Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК ПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Работа №144685

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ 8
ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГУ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА .. 9
1.1. Диалог как объект обучения и его виды 9
1.2. Подходы к обучению диалогической речи 16
1.3 Виды диалогических упражнений 23
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДРАМАТИЗАЦИИ ВФОРМИРОВАНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 32
2.1. Учет лингво-психологических факторов обучения младших школьников
диалогической речи 32
2.2. Элементы драматизации, используемых в формировании умений
диалогической речи на начальном этапе обучения иностранному языку 38
2.3. Технологии организации уроков иностранного языка с помощью элементов
драматизации 42
Выводы по второй главе 48
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДРАМАТИЗАЦИИ 51
3.1. Констатирующий этап. Диагностика исходного уровня сформированности
умений диалогической речи у школьников на начальном этапе обучения иностранному языку 51
3.2. Формирующий этап. Практическая работа по формированию умений
диалогической речи школьников через элементы драматизации 53
3.3. Контрольный этап. Диагностика итогового уровня сформированности
умений диалогической речи 67
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 75


Актуальность. Международная современная обстановка, «информационный бум», международная политическая и экономическая интеграция обуславливают вовлечение все повышающегося числа специалистов в разных областях техники и науки в непосредственное реализация международных научно-технических связей, сопровождаемых значительным расширением и ростом деловых и культурных контактов. Все это предъявило свои заявки к характеру владения иностранным языком и тем самым детерминировало некоторые параметры и позиции новых методов обучения, в частности, иностранным языкам.
Обстоятельства иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является способом познания, накопления и получения информации, предназначили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: пониманием речи на слух, а также письмом, чтением, говорением - диалогической и монологической речью. [18, с. 56]
Поэтому задача каждого преподавателя - создание условий, которые способствовали бы общению учащихся. Как известно, диалог занимает практически 70% нашей разговорной речи и при усвоении иностранному языку является одним из неотъемлемых компонентов обучения. Для решения своей задачи, каждый учитель должен учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как целенаправленность, мотивированность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, ситуативность, темп, самостоятельность и эвристичность. Если есть мотивы и цели общения, уровень их развития, учтены характерные особенности участников общения, то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится. [17, с. 89]
Существует большое количество средств, методов, приемов обучения умений диалогической речи, одним из которых является прием драматизация.
Действенным, но недооцененным приемом для формирования умений диалогической речи, а также развития познавательного интереса учащихся к изучению иностранного языка является драматизация. Методически грамотно и детально продуманная организованная инсценировка является таким приемом обучения, который позволяет комплексно решать задачи как практического, так и развивающего, воспитательного и образовательного характера. В связи с этим игры на уроках иностранного языка должны являться неотъемлемой частью методической организации урока. [13, с. 136]
Актуальность приема драматизация обусловлена тем, что оно предполагает отказ от готовых знаний, их репродукции, основываясь на поиске информации, поток которой в современных условиях возрастает с каждым годом. Благодаря элементам драматизации человек, равно как и человечество в целом способен комплексно познавать окружающий мир, эмоции и чувства. [11, с. 98]
Формирование и совершенствование умений диалогической речи через элементы драматизации отражены в Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации (до 2020 года). Так же значительный вклад в разработку методики формирования умений диалогической речи внесли методисты-психологи Бим И.Л., Шатилов С.Ф., Пассов Е.И., Зимняя И.А. и другие. [29]
По новому ФГОС определены следующие требования к уровню сформированности умений и навыков диалогической речи: задавать вопросы о чем-либо, отвечать на вопросы собеседника; расспрашивать о чем-либо; попросить о чем-либо и отреагировать на просьбу собеседника; начинать, поддерживать и завершать разговор; описывать что-либо. [1, с. 63]
Однако существует противоречие между тем, что прием драматизации обладает достаточным потенциалом для формирования умений диалогической речи на уроках иностранного языка и недостаточной методической 5
разработанностью включения данного приема в процесс обучения иностранному языку.
Отсюда возникает проблема, которая состоит в том, при каких условиях драматизация станет эффективным приемом формирования умений диалогической речи на начальном этапе обучения иностранному языку.
Объектом нашей работы является процесс формирования умений диалогической речи школьников на начальном этапе обучения иностранному языку, предметом - применение элементов драматизации в учебном процессе при формировании умений диалогической речи на иностранном языке.
Целью данной работы является определение условий, в которых драматизация станет эффективным приемом для формирования умений диалогической речи школьников на начальном этапе обучения иностранному языку.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать и систематизировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить содержание, особенности и принципы применения драматизации, как приема формирования умений диалогической речи на начальном этапе обучения иностранному языку.
3. Разработать коммуникативные ситуации с использованием элементов драматизации к 4 разделу “Animals” УМК Н.И. Быковой, Д.Дули «Spotlight 2».
4. Частично апробировать разработанные коммуникативные ситуации с элементами драматизации на уроках английского языка в начальной школе.
5. Сформулировать общие выводы по проведенному исследованию.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: использование элементов драматизации будет способствовать формированию умений диалогической речи у школьников на начальном этапе обучения иностранному языку при соблюдении следующих условий:
технологии использования элементов драматизации на уроках иностранного языка (ознакомление с ситуацией, постановка задач, инсценировка, подведение итогов);
учет компонентов драматизации (коммуникативная ситуация, роли коммуникантов, техника общения).
Методологией исследования послужили работы Роговой Г.В., Гальсковой Н.Д. , Хуторского А.В., Лазарева В.А. и других.
В своей работе мы использовали такие методы наблюдение и обобщение педагогического опыта, анализ литературы по различным вопросам методики преподавания иностранного языка. А так же проведён педагогический эксперимент.
Практическая ценность данной дипломной работы заключается в возможности использования на практике разработанных автором коммуникативных (диалогических) ситуаций для формирования умений диалогической речи на начальном этапе обучения иностранному языку. Разработанный нами коммуникативные (диалогические) ситуации, которые доказывают положительное влияние на формирование диалогических умений на начальном этапе обучения иностранному языку, является новизной данного исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как ранее упоминалось, задача каждого учителя - создание условий, которые способствовали бы общению учащихся. Как известно, диалог занимает практически 70% нашей разговорной речи и при изучении иностранного языка является одним из неотъемлемых компонентов обучения. Поэтому в своей работе мы попробовали решить данную задачу.
Проанализировав педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, мы выявили, что существует большое количество методов, средств, приемов обучения диалогической речи, одним из которых является приём драматизации.
Драматизация является эффективным, но недооценённым средством для формирования умений диалогической речи, а также развития познавательного интереса учащихся к изучению иностранного языка. Детально продуманная и методически грамотно организованная инсценировка является таким приемом обучения, который позволяет комплексно решать задачи как практического, так и воспитательного, развивающего и образовательного характера. В связи с этим игры на уроках иностранного языка должны являться неотъемлемой частью методической организации урока.
В процессе работы были решены следующие задачи:
1. Проанализировать и систематизировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить содержание, особенности и принципы применения драматизации, как приема совершенствования умений диалогической речи на начальном этапе обучения иностранному языку.
3. Разработать коммуникативные (диалогические) ситуации с использованием элементов драматизации по 4 разделу «Animals» УМК Н.И. Быкова, Д.Дули «Spotlight 2» .
4. Частично апробировать разработанные ситуации с элементами драматизации на уроках английского языка во 2 классе.
5. Сформулировать общие выводы по проведенному исследованию.
Для успешного формирования умений диалогической речи мы разработали коммуникативные ситуации, на которых возможно использование элементов драматизации, составленных по 4 разделу «Animals», УМК Н.И. Быкова, Д.Дули «Spotlight 2»
Учащимся предлагались следующие коммуникативные ситуации:
1. Диалог - расспрос «Животные».
2. Ролевая игра « Что умеют делать животные?».
3. Диалог - обмен мнениями «Мой питомец».
4. Ролевая игра «В зоомагазине».
В ходе исследования, мы выявили начальный уровень сформированности умений диалогической речи, в процентном соотношении составило - 37% [Приложение 2], а в конце исследования был проведен контрольный срез, в ходе которого мы выявили, что уровень сформированности умений диалогической речи возрос до - 63%. [Приложение 3]
После проведенного исследования мы можем говорить о подтверждении выдвинутой нами гипотезы: использование элементов драматизации будет способствовать формированию умений диалогической речи у школьников на начальном этапе обучения иностранному языку при соблюдении следующих условий:
учет технологии использования элементов драматизации на уроках иностранного языка (ознакомление с ситуацией, постановка задачи, инсценировка, подведение итогов);
учет компонентов драматизации (коммуникативная ситуация, роли коммуникантов, техника общения).
Практическая ценность данной дипломной работы заключается в возможности использования на практике разработанных автором диалогических ситуаций для формирования умений диалогической речи.
Поступив на работу в школу, можно продолжить работать над этой проблемой, пользуясь разработанными диалогическими ситуациями.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. Начальное общее образование. - М., 2012
2. Примерные программы начального общего образования. Иностранный язык. - М.: Просвещение, 2018. - 144 с.
3. Брагина О.А. О системе упражнений в процессе обучения диалогической речи// Иностранные языки в школе. - 2006. - № 3.
4. Берлин С.А. Обучение английской интонации. М.: Высш. шк., 2011. -117 с.
5. Бикеева А.С. Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка // Иностранный язык в школе. -
2005. - №2. - 31-41.с.
6. Бим, И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам/ Иностранный язык в школе. - 2006. - №4. - 5-7с.
7. Букичев, О.А. Коммуникативно-ориентированный подход при обучении диалогической речи на начальном этапе (четырехлетняя начальная школа)// О.А. Букичев/ иностранный язык в школе, №5, М., 2006.
8. Бухбиндер В.А. и др. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / В.А. Бухбиндер// Киев, 1980.
9. Велитченко Л.К. Развитие иноязычного речевого слуха у взрослых при овладении языками: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Киев, 2010.¬18 с.
10. Верещагина И.Н. Английский язык, 9 класс. М., 2000.
11. Вишневский Е. И. Опыт построения упражнений для работы в парах// Иностранные языки в школе. - 2005. - № 6.
12. Гальскова Н.Д. Теория и методика обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учеб.пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. Высш. пед. учеб. заведений. / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 334 с.
13. Гез Н.И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков: учебное пособие / Н.И. Гез, Г.М. Фролова. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
14. Гин А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита, 2013. - 88 с.
15. Горб Г.А. Обучение средствам выражения эмотивно-оценочных
отношений в иноязычной диалогической речи школьников Л., 2007. -166 с.
16. Гусевская О.В. Формирование коммуникативной культуры личности как основа общекультурной компетентности. - Ценности и смыслы № 1 , 2012. - 146 с.
17. Демидова Е.Л. Методика обучения эмоционально окрашенному
педагогическому воздействию- М., 2008. - 24 с.
18. Долгалова Н.В. Совершенствование устной диалогической речи школьников на среднем этапе обучения инностранному языку - Л., 2010. -17с.
19. Друпп В.В. «Dramatic activities in Language Learning.» - М.: Вита, 2008. - 123 с.
20. Жуковская М.Н. Условия повышения эффективности
слухового самоконтроля в обучении иноязычному произношению - М., 2010. -23 с.
21.Загребина, И.В. Интегративное обучение как средство целостного развития личности младшего школьника// И.В. Загребина/ Иностранный язык в школе, №1, 2008.
22.Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. - М., Русский язык, 2009.- 219 с.
23. Зимняя И.А. Условия формирования навыка говорения на иностранном языке и критерии его отработанности - М., 2007. - 90-92. с.
24. Исенина Е.И. Развитие диалога в связи с познанием ребенком другого и себя / ЛГПИ им. А.И. Герцена; отв. ред. С.Н. Цейтлина // Детская речь: Проблемы и наблюдения: сб. науч. тр. М., 2009.
25. Казанский О.А. Игры в самих себя. - 2-е изд. - М.: Роспедагенство, 2005. - 128 с.
26. Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения. - Мн.: ТетраСистемс, 2007. - 325 с.
27. Линкевич Н.И., Никифорова Е.Б. Технология развития критического мышления - методы и приемы стадии вызова // Первое сентября. Английский язык. - 2008. - №12. - 4-9 С.
28. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко, П.Б. Бабинская, А.Ф. Будко, С.И. Петрова. - Мн.: Высшая школа, 2006. - 516 с.
29. Обучение иностранным языкам в школе и ВУЗе: Методическое пособие для преподавателей / Отв. ред. М.К. Колкова. - СПб.: КАРО, 2011.- 235 с.
30.Ощепкова Т.В. Приемы обучения говорения // Иностранный язык в школе. - 2009. - №3. - 15-21 с.
31. Плотникова Т. Н. Диалог как объект исследования в современной науке у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Н. Плотникова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
32. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку в 1 - 4 классах / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Н.В. Языкова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 224 с.
33. Рогова, Г.В. Примерные программы обучения и официальные требования к уровню подготовки учащихся начальной, основной и старшей школы, Рогова Г.В. М., «Астрель», 2006
34. Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,
2006. - 192 с.
35. Современные теории и методы обучения иностранным языкам: Материалы второй международной научно-практической конференции «Языки мира и мир языка». - М.: Экзамен, 2006. - 381с.
36. Livingstone C. Role Play in Language Learning. - М., 2008. - 56 с.
37. http://www.dissercat.com/content/professionalno-orientirovannoe-sovershenstvovanie-foneticheskoi-storony-inoyazychnoi-rechi-s
38. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2012/11/07/dramatizatsiy a-na-nachalnom-etape
39. http://www.scienceforum.ru/2014/503/2317
40. https://ru.wikipedia.org/wiki


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ