ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Санкции как инструмент внешнеполитического давления. 12
Глава 1.1 История применения санкций 12
Глава 1.2 Определение санкций в рамках международного и национального законодательства. 17
Глава 1.3 Подходы к изучению санкций в рамках истории и теории международных отношений 20
Глава 2. Банковская сфера Ирана и процесс ее формирования 26
Глава 2.1. История развития и основы банковской сферы Ирана 26
Глава 2.2 Банковский сектор ИРИ: финансовые показатели, сегменты рынка 33
Глава 2.3 Практическая деятельность по противодействию санкциям 45
Глава 3. Фондовый рынок ИРИ в условиях внешнеполитического давления 62
Глава 3.1 Основы работы фондового рынка и история формирования 62
Глава 3.2 Основные финансовые показатели Тегеранской фондовой биржи и ее развитие в новое время. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
Исламская республика Иран сегодня является одной из немногих суверенных стран, не отвергающей основы капиталистической системы, но при этом ориентированной на защиту собственной иранской шиитской идентичности, развитие которой противоречит западным ценностям, связанным с демократией и правами человека. Вынужденная во многом ориентироваться в рамках данной установки на собственные силы страна проводит самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, в том числе и по вопросам разработок в ядерной сфере. Последнее привело к масштабной санкционной кампании против Ирана и главным образом против его экономики.
Накопившийся опыт противодействия международным санкциям представляется актуальным и для Российской Федерации, с учетом новых внешнеэкономических обстоятельств и еще более масштабного санкционного давления. На данный момент на Россию со стороны Евросоюза введено 7 пакетов санкций, также стоит добавить первичный пакет санкций США, который введён еще 22 февраля, а затем мартовский пакет санкций против России.
Это основные пакеты санкций западных стран, которые были введены в отношении РФ. При этом в отношении Ирана после 2018 г. введено два блока санкций со стороны США. В 2019 г. был добавлен пакет против строительных компаний Ирана, а также принято решение об отключении от системы SWIFT. При этом самое важное отличие Исламской республики Иран (далее ИРИ) от России состоит в том, что Евросоюз серьезных пакетов санкций не вводил, а наоборот, пытается всячески сохранить сотрудничество со страной и обойти американские рестрикции, с целью непопадания европейских компаний под санкции из-за их работы с иранскими компаниями...
Подводя итоги, можно сказать, что иранский финансовый сектор имеет не слишком длинную, но насыщенную историю. С конца XIX в., когда были созданы первые банки, финансовый сектор в целом прошёл длинный путь трансформации. Шахский Иран выстраивал долгое время систему, ориентированную на западные страны. Полноценная централизованная финансовая система с центральным банком появилась только в 60-е гг. XX века, когда был сформирован ЦБ Ирана. Однако многие достижения были «перечеркнуты» исламской революцией, когда финансовый сектор был заморожен на долгие годы, поскольку банки были национализированы и существовали для узкого круга целей государства, а фондовый рынок возобновил свою деятельность только после конца ирано-иракской войны.
Начало XXI века можно обозначить как новый период возрождения всей финансовой сферы Ирана, связанной с ее приватизацией с одной стороны, а с другой большим вливанием государственных денег. На данный момент можно отметить, что финансовый сектор Ирана полностью сформировался, а его история будет продолжена, поскольку не существует прямых угроз. Что касается непосредственно самих угроз, то до недавнего времени на Иран были наложены беспрецедентные санкционные меры. Они носили не только национальный характер, в частности таковыми были санкции США, введенные еще после исламской революции, но и международные, когда СБ ООН прямо запрещал взаимодействие с финансовым сектором Ирана и тем самым существенно ограничивал возможности финансового сектора.
Несмотря на все попытки вывести страну из-под санкций, в частности, ядерную сделку, Иран все еще продолжает находиться под беспрецедентным международным давление уже очень долгое время. Такое положение обязывает Исламскую Республику находить свои механизмы по обходу этих санкций. С одной стороны, это схожий с российским вариантом параллельный импорт, который меньше афишируется иранцами. С другой стороны, это импортозамещение, которое куда больше представлено в Иране, когда иранские компании буквально копировали западные аналоги продуктов, в том числе и в информационной сфере.
Особенные успехи отмечаются именно в финансовой сфере. С одной стороны этому поспособствовали традиционные методы оплаты, такие как упомянутая риба, с другой стороны распространение филиалов банков в странах, которые не находятся под санкциями, а также использование банковской инфраструктуры других стран в качестве финансовых хабов. Россия во многом сейчас перенимает этот опыт и старается предпринимать схожие шаги в вопросе обхода финансовых санкций.
В результате полноценного рассмотрения всех сторон финансовой сферы Ирана можно сделать вывод о том, что на сегодняшний момент макроэкономическая стабильность в стране сохранена. Финансовый сектор продолжает свой рост и развитие. Наметившаяся приватизация в начале 2000-х на данный момент завершена, однако сформирован полноценный частный сектор в экономике, в том числе и банковский. Существует ряд проблем, с которыми предстоит бороться еще очень долгое время.
В частности, это недостаток капитализации, негативные внутренние экономические факторы, такие как инфляция и безработица. Обозначившийся бюджетный стимул и постепенное усиление роли государства в экономике в самом начала создало мощный экономический импульс, однако же сейчас этот драйвер роста был исчерпан и иранская экономика, в том числе и финансовый сектор, рискуют погрузиться в долгую рецессию. Но если рассматривать общую степень эффективности сопротивления иранской экономики международному санкционному режиму, то можно сказать, что для страны с общими экономическими показателями, то можно оценить ее как высокую.
Безусловно, без санкций иранская экономика и благосостояние страны могло бы быть гораздо выше, но при этом конечная цель санкций не была достигнута, иранский режим не был уничтожен, а макроэкономическая стабильность была восстановлена, пусть и с оговорками на высокую инфляцию.
Таким образом, в ходе исследования была подтверждена гипотеза о том, что международное санкционное давление приводит к большему вмешательству государства в экономику. При этом таковое вмешательство может приобретать различные формы. С одной стороны, государство может давать бюджетный стимул, с другой стороны приватизировать определенные отрасли и создавать режим максимального благоприятствования для новых компаний и секторов в общем. Особенно сильно это влияет на первом этапе на банковский сектор и на фондовый рынок. С другой стороны, действительно создается барьер для дальнейшего интенсивного экономического развития страны, поскольку отрезается доступ к международному рынку, который крайне важен в условиях современной глобальной экономики.
1. Архипова, В. В., Комолов, О. О. Развитие международных санкционных режимов: исторический аспект // Российский внешнеэкономический вестник. – 2016. – № 3. – С. 53–69.
2. Ахмадуллин Р. М. Принципы функционирования исламской финансовой системы // Вестн. Казан. юрид. ин-та МВД России. – 2011. – № 6. – С. 81–88.
3. Беккин Р.И. «Исламская экономика» Москва, 2008, с.44, с. 48-49
4. Бакайкина А.В. Применение индекса Лернера к оценке конкуренции на рынке кредитования малого и среднего бизнеса в России // Финансы и кредит. 2015. №23 (647).
5. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. – М.: Изд. дом Марджани, 2010. – 351 с
6. Балуев Д. Г. Эволюция экономических санкций как инструмента внешней политики: от Второй мировой войны до санкций против России // Mеждународные процессы. 2014, Том 12. № 3 (38). Июль — сентябрь
7. Гордеева О. Е., Львова Н. А. Исламская финансовая система // Вестник СПбГУ. Сер 5. Экономика. СПб., 2009. Вып. 3. С. 124-133.
8. Зотин А., Кожанов Н., Филин Н. Цена суверенной теократии // Журнал «Коммерсант Деньги». №39 от 06.10.2014. С. 41.
9. Звонова, Е. А. Сохранение международной конкурентоспособности национальной экономики страны – объекта экономических санкций (опыт Ирана) // Экономика. Налоги. Право. – 2017. – № 2. – С. 30–37.
10. Кожанов Н. А., Сутырин С. Ф. Международные экономические санкции как инструмент «принуждения к выполнению контракта» (на примере Исламской Республики Иран) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.5. Экономика. СПб., 2012. Вып. 1. с. 108 - 118.
11. Кожанов Н. А. Экономические санкции против Ирана: цели, масштабы, возможные последствия введения / под ред. С. Ф. Сутырина. М.: Институт Ближнего Востока, 2011.
12. Мамедова Н. М. Иран в условиях американских санкций и коронавируса // Свободная мысль. 2021. №2. С. 185-198.
13. Мамедова Н. М. Исламская экономика Ирана: теория и практика. М.: Институт Востоковедения, 2022. 324 с.
14. Мамедова Н. М., Ульченко Н. Ю. Особенности экономического развития современных мусульманских государств (на примере Турции и Ирана). М.: Городец, 2006. 288 с.
15. Мамедова Н. М., Ульченко Н.Ю. Особенности экономического развития современных мусульманских государств (на примере Турции и Ирана). М.: Городец, 2006. 288 с...97