ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛОССАРИЙ 8
ГЛАВА 1. ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЙ НАВЫК И СРЕДСТВА ЕГО РАЗВИТИЯ
10
1.1 Понятие языковой компетенции и ее составляющих единиц 10
1.2 Обучение фонетической стороне речи в общеобразовательной школе .... 19
1.3 Виды фонетических упражнений 22
1.4 Технология проектирования комплекса фонетических упражнений для
развития произносительного навыка (умения) обучающихся 7 класса 27
Выводы 31
ГЛАВА 2. ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 32
2.1 Педагогические условия реализации «Комплекса фонетических
упражнений как средства развития произносительных навыков обучающихся 7 класса на уроках английского языка 32
2.2 Апробация комплекса фонетических упражнений 34
2.3 Результаты апробации комплекса фонетических упражнений 37
Выводы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
Английское произношение - это один из самых сложных моментов в изучении английского языка, который мы в большинстве случаев просто игнорируем, и важность которого мы зачастую ставим на последнее место. В результате мы говорим по-английски с сильным русским произношением, и нашему англоязычному собеседнику приходится сильно напрягаться, чтобы разобрать, что же мы все- таки хотели сказать. Существуют отличия написания и произношения английских слов. Сложность английского произношения состоит из нескольких аспектов. То, как английское слово произносится, зачастую не соответствует тому, как оно пишется. Некоторые английские слова имеют одинаковое написание, но произносятся по-разному в зависимости от контекста, а некоторые слова могут абсолютно одинаково произноситься, но при этом имеют совсем разные значения и пишутся по-разному. Более того написание английского слова вовсе не говорит вам как это слово должно произноситься. Для многих английских слов вы просто должны знать, как это слово пишется и произносится. Хотя в английском языке и есть определенные правила чтения, исключений к ним гораздо больше. Именно поэтому в словарях к каждому английскому слову всегда есть транскрипция, которая пытается обозначить, как это слово произносится. В ходе работы мы просмотрели и изучили труды многих авторов таких как Л. Ф. Бахман, голландский ученый Ян ван Эк, М. Н. Вятютнева, Н.Д. Гальскова, Г. В. Колшан- ский, А.А. Бондаренко, Г.В. Быкова, М.Р. Львова, А.П. Николаева, М.С. Соловейчик и др.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в разделе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по иностранному языку сформулированы основные положения об уровне владения языковыми средствами в частности, фонетической стороной речи. Ученик должен уметь [30]:
1 различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникаций, произносить все звуки английского языка;
2 соблюдать правильное ударение в изученных словах;
3 различать коммуникативные типы предложения по интонации;
4 адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникаций, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей, в том числе соблюдая правила отсутствия фразового ударения на служебных словах. [30]
К сожалению, не всегда эти требования ФГОС учитываются в учебно - образовательном процессе. Исходя из выше сказанного, мы выявили следующие противоречия:
• между требованиями ФГОС, предъявляемыми к уровню подготовки обучаемых в области фонетических знаний и умений и не достаточным количеством времени, отводимым на учебных занятиях по английскому языку для развития произносительных умений.
• между необходимостью развития произносительных умений обучаемых общеобразовательной школы и отсутствием (или малым количеством) специальных упражнений в современных учебных пособиях (на основе анализа УМК «Forward», «Spotlight» 7 класс), а также разработок (сборников с комплексами фонетических упражнений) для развития этих умений. [6], [7],[8],[9], [10]
Поскольку на среднем этапе обучения, в частности, в 7 классе, необходимо поддерживать приобретенные навыки английского произношения, т.к. содержание речи усложняется, и это поглощает основное внимание учащихся, произношение упускается из виду. Становится более заметным влияние родного языка. Происходит интерференция сформировавшихся навыков. Поэтому возникает проблема: отсутствие эффективных средств для развития произносительных навыков английского языка.
Следовательно, объект нашего исследования - развитие произносительных навыков обучающихся 7 класса на уроках английского языка, предмет исследования - комплекс фонетических упражнений для развития произносительных навыков обучающихся на уроках английского языка в 7 классе.
Цель данной работы - разработать и внедрить в учебный процесс по иностранному языку комплекс фонетических упражнений для развития произносительных навыков обучающихся 7 класса.....
Реализованный на уроках английского языка в 7 классе комплекс фонетических упражнений, направленный на развитие у обучающихся произносительных навыков был разработан с учётом необходимых педагогических принципов и методов (см. раздел «Технология проектирования комплекса фонетических упражнений ...») и способствовал осуществлению преследуемой цели дипломного проекта и главной цели нашего эксперимента, а также почти в полной мере подтвердил правильность выдвинутой гипотезы. Поэтому можно говорить об эффективности созданного комплекса фонетических упражнений. Однако, следует отметить и тот факт, что если работа по развитию произносительных умений учащихся носит несистематический характер, то становится сложным добиться определённых положительных и устойчивых результатов.
В качестве рекомендаций мы предлагаем использовать наш комплекс фонетических упражнений систематически, что будет способствовать более качественному развитию произносительных умений (навыков) обучающихся.
Данный комплекс можно применять на уроках английского языка при введении новой лексики. На первых уроках использования упражнений можно сделать анализ развития произносительного навыка (умения) обучающихся, выявить определенное проблемное поле. Далее использовать данный комплекс фонетических упражнений для решения образовавшегося проблемного поля.
Также данные упражнения можно включать в проведение проверочных или контрольных работ. Таким образом, можно отследить динамику развития произносительного умения (навыка) индивидуально у каждого ученика, через определенные задания, такие как: написание транскрипции слова, соотнесение слов с транскрипцией, написание недостающих букв после прослушивания слов.
1. English & Deutch. Стихи и рифмовки на уроках иностранного языка: Практическое пособие / Сост. А.В. Нехорошева, Т.М. Трушина; под ред. И.А. Кониной - М: АРКТИ, 2006. - 48 с.
2. Peter Roach , English Phonetics and Phonology: A Practical Course: Cambridge University Press, 2006, p.283.
3. Rhyme your English: сборник стихов, рифмовок и песен на английском языке: Практическое пособие / Сост. А.В. Нехорошева; под ред. И.А. Кониной - М: АРКТИ, 2006. - 80 с.
4. Templin M.C. Certain language skills in children, their development and interrelationships. Institute of Child Welfare, Monograph Series ( Minneapolis), 26. - 1957.
5. Английская интонация URL [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://free-english-online.org/intonatsiya
6. Английский язык: 5-9 классы: программа / М.В. Вербицкая. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 144 с. - (Forward).
7. Английский язык: 7 класс: пособие для учителя / [М.В. Вербицкая, О.В. Оралова, О.С. Миндрул и др.]; под ред. М.В. Вербицкой. - М.: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2015. - 304с.: ил. - (Forward).
8. Английский язык: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч.1 / [М.В. Вербицкая, М. Гаярделли, П. Редли и др.]; под ред. М.В. Вербицкой. - М.: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2015/ - 112c.: ил. - (Forward).
9. Английский язык: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч.2 / [М.В. Вербицкая, М. Гаярделли, П. Редли и др.]; под ред. М.В. Вербицкой. - М.: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2015/ - 112c.: ил. - (Forward).
10. Английский язык: проектирование учебного курса: 7 класс: пособие для учителя / [М.В. Вербицкая, М. Гаярделли, П. Редли]; под ред. М.В.
Вербицкой. - М.: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2015. - 200 с:ил. - (Forward).
11. Возрастные особенности учащихся 7-8 классов. URL [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://orsk-
psihology.ucoz.ru/publ/na zametku pedagogam/vozrastnye osobennosti uchashhi khsja 7 8 kh klassov/9-1 -0-61
12. Возрастные особенности учеников 7 класса URL [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. edufacts. ru/lefabs-771-1. html
13. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак.ин.яз.высш.пед.учеб.заведений. - М.:Издательский центр «Академия», 2004. - 336с.
14. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранного языка / Н. Д. Гальскова. -М .: АРКТИ, 2004. -192 с.
15. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Высшая школа», 1998. - 243 с....50