Введение 5
Глава I. Теоретические аспекты использования аудирования для изучения иноязычной лексики 8
1.1. Классификация аудиоматериалов 8
1.2. Критерии отбора аудиоматериалов 18
1.3. Методика совершенствования лексических умений и навыков 24
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Использование аудирования для изучения иноязычной лексики на уроках английского языка 32
2.1. Методика работы с аудиоматериалами 32
2.2. Экспериментальная работа по совершенствованию лексического
навыка 34
Выводы по главе 2 44
Заключение 45
Приложение 51
Значимость английского языка в современном мире велика. Он является одним из самых наиболее часто употребляемых языков мира. Около 650 миллионов граждан изучают английский язык в качестве дополнительного языка для общения. Знание лексики данного языка крайне необходимо для полноценной коммуникации на нем.
На сегодняшний день целью обучения в общеобразовательной школе является формирование всех составляющих коммуникативных компетенций. Лексика в системе языковых средств является важным компонентом.
Актуальность данной работы заключается в необходимости поиска путей преодоления трудностей при совершенствовании лексических навыков на уроке иностранного языка в школе. Изучение иноязычной лексики способствует овладению обучающимися иностранным языком и обеспечивает восприятие и понимание звучащих текстов, следовательно, повышается образовательный уровень обучающихся.
Вопросы, связанные с работой над лексикой представлены в работах таких методистов, как: Н. Е. Лаптева, А. Н. Щукин и др.; методы обучения аудированию анализируются в работах И.Л. Бим, Н.Д. Гальсковой, Н.В. Елухиной и других ученых.
Объектом исследования является совершенствование лексического навыка.
Предметом исследования является аудирование как средство совершенствования лексического навыка.
Цель исследования - разработать методику совершенствования лексического навыка посредством аудирования и выявить ее эффективность.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы определены следующие задачи:
1. Исследовать литературу российских и зарубежных авторов по методике преподавания английского языка;
2. Проанализировать классификации аудиоматериалов, определить критерии отбора аудиоматериалов;
3. Изучить методику совершенствования лексических навыков и умений;
4. Разработать сборник упражнений по аудированию;
5. Провести экспериментальную работу.
В выпускной квалификационной работе применяются такие общенаучные методы исследования, как: наблюдение, описание, сравнение, анализ, синтез, педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования. В работе дано описание аудирования как вида речевой деятельности, раскрыты теоретические аспекты обучения иноязычной лексике, доказана эффективность разработанной методики обучения.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем выводы могут быть учтены при теоретическом обосновании методики применения аудирования для совершенствования лексического навыка.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при преподавании дисциплины «Иностранный язык».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассматриваются классификация аудиоматериалов, критерии их отбора и методика совершенствования лексических навыков и умений. Вторая глава посвящена разработке сборника упражнений и эксперименту, а также методическим рекомендациям по использованию сборника упражнений по аудированию.
Эксперимент проводился в МБОУ СОШ № 21 г. Екатеринбурга.
Результаты исследования апробированы на XVII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков» (г. Екатеринбург, 2019 и).
В данной выпускной квалификационной работе была исследована методика обучения аудированию. Восприятие и понимание английского языка до уровня умений и навыков - основная задача на уроке английского языка. Это факт, что аудирование должно присутствовать на каждом уроке, но в разном предъявлении. Это могут быть аудиозаписи, видеофильмы или доклады обучающихся. В данной работе приведены примеры заданий, направленных не только на формирование механизмов аудирования, но и на запоминание новой иноязычной лексики.
Также стоит отметить, что аудирование способствует развитию понимания на слух, следовательно, происходит формирование механизмов аудирования.
Таким образом, выполнение поставленных исследовательских задач позволило получить нам основные результаты исследования:
1. Исследована литература различных авторов по методике преподавания английского языка.
2. Определены критерии отбора аудиоматериалов.
3. Изучена методика совершенствования лексических навыков и умений.
4. Подобраны аутентичные аудиоматериалы и разработан сборник упражнений к ним.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что цель нашей работы полностью достигнута, задачи исследования решены.
Дальнейшей разработке подлежат вопросы использования аудиоматериалов для обучения иностранному языку на разных этапах обучения.
1. Аудирование: суть и задачи// Spoken English — [Электронный ресурс].
— URL: http://www.spoken-english.ru/2011/01/10/audirovanie-sut-i-zadachi
2. Афанасьева И.В. Методика обучения лексике иностранного языка//
Инфоурок [Электронный ресурс]. — URL:
https://infourok.ru/material. html?mid=67237
3. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: учебное пособие / П.К. Бабинская, Т.М. Леонтьева, А.Ф. Будько. - 3 - е изд. - М.: Тетра Систем, 2005.
4. Бадалян А. Х. Формирование и развитие лексических навыков в
процессе обучения иностранному языку// Молодой ученый. — 2018. — №13. — С. 111-113 [Электронный ресурс]. — URL:
https://moluch.ru/archive/199/49000/
5. Барменкова, О. И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи// Иностранные языки в школе. — 3 изд. 1999. — 20-2 с.
6. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема школьного учебника: монография / И.Л. Бим. М.: Русский язык, 1977. — 288 с.
7. Ваценко Е.В. Отбор аудиотекстов для обучения восприятию и
пониманию иноязычной устной речи// gymnazya.ru— [Электронный ресурс]. — URL: http://gymnazya.ru/stati/otbor-audiotekstov-dlya-
obucheniya-vo spriyatiyu-i-ponimaniyu-i/main.html
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М.: АРКТИ, — 2003, 192 с.
9. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д.Гальскова, Н. И. Гез. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
10. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Гез
H. И., Ляховицкий М.В., Миролюбова А.А., и др. — М.: Высш. шк., — 1982. - 341 с.
11. Дехерт И.А. Некоторые проблемы реализации практических целей обучения иностранным языкам в средней школе применительно к аудированию/ И.А.Дехерт // Иностранные языки в школе. 1983. — №
I. 1. C.21.
12. Елухина Н. В. Преодоление основных трудностей понимания иностранной речи на слух как условие формирования способности устно общаться// ИЯШ. — 1996.— № 4.— С. 25-29.
13. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе/ И.А. Зимняя - М., 1991.
14. Зорин С.М. Интегральное искусство и обучение. М., 2001.
15. Калицева М.З. Обучение аудированию на уроках иностранного языка//
Открытый класс [Электронный ресурс]. — URL:
http://www.openclass.ru/node/465029
16. Козлова С.Б. Аудирование как цель и средство обучения// Технология
развития навыков и умений аудирования иноязычной речи [Электронный ресурс]. — URL:
http://kozlova.36spb.edusite.ru/p12aa1.html
17. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учебное пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Енамива. — М.: Издательский центр «Академия», — 2004.
18. Колкова М.К Современная методика соизучения иностранных языков и культур. — М.: Просвещение, — 2011.
19. Коряковцева Н.Ф. «Европейский языковой портфель для России» - новая образовательная технология в области обучения иностранным языкам: Учебное пособие по курсу «Теория обучения иностранным языкам». - М.: ИКП МГЛУ «Рема», 2009. - 154 с.
20. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М.: 2007. — 352 с.
21. Кузьменко О.Д. Некоторые вопросы методики преподавания иностранных языков в школе и вузе. — М., — 2003.
22. Кулиш Л.Ю. Виды аудирования /Л.Ю.Кулиш // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия/ под ред. И.Л.Бим, А.А.Леонтьева [и др.] М.: Русский язык, 1991. — С. 224-225.
23. Литвинова Т.В. Система упражнений для самостоятельной работы студентов по овладению лексикой по специальности. Обучение иностранным языкам в школе и в вузе. — СПб.: Каро, 2004.
24. Лобасова Е.Г. Развитие и контроль навыков аудирования на уроках
английского языка в средней школе// Инфоурок [Электронный ресурс]. — URL: https://infourok.ru/razvitie-i-kontrol-navikov-audirovaniya-na-
urokah-angliyskogo-yazika-v-sredney-shkole-848765.html
25. Любченко, О.С. Аутентичные материалы на уроке // Английский язык и литература.2003. — №22. — С.55-59.
26. Мамейчик Г.А. Использование аудиовизуальных средств на уроках английского языка в школе // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(48) [Электронный ресурс]. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(48).
27. Мильруд Р.П., Носонович Е.В.Критерии содержательной аутентичности учебного текста// ИЯШ. 1999. № 2. С. 8-12.
28. Молчановский В.В. Преподаватель русского языка как иностранного. Опыт системно-функционального анализа. - М., 1998. - 320 с.
29. Овсянникова А.Ю. Обучение аудированию на уроках иностранного языка// Открытый урок [Электронный ресурс]. — URL: https://xn-- i1abbnckbmcl9fb.xn--
p 1ai/%D1%81%D 1%82%D0%B0%D 1%82%D 1%8C%D0%B8/584680/
30. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Просвещение, 1985. - 172 с.
31. Подходы к обучению иноязычной лексике// vuzlit.ru[Электронный
ресурс]. — URL:
https: //vuzlit. ru/556306/podhody obucheniyu inoyazychnoy leksike
32. Рогова Г.В., Методика обучения иностранным языкам/ Г.В. Рогова — М., 1991. - 231 с.
33. Сафонова В.В. Книга для учителя к учебному пособию по английскому языку для X-XI классов школ с углубленным изучением английского языка. В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 1995. - 64 с.
34. Сахарова Т.Е., Рабинович Ф.М., Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, -1991.
35. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. - М., - 1983. - С.17-19.
36. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Продвинутый курс лекций / Е.Н. Соловова. — М.: АСТ, 2010. — 272 с.
37. Требования ФГОС нового поколения к обучению иностранным языкам
в средней школе [Электронный ресурс]. — URL:
https://www.herzen.spb.ru/uploads/inyaz/files/pdf flt/Partie6.pdf
38. Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души// Краткий психолого-филологический словарь. — М.: Флинта, 2011. — С.98-99.
39. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. - М., - 1989.
40. Шамов А.Н. Методика обучения иностранным языкам. Практикум/ А.Н.Шамов - М.: Феникс, 2017. - 269 с.
41. Щукин А.Н. «Обучение иностранным языкам»: Теория и практика: — М.: Филоматис, 2004.
42. Breakingnews.com [Электронный ресурс]. - URL:
https: //breakingnewsenglish. com
43. Gebhard, J.G. Teaching English as a Foreign Language: A Teacher Self-Development and Methodology Guide. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1996. 68p.
44. Lee, W. Y. Authenticity Revised: Text Authenticity and Learners Authenticity // ELT Journal. 1995. P.323-328.
45. Listenaminute.com [Электронный ресурс]. - URL:
https ://listenaminute. com/a/art.html
46. Merriam-webster.com [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.merriam-webster.com
47. Morrow, K. Authentic Texts in ESP // English for Specific Purposes. London: Modern English Publications, 1977. 26p.
48.Ocodereducation.com [Электронный ресурс]. - URL:
http://ocodereducation.com
49.Richards, J. Listening Comprehension: Approach, Design, Procedure// TESOL Quarterly. — 1983. — Vol. 17. — № 2. — P. 219-240.
50.Scrivener Jim. Learning Teaching. A book for English Language Teachers. - Oxf., Macmillan Publishers Ltd., 2015. - P. 170-183.