Введение 4
Глоссарий 8
Глава I. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания подростков
1.1 Сущность духовно-нравственного воспитания подростков в 9 современной образовательной политике
1.2 Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста 16
1.3 Цели и содержание обучения английскому языку на современном этапе 22
Глава II. Практическое использование проектной деятельности в процессе духовно-нравственного воспитания подростков
2.1 Понятие и сущность проектной деятельности как средства духовно-нравственного становления подростка 28
2.2 Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию на уроках английского языка в 8 классе 39
2.3 Методические рекомендации по организации проектной дея
тельности на уроке английского языка 49
Заключение 58
Литература 60
Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей.
Социокультурные изменения, происходящие в нашем государстве, естественным образом коснулись преобразований и в сфере образования. Уровень образования и воспитания сегодня не оправдывает надежд ни общества, ни государства. Представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и, соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру ценности. Причиной тому, по словам разработчиков стандартов второго поколения, является смена ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Поэтому, школа переориентируется с сугубо образовательных технологий на более глубокое личностно-ориентированное воспитание, дающее школьнику возможность понять особенности своей личности и сформировать навыки активной жизненной позиции.
Духовно-нравственное воспитание всегда было одним из важнейших направлений в развитии страны. Так, в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию, оглашенном в декабре 2013, говорилось следующее: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны - впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить». [18]
Важно также отметить, что методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения явилась «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Она определяет характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, а также систему базовых национальных ценностей. Это делает стандарт серьезным инструментом развития воспитательной работы в школе, консолидирующим современное российское общество в условиях социального и культурного разнообразия.
Таким образом, осознание недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы духовно-нравственного воспитания в условиях современной школы, решение которой отвечало бы потребностям современного состояния образования, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее изучения, а проблема поиска наиболее целесообразных и эффективных путей развития духовности учащихся определена как важная и актуальная в педагогической психологии. Одним из таких путей явилась проектная деятельность, колоссальными возможностями которой является формирование активного, ответственного, творческого, успешного члена общества, способного к саморазвитию, самореализации, умеющего определять технологические проблемы и решать их средствами проектирования для улучшения окружающей действительности.
Цель исследования - выявить методический потенциал возможности проектной деятельности для духовно-нравственного воспитания подростков на уроках английского языка и разработать серию проектов духовнонравственной направленности для учащихся 8-х классов.
Объект исследования: организация проектной деятельности на уроках иностранного языка в старших классах.
Предмет исследования: формирование духовно-нравственных качеств в рамках проектной деятельности на уроках английского языка в 8-х классах.....
Любые изменения в социуме должны находить опору в духовной жизни индивида, подкрепляться адекватными изменениями в культуре, в ценностях людей и, конечно же, в образовании. Развитие человека и общества без формирования духовной сферы приводит к тому, что человек не развивается как активный творческий субъект деятельности, способный преодолеть противоречия личностного роста и выйти на новый уровень духовного развития, как творец и созидатель духовных ресурсов, а превращается лишь в пользователя социальных возможностей, в придаток технологических систем. Поэтому, очень важно воспитать в учащихся духовно-нравственные начала, чтобы в будущем из них выросли достойные граждане своей страны.
Говоря об образовательном процессе, можно отметить, что духовнонравственное развитие возможно как в рамках учебного процесса так и во внеурочной деятельности. На сегодняшний день новым видом деятельности детей в школе является проектная деятельность, которая обладает большим потенциалом не только для развития познавательной сферы подростка, но и для духовно-нравственного становления учащегося как личности.
В связи с этим, мы разработали серию проектов, в процессе реализации которых учащиеся приобретают не просто систему знаний по данной теме, а также происходит принятие и соблюдение детьми духовно-нравственных норм, затронутых ими при выполнении проектов, формируются устойчивые убеждения, сделанные на основе анализа новой информации с точки зрения духовно-нравственных ценностей, а также развивается способность к самореализации на основе разработки собственного проектного продукта.
Предложенные проекты объединяют в себе поэтапное определение целей, задач, средств и способов, наиболее эффективно способствующих духовно-нравственному развитию. Также разработанные методические рекомендации по организации проектной деятельности для учителей английского языка, в которых дается подробное описание различных лексических, грамматических и речевых упражнений, помогут учащимся прочно усвоить языковой материал по теме, активно участвовать в проектной деятельности индивидуально и в группе, проявлять самостоятельность и творчество. Данные методические рекомендации позволят обеспечить высокий качественный уровень уроков и эффективное использование проектной технологии на практике.
Таким образом, в процессе работы над различными проектами, объединёнными общей воспитательной идеей, создаётся воспитательное пространство школы, которое формирует личностно-значимые качества, воспитывает духовно-нравственную личность.
В дальнейшем предполагается апробация остальных проектов, направленных на духовно-нравственное развитие подростков, на уроках английского языка в 8 классах.
1. Английский язык: Английский язык нового тысячелетия / New Milennium English: Учебник англ. яз. для 5 кл. общеобраз. учрежд. / Н. Н. Деревянко, С. В. Жаворонкова, Л. В. Козятинская, Т. Р. Колоскова, Н. И. Кузе- ванова, Е. В. Носонович, И. А. Скворцова, Л. В. Талзи. - Обнинск: Титул, 2008. - 160 с.: ил.
2. Андреева Н. А. Духовно-нравственное воспитание школьников. - [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/516083/
3. Воспитательные возможности урока. - [Электронный ресурс]. URL: http: //vremiadengi. com/denezhnoe/vospitatelnye vozmozhnosti uroka/.
4. Георгиева Р.И., Краснова Е.Я. Проектная деятельность и ее результаты. - [Электронный ресурс]. URL: http: //nenuda. ru/проектная- деятельность-и-ее-результаты.html
5. Губанова Е. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 8 - 14.
6. Данилюк А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения)
7. Дармодехин С.В. О разработке современной стратегии воспитания и социализации детей//Педагогика, 2012. - №3. - С.41-49.
8. Карпов А.О. Метод научных исследований vs метод проек- тов//Педагогика, 2012. - №7. - С. 14-25.
9. Клепиков В.Н. Из опыта духовно-нравственного воспитания школьников//Педагогика, 2012. - №3. - С. 59-64.
10. Ливанов Д. В. Духовно-нравственное воспитание школьников 2014 году приобретает особое значение. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.foma.ru/duxovno-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov- 2014-godu-priobretaet-osoboe-znachenie.html
11. Муртазаева, М.М. Современные методики и технологии обучения иностранному языку и литературе в школе и вузе: монография / Муртазаева М. М. и др. - Волхов: Изд-во «Лема», 2012 - С. 37-59.
12. Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты... Проекты 511 классы: Учеб.-методическое пособие//Под ред. Н.А. Сениной. - Ростов н/Д.: Издат. центр «Легион», 2013. - 78 с.
13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02.
2010. № Пр. - 271// Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5 - 12.
14. Никулина Т.А., Татаринцева Е.А., Сергеева Т.Г. Духовнонравственное воспитание на уроках английского языка. - [Электронный ресурс]. URL: http://copy.yandex.net/?lang=ru&fmode=envelope&tld=ru&text=%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE- %D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%B
F%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85%20%D0%B
0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0&url=
http%3A%2F%2Fgubschool1.3dn.ru%2F12345%2FNIKULINA%2Fdukhovno-
nravstvennoe vospitanie na urokakh anglij.doc&lr=54&l10n=ru&mime=doc&sign=9bc0a32a30e514d78ecc98a81efa8b5e&keyno=0
15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Россия, 2001. С. 87- 100....30