Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 9 МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
1.1. Понятие «мотивация» в современной педагогике и психологии 9
1.2. Возрастные особенности мотивации школьников старшего 14 возраста
1.3. Педагогический аспект проблемы формирования мотивации 19 учащихся старших классов к занятиям физической культурой
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ 26 ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
2.1. Цели, задачи и организация физического воспитания в средней 26 общеобразовательной школе
2.2. Пути, средства, методы и методики формирования у школьников 32 мотивации к физической культуре в процессе физического
воспитания
2.3. Мотивы, мешающие занятиям физической культурой 36
2.4. Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой 39
2.5. Технология формирования мотивационных основ к урокам 44
физической культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Актуальность. Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению.
Одной из самых важных проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Массовые школы организуют свою деятельность в основном по традиционной системе обучения, но по-прежнему остро стоит вопрос: как формировать мотивацию к учению.
Мотивация представляет собой непростую проблему. Она заслуживает особого внимания, потому как ее изучение напрямую связанно с поиском источников деятельности человека, тех побудительных сил, благодаря которым осуществляется любая деятельность, определяется направленность поведения человека [17, с. 512].
Основой любой деятельности является мотивация, потому как именно от нее зависят заинтересованность человека в деятельности, его активность, целенаправленность, нацеленность на удовлетворение своих запросов и потребностей, определение жизненной ориентации. Под мотивацией обычно понимается процесс побуждения к деятельности себя и других для достижения поставленной цели.
Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% - от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести.
Структура мотивации спорта представляет собой актуальную психологическую проблему. Ее решение предусматривает исследование взаимосвязанных элементов индивидуальной мотивационной системы, определение роли элемента конкретного уровня при формировании содержания направленности в процессе социализации индивида. Происходящие в нашей стране, изменения социально-экономического характера все чаще выдвигают новые педагогические требования к жизни и труду человека. В современных условиях особую актуальность приобретает проблема формирования мотивов к учению, в частности к занятиям физической культурой. Физическое воспитание - это совершенно особый образовательный предмет, затрагивающий биологическую, психологическую и социальную сущность ребенка. Рациональные формы физического воспитания способны раскрывать двигательные возможности личности, а также воздействовать на его гармоничное развитие. Политика образования Российской Федерации в настоящее время направлена на переход к развивающему обучению, где меняются цель, содержание и методы обучения. На данный период в ситуации организации обучения злободневной является проблема мотивации школьников [7, с. 47].
В последнее время перед системой образования встают задачи коренного изменения отношения к физической культуре, как важнейшей составляющей общечеловеческой культуры вообще.
Одним из стратегических направлений системы образования принято считать внедрение здоровье сберегающих психолого-педагогических технологий, ввиду невысокого уровня здоровья школьников.
В последнее время жизнь детей значительно усложнилась. Ввиду того что им требуется осваивать большой объём информации, происходит значительное снижение двигательной активности. Как известно, недостаток движения - гипокинезия - вызывает целый ряд проблем в функционировании организма, который известен как гиподинамия. Сокращение двигательной активности человека ведет к компенсаторной перестройке всех видов обмена веществ. Также при снижении двигательной активности возрастает нагрузка на мозг. В свою очередь, это приводит к нарастанию мышечного напряжения, изменению нервной регуляции активности систем жизнедеятельности, что становится причиной висцеральных и соматических заболеваний [16, с. 206].
Первоочередной причиной сложившейся ситуации выступает неоправданное принижение роли физической культуры, как самими школьниками, так и отношение к данному предмету в учебных заведениях и семье.
Физическая культура и двигательная активность, необходимые для укрепления здоровья, отходят у подростков на второй план. Для них главное значение приобретают качества социально-психологического характера, такие как общительность, самостоятельность, уверенность в себе, интеллектуальные способности и другие. Состояние здоровья определяет активность личности: оптимальная двигательная активность, здоровье сообразное поведение, психосоциальное окружение. Для сохранения здоровья человек должен сам совершать целенаправленные действия, для каждого из которых важен мотив - осознанное побуждение, обусловленное действие для удовлетворения какой либо потребности человека [21, с. 128]....
Теоретический анализ литературы по теме исследования позволил выявить следующее:
Мотивация - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои способности [38].
Мотивация учащихся к занятиям физической культурой является главным компонентом в структуре организации и построения учебного процесса. Учебная деятельность будет протекать эффективно, при наличии внутреннего желания и активного интереса у учеников к занятиям. Что касается мотивации учебной деятельности старшеклассников то, можно говорить о том, что первоочередное предпочтение они отдают мотивам самоутверждения, на формирование которого влияют достижения такого характера как самооценка, устойчивое положение в коллективе сверстников, успехи в учебной деятельности. На второй план отходят мотивы саморазвития, ориентированные на развитие воли и целеустремленности. Третью, по значимости, позицию занимают два мотива, мотив общения с взрослыми и познавательный мотив.
В старших классах мотивация к занятиям физической культуре значительно снижается. Что в свою очередь ведет к возникновению целого ряда проблем связанного с функционированием организма учащихся. Ухудшается здоровье, физическая подготовленность и развитие подростков, падает физическая и умственная работоспособность.
Целью моего исследования было изучить особенности формирования мотивации к занятиям физической культурой школьников старшего возраста.
В ходе чего было выявлено, что для формирования у старшеклассников положительной мотивации к занятиям физической культурой, структура урока должна предусматривать: индивидуальный подход, положительный психоэмоциональный климат, наличие новизны, практическую значимость нового 53
материала, дух соперничества, учет личного интереса при составлении программ уроков физического воспитания.
Что же касается мотивов, мешающих занятиям физической культуры, то можно сказать следующее: незаинтересованность детей это следствие - а не причина. Потому как условия для проведения уроков физической культуры далеки от идеала: нехватка помещений, инвентаря и оборудований, их ненадлежащее состояние (испорченность, некачественность), а порой и плохие санитарно-гигиенические условия ведут к снижению мотивации к занятиям. К этому перечню также приобщаются слишком жёсткие, единые для всех, нормативы, которые под силу не каждому школьнику. Многие школьники стремятся прогулять урок физической культуры под любым предлогом. Боязнь быть высмеянными своими одноклассниками вызывает неприязнь к предмету. Физическое воспитание современных детей оставляет желать лучшего. Вполне логично, что ученики испытывают неловкость, во время того как прилюдно выполняют контрольные упражнения, которые даются им с трудом. Важно понять то, что нам нужны не унифицированные нормативы, учитывающие индивидуальные особенности растущего организма, начиная от возраста и заканчивая типом телосложения, а комфортные занятия, которые было бы интересно посещать .
Опираясь на результаты исследования, учитывая то, что многие учащиеся испытывают неудобство от монотонности и не использования современных методик на занятиях физической культурой, можно дать некоторые рекомендации по улучшению организации и проведению занятий, а также привлечению учащихся к уроку, путем внедрения новизны:
1. Фитнес - аэробика (классическая, пилатес, стретчинг, калланетика)
2. Организация занятий в тренажерном зале.
3. Разумное использование музыкального сопровождения
4. Больше проводить спортивных соревнований по видам спорта в классах
5. Использовать на уроке межпредметную связь c анатомией, биологией,
ИКТ.
6. Врачам и школьной медицинской сестре проводить беседы с учащимися и родителями о необходимости занятий физическими упражнениями
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Алексеев, А. В. Преодолей себя! [Текст]// Ростов/н Д : Феникс. - 2006. - 352 с.
3. Алексеев, А. В. Преодолеть себя [Текст]//М. : Физкультура и спорт. -
2003. - 180 с.
4. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 3.
5. Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом. - М.: Логос, 2004.
6. Бородин Ю.А. Проблемы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у девушек старших классов // Теория и практика физической культуры. 2012. № 7. С. 79.
7. Волков К.Н. Психологи о средствах и путях оптимизации учебного процесса // Психологи о педагогических проблемах: Книга для учителя / Под ред. А. А. Бодалева. - М.: Просвещение, 1991. С. 42-49.
8. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.
9. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.; Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с.
10. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - Физкультура и спорт, 1986. - С. 56-78.
11. Дубовик Е.А., Шаймарданова Л.Ш. Формирование мотивации школьников к занятиям физической культуры [Текст]//М. : В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии сборник материалов 4-й международной научно-практической конференции. 2014. С. 50-51.
12. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К проблемы воспитания личной физической культуры у школьников и студентов / П.К. Дуркин, М.П. Лебедева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 6.- С. 48-52.
13. Дуркин, П.К. Формирование у школьников устойчивого интереса к занятиям спортом // Теория и практика физической культуры. 2005. № 11. С. 49.
14. Зернов Д.Ю. Оптимизация физического воспитания старшеклассников путем формирования положительной мотивации. Алматы, 2013. 118 с.
15. Ильин Е. П. Психология спорта [Текст] // СПб.: Питер. - 2008. - 352 с....42