850
16. Гущина, Е. А. Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Гущина, И.В Донковцева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. С. 36-38.
17. Денисенко, В.Н. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Денисенко, Е.Ю. Чеботарева - М.: РУДН, 2008. - 258 с.
18. Дзюба, О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / О.В. Дзюба - М., 2009. - 201 с.
19. Дмитриева Е.Е. Особенности коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.Е. Дмитриева, Я.И. Ветрова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 12-24.
20. Дубова, Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР [Текст] // Логопед в детском саду. - 2006. - № 3 (12). - С. 36-38.
21. Дубровина, И. В. Психология. [Текст]: учебник для студ. сред. пед. учеб. завед. / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. - М.: Просвещение, 2000. - 345 с.
22. Желнова, Н.Л. Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий [Текст] // Вестник педагога. - Нефтегорск, 2015. - С. 1-30
23. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург, 2006. 316 с.
24. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Московский психолого-социальный институт, серия «Психологи Отечества», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
25. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,2004. - 42 с.
26. Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений [Электронный ресурс] / М.С. Каган, режим доступа:
http://www.studmed.ru/view/kagan-ms-mir-obscheniya-problema-mezhsubektnyh-
otnosheniy_6bd5bde497e.html
27. Коломинский, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л. Коломинский - М.: АСТ, 2010. - 448 с.
28. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников [Текст] / Е.В. Коротаева. - М.: Сентябрь, 2003. - 176с.
29. Крохина, И.Н. Использование ТРИЗ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи [Текст] // Конференция ТРИЗ Саммита. - Череповец, 2015.
30. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.:Смысл, 2005. - 368 с.
31. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] /А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2007. - 214 с.
32. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] /
А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл; Академия, 2004. - 346 с.
33. Лисина, М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. - М.: Инфа, 2000. - 169 с.
34. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]/ М.И. Лисина. -
М.: ВЛАДОС, 2006. - 144 с.
35. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Электронный ресурс] / Б.Ф. Ломов - Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/371303/
36. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? [Текст] /
A. И. Максаков. - М., 2008. - 157 с.
37. Мастюкова, Е.М. Логопедия [Текст] / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 2000. - 342 с
38. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип /
B. С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - 456 с.
39. Нечаев, М.П. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования [Текст] / М.П. Нечаев, Г.А. Романова. - М.: Перспектива, 2014. - 196 с.
40. Основы теории и практики логопедии [Текст] : учебное пособие / ред. Р. Е. Левина. - Репр. воспроизведение изд. . - М. : Альянс, 2013. - 367 с.
41. Павлова О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография [Текст]. - М.: МОСУ, 2007. - 97 с.
42. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / под.ред. О.В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 64 с.
43. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб.: издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 203 с.
44. Психология дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Учебные материалы для студентов. Режим доступа: http://studme.org/1812052425789/ psihologiya/obschenie_vzroslymi_sverstnikami_doshkolnom_vozraste#28
45. Рубинштейн, С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
46. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А.Г. Рузская. - СПб.: Питер, 2008. - 315 с.
47. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.Е. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
48. Соловьева, Л. Г. Диалогические взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 2007. - № 4 - С. 37-45.
49. Соловьева, Л.Г. Особенности языковой и коммуникативной компетенции дошкольников с речевыми нарушениями [Текст]: // Теория и методика педагогической работы. В 2 книгах. К 1.: монография / под общ. ред.
С. В. Куприенко; SWorld. - Одесса, 2012 - 156 с.
50. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст]: Учеб. пособие / Ф.А. Сохин. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. - 224 с.
51. Спирова, Л.Ф. Особенности развития связной речи у детей с общим ее недоразвитием [Текст] / Л.Ф. Спирова. - М.: МСГИ, 2004. - 164 с.
52. Суворова, Н. А. Интерактивное обучение: новые подходы [Текст] / Н.А. Суворова. - М.: Роспедагентство, 2005. - 110 с.
53. Терещук, Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения
дошкольников в группе сверстников [Электронный ресурс] / Р.К. Терещук. Режим доступа: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php7urly/notices
/index/IdNotice:11514/Source:default
54. Ткаченко, Т.А. Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Ювента, 2008. - 24 с.
55. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2002. - 360 с.
56. Федосеева, Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Е.Г. Федосеева - М., 1999. -174 с.
57. Чиркина, Г.В. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция [Текст] : монография / Г. В. Чиркина др.; Гос. науч. учреждение «Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. Образования». - Архангельск : Помор. ун-т, 2009. - 401с.
58. Шипицына, Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Л.М. Шипицына. - М.: Детство-пресс, 2007. - 116 с.
59. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ