ОБРАЗ БУДУЩЕГО У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНОЙ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы образа будущего у старшеклассников с разной временной перспективой 9
1.1. Понятие временной перспективы и образа будущего в
психологической науке 9
1.2. Психологическая характеристика старшеклассников 15
1.3. Особенности временной перспективы и образа будущего у
старшеклассников 21
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение проблемы образа будущего у старшеклассников с разной временной перспективой 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 30
2.3. Коррекционно-развивающая программа для старшеклассников
«Мой жизненный путь» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы образа будущего у старшеклассников с разной временной перспективой 9
1.1. Понятие временной перспективы и образа будущего в
психологической науке 9
1.2. Психологическая характеристика старшеклассников 15
1.3. Особенности временной перспективы и образа будущего у
старшеклассников 21
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение проблемы образа будущего у старшеклассников с разной временной перспективой 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 30
2.3. Коррекционно-развивающая программа для старшеклассников
«Мой жизненный путь» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Актуальность проблемы исследования. Представления человека о будущем, его планы, мечты и устремления занимают одно из центральных мест в его сознании и являются главным ориентиром в выборе и построении жизненного пути. Проблема образа будущего, как интегрального образования, включающего в себя жизненные смыслы, цели и ценности сохраняет свою актуальность уже на протяжении многих лет и требует особого рассмотрения в наши дни. Интерес к изучению данной проблемы обусловлен нестабильностью политических и экономических условий, усложнением социокультурной ситуации, девальвацией традиционных ценностей, что вызывает искажения в системе смысложизненных ориентаций человека, страх перед будущим, которое представляется неопределенным и неконтролируемым. Особенно чувствителен к данным негативным тенденциям подростковый и юношеский возраст, когда личность находится на этапе выбора жизненного пути и построения временной перспективы будущего, что предполагает постановку жизненных целей с опорой на собственные ценности и смыслы.
Само понятие «образ будущего» введено Ф. Полаком в рамках социологических исследований [15] и рассматривается как позитивная модель ожидаемого будущего, большую роль в котором играют категории пространства и времени. В настоящий момент, существует множество теорий, где данное понятие рассматривается в контексте разработки проблемы временной перспективы и психологического времени личности. Так, с позиций таких авторов как К. Левин, Л. Франк, П. Фресс, Ф. Зимбардо, Дж. Бойд, В.И. Ковалев категория «будущего» рассматривается как один из видов направленности временной перспективы, наряду с категориями настоящего и прошлого. С точки зрения других авторов (В. Ленс, Ж. Нюттен, Н.Н. Толстых, К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, А.А. Кроник, Е.И. Головаха) само понятие «временная перспектива» подразумевает именно
предвосхищение и планирование будущих событий.
В нашей работе мы опирались на определение временной перспективы Ф. Зимбардо: «временная перспектива - это зачастую неосознанное отношение личности ко времени и это процесс, при помощи которого длительный поток существования объединяется во временные категории, что помогает упорядочить нашу жизнь, структурироваться ее, придать ей смысл» [18, с. 58]. Также, мы учитывали положения автора о том, существует пять временных ориентаций или типов направленности временной перспективы (позитивное прошлое, гедонистическое настоящее, будущее, негативное прошлое, гедонистическое настоящее), которые они могут сменяться в течение жизни человека в зависимости от его возраста и обстоятельств [18].
В старшем школьном возрасте особое значение приобретает категория будущего, что связано с проблемой профессионального и личностного самоопределения (И.В. Дубровина, К.А. Абульханова-Славская, Н.Н. Толстых, И.С. Кон, М.Р. Гинзбург, Е.В. Камнева, И.Р. Зайнагабдинов). При этом, особенно важно, чтобы юноша, в своих представлениях о будущем перешел от мечтаний к построению четких планов, на основе рефлексии прошлого опыта, мотивов и ценностей, устоявшихся интересов, учета внешних обстоятельств и собственных возможностей достижения поставленных целей.
В современных исследованиях (Е.В. Камнева, И.Р. Зайнагабдинов, М.С. Чекалина, О.А. Кожурова, Е.В. Хлыбова) отмечается, что на пути от подросткового к юношескому возрасту в структуре временной перспективы и образа будущего происходят качественные изменения: представления о будущем становятся более отчетливыми и структурированными, возрастает осознанность, ощущаемость течения времени, возникают реалистичные жизненные планы. Другие исследователи приходят к выводам, что образ будущего многих современных старшеклассников отличается размытостью и малореалистичностью, возникает страх перед будущим (Н.Н. Толстых, Н.В. Петрикова, П.И. Арапова, В.Н. Петрова). При этом в данных исследованиях не учитывается направленность временной перспективы, а изучается лишь отношение к будущему, как к наиболее важной временной категории в данном возрасте.
Однако существуют исследования (Чекалина М.С., Малахова Ю.А.), которые указывают на то, что не для всех подростков и юношей наиболее значимой категорией является будущее, могут иметь место и иные типы направленности (настоящее, прошлое), со свойственными им характеристиками, что не соответствует психологическому возрасту юношей. На наш взгляд, такие особенности временной перспективы могут быть обусловлены негативными или размытыми представлениями юношей о будущем, но, в имеющихся исследованиях эта проблема недостаточно раскрыта, в связи с чем, нам представляется актуальным изучить особенности образа будущего у старшеклассников с разной временной перспективой.
Проблема исследования: каковы характеристики образа будущего у старшеклассников с разной временной перспективой?
Цель исследования: изучить характеристики образа будущего у старшеклассников с разной временной перспективой.
Объект исследования: образ будущего старшеклассников.
Предмет исследования: образ будущего у старшеклассников с разной временной перспективой.
На основании теоретического анализа проблемы нами была выдвинута гипотеза: Существуют различия в характеристиках образа будущего у старшеклассников в зависимости от типа временной перспективы:
1. Для старшеклассников с типом временной перспективы «гедонистическое настоящее», характерна средняя структурированность и протяженность образа будущего, его положительная эмоциональная окрашенность и ориентация на «достижение успеха».
2. Старшеклассникам с типом временной перспективы «негативное прошлое» («негативный тип») свойственна неструктурированность, средняя протяженность, негативная эмоциональная окрашенность образа будущего, ориентация на «преодоление препятствия» и «фаталистическая позиция».
3. Для старшеклассников, с типом временной перспективы «будущее», будет характерна большая протяженность, структурированность и положительная эмоциональная окрашенность образа будущего, и ориентация на «преодоление препятствий».
4. Для старшеклассников с типом временной перспективы «позитивное прошлое», характерна средняя структурированность, низкая протяженность, положительная эмоциональная окраска образа будущего и ориентация на «достижение успеха».
В соответствии с целью и гипотезами перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научной литературы по вопросам проблемы образа будущего старшеклассников с разной временной перспективой.
2. Выявить направленность временной перспективы старшеклассников.
3. Изучить характеристики восприятия психологического времени
(прошлого, настоящего, будущего) в старшем школьном возрасте.
4. Выявить статистические различия в характеристиках восприятия времени между группами старшеклассников с разной направленностью временной перспективы.
5. Определить корреляционные связи между показателями направленности временной перспективы и характеристиками восприятия времени.
6. Выделить и описать типы временной перспективы.
7. Выявить статистические различия в показателях образа будущего старшеклассников с разными типами временной перспективы.
8. Разработать коррекционно-развивающую программу для старшеклассников по формированию временной перспективы и образа будущего.
Теоретико-методологической основой нашего исследования стали теоретические положения о направленности временной перспективы Ф.
Зимбардо, Дж. Бойда, Подходы к изучению образа будущего во временной перспективе К.А. Абульхановой-Славской, Ж. Нюттена, Е.И. Головахи, Д.А. Леонтьева, М.Р. Гинзбурга. Положения о характеристиках восприятия времени О.Н. Кузнецов, Л.И. Вассерман. Исследования временной перспективы и образа будущего старшеклассников (И.В. Дубровина, Н.Н. Толстых, М.Р. Гинзбург). Психологические теории личностного развития в ранней юности (Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина, И.С. Кон).
Для достижения цели и решения поставленных задач, были применены следующие методы:
1. Организационные методы: сравнительный метод (сопоставление отдельных групп испытуемых с целью установления сходств и различий между ними);
2. Эмпирические методы: психодиагностические методы, анализ продуктов деятельности (контент-анализ), метод семантического дифференциала;
3. Методы обработки данных: методы качественного и
количественного анализа эмпирических данных: описательная статистика, расчет средних значений, непараметрический статистический критерий Н- Крускала-Уоллиса, непараметрический метод коэффициент ранговой корреляции r-критерий Спирмена, непараметрический
многофункциональный математический метод ф* - критерий (угловое преобразование Фишера). Статистическая обработка данных проводилась на основе пакета статистических программ «SPSS 13.0».
4. Интерпретационные методы: структурные методы
(классификация, типологизация), методы представления, обработки и интерпретации данных эмпирического исследования.
Методики, используемые в исследовании: «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо предназначенный, для выявления направленности временной перспективы; методика «Семантический дифференциал времени»
Л.И. Вассермана, О.Н. Кузнецова для изучения характеристик восприятия времени; свободное описание (сочинение) на тему «Моё будущее».
Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования его результатов школьным психологам для предотвращения проблем в профессиональном самоопределении старшеклассников и помощи учащимся в формировании позитивного образа будущего и выборе жизненного пути.
База исследования: МОУ «Краснояружская СОШ №2», МБОУ «Гимназия №3» г. Белгород, МБОУ «СОШ №45» г. Белгород. В исследовании приняли участие учащиеся 10-11 классов, в количестве 96 человек, среди которых 32 юноши и 64 девушки.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, 55-ти источников и приложений. Объем работы составляет 87 машинописных страниц.
Само понятие «образ будущего» введено Ф. Полаком в рамках социологических исследований [15] и рассматривается как позитивная модель ожидаемого будущего, большую роль в котором играют категории пространства и времени. В настоящий момент, существует множество теорий, где данное понятие рассматривается в контексте разработки проблемы временной перспективы и психологического времени личности. Так, с позиций таких авторов как К. Левин, Л. Франк, П. Фресс, Ф. Зимбардо, Дж. Бойд, В.И. Ковалев категория «будущего» рассматривается как один из видов направленности временной перспективы, наряду с категориями настоящего и прошлого. С точки зрения других авторов (В. Ленс, Ж. Нюттен, Н.Н. Толстых, К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, А.А. Кроник, Е.И. Головаха) само понятие «временная перспектива» подразумевает именно
предвосхищение и планирование будущих событий.
В нашей работе мы опирались на определение временной перспективы Ф. Зимбардо: «временная перспектива - это зачастую неосознанное отношение личности ко времени и это процесс, при помощи которого длительный поток существования объединяется во временные категории, что помогает упорядочить нашу жизнь, структурироваться ее, придать ей смысл» [18, с. 58]. Также, мы учитывали положения автора о том, существует пять временных ориентаций или типов направленности временной перспективы (позитивное прошлое, гедонистическое настоящее, будущее, негативное прошлое, гедонистическое настоящее), которые они могут сменяться в течение жизни человека в зависимости от его возраста и обстоятельств [18].
В старшем школьном возрасте особое значение приобретает категория будущего, что связано с проблемой профессионального и личностного самоопределения (И.В. Дубровина, К.А. Абульханова-Славская, Н.Н. Толстых, И.С. Кон, М.Р. Гинзбург, Е.В. Камнева, И.Р. Зайнагабдинов). При этом, особенно важно, чтобы юноша, в своих представлениях о будущем перешел от мечтаний к построению четких планов, на основе рефлексии прошлого опыта, мотивов и ценностей, устоявшихся интересов, учета внешних обстоятельств и собственных возможностей достижения поставленных целей.
В современных исследованиях (Е.В. Камнева, И.Р. Зайнагабдинов, М.С. Чекалина, О.А. Кожурова, Е.В. Хлыбова) отмечается, что на пути от подросткового к юношескому возрасту в структуре временной перспективы и образа будущего происходят качественные изменения: представления о будущем становятся более отчетливыми и структурированными, возрастает осознанность, ощущаемость течения времени, возникают реалистичные жизненные планы. Другие исследователи приходят к выводам, что образ будущего многих современных старшеклассников отличается размытостью и малореалистичностью, возникает страх перед будущим (Н.Н. Толстых, Н.В. Петрикова, П.И. Арапова, В.Н. Петрова). При этом в данных исследованиях не учитывается направленность временной перспективы, а изучается лишь отношение к будущему, как к наиболее важной временной категории в данном возрасте.
Однако существуют исследования (Чекалина М.С., Малахова Ю.А.), которые указывают на то, что не для всех подростков и юношей наиболее значимой категорией является будущее, могут иметь место и иные типы направленности (настоящее, прошлое), со свойственными им характеристиками, что не соответствует психологическому возрасту юношей. На наш взгляд, такие особенности временной перспективы могут быть обусловлены негативными или размытыми представлениями юношей о будущем, но, в имеющихся исследованиях эта проблема недостаточно раскрыта, в связи с чем, нам представляется актуальным изучить особенности образа будущего у старшеклассников с разной временной перспективой.
Проблема исследования: каковы характеристики образа будущего у старшеклассников с разной временной перспективой?
Цель исследования: изучить характеристики образа будущего у старшеклассников с разной временной перспективой.
Объект исследования: образ будущего старшеклассников.
Предмет исследования: образ будущего у старшеклассников с разной временной перспективой.
На основании теоретического анализа проблемы нами была выдвинута гипотеза: Существуют различия в характеристиках образа будущего у старшеклассников в зависимости от типа временной перспективы:
1. Для старшеклассников с типом временной перспективы «гедонистическое настоящее», характерна средняя структурированность и протяженность образа будущего, его положительная эмоциональная окрашенность и ориентация на «достижение успеха».
2. Старшеклассникам с типом временной перспективы «негативное прошлое» («негативный тип») свойственна неструктурированность, средняя протяженность, негативная эмоциональная окрашенность образа будущего, ориентация на «преодоление препятствия» и «фаталистическая позиция».
3. Для старшеклассников, с типом временной перспективы «будущее», будет характерна большая протяженность, структурированность и положительная эмоциональная окрашенность образа будущего, и ориентация на «преодоление препятствий».
4. Для старшеклассников с типом временной перспективы «позитивное прошлое», характерна средняя структурированность, низкая протяженность, положительная эмоциональная окраска образа будущего и ориентация на «достижение успеха».
В соответствии с целью и гипотезами перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научной литературы по вопросам проблемы образа будущего старшеклассников с разной временной перспективой.
2. Выявить направленность временной перспективы старшеклассников.
3. Изучить характеристики восприятия психологического времени
(прошлого, настоящего, будущего) в старшем школьном возрасте.
4. Выявить статистические различия в характеристиках восприятия времени между группами старшеклассников с разной направленностью временной перспективы.
5. Определить корреляционные связи между показателями направленности временной перспективы и характеристиками восприятия времени.
6. Выделить и описать типы временной перспективы.
7. Выявить статистические различия в показателях образа будущего старшеклассников с разными типами временной перспективы.
8. Разработать коррекционно-развивающую программу для старшеклассников по формированию временной перспективы и образа будущего.
Теоретико-методологической основой нашего исследования стали теоретические положения о направленности временной перспективы Ф.
Зимбардо, Дж. Бойда, Подходы к изучению образа будущего во временной перспективе К.А. Абульхановой-Славской, Ж. Нюттена, Е.И. Головахи, Д.А. Леонтьева, М.Р. Гинзбурга. Положения о характеристиках восприятия времени О.Н. Кузнецов, Л.И. Вассерман. Исследования временной перспективы и образа будущего старшеклассников (И.В. Дубровина, Н.Н. Толстых, М.Р. Гинзбург). Психологические теории личностного развития в ранней юности (Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина, И.С. Кон).
Для достижения цели и решения поставленных задач, были применены следующие методы:
1. Организационные методы: сравнительный метод (сопоставление отдельных групп испытуемых с целью установления сходств и различий между ними);
2. Эмпирические методы: психодиагностические методы, анализ продуктов деятельности (контент-анализ), метод семантического дифференциала;
3. Методы обработки данных: методы качественного и
количественного анализа эмпирических данных: описательная статистика, расчет средних значений, непараметрический статистический критерий Н- Крускала-Уоллиса, непараметрический метод коэффициент ранговой корреляции r-критерий Спирмена, непараметрический
многофункциональный математический метод ф* - критерий (угловое преобразование Фишера). Статистическая обработка данных проводилась на основе пакета статистических программ «SPSS 13.0».
4. Интерпретационные методы: структурные методы
(классификация, типологизация), методы представления, обработки и интерпретации данных эмпирического исследования.
Методики, используемые в исследовании: «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо предназначенный, для выявления направленности временной перспективы; методика «Семантический дифференциал времени»
Л.И. Вассермана, О.Н. Кузнецова для изучения характеристик восприятия времени; свободное описание (сочинение) на тему «Моё будущее».
Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования его результатов школьным психологам для предотвращения проблем в профессиональном самоопределении старшеклассников и помощи учащимся в формировании позитивного образа будущего и выборе жизненного пути.
База исследования: МОУ «Краснояружская СОШ №2», МБОУ «Гимназия №3» г. Белгород, МБОУ «СОШ №45» г. Белгород. В исследовании приняли участие учащиеся 10-11 классов, в количестве 96 человек, среди которых 32 юноши и 64 девушки.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, 55-ти источников и приложений. Объем работы составляет 87 машинописных страниц.
Временная перспектива - это целостное представление человека о своем прошлом, настоящем и будущем, характеризующееся определенной направленностью, которая, в некоторой мере определяется образом будущего.
Образ будущего - это интегральное образование, включающее в себя жизненные планы, цели и ценности, которое характеризуется определенной протяженностью, эмоциональной окрашенностью, степенью реалистичности и структурированности.
Особо важным периодом для формирования временной перспективы и образа будущего является старший школьный возраст. Одними из новообразований этого возраста являются жизненный план личности и направленность на будущее. Сформированный образ будущего у старшеклассника предполагает не только направленность личности на будущее и наличие общих представлений о нем, но и представленность жизненных планов, целей, определенную степень осознанности и реалистичности (М.Р. Гинзбург, Н.Н. Толстых, Е.Б. Быкова). У современных старшеклассников образ будущего сформирован недостаточно четко (Н.Н. Толстых, П.И. Арапова, В.Н. Петрова, Н.В. Петриква), что может повлечь за собой изменения в направленности и характеристиках временной перспективы, это мы и попытались выявить в нашем исследовании.
На первом этапе исследования мы изначально определили направленность временной перспективы старшеклассников. Было выявлено, что большинство учащихся ориентированы на «позитивное прошлое» (43%), практически равное количество старшеклассников имеют временную ориентацию на «гедонистическое настоящее» (24%) и «будущее» (21%), а меньшее число учащихся ориентированы на «негативное прошлое» (10%) и «фаталистическое настоящее» (2%).
Далее, мы изучили характеристики восприятия психологического времени (прошлого, настоящего, будущего) в старшем школьном возрасте.
В ходе изучения было выявлено, что большое значение для учащихся имеет категория будущего; в целом, восприятие времени характеризуется эмоциональной окрашенностью, слабой структурированностью и ощущаемостью.
Далее, нами был проведен анализ различий между группами старшеклассников с разной направленностью временной перспективы по показателям восприятия психологического времени. В ходе анализа были выявлены статистические различия по показателям структуры и эмоциональной окраски всех категорий времени.
Затем, нами были выявлены корреляционные связи между показателями направленности временной перспективы и характеристиками восприятия времени. По всем показателям используемых методик было обнаружено 24 значимые корреляционные связи, из них 13 положительных (прямых) и 11 отрицательных (обратных) корреляционных связей.
Результаты анализа различий и корреляционных связей позволили нам выделить и описать 4 типа временной перспективы. Первый тип назван «негативное прошлое» или «негативный тип». Старшеклассники этой группы имеют низкий уровень структуры времени, негативное эмоциональное отношение ко всем категориям времени и воспринимают свое настоящее и будущее как незначительное. Второй тип - «гедонистическое настоящее». Характеризуется положительным отношением к настоящему и прошлому, но слабой ориентацией на будущее, невысокой способностью к планированию и ярко выраженной ориентацией на настоящее. Третий тип - «будущее». Старшеклассники этой группы положительно относятся к своему прошлому и будущему; имеют высокие показатели структуры и ощущаемости настоящего и будущего времени. Четвертый тип - «позитивное прошлое». Характеризуется положительным эмоциональным отношение ко всем категориям времени, при этом недостаточным уровнем структуры и ощущаемости будущего времени.
На втором этапе исследования нами был проведен анализ различий в характеристиках образа будущего между группами старшеклассников с разными типами временной перспективы. В ходе сравнительного изучения было выявлено, что существуют статистические различия в характеристиках образа будущего у старшеклассников с разной временной перспективой. Для школьников с направленностью на будущее, характерна более высокая структурированность и протяженность, а также положительная эмоциональная окраска образа будущего. Для старшеклассников с типом временной перспективы «гедонистическое настоящее», характерна средняя структурированность и средняя протяженность образа будущего, его положительная эмоциональная окрашенность. Для учащихся с типом временной перспективы «позитивное прошлое» характерная также положительная эмоциональная окрашенность и средняя структурированность образа будущего, но низкая протяженность. Юношам с типом временной перспективы «негативное прошлое» («негативный тип») свойственна неструктурированность, средняя протяженность, негативная эмоциональная окрашенность образа будущего.
В связи с тем, что малое количество учащихся имеют благоприятный для данного возраста тип временной перспективы «будущее» (21%), а при остальных типах образ будущего у старшеклассников сформирован недостаточно четко, нами была разработана коррекционно-развивающая программа «Мой жизненный путь», цель которой - развитие временной перспективы и позитивного образа будущего.
Таким образом, в ходе исследования нами выполнены все поставленные задачи, достигнута его цель, подтверждена гипотеза.
Образ будущего - это интегральное образование, включающее в себя жизненные планы, цели и ценности, которое характеризуется определенной протяженностью, эмоциональной окрашенностью, степенью реалистичности и структурированности.
Особо важным периодом для формирования временной перспективы и образа будущего является старший школьный возраст. Одними из новообразований этого возраста являются жизненный план личности и направленность на будущее. Сформированный образ будущего у старшеклассника предполагает не только направленность личности на будущее и наличие общих представлений о нем, но и представленность жизненных планов, целей, определенную степень осознанности и реалистичности (М.Р. Гинзбург, Н.Н. Толстых, Е.Б. Быкова). У современных старшеклассников образ будущего сформирован недостаточно четко (Н.Н. Толстых, П.И. Арапова, В.Н. Петрова, Н.В. Петриква), что может повлечь за собой изменения в направленности и характеристиках временной перспективы, это мы и попытались выявить в нашем исследовании.
На первом этапе исследования мы изначально определили направленность временной перспективы старшеклассников. Было выявлено, что большинство учащихся ориентированы на «позитивное прошлое» (43%), практически равное количество старшеклассников имеют временную ориентацию на «гедонистическое настоящее» (24%) и «будущее» (21%), а меньшее число учащихся ориентированы на «негативное прошлое» (10%) и «фаталистическое настоящее» (2%).
Далее, мы изучили характеристики восприятия психологического времени (прошлого, настоящего, будущего) в старшем школьном возрасте.
В ходе изучения было выявлено, что большое значение для учащихся имеет категория будущего; в целом, восприятие времени характеризуется эмоциональной окрашенностью, слабой структурированностью и ощущаемостью.
Далее, нами был проведен анализ различий между группами старшеклассников с разной направленностью временной перспективы по показателям восприятия психологического времени. В ходе анализа были выявлены статистические различия по показателям структуры и эмоциональной окраски всех категорий времени.
Затем, нами были выявлены корреляционные связи между показателями направленности временной перспективы и характеристиками восприятия времени. По всем показателям используемых методик было обнаружено 24 значимые корреляционные связи, из них 13 положительных (прямых) и 11 отрицательных (обратных) корреляционных связей.
Результаты анализа различий и корреляционных связей позволили нам выделить и описать 4 типа временной перспективы. Первый тип назван «негативное прошлое» или «негативный тип». Старшеклассники этой группы имеют низкий уровень структуры времени, негативное эмоциональное отношение ко всем категориям времени и воспринимают свое настоящее и будущее как незначительное. Второй тип - «гедонистическое настоящее». Характеризуется положительным отношением к настоящему и прошлому, но слабой ориентацией на будущее, невысокой способностью к планированию и ярко выраженной ориентацией на настоящее. Третий тип - «будущее». Старшеклассники этой группы положительно относятся к своему прошлому и будущему; имеют высокие показатели структуры и ощущаемости настоящего и будущего времени. Четвертый тип - «позитивное прошлое». Характеризуется положительным эмоциональным отношение ко всем категориям времени, при этом недостаточным уровнем структуры и ощущаемости будущего времени.
На втором этапе исследования нами был проведен анализ различий в характеристиках образа будущего между группами старшеклассников с разными типами временной перспективы. В ходе сравнительного изучения было выявлено, что существуют статистические различия в характеристиках образа будущего у старшеклассников с разной временной перспективой. Для школьников с направленностью на будущее, характерна более высокая структурированность и протяженность, а также положительная эмоциональная окраска образа будущего. Для старшеклассников с типом временной перспективы «гедонистическое настоящее», характерна средняя структурированность и средняя протяженность образа будущего, его положительная эмоциональная окрашенность. Для учащихся с типом временной перспективы «позитивное прошлое» характерная также положительная эмоциональная окрашенность и средняя структурированность образа будущего, но низкая протяженность. Юношам с типом временной перспективы «негативное прошлое» («негативный тип») свойственна неструктурированность, средняя протяженность, негативная эмоциональная окрашенность образа будущего.
В связи с тем, что малое количество учащихся имеют благоприятный для данного возраста тип временной перспективы «будущее» (21%), а при остальных типах образ будущего у старшеклассников сформирован недостаточно четко, нами была разработана коррекционно-развивающая программа «Мой жизненный путь», цель которой - развитие временной перспективы и позитивного образа будущего.
Таким образом, в ходе исследования нами выполнены все поставленные задачи, достигнута его цель, подтверждена гипотеза.
Подобные работы
- Особенности образа будущего старшеклассников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2015 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ САМООТНОШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ И ОБРАЗА БУДУЩЕГО
СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ИХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗА БУДУЩЕГО С УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫБОРОМ И С РЕФЛЕКСИВНОСТЬЮ ВЫПУСКНИКОВ
БАКАЛАВРИАТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ СРЕДСТВАМИ БОС-ТРЕНИНГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТУДЕНТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Психологические особенности временной перспективы подростков на этапе профессионального самоопределения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



