ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 9
1.1. Лексический навык и его компоненты, основные качества и
этапы формирования 9
1.2. Цели и содержание обучения лексике на уроках
иностранного языка в начальной школе 18
1.3. Интерактивные игры в обучении иностранному языку 26
Выводы по главе 35
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР 37
2.1. Обоснование выборки и целей исследования 37
2.2. Разработка комплекса интерактивных игр для изучения
тематической лексики на основе учебных модулей УМК «Spotlight 2» 46
2.3. Использование интерактивных игр при изучении лексики на
уроках английского языка во втором классе 53
Выводы по главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец учебника «Spotlight 2» 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Карточки для интерактивных игр 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Входные тесты 81
Изучение английского языка с каждым годом набирает популярность в связи с глобальными политическими процессами, и уже является одним из основных к изучению предметов в школе. Он необходим для успешной социализации, ведь даже рядовое пользование интернет ресурсами требует знания английского языка - связь с англоговорящими знакомыми в социальных сетях, просмотр фильмов и желание читать книги в оригинале.
Английский язык - интернациональный, молодые люди при выборе актуальной профессии будут необходимо вовлечены в изучение английского языка.
Образование учитывает изменения в социуме, поэтому программы и методики постоянно совершенствуются.
Изучение иностранных языков - это целый комплекс работ и навыки, которые необходимо освоить в первую очередь - это говорение, чтение, аудирование и письмо.
Конечно, существует множество специальных программ по изучению английского языка. Но в общеобразовательных организациях учителя все же пытаются дать комплексное, целое и общее представление о предмете, поэтому обучающийся учится и читать, и писать, слушать и воспринимать информацию. Помочь им в этом могут интерактивные игры.
Интерактивные игры при обучении иностранному языку выполняют важнейшую функцию вовлечения учащегося в процесс речевой коммуникации, а значит развитию собственных языковых навыков. Зачастую, на уроках иностранного языка учащийся является сторонним наблюдателем и исполнителем, но не участником процесса. Интерактивная игра решает данную проблему и создает иллюзию того, что учащийся самостоятельно принял решение участвовать в процессе, хотя все скоординировано так, чтобы к концу урока, в ходе игры, учащиеся выполнили поставленные задачи учебного занятия, а значит освоили нужный объем информации.
Интерактивные игры позволяют тематически организовать учебный материал и построить учебный процесс так, чтобы имитировать естественные коммуникативные акты носителей изучаемого языка. Речевая деятельность учащихся мотивирована не только потребностью приобрести новые знания, но и необходимостью решить конкретную коммуникативную задачу. Помещая обучаемых в учебные ситуации, в которых они, решая коммуникативные задачи, осуществляют речевую и неречевую деятельность по правилам общества носителей языка, в нем формируют навыки и умения совершения этой деятельности. Это ведет к развитию у учащихся инокультурного мышления. Усваивая язык в ситуациях, имитирующих реальное общение носителей языка, обучаемый овладевает и социальными ограничениями, социальными правилами употребляемого языка.
Тема выпускной квалификационной работы «Интерактивные игры как средство формирования лексических навыков младших школьников на уроках английского языка»
Актуальность исследования заключается в том, что использование интерактивных игр может влиять на процесс формирования языковых навыков, делать его более эффективным, продуктивным и увлекательным, при активном внедрении их в образовательный процесс.
Объектом исследования является процесс формирования лексических навыков на уроках иностранного языка в начальной школе.
Предметом исследования является интерактивная игра как средство формирования иноязычного лексического навыка на уроках английского языка во 2-м классе.
Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое обоснование и практическая разработка комплекса интерактивных игр, направленных на формирование лексических навыков у младших школьников.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
• дать содержательную характеристику лексического навыка;
• описать цели и содержание обучения лексике;
• исследовать влияние интерактивных игр на процесс обучения иностранному языку;
• разработать интерактивные лексические игры для обучающихся второго класса.
Для решения задач исследования были использованы следующие методы исследования:
• анализ научной литературы;
• педагогический эксперимент;
• количественный и качественный анализ результатов
педагогического эксперимента.
Теоретико-методологическую основу составили исследования: в области переводоведения (Р.К. Миньяр-Белоручев, Э.Г.Азимов, А.Н. Щукин и др); педагогики (Зимняя И.А, Водопьянова Ю.Е, Е.В. Телегина, Соловова Е. Н. и др);
Материалом для исследования послужил учебник для вторых классов «Spotlight 2», а так же две параллели учеников вторых классов.
Теоретическая значимость состоит в систематизации теоретических знаний по проблеме исследования.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы состоит в возможности применения комплекса разработанных интерактивных игр на уроках английского языка в начальной школе.
Научная новизна исследования заключается в том, что в рамках проведенного эксперимента было выяснено, что интерактивные игры не только способствуют улучшению лексического навыка, но так же успешно вовлекают обучающихся в образовательный процесс, что идет нога в ногу с изменениями не только в социуме, но и в культуре в целом.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе ВКР рассматриваются теоретические аспекты темы, в частности - лексический навык и его компоненты, основные качества и этапы формирования, а так же цели и содержание обучения лексики на уроках иностранного языка в начальной школе.
Второй раздел посвящен исследованию влияния интерактивных игр на формирование лексических навыков учеников начальной школы, а так же создание условий для проведения эксперимента и дальнейшая его реализация в процессе обучения второклассников.
Интерактивные игры имеют важную роль в образовательном процессе. Оно помогает в педагогу в повысить лексический навык обучающихся.
Результатом выпускной квалификационной работы на тему «Интерактивные игры как средство формирования лексических навыков младших школьников на уроках английского языка» стала разработка интерактивной игры, как средство формирования лексических навыков.
В данной выпускной квалификационной работе был проведен анализ актуальности изучения иностранных языков, изучено понятие лексического навыка, сформулированы цели и содержание обучения лексике, был разработан комплекс интерактивных игр к УМК «Spotlight 2» а так же проведен эксперимент при участии учеников младших классов и разработан комплекс интерактивных игр, и по итогу выявлено ее положительное влияние на процесс обучения и усвоения лексического навыка.
Интерактивная игра решает сразу несколько задач на уроках иностранного языка:
- Снижает стресс при погружении в иную языковую среду, формирует «ситуацию успеха», положительную мотивацию.
- Помогает создать подходящие и комфортные условия для усвоения новой информации на иностранном языке, расширяет спектр методов изучения иностранного языка.
- Способствует участию детей в активных речевых ситуациях, помогает им применять полученные знания на практике, моделируя ситуацию реального общения на иностранном языке.
- Помогает детям самостоятельно разрабатывать новые, удобные для них лично способы освоения иностранного языка, а значит, систематизирует полученные знания в их мышлении.
Данные задачи интерактивной игры были наглядно раскрыты в ходе эксперимента.
В будущей профессиональной деятельности комплекс будет не только полноценно использоваться но и дорабатываться, а интерактивные игры использоваться как метод проведения уроков для повышения уровня лексического навыка у младших школьников.
1. Азимов Э. Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. СПб: Златоуст,1999. 324 с.
2. Ахраменко Е. В. Использование игр при обучении иностранному языку // Молодой ученый №45. 2018. С. 225-228.
3. Быкова Н.И. Английский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Быкова, Дж. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс. 5-изд., перераб. и доп. М.: Express Publishing: Просвещение, 2011. 152 с.
4. Водопьянова Ю. Е. Активные методы обучения подростков как одна из форм личностно ориентированного подхода в учебно¬воспитательном процессе: на материале естественнонаучных дисциплин: автореф. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2005. 23 с.
5. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 336 с.
6. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов и [др.]. М.: Высшая школа, 1982. 373 с.
7. Голубкова О. А. Использование активных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие / О. А. Голубкова. СПб., 1998. 42 с.
8. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 2001. 248 с.
9. Интерактивная игра как средство оптимизации учебного процесса при обучении иностранным языкам [Электронный ресурс] // Cyberleninka. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnaya-igra-kak-sredstvo-optimizatsii-uchebnogo-protsessa-pri-obuchenii-inostrannym-yazykam(дата обращения: 09.05.2019)
10. Интерактивные методы обучения иностранным языкам
[Электронный ресурс] // Elibrary.ru. Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=26276408(дата обращения: 06.05.2019)
11. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся [Электронный ресурс] // Cyberleninka. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/klassifLkatsiya-interaktivnyh-metodov-obucheniya-v-kontekste-samorealizatsii-lichnosti-uchaschihsya(дата обращения: 06.05.2019)
12. Комарова Е.В. Формирование лексических навыков в процессе обучения иностранному языку // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/02/9664(дата обращения: 26.03.2019)
13. Конышева А. В. Английский язык. Современные методы обучения / А. В. Конышева. Мн., 2007. 352 с.
14. Коростелёв, В. С. Основы функционального обучения иноязычной лексике / В. С. Коростелёв. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2000. 85 с.
15. Левитская О. С.Lexical Competence Development as an Integral Part of Translators Training. Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов X Междунар. науч. практ. конф. Часть 6 / О. С. Левичкая. Мн.: БГУ, 2017. С 58-59.
16. Леонтьева Т. П. Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие / Т. П. Леонтьева [и др.]; под общ. ред. Т. П. Леонтьевой. 3-е изд., испр. Минск: Вышэйшая школа, 2017. 239 с.
17. Летин А. И. Дидактические свойства и функции интерактивных методов обучения и воспитания в развитии поликультурных умений школьников при обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // Cyberleninka. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/didakticheskie-svoystva-i-funktsii-interaktivnyh-metodov-obucheniya-i-vospitaniya-v-razvitii-polikulturnyh-umeniy-shkolnikov-pri(дата обращения: 06.05.2019)
18. Масылко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е. А. Масылко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. Мн.: Высш.шк., 2004. 522 с.
19. Метод интерактивной игры [Электронный ресурс] // Ваш психолог. Режим доступа:http://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/56-education-advice-for-teachers/1406-metod-interaktivnoj-igry(дата обращения: 08.05.2019)
20. Миньяр-Белоручев Р. К. Теория и методы перевода / Р. К. Миньяр-Белоручев. М.: Московский Лицей, 1996. 298 с.
21. Определение термина «Словарный запас» [Электронный ресурс]
// TextoLogia.ru. Режим доступа:
http://www.textologia.ru/slovari/lingvisticheskie-terminy/slovarniy-zapas/?q=486&n=2162(дата обращения: 05.05.2019)
22. Основная образовательная программа начального общего образования по английскому языку (2-4) ФГОС [Электронный ресурс] // Инфоурок. Режим доступа:https://infourok.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obschego-obrazovaniya-po-angliyskomu-yaziku-fgos-3242639.html(дата обращения: 05.05.2019)
23. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. М.: Изд. Центр «Академия», 2008. 176 с.
24. Пассов Е. И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 568 с.
25. Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка / А. Г. Преображенский. М., Просвещение, 1994. 67 с.
26. Рабочая программа УМК «Spotlight» 2 класс [Электронный ресурс] // Мультиурок. Режим доступа:https://multiurok.ru/files/rabochaia-proghramma-umk-spotlight-2-klass.html(дата обращения: 09.05.2019)
27. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. М.: Просвещение, 1988. 224 с.
28. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранному языку / Е.Н. Соловова. - М., Просвещение, 2002. 145 с.
29. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. 3-е изд. М.: Просвещение, 2005. 239 с.
30. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» / Н. Суворова. М., 2005. 3 с.
31. Тарловская Е. К. Развитие и сохранение интереса к иностранному языку // Иностранный язык в школе №1. 1984. С. 134-138.
32. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер-Минасова. М.: МГУ, 2004. 42 с.
33. Технологии интерактивного обучения на уроках иностранного
языка [Электронный ресурс] // I-yazyki.ru. Режим доступа:
http: //iyazyki. prosv. ru/2013/03/interactive-language/ (дата обращения:
09.05.2019)
34. Филатова В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учеб пособие для студ. пед. колледжей / Под. ред. В. М. Филатова. Серия профессиональное образование. - Ростов - н/Д.: «Феникс», 2004. 416 с.
35. Цветкова Л. А. Формирование лексических навыков у младших
школьников с помощью компьютерной программы : На материале английского языка : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002317970(дата обращения:
05.05.2019)
36. Шавкиева Д. Ш. Абдукадырова Н. А., Камалова Д. К. Применение интерактивных методов в процессе обучения иностранным языкам // Молодой ученый №10. 2014. С. 450-451.
37. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студ. пединститутов / С. Ф. Шатилов. М.: Высшая школа, 1986. 223 с.
38. Щукин А. Н. Обучение иностранному языку: теория и практика. Учебное пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин. М.: Филоматис, 2004. 416 с.