Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Психолого-педагогические взгляды на сущность педагогической
деятельности 8
1.2. Объективный характер трудностей учителя в процессе профессиональной
деятельности 13
1.3. Типичные трудности в педагогической деятельности молодого
учителя 18
ГЛАВА II. ОНЫТНО-ЭКСНИРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 24
2.1. Цели, задачи и организация исследования в среднеобразовательной
школе 24
2.2. Анализ трудностей начинающих учителей физической культуры в
педагогической деятельности в среднеобразовательной
школе 26
2.3. Разработка комплекса практических рекомендаций направленных на преодоление трудностей начинающих учителей физической культуры в их
педагогической деятельности 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
Актуальность. В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. Педагог в современном обществе является одним из важнейших двигателей развития. Учитель сегодня - это проводник в жизнь, которая сегодня своими темпами удивляет, а иногда и пугает. Поэтому, учитывая, что сегодня ребенок не огорожен от трудностей внешнего мира, роль учителя можно определить как одну из значительнейших ролей взрослых в детской жизни. Во многом от него зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальнейшего развития общества. Педагог воспитывает и обучает будущее общества, его дальнейшую жизнь. От учителя зависит, появятся ли в нашем обществе люди гуманные, патриотичные, достойные, творческие, выдающиеся.
В настоящее время, в системе образования, необходимы профессионально компетентные, самостоятельно мыслящие педагоги, способные максимально качественно и высококлассно применять на практике, те знания, которые ранее были получены в средне специальном или в высшем образовательном учреждении. В результате различных социально-педагогических опросов можно сделать вывод, что, несмотря на качественную подготовку студентов и их высокие показатели готовности к педагогической деятельности, у начинающего педагога могут возникнуть различные трудности в процессе профессиональной адаптации.
Профессиональная адаптация - это неизбежный процесс вхождения человека в профессию, гармонизация взаимодействия его с профессиональной средой. Адаптация в профессиональной деятельности: ее содержание, цели, средства, технологии осуществления, режим и интенсивность деятельности; адаптация к различным требованиям и стандартам производственной и трудовой дисциплины, организационным нормам и правилам; адаптация к профессионально-ролевым, социальным функциям, социально
профессиональному статусу (учитель, тренер, воспитатель и пр.), адаптация к правилам, нормам, ценностям, отношениям в трудовом коллективе. Профессиональная адаптация - это непрерывно продолжающийся, постоянно протекающий процесс, имеющий свои особенности и динамику. Данный процесс неизбежен для каждого начинающего педагога, на его пути будут встречаться трудности различного вида, с которыми педагог будет должен справляться.
Немало важную роль играет и система ценностей начинающего учителя, определяя его ориентации и отношение к самому себе, к сотрудникам и руководителям, к своим служебным обязанностям. Эти отношения могут оказаться как позитивными, так и негативными, что может являться одной из трудностей в процессе его адаптации и самореализации как молодого педагога.
Трудность, затруднение - это препятствие физического, психологического и пр. характера, для преодоление которого, необходимо приложить усилия. Все трудности начинающего педагога мешают его реализации, могут подавлять его как специалиста и в целом не благотворно влиять на процесс его профессиональной деятельности. Также следует отметить, что педагогическая деятельность, вне зависимости от стажа и опыта педагога полна различных ситуаций, требующих повышенного эмоционального реагирования.
По степени напряженности, нагрузка учителей значительно больше, чем у банкиров, менеджеров и т.п. людей, то есть профессионалов, непосредственно работающих с людьми. Причинами повышенной нагрузки, в педагогической деятельности, могут быть различные обстоятельства: большая загруженность рабочего дня, новые или трудные ситуации, повышенные интеллектуальные, физические нагрузки и т.д. Из этого стоит отметить, что профессиональная деятельность учителя, полна не только приятными и яркими событиями, но и некоторыми трудностями которые придется преодолеть. Необходимо отметить и тот факт, что «эффективные» педагоги по сравнению с «неэффективными» отличаются высокой самооценкой, позитивным отношением к себе, свободной от чрезмерной тревожности и самокритики. Такие педагоги оказывают положительное влияние на успеваемость учащихся, атмосферу внутри класса, с легкостью могут расположить почти каждого ученика, поэтому такие учителя более эффективно, решают задачи, стоящие перед ними на уроке.
Объект исследования - профессиональная деятельность, начинающих учителей физической культуры.
Предмет исследования - особенности преодоления профессиональных трудностей начинающих учителей физической культуры.
2) Цель исследования - выявить профессиональные трудности начинающих учителей физической культуры и разработать комплекс практических рекомендаций, направленных на преодоление профессиональных трудностей начинающих учителей физической культуры.
Задачи исследования:
3) Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
4) Рассмотреть психолого-педагогические взгляды на сущность
педагогической деятельности.
5) Проанализировать профессиональные трудности начинающих учителей физической культуры в педагогической деятельности.
6) Разработать комплекс практических рекомендаций, направленных на преодоление профессиональных трудностей начинающих учителей физической культуры.
На протяжении многих лет обсуждается проблема возникающих трудностей у молодых педагогов в период профессиональной адаптации. Многочисленные факты о профессиональной подготовке, деятельности и самочувствии начинающих учителей (до 2-3 лет) и молодых педагогов (до 5 лет), полученные из разных источников: монографий, сборников, научных трудов и других, подтверждают эту проблему.
Выпускник педагогического вуза либо колледжа, придя работать по специальности, начинает в своем повседневном труде применять знания и практические навыки, полученные во время обучения. Однако на этом пути его ждет множество проблем. С какими же проблемами сталкиваются молодые специалисты: управление собственным психологическим состоянием на уроке, организация собственной работы и жизни в новой роли учителя, отношения со старшими коллегами, общение с детьми, выбор адекватной позиции, взаимодействие с родителями и др.
Трудности, встречающиеся на пути начинающих учителей, являются проблемой, которую нельзя оставлять без внимания и игнорировать. Это является ключевой проблемой начинающего учителя в профессионально-педагогической деятельности.
Для выявления трудностей начинающих учителей нами было проведен теоретический анализ имеющейся литературы. Нами были изучены психологопедагогические взгляды на сущность педагогической деятельности, объективный характер трудностей учителя в процессе профессиональной деятельности и типичные трудности в деятельности молодого учителя.
На основе теоретической базы нами было проведено исследование трудностей начинающих учителей. На основании нашего исследования можно сделать следующие выводы.
Молодой педагог, начинающий свою педагогическую деятельность в общеобразовательном учреждении нередко теряется. Знаний, полученных в вузе или колледже, достаточно, но педагогическая практика показывает, что молодым педагогам не хватает педагогического опыта. Анализ педагогической действительности и социально-педагогических исследований показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация выпускника может протекать длительно и сложно. Зачастую возникающие у молодого специалиста трудности связаны со слабой методической подготовкой, отсутствием возможностей организации своей педагогической деятельности, недостаточным владением приемами и методами обучения. Готовясь к занятию, молодой педагог не может выделить приоритетные цели и задачи, что приводит к низкой эффективности обучения.
Следующая проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов, - адаптационно коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для него среду - педагогический коллектив. От коммуникабельности на первых порах зависит не только общий успех работы педагога, но и уровни самооценки и притязаний.
Возникают и определенные проблемы во взаимоотношениях с учащимися. Особое место занимает проблема взаимоотношений со «сложными», так называемыми проблемными детьми. Для работы с ними у молодого педагога не хватает педагогического опыта.
Профессиональная некомпетентность молодых педагогов связана и с тем, что они плохо контролируют и порой неверно строят свою речь. Специфические особенности педагогического труда и профессиональные возможности каждого педагога, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что выводы и рекомендации по проведенному исследованию можно применить на практике каждым начинающим педагогом, что поможет скорее адаптироваться и продуктивно вести свою профессионально-педагогическую деятельность.
Таким образом, задачи нашего исследования решены в полном объеме, цель достигнута.
1. Бесплатная библиотека России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://libed.ru/knigi-nauka
2. Болотов В. А., Ефремова Н. Ф. Системы оценки качества образования. М.: Логос. 2007. 194 с.
3. Введенский В. Н. Компетентность педагога, как важное условие успешности его профессиональной деятельности // Инновации в образовании. 2003. №4. С. 21-23.
4. Вершловский С. Г. Особенности профессионального становления молодого учителя / С. Г. Вершиловский // Советская педагогика. 2014. № 4. С. 76-84.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика - Пресс. 1998. 536 с.
6. Гаджабова И. В. Профессиональное становление учителя // Начальная школа. 2015. № 3. С. 6-10.
7. Горшков В. В., Назаров Л. П. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. Заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. М.: Издательский центр «Академия». 2002. 208 с.
8. Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие / Л. К. Гребенкина. М: Педагогическое общество России. 2000. 117 с.
9. Даль В. Толковый словарь русского языка. М.: ЭКСМО. 2004. 736 с.
10. Дмитриева О. Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности. М.: ИНГН. 1997. 145 с.
11. Добряк С. Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе: автореф. дис..канд. психол. наук. СПб. 2004. 110 с.
12. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. 480 с.
13. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е. А. Климов. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия». 2010. 134 с.
14. Коновалова Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб.: Издательство Санкт- Петербуржского ун-та. 2000. 215 с.
15. Кулагина И. Ю. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов по специальностям / И. Ю. Кулагина. М.: Академический Проект «Трикста». 2011. 314 с....40