Введение 1
Глава 1. Феномен интерактивной книги в историко-культурном контексте... 6
Глава 2. Интерактивная книга как предмет инженерии и как предмет искусства 20
Глава 2.1. Интерактивная книга как предмет инженерии 20
Глава 2.2. Интерактивная книга как предмет искусства 29
Глава 3. Анализ современных интерактивных книг 38
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложение 61
Интерактивная книга является необычным видом книжного дела, существующим уже более 800 лет. Под «интерактивной книгой» мы понимаем такой вид книги, в которой присутствуют интерактивные элементы. Интерактивные элементы — это бумажные механизмы, которые приводят изображение в движение. Посредством взаимодействия с механизмами, изображение оживает. Оно может оживать как на плоскости, так и в пространстве, трансформируясь в трехмерный объект. Таким образом, книга наделяется свойством движения не только за счет переворачивания страниц, но и за счет механизмов на страницах книги. Это явление отличает интерактивную книгу от классической книги со статичными изображениями, выделяет ее как отдельный вид в области книжного искусства.
В современном мире существует большое количество интерактивных книг на различную тематику, с различными механизмами и функционалом. Появляются новые авторы, которые предлагают инновационные решения в создании книг с механизмами. В книгах модернизируются старые технологии создания и внедряются новые, которые совершенствуют книжное пространство. Производство интерактивных книг масштабно. В современном мире существует премия «Меггендорфера», которая вручается за лучшую интерактивную книгу с 1998 года. Несмотря на такой большой интерес к интерактивным книгам, феномен интерактивной книги является
малоизученной темой в научной среде.
Имеющиеся научные работы, к примеру, Питера Хейнинга «Передвижные книги: иллюстрированная история», Энн Р. Монтанаро «Всплывающие и передвижные книги: библиография», Жаклина Рид-Уолша «Книги или игрушки? Рассказ путешественника: исследование ранних передвижных книг для детей и их авторов в материальных и виртуальных коллекциях», Мара Сарлато «Бумажные инженеры и механические устройства передвижных книг XIX и XX веков», Елены Романовой «Книги поп-ап, или «книги-забавы», вчера и сегодня» посвящены истории возникновения интерактивной книги и ее дальнейшему развитию, но при этом не затрагивают анализа интерактивной книги как предмета книжного искусства, хотя специфика интерактивной книги наделяет книжное пространство новыми возможностями, позволяет расширить ее художественный мир с помощью механических элементов. Именно поэтому в данной работе основной акцент сделан на изучении инженерных и художественных аспектов интерактивной книги и тех особенностей, которые они дают интерактивной книге в синтезе, а также на выявлении черт, которыми должны обладать интерактивные книги, чтобы относиться к предмету книжного искусства.
Актуальность изучения феномена книги с механизмами заключается в том, что интерактивная книга недостаточно исследован с художественной точки зрения.
Подход исследования — комплексный. Он включает в себя исторический, типологический (изучение трудов по истории интерактивной книги, а также книг по бумажной инженерии и книжному искусству) и сравнительно-сопоставительный (анализ и сравнение современных интерактивных книг, а также выявление особенностей интерактивной книги как предмета книжного искусства) подходы.
Целью работы является выявление специфики интерактивной книги как предмета книжного искусства
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю интерактивной книги, ее особенности в разные исторические периоды.
2. Проанализировать инженерный и художественный аспект в интерактивной книге.
3. Выявить особенности синтеза и возможности, которые они дают интерактивной книге как предмету книжного искусства .
4. Продемонстрировать на конкретных примерах современных интерактивных книг выявленную специфику.
Объект исследования — интерактивные книги различного типа
Предмет исследования — специфика интерактивной книги как предмета книжного искусства.
В основу исследования легли работы по истории интерактивной книги Питера Хейнинга «Передвижные книги: иллюстрированная история» (1979), Энн Р. Монтанаро «Всплывающие и передвижные книги: библиография» (1993), работы по всеобщей истории книги Евгения Ростовцева «История книжного дела» в 4 частях (2007) и книга Юрия Яковлевича Герчука «Искусство графики и искусство книги (2000).
Помимо этого использовались:
- работы по истории детской зарубежной книги Харви Дартона «Детские книги в Англии: пять столетий общественной жизни» (1982) и Перси Мьюира ««Английские детские книги 1600-1900» (1954);
- исследования по бумажной инженерии, в которой представлены различные технологии создания механизмов и их типология, Татьяны Михайловны Столяровой «Архитектурное оригами» (2013), Пола Джексона «Всплывающая книга» (1993), Марка Хайнера «Бумажная техника для всплывающих книг и открыток» (1985), Хелены Хиберт «Игра со всплывающими окнами: искусство объемных, движущихся бумажных дизайнов» (2014);
- Работы по книжному искусству Владимира Андреевича Фаворского «Об искусстве, о книге, о гравюре» (1986), Юрия Яковлевича Герчука «Художественная структура книги» (1984);
- справочники, путеводители по интерактивной книге: «Бумажная
инженерия: сложите, потяните, вытолкните и поверните» Элизабет Броман, Эллен Г. К. Рубин, Энн Р. Монтанаро и др. (2010),
«Всплывающие книги: пособие для учителей и библиотекарей» Нэнси Блюмель и Ронды Тейлор (2012), «Следующая остановка: Поп-ап. Влияние бумажной инженерии на визуальные медиа» Бернадетт Пулео (2011);
- Статьи Жаклина Рид-Уолша «Книги или игрушки? Рассказ путешественника: исследование ранних передвижных книг для детей и их авторов в материальных и виртуальных коллекциях» (2012), Мара Сарлато «Бумажные инженеры и механические устройства передвижных книг XIX и XX веков» (2016), Елены Романовой «Книги поп-ап, или «книги-забавы», вчера и сегодня» (2018). Статьи по интерактивной книге из журнала «Movable book», а также интервью с ведущими бумажными инженерами.
Важно отметить, что не существует исследований по специфике интерактивной книги как предмета книжного искусства, что еще раз свидетельствует о том, что данная проблема остается неразработанной в научной литературе.
Подводя итоги исследования, можно сказать, что интерактивная книга является сложным многогранным объектом со своей историей становления, развития, вбирающим в себя характерные только для него специфические особенности, благодаря которым интерактивная книга формируется как отдельный вид в области книжного искусства. Анализ историко-культурного текста показывает, что интерактивная книга обладает свойством многофункциональности (предмет в одно и тоже время может включать эстетическую образовательную и игровую функцию), является предметом актуальным (соответствует интересам каждой из эпох), воплощает различные тематики, предназначается для разного возрастного контингента (интерактивная книга создается не только для детей) и имеет тенденцию к постоянному совершенствованию своих механических свойств. Механизм является главной отличительной особенностью в интерактивной книге, благодаря ему существует и сам феномен книг с механизмами. Но важно учесть, что механизм помещается в книжное пространство, поэтому входит в синтез с художественным. Таким образом, интерактивная книга представляет собой синтез художественного и инженерного. Инженерная часть книги отвечает за создание механизмов, которые должны быть функциональными (рабочими), вызывать эмоцию своим механическим свойством и представлять своей конструкцией концепт книги. Художественная же часть книги подразумевает собой более широкое понятие, которое относится не только к ее изобразительной части, но и к самой книге как к предмету искусства. Таким образом, выделяются такие художественные задачи, как создание единого целостного организма, в котором все элементы книги соотнесены, не входят в конфликт и представляют собой воплощение художественного текста, ее интерпретацию. В синтезе эти два аспекта дают книге следующие специфические особенности:
1. Иллюстрация оживает как реальная форма, что дает возможность наблюдать сюжет, различные события, без переворачивания страницы. Помимо этого, объект можно осязать как реальную физическую форму, с возможностью оценить ее плотность, пластику, объем. Все это дает возможность погружаться в текст не как в вымышленное пространство, а как в реальное, с которым ты можешь взаимодействовать.
2. Интерактивные механизмы, скрывающиеся за красочными иллюстрациями, вносят в книгу игровой компонент. С его помощью книга представляет собой пространство с тайниками, открыв которые можно получить больше информации о книге, о ее тексте, что в свою очередь подталкивает читателя изучать книгу.
Но при этом, если в интерактивной книге нет баланса между художественным инженерным, то книга перестает быть предметом книжного искусства. Она начинает представлять из себя искусство бумажных скульптур, инсталляций или моделирования. Именно поэтому, она должна вбирать в себя следующие правила:
1) иметь форму кодекса, которая позволяет книге быть именно книгой, а не инсталляцией, которая ограничивает возможности книги.
2) использовать механизмы нормальных размеров и в небольшом количестве, чтобы книжное пространство не нагромождалось.
Если в книге не нарушается синтез, то ее механические свойства помогают расширить художественный мир текста, что видно на примере русских интерактивных книг издательства «Лабиринт». В этих книгах механизм не только не конфликтует с книжным пространством, но и своим механическим свойством расширяет художественный мир книги, погружает в саму эпоху, с помощью приема «комментирования».
1. Архипелаг // Екатерина Казейкина: «Мне интереснее всего сочетать popup-инженерию с художественной формой». URL: https://archipelag- publishing.ru/blog/ar_interview/54674/ (дата обращения: 15.05.2024).
2. Герчук. Ю.Я. Искусство графики и искусство книги. М.: Аспект Пресс, 2000.
3. Герчук. Ю.Я. Художественная структура книги. М.: Книга, 1984.
4. Лабиринт // Нашему «Шерлоку» — год! Как делаются интерактивные
книги. URL: https ://www.labirint.ru/ child-now/labirint-press-intervyu-
sherlok/ (дата обращения: 14.05.2024).
5. Льюис К. Приключения Алисы в стране чудес. М.: Лабиринт Пресс. 2018.
6. Полякова Маргарита // «Вехи»: Интерактивная книга: история и
персоналии. Особенности направления в контексте искусства книги. URL: https ://concepture. club/post/rubrika_2021/ interaktivnaja-kniga-
istorija-i-personalii-osobennosti-napravlenija-v-kontekste-iskusstva-knigi (дата обращения: 1.05.2024).
7. Романова Е.О. Книги поп-ап, или «книги-забавы», вчера и сегодня // Искусство Евразии, 2018. Вып.4. №11.
8. Ростовцев Е. А. История книжного дела. Учеб. пособие в 4 ч. СПб.: Политехнический университет, 2007. Ч.1,2,3,4.
9. Столярова. Т.М. Архитектурное оригами. 26 моделей в технике pop-up. АСТ-Пресс, 2013.
10. Фаворский. В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Книга, 1986.
11. Bluemel N.L., Taylor R.H. Pop-up Books: A Guide for Teachers and Librarians. London: Bloomsbury Academic. 2012.
12. Brody R. Narrative fear, dread, and surprise // Movable Stationery. 2020. Vol.
28. №2.
13. Broman E., Rubin E. G. K., Montanaro A. R. Paper Engineering: Fold, Pull, Pop & Turn. Washington: Smithsonian Libraries. 2010.
14. Darton H. F. J. Children's books in England: five centuries of social life. New York: Cambridge University Press. 1982.
15. Haining P. Movable Books: An illustrated history. London: New English Library. 1979.
16. Hicks K.E. The history of the Meggendorfer prise // Movable Stationery. 2021. Vol. 29. №3.
17. Hiebert H. Playing with Pop-ups: The Art of Dimensional, Moving Paper Designs. Gloucester: Quarry Books. 2014.
18. Hiner M. Paper Engineering for Pop-up Books and Cards. London: Tarquin Group. 1985.
19.Ives. R. Paper Engineering and Pop-ups for Dummies. New York: Wiley. 2009.
... Всего источников – 30.