Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 7
1.1. Состояние здоровья студенческой молодежи: статистика и тенденции
(перспективы) 7
1.2. Основные способы сохранения здоровья и профилактики заболеваний ... 14
1.3. Оздоровительные методики и технологии как эффективный способ
профилактики заболеваемости студентов 28
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 43
2.1. Анализ показателей здоровья на констатирующем этапе экспериментальной
работы 43
2.2. Комплекс традиционных и нетрадиционных оздоровительных методик и
технологий, направленный на профилактику заболеваний студентов 47
2.3. Экспериментальная проверка применения комплекса традиционных и
нетрадиционных методик и технологий, направленных на профилактику заболеваний студентов и анализ полученных результатов 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 61
Приложение 1 66
Приложение 2 67
Приложение 3 67
Приложение 4 68
В научно-исследовательской литературе часто упоминаются проблемы сохранения здоровья населения. Начиная уже с детского возраста, человека обучают заботиться о себе, своем здоровье, контролируют этот процесс. Однако, студенческая молодежь, «выходя в свободное плавание», попадает в круговорот жизни, забывая о самых простых вещах, таких как мытье рук перед едой, рациональное питание, физическая активность и др. Новая жизнь со своей спецификой учебного процесса и возрастными особенностями предъявляет повышенные требования практически ко всем органам и системам их организма. Весь период обучения характеризуется ухудшением общего здоровья студента, что обязательно скажется на его будущей работоспособности.
Для решения этой проблемы ежегодно разрабатываются различные здоровьесберегающие методики и технологии, проводятся разные спортивномассовые мероприятия по привлечению молодых людей к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни. Однако, время идет вперед и новые методы теряют свою актуальность. Студенты все также продолжают приобретать не только «багаж» знаний, но многие заболевания, которые иногда переходят даже в хроническую форму.
Также замечено, что активное отношение к здоровью как к главной ценности, от которой зависит полноценная жизнь, еще не сформировано. Ведущими мотивами физкультурно-оздоровительной деятельности студенческой молодежи является улучшение внешности и только потом улучшение состояния здоровья [30].
Актуальность данной работы состоит в том, чтобы, используя средства традиционных и нетрадиционных оздоровительных методик и технологий, обеспечить профилактику заболеваний студентов, а также понимание значения здорового образа жизни для своей будущей жизнедеятельности.
Объектом данного исследования является учебно-воспитательный процесс студентов вуза.
Предмет исследования - использование комплекса традиционных и нетрадиционных оздоровительных методик и технологий в профилактике заболеваний студентов.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы разработать и экспериментально проверить комплекс традиционных и нетрадиционных оздоровительных методик и технологий, направленных на профилактику заболеваний студентов.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать комплекс традиционных и нетрадиционных оздоровительных методик и технологий, направленных на профилактику заболеваний студентов;
3. Экспериментально проверить комплекс традиционных и нетрадиционных оздоровительных методик и технологий, направленных на профилактику заболеваний студентов.
Методы исследования:
— Анализ;
— Сравнение;
— Опытно-практическая деятельность.
Действительно, проблема укрепления здоровья и профилактики заболеваний студентов на современном этапе является крайне актуальной для государства и общества.
Изучение научной и учебно-методической литературы показало, что регулярная физическая активность позволяет человеку противостоять различного рода заболеваниям, укрепить свой организм, вести полноценный образ жизни.
В данной работе были рассмотрены следующие аспекты:
— Состояние здоровья студенческой молодежи - понятие «здоровье», его составляющие, факторы определяющие здоровье, факторы ухудшающие здоровье;
— Основные способы сохранения здоровья и профилактики заболеваний - элементарные способы сохранения здоровья и профилактики заболеваний, здоровьесберегающие технологии (понятие, виды, направления деятельности, структурообразующие компоненты);
— Оздоровительные методики и технологии - понятие оздоровительной физической культуры и ее роли в жизни человека, традиционные и нетрадиционные оздоровительные методики и технологии, их виды, особенности применения.
Также был проведен эксперимент, целью которого было выявление эффективности применения в совокупности традиционных и нетрадиционных оздоровительных методик и технологий по сравнению со средствами только традиционных оздоровительных методик и технологий.
Для этого были сформированы две группы испытуемых (контрольная и экспериментальная), где первая использовала в своей практике только традиционные оздоровительные методики и технологии - стретчинг и пилатес, а вторая - сочетание стретчинга и пилатеса с дыхательной гимнастикой А.Н. Стрельниковой и релаксационной гимнастикой.
Посредством трех функциональных проб: с задержкой дыхания и Гарвардского степ-теста были выполнены измерения на констатирующем и формирующем этапах.
Результаты эксперимента показали, что совместное применение традиционных и нетрадиционных оздоровительных методик и технологий во второй группе обеспечивает некоторое улучшение показателей здоровья.
Таким образом, применение только нетрадиционных оздоровительных методик и технологий не способствует явному прогрессу в профилактике заболеваний студентов. Необходимо учитывать и другие факторы, влияющие на здоровье студенческой молодежи: питание, наследственность, окружающая среда и др., чтобы более качественно сформировать будущее нашей страны.
1. Бараковских, К.Н., Коротких, И.П., Терренкур как современный метод оздоровления и форма ЛФК / К.Н. Бараковских, И.П. Коротких // Валеопедагогические проблемы здоровьеформирования подростков, молодежи, населения (сборник материалов 11-й Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, Екатеринбург, 4 декаб. 2015 г. / ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2015). - с. 130-132
2. Бароненко, В.А., Рапопорт, Л.А. Здоровье и физическая культура студента [Текст] / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - М: Альфа-М, 2003. - 417 с.
3. Борщёва И. В., Психологические проблемы здоровьесбережения студентов СГА // Здоровьесберегающие образовательные технологии: материалы междисциплинарной научно-практической конференции / Отв. ред. Е. В. Усова. - М.: СГА, 2007. - с. 57-60
4. Букин, В.П., Егоров, А.Н., Здоровый образ жизни студенческой молодежи в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности / В.П. Букин,
A. Н. Егоров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки -2011. -№2 (18). - С. 105-113.
5. Володкович, С. В.,Комплексы оздоровительных гимнастик в системе физического воспитания студенток : пособие для преподавателей физ. воспитания и студентов / С. Л. Володкович, Г. Н. Нарскин, В. В. Тишко. - Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2010. - 126 с
6. Горелов А.А. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы / А. А. Горелов, В.А. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных исследований, 2008. - 98 с
7. Горелов, А.А., Кондаков, В.Л., Сущенко, В.П., К проблеме систематизации новых физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза / А.А. Горелов, В.Л. Кондаков,
B. П. Сущенко // Вестник спортивной науки. -2014. - С. 45-50.
8. Дубровский В.М. Лечебная физическая культура / В.М. Дубровский. Москва: Владов, 2008. - 124 с.
9. Жигарёва, О.Г., Использование современных методик в физическом воспитании студентов / О.Г. Жигарёва // Экономические и социальногуманитарные исследования. -2016. - №4 (12). - С. 90-94.
10. Ивахненко Г. А. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах // Вестник Института социологии. 2013. № 6. C. 99-111.
11. Ильинич В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинич. Москва: Гардарики, 2003. - 131 с.
12. Каерова Е.В., Матвеева Л.В., Пилатес как средство повышения интереса студентов к формированию культуры здоровья // территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. т. 9. № 1. с. 168-180
13. Калиничев, П.О., Логинов, Ю.И. Причины ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (дата обращения: 17.04.2018)
14. Козина Ж.Л., Ильницкая А.С., Пащенко Н.А., Коваль М.В. Комплексное применение оздоровительных методик пилатеса и бодифлекса для повышения психофизиологических возможностей студентов // Педагоыка, психолоыя та медико-бюлоычш проблеми фхзичного виховання i спорту. - 2014. - № 3 - С. 31-36
15. Коротких, И.П., Кетриш Е.В., Особенности использования традиционных и нетрадиционных оздоровительных методик и технологий в профилактике заболеваний студентов / И.П. Коротких, Е.В. Кетриш // Валеологические проблемы здоровьеформирования подростков, молодежи, населения (Сборник материалов 13-й Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, Екатеринбург, 7 декаб. 2017 г. / ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2017.). - С. 91-94....35