Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РЕКРУТМЕНТЕ 9
1.1. Искусственный интеллект: характеристика и понятие феномена 9
1.2. Искусственный интеллект как инструмент рекрутинга персонала 14
1.3. Преимущества и недостатки использования искусственного интеллекта в рекрутменте 20
Выводы 25
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КОМПАНИЯМИ В РЕКРУТМЕНТЕ 27
2.1. Обзор использования искусственного интеллекта в мировых и российских компаниях 27
2.2. Использование искусственного интеллекта, в том числе в подборе персонала, на примере компании Яндекс 30
2.3. Использование искусственного интеллекта в подборе персонала на примере сервиса HH.RU 33
2.4. Использование искусственного интеллекта в подборе персонала на примере компании Альфа-Банк 35
Выводы 37
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ КОМПАНИИ X, МЕТОДОВ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО НАЧАЛУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИИ В РЕКРУТМЕНТЕ КОМПАНИИ 39
3.1. Характеристика компании X и использование существующих методов в рекрутменте 39
3.2. Позиция сотрудников компании X о внедрении ИИ в рекрутмент 46
3.3. Рекомендации по использованию искусственного интеллекта в рекрутменте для компании X 51
Выводы 56
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложение 68
Искусственный интеллект (далее – ИИ) в последнее время стал стремительно развиваться, меняя нашу жизнь до неузнаваемости. Искусственный интеллект проникает во все сферы, начиная от медицины и финансов до искусства и развлечений.
Рынок труда также не остался в стороне и в условиях жесткой конкуренции компании все чаще прибегают к помощи ИИ, чтобы найти талантливых сотрудников. Традиционные методы рекрутинга, основанные на ручном труде, уже не всегда позволяют решить задачи по подбору персонала быстро и эффективно. Например, системы искусственного интеллекта могут автоматически сканировать резюме на соответствие ключевым критериям вакансии или проводить первичные собеседования с кандидатами, прогнозировать успешность кандидата на конкретной должности, что сокращает время на поиск, отбор сотрудников и повышает качество подбора персонала.
Актуальность исследования заключается в необходимости изучения работы систем искусственного интеллекта в подборе персонала. Это обусловлено тем, что компании стремятся максимизировать качество отбора кандидатов, сократить время на их поиск и повысить эффективность работы всего HR-отдела своей компании . Необходимость во внедрении ИИ-технологий в рекрутмент связана с тем, что компании конкурируют за талантливых и высококвалифицированных сотрудников не только на локальном рынке, но и на мировом. Раньше процесс подбора персонала был более трудоемким и сложным, а сейчас, чтобы найти талантливых сотрудников, необходим более инновационный подход, который будет эффективным и результативным для компании, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке. Для компаний использование ИИ-технологий в рекрутмент имеет потенциал стать незаменимым инструментом, позволяющим повысить эффективность рекрутинга и создать команду из лучших кандидатов.
Управленческая проблема заключается в том, что внедрение искусственного интеллекта в рекрутмент компаний будет нести ряд ограничений и рисков, которые не в полной мере осознаются работодателями перед внедрением. Эти ограничения связаны с следующими моментами:
• искусственный интеллект может нести этические риски, такие как предвзятость, что может привести к дискриминации кандидатов по расе, полу, религии или другим признакам, сохранение конфиденциальности, так как системы могут хранить большое количество персональных данных, которые могут быть украдены;
• невозможность оценить искусственным интеллектом «мягкие навыки» кандидатов, такие как коммуникабельность, креативность, командная работа, что может привести к «отсеиванию» талантливых сотрудников;
• использование искусственного интеллекта требует квалификации HR-специалистов, навыков работы и знаний в этой области. Такие изменения требуют дополнительного обучения и переквалификации, что может привести к сопротивлению новым технологиям HR-специалистов;
• технологические ограничения также могут нести управленческие проблемы, такие как дорогостоящее оборудование для использования нейронной сети, в особенности для малого и среднего бизнеса, интеграция с другими системами, так как ИИ относится к новому инструменту в использовании технологиями;
• правовое законодательство имеет влияние на использование ИИ-систем, так как системы собирают и хранят персональные данные кандидатов и ответственность, принимаемые касательно ИИ-систем, будет нести работодатель.
Цель выпускной квалификационной работы – сформулировать рекомендации для компании X по внедрению искусственного интеллекта в рекрутмент...
Развитие искусственного интеллекта открывает новые возможности для многих отраслей, и рекрутинг – не исключение. Столкнувшись с острой конкуренцией за лучших специалистов, компании активно внедряют в системы искусственный интеллект, чтобы найти талантливых сотрудников.
Целью данного исследования являлось формулирование рекомендаций для компании X по внедрению искусственного интеллекта в рекрутмент. Для реализации цели были выдвинуты задачи, которые рассматривались и выполнялись в теоретической и практической части работы.
Теоретическая часть работы была посвящена анализу искусственного интеллекта и использованию ИИ в рекрутменте компании, а также его преимуществам и недостаткам. Искусственный интеллект – это динамично развивающаяся область, охватывающая широкий спектр технологий, которые имитируют когнитивные функции человека, такие как обучение, решение проблем и принятие решений, и могут использоваться для достижения результатов, аналогичных или близких к результатам человеческого интеллекта.
Несмотря на очевидные преимущества использования искусственного интеллекта (скорость, охват поиска кандидатов, корректность и беспристрастность), которые могут значительно повысить качество рекрутинга, важно учитывать и такие недостатки как этическая сторона вопроса, ограничения технологии, дороговизна и возможность дискриминации кандидатов. Системы с искусственным интеллектом получили широкое применение в рекрутменте, так как они помогают работодателям сократить время на поиск и отбор персонала, а именно, проводить тестирования, видео-интервью, проводить анализ и хранить большое количество данных. При грамотном использовании ИИ-решений компании могут значительно ускорить процесс подбора персонала, улучшить качество найма и создать привлекательный бренд.
Также мы провели анализ компаний, которые уже внедрили искусственный интеллект в рекрутмент. Мы выяснили, что чаще всего искусственный интеллект используют для анализа данных, хранения больших массивов данных, генерирования текстов и изображений. Однако недавно рекрутмент также колоссально подвергся изменениям со стороны новых технологий. Многие компании стали пользоваться уникальными возможностями искусственного интеллекта для подбора и оценки кандидатов на открытые должности. Например, такие компании как Яндекс, HH.RU, Альфа-Банк.
Мы пришли к выводу, что чтобы внедрить искусственный интеллект в компанию, важно проанализировать её нынешнее положение на рынке, провести анализ дальнейших возможностей, узнать какие потребности в каких кадрах на данный момент существуют и постепенно внедрять это в систему. Нельзя пренебрегать испытаниями, использованием большого количества так называемых обучающих выборок для искусственного интеллекта, так как только благодаря грамотной работе модель будет приносить пользу компании, подбирая сотрудников, которые способны помочь компании продвигаться вверх на экономическом рынке.
Важным этапом данного исследования также было сформулировать рекомендации для компании X по внедрению искусственного интеллекта в рекрутмент. Компания X – это динамично развивающийся бизнес в Казахстане и 5 филиалами в России. Для того, чтобы сформулировать рекомендации нами было проведено экспертное интервью с руководителем компании и руководителем отдела кадров. Более того, мы провели исследование в виде интернет-опроса, в котором узнали позицию сотрудников компании X о внедрении искусственного интеллекта. На основе результатов данных исследований мы сделали следующие выводы:
• коэффициент текучести кадров в компании на 2023 год составляет 39,5%. В компании X коэффициент текучести кадров выходит за границы естественной текучести, что говорит о проблемах в стратегии подбора персонала;
• использование традиционных методов рекрутинга персонала не позволяет сделать широкий обхват для поиска высококвалифицированных специалистов. Кроме того, традиционные методы рекрутинга персонала, такие как собеседования, часто основываются на субъективном мнении интервьюера, что может привести к ошибочному решению о приеме на работу;
• руководитель компании X и руководитель отдела кадров отмечают, что с помощью искусственного интеллекта хотели бы автоматизировать многие рутинные задачи HR, такие как обработка резюме, первичный отбор кандидатов, составление отчетов и администрирование льгот. А также использовать искусственный интеллект для поиска и привлечения лучших кандидатов на работу;
• 51% опрашиваемых сотрудников удовлетворены тем, как проходит найм персонала;
• 38% опрашиваемых хотели бы, чтобы в компании использовались технологии для автоматизации процессов рекрутинга;
• сотрудники компании представляют роль использования ИИ в рекрутменте в виде предложения персонализированных вакансий, проведения первичного собеседования с ИИ, автоматизированной сортировке резюме и проведении первичной оценки кандидатов.
В результате было предложено 9 пунктов с этапами реализации проекта по созданию нейронной сети. Для реализации этих рекомендаций были частично оценены издержки и риски для компаний, что связано с частичным анализом всех аспектов. Стоит отметить, что данные рекомендации были составлены, отталкиваясь от анализа российских компаний, которые применили ИИ в рекрутменте, мнения сотрудников компании, рекомендаций руководителя компании. Общие расходы на реализацию внедрения искусственного интеллекта в рекрутмент компании X составят 4,5 млн. руб., при бюджете 6 млн. руб. для проекта. 1,5 млн. руб. пойдут на непланируемые расходы, которые будут связаны с рисками и прочими расходами.
Полученные рекомендации могут иметь важное практическое значение для компании X и исследований в области применения искусственного интеллекта в рекрутменте. Однако данное исследование формирует вопросы, связанные с выявлением конкретных недостатков использования искусственного интеллекта в рекрутменте, которые необходимо рассматривать в дальнейших исследованиях. Кроме того, предложенные рекомендации были согласованы с руководителем компании X и все 9 пунктов будут рассмотрены при составлении проекта по внедрению искусственного интеллекта в рекрутмент.
Таким образом, для компании X ИИ-технологии в рекрутменте имеют потенциал стать незаменимым инструментом, позволяющим повысить эффективность рекрутинга и создать команду из лучших кандидатов, а также оставаться конкурентноспособными на рынке.
1. Айта Лузгина. Что такое диджитал простыми словами? – 2021. – // yandex.ru – URL: Режим доступа: https://yandex.ru/q/question/chto_takoe_didzhital_prostymi_slovami_2644279a/ (дата обращения: 06.03.2024).
2. Анна Арндт. GPT – мечта рекрутеров? Расследование Bloomberg: предвзятость ИИ никуда не делась // vc.ru. - 23.03.2024. - №3. - С. 1-15. – URL: https://vc.ru/u/991602-anna-arndt/1090304-gpt-mechta-rekruterov-rassledovanie-bloomberg-predvzyatost-ii-nikuda-ne-delas (дата обращения: 30.03.2024).
3. Анна Ефимова Текучесть кадров: причины, виды и формула расчета коэффициента // Журнал Хантфлоу. - 28.07.2023. - №1. - С. 1-11. – DOI: https://huntflow.ru/blog/tekuchest-kadrov/#:~:text=Коэффициент%20текучести%20кадров%20отражает%20в,среднесписочная%20численность%20команды%20х%20100%25 (дата обращения: 15.04.2024).
4. Анна Холявко, Павел Кантышев Как искусственный интеллект завоевал бизнес // Ведомости. - 23.11.2017. - №3. - С. 1-18. – URL:https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/11/23/742795-iskusstvennii-intellekt (дата обращения: 04.04.2024).
5. Бирюков П.Н. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ США В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2019. №3 (38). – URL: https://cyberpedia.su/17x5d15.html (дата обращения: 14.02.2024).
6. Веснин, В.Р. Управление человеческими ресурсами: теория и практика : учебник / В.Р. Веснин .— Москва : Проспект, 2015 .— 688 с. — ISBN 978-5-392-16754-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/632862 (дата обращения: 21.02.2024).
7. Вознюк П. А. История развития и современное состояние искусственного интеллекта // Глобус: технические науки. 2019. №3 (27). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-i-sovremennoe-sostoyanie-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 07.02.2024).
8. Выходец Р.С. Политика стран ЕАЭС в области искусственного интеллекта // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. №3 (41). – с. 106-116 – DOI: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-stran-eaes-v-oblasti-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 15.02.2024).
9. Глызина М.П., Иванова Е.А. РЕКРУТИНГ ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 6-1. – р. 3; – URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1725 (дата обращения: 06.03.2024).
10. Гребенюк, Т. А. Подбор персонала и рекрутинг / Т. А. Гребенюк, И. А. Бусоедов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 682-684. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30868/ (дата обращения: 22.02.2024).
11. Доэрти Пол. Человек + машина. Новые принципы работы в эпоху искусственного интеллекта / Пол Доэрти. Джеймс Уилсон; пер. с англ. Олега Сивченко, Натальи Яцюк: [науч. ред. М. Григорьева, А. Кучма, А. Епишев, Е. Кученева]. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 304 с. – URL: https://royallib.com/read/doerti_pol/chelovek__mashina.html#0 (дата обращения: 06.02.2024).
12. Дудова М.А. Цифровая революция в рекрутменте: современные инструменты для эффективного подбора персонала // Материалы конференции: Достойный труд – основа стабильного общества. С 90-94. Екатеринбург – 2023. – URL: https://science.usue.ru/images/docs/itogi/dt010224.pdf#page=91 (дата обращения: 04.01.2024).
13. Душкин Р.В. Искусственный интеллект / Душкин Р.В. Мовчан Д.А. - М.: ДМК Пресс, 2019. - 280 с. – URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/261283/1/160-165.pdf (дата обращения: 06.02.2024).
14. Ермакова, А. А. Рекрутинг как элемент системы подбора персонала / А. А. Ермакова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 12 (198). – с. 78-79. – URL: https://moluch.ru/archive/198/48888/ (дата обращения: 20.02.2024).
15. Инновационные технологии, экономика и менеджмент в промышленности: сборник научных статей по итогам второй международной научной конференции, Волгоград, 21–22 января 2021 года / Научно-производственное предприятие «Медпромдеталь». Том Часть 2. – Волгоград: ООО «Конверт», 2021. – 184 с. – ISBN 978-5-6045950-1-5. – EDN XMUTST. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_44776144_95388162.pdf (дата обращения: 15.03.2024)...50