Применение элементов интенсивного обучения на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых специальностей
|
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНТЕНСИВНЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. ... 7
1.1. Определение интенсивных методов. Общая информация 7
1.2. Интенсивные методы обучения иностранным языкам 10
1.2.1. Метод активизации резервных возможностей человека и
коллектива (Г. А. Китайгородская) 11
1.2.2. Суггестопедический метод (Г. К. Лозанов) 16
1.2.3. Эмоционально-смысловой метод (И. Ю. Шехтер) 19
1.2.4. Метод «погружения» (А. С. Плесневич) 22
1.2.5. Суггестокибернетический интегральный метод (В. В.
Петрусинский) 23
1.3. Цели и содержание обучения иностранным языкам студентов
неязыковых специальностей 25
Выводы по первой главе 30
Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ
ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 31
2.1. Методические особенности организации занятий по иностранному
языку с использованием интенсивных методов обучения студентов неязыковых специальностей 31
2.2. Конструкт практических занятий по английскому языку с
использованием элементов интенсивного обучения у студентов неязыковых специальностей 33
2.3. Экспериментальная проверка эффективности применения элементов
интенсивного обучения на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых специальностей 40
Выводы по второй главе 45
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНТЕНСИВНЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. ... 7
1.1. Определение интенсивных методов. Общая информация 7
1.2. Интенсивные методы обучения иностранным языкам 10
1.2.1. Метод активизации резервных возможностей человека и
коллектива (Г. А. Китайгородская) 11
1.2.2. Суггестопедический метод (Г. К. Лозанов) 16
1.2.3. Эмоционально-смысловой метод (И. Ю. Шехтер) 19
1.2.4. Метод «погружения» (А. С. Плесневич) 22
1.2.5. Суггестокибернетический интегральный метод (В. В.
Петрусинский) 23
1.3. Цели и содержание обучения иностранным языкам студентов
неязыковых специальностей 25
Выводы по первой главе 30
Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ
ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 31
2.1. Методические особенности организации занятий по иностранному
языку с использованием интенсивных методов обучения студентов неязыковых специальностей 31
2.2. Конструкт практических занятий по английскому языку с
использованием элементов интенсивного обучения у студентов неязыковых специальностей 33
2.3. Экспериментальная проверка эффективности применения элементов
интенсивного обучения на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых специальностей 40
Выводы по второй главе 45
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения
Данная дипломная работа посвящена одной из наиболее остро стоящих проблем современного общества, а именно — эффективности изучения иностранного языка. В наши дни, практически каждый человек осознает необходимость знания одного или даже нескольких иностранных языков. Связано это, в первую очередь с тем, что непрерывный рост рынка труда с каждым годом повышает планку требований и обязанностей к будущему работнику, из чего следует, что, если человек хочет быть конкурентоспособным на рынке труда, знание иностранного языка уже не привилегия, а необходимое условие.
В XXI веке люди имеют достаточно много причин чтобы начать изучать иностранный язык. Однако, у многих возникают вопросы с чего стоит начинать, какие материалы использовать, как выбрать такой метод изучения языка, который соответствовал бы личным запросам и предпочтениям и, конечно, как выучить язык быстро и эффективно.
В данной дипломной работе будут рассмотрены наиболее часто используемые интенсивные методы обучения, которые подходят для большинства обучающихся на любой ступени образования и считаются наиболее эффективными на современном этапе развития. Интенсивные методы обучения иностранным языкам направлены в большей степени на овладение устной иноязычной речью в наиболее сжатые сроки, а также при значительной ежедневной концентрации учебных часов. Рассматривать включение элементов интенсивного обучения иностранным языкам мы будем на примере обучающихся неязыковых специальностей.
Основными задачами интенсивного метода обучения иностранному языку являются: овладение иностранным языком, при условиях ограниченности времени, как средством общения на повседневные и профессиональные темы, с использованием большого (в сравнении с традиционными методами обучения) лексического запаса, умение понимать и осознавать устную речь на слух в ее естественном темпе.
Актуальность данного исследования заключается в том, что оно посвящено одной из наиболее важных проблем современного общества - эффективности изучения английского языка. По нашему мнению, данной проблеме уделяется недостаточное внимание в связи с тем, что в образовательных учреждениях процесс обучения английскому языку носит несистематизированный характер, в следствии чего падает эффективность обучения.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей.
Предмет исследования - элементы интенсивных методов как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся неязыковых специальностей.
Целью данной дипломной работы является теоретическое обоснование использования элементов интенсивных методов обучения на занятиях по английскому языку и методологическая разработка конструкта практических занятий по английскому языку с использованием элементов интенсивных методов обучения у студентов неязыковых специальностей.
Объект, предмет и цель исследования определили постановку следующих задач:
1. Раскрыть сущность интенсивных методов обучения иностранным языкам и сопоставить данные методы.
2. Рассмотреть цели и содержание обучения иностранным языкам студентов неязыковых специальностей.
3. Разработать комплекс практических занятий по английскому языку с включением элементов интенсивных методов обучения.
4. Экспериментально доказать эффективность использования элементов интенсивных методов обучения на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых специальностей.
Гипотеза исследования: процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции на занятиях по английскому языку будет более эффективным и быстрым, если:
- включить элементы интенсивных методов обучения в ход занятия;
- уделяется достаточное внимание снятию психологических барьеров при усвоении языкового материала и речевом общении;
- уделяется повышенное внимание различным формам педагогического общения на занятиях;
- учитываются возрастные особенности и интересы обучающихся.
Для достижения поставленной цели и выполнения задач были использованы следующие методы научного исследования:
- теоретические: анализ научно - методической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
- эмпирические: обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент;
- метод количественной, качественной обработки полученных результатов.
Теоретической базой исследования послужили работы таких отечественных и зарубежных учёных как: Г. А. Китайгородская, Г. К. Лозанов, И. Ю. Шехтер, А. С. Плесневич, A. M. Свядощ, Л. А. Близниченко, В. П. Зухарь, А. Н. Щукин, В. В. Петрусинский и др.
Практическая значимость. Материалы данного исследования могут быть использованы в процессе обучения английскому языку, для формирования эффективной иноязычной коммуникативной компетенции посредством использования элементов интенсивного обучения.
Разработанный и экспериментально подтвержденный практических занятий по английскому языку, доказывающий положительное влияние использования элементов интенсивных методов обучения в ходе образовательного процесса, является новизной данного исследования.
Апробация работы. Материалы выпускной квалификационной работы докладывались на научно-практических конференциях: «В мире науки: вопросы филологии, лингводидактики и переводоведения. Заочный этап.» (ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары, Российская Федерация, 2 апреля 2019), на XVII-й Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков» (ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г.
Екатеринбург, Российская Федерация, 11 апреля 2019 года).
Экспериментальное обучение проходило на базе «Уральского государственного педагогического университета» — федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования города Екатеринбурга, в эксперименте приняли участие 20 обучающихся 1 курса неязыковой специальности.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
В XXI веке люди имеют достаточно много причин чтобы начать изучать иностранный язык. Однако, у многих возникают вопросы с чего стоит начинать, какие материалы использовать, как выбрать такой метод изучения языка, который соответствовал бы личным запросам и предпочтениям и, конечно, как выучить язык быстро и эффективно.
В данной дипломной работе будут рассмотрены наиболее часто используемые интенсивные методы обучения, которые подходят для большинства обучающихся на любой ступени образования и считаются наиболее эффективными на современном этапе развития. Интенсивные методы обучения иностранным языкам направлены в большей степени на овладение устной иноязычной речью в наиболее сжатые сроки, а также при значительной ежедневной концентрации учебных часов. Рассматривать включение элементов интенсивного обучения иностранным языкам мы будем на примере обучающихся неязыковых специальностей.
Основными задачами интенсивного метода обучения иностранному языку являются: овладение иностранным языком, при условиях ограниченности времени, как средством общения на повседневные и профессиональные темы, с использованием большого (в сравнении с традиционными методами обучения) лексического запаса, умение понимать и осознавать устную речь на слух в ее естественном темпе.
Актуальность данного исследования заключается в том, что оно посвящено одной из наиболее важных проблем современного общества - эффективности изучения английского языка. По нашему мнению, данной проблеме уделяется недостаточное внимание в связи с тем, что в образовательных учреждениях процесс обучения английскому языку носит несистематизированный характер, в следствии чего падает эффективность обучения.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей.
Предмет исследования - элементы интенсивных методов как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся неязыковых специальностей.
Целью данной дипломной работы является теоретическое обоснование использования элементов интенсивных методов обучения на занятиях по английскому языку и методологическая разработка конструкта практических занятий по английскому языку с использованием элементов интенсивных методов обучения у студентов неязыковых специальностей.
Объект, предмет и цель исследования определили постановку следующих задач:
1. Раскрыть сущность интенсивных методов обучения иностранным языкам и сопоставить данные методы.
2. Рассмотреть цели и содержание обучения иностранным языкам студентов неязыковых специальностей.
3. Разработать комплекс практических занятий по английскому языку с включением элементов интенсивных методов обучения.
4. Экспериментально доказать эффективность использования элементов интенсивных методов обучения на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых специальностей.
Гипотеза исследования: процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции на занятиях по английскому языку будет более эффективным и быстрым, если:
- включить элементы интенсивных методов обучения в ход занятия;
- уделяется достаточное внимание снятию психологических барьеров при усвоении языкового материала и речевом общении;
- уделяется повышенное внимание различным формам педагогического общения на занятиях;
- учитываются возрастные особенности и интересы обучающихся.
Для достижения поставленной цели и выполнения задач были использованы следующие методы научного исследования:
- теоретические: анализ научно - методической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
- эмпирические: обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент;
- метод количественной, качественной обработки полученных результатов.
Теоретической базой исследования послужили работы таких отечественных и зарубежных учёных как: Г. А. Китайгородская, Г. К. Лозанов, И. Ю. Шехтер, А. С. Плесневич, A. M. Свядощ, Л. А. Близниченко, В. П. Зухарь, А. Н. Щукин, В. В. Петрусинский и др.
Практическая значимость. Материалы данного исследования могут быть использованы в процессе обучения английскому языку, для формирования эффективной иноязычной коммуникативной компетенции посредством использования элементов интенсивного обучения.
Разработанный и экспериментально подтвержденный практических занятий по английскому языку, доказывающий положительное влияние использования элементов интенсивных методов обучения в ходе образовательного процесса, является новизной данного исследования.
Апробация работы. Материалы выпускной квалификационной работы докладывались на научно-практических конференциях: «В мире науки: вопросы филологии, лингводидактики и переводоведения. Заочный этап.» (ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары, Российская Федерация, 2 апреля 2019), на XVII-й Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков» (ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г.
Екатеринбург, Российская Федерация, 11 апреля 2019 года).
Экспериментальное обучение проходило на базе «Уральского государственного педагогического университета» — федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования города Екатеринбурга, в эксперименте приняли участие 20 обучающихся 1 курса неязыковой специальности.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на слух речи на иностранном языке, а также чтением и письмом. Уровень адекватности владения тем или иным видом речевой деятельности проверяется непосредственно в практике иноязычной коммуникации, при чтении аутентичной и высокосодержательной литературы по специальности, а также при обмене письменной информацией. На современном этапе развития существует необходимость в более быстром и эффективном изучении иностранных языков, помочь в этом могут элементы интенсивных методов обучения, применяемые в ходе образовательного процесса.
Целью нашей работы было теоретическое обоснование использования элементов интенсивных методов обучения на занятиях по английскому языку, а также методическая разработка конструкта практических занятий по английскому языку с использованием элементов интенсивных методов обучения у студентов неязыковых специальностей.
В результате проделанной работы, на примере экспериментального обучения, нам удалось доказать гипотезу нашего исследования, что применение элементов интенсивных методов обучения помогает более быстрому и эффективному изучению иностранного языка, так же обучающимся легче избавиться от языкового барьера и запоминать большой объем лексического материала в наиболее сжатые сроки, а также развивать коммуникативную компетенцию, основную составляющую всех интенсивных методов обучения. Результаты эксперимента показывают возможность совершенствования образовательного процесса и определяют перспективу использования материалов исследования в работе с различными возрастными группами.
Перспективы исследования данной темы состоят в необходимости исследования методов интенсивного обучения иностранным языкам, особенностей применения элементов данных методов на занятиях у студентов неязыковых специальностей. Важно помнить, что существует множество вариантов применения элементов интенсивных методов обучения на практических занятиях по иностранному языку, задача преподавателя заключается в том, чтобы суметь подобрать именно такие методы, которые были бы наиболее подходящими для конкретной группы обучающихся.
Целью нашей работы было теоретическое обоснование использования элементов интенсивных методов обучения на занятиях по английскому языку, а также методическая разработка конструкта практических занятий по английскому языку с использованием элементов интенсивных методов обучения у студентов неязыковых специальностей.
В результате проделанной работы, на примере экспериментального обучения, нам удалось доказать гипотезу нашего исследования, что применение элементов интенсивных методов обучения помогает более быстрому и эффективному изучению иностранного языка, так же обучающимся легче избавиться от языкового барьера и запоминать большой объем лексического материала в наиболее сжатые сроки, а также развивать коммуникативную компетенцию, основную составляющую всех интенсивных методов обучения. Результаты эксперимента показывают возможность совершенствования образовательного процесса и определяют перспективу использования материалов исследования в работе с различными возрастными группами.
Перспективы исследования данной темы состоят в необходимости исследования методов интенсивного обучения иностранным языкам, особенностей применения элементов данных методов на занятиях у студентов неязыковых специальностей. Важно помнить, что существует множество вариантов применения элементов интенсивных методов обучения на практических занятиях по иностранному языку, задача преподавателя заключается в том, чтобы суметь подобрать именно такие методы, которые были бы наиболее подходящими для конкретной группы обучающихся.
Подобные работы
- ИНТЕГРАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В
РАЗВИТИИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - РЕВЕРСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Интенсификация процесса обучения устному монологическому высказыванию
на английском языке студентов вуза с использованием цифрового лингафонного кабинета
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИНГВОКОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ КАЗАХСТАНА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОД ТРЕНИНГА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - Современные подходы к организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022



