Аннотация
ВВЕДЕНИЕ
1. СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 10
1.1. Теоретические основы сетевого взаимодействия образовательных
организаций: принципы, основные направления, структура и формы 10
1.2. Анализ нормативно обеспечения сетевого образовательных
организаций 24
2. МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 35
2.1. Технологии реализации сетевого взаимодействия образовательных
организаций 35
2.2. Проблемы сетевого взаимодействия ФГАОУ ВО «Российский
государственный профессионально-педагогический университет» и ГБПОУ СО «Серовский политехнический техникум» 52
2.3. Рекомендации реализации сетевого взаимодействия
образовательных организаций ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» и ГБПОУ СО «Серовский политехнический техникум» 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
1. Структура управления ГБПОУ СО «Серовский политехнический
техникум» 83
2. Проект положения Многопрофильного образовательного
центра 84
3. Структурно-функциональная модель Многопрофильного
образовательного центра 110
Развитие государства, общества, отдельных регионов нашей страны невозможно представить без кадров, без людей, которые непосредственно участвуют в достижении организациями поставленными перед ними руководством целей. Для того, чтобы организации успешно развивались, они должны заботиться о постоянном пополнении перспективными кадрами, следовательно образовательные организации обязаны осуществлять такую подготовку выпускников, чтобы они легко смогли найти новое место работы, чтобы они были действительно востребованы рынком труда. При этом особые проблемы в подготовке связаны с обучением по рабочим профессиям, что нашло свое отражение в задаче, поставленной Правительством Российской Федерации в 2017 г. в Государственной программе «Развитие образования на 2018-2025 гг.», и четко обозначившей приоритетное развитие на региональном уровне системы подготовки кадров по рабочим профессиям.
Актуальность исследования заключается в том, что существование образовательных организаций, а так же их развитие в современных условиях зачастую связано с сетевым взаимодействием организаций, которое является высокоэффективной инновационной технологией. Данное взаимодействие подразумевает социальное партнерство, основу которого составляет «двусторонняя полезность», в ходе которого появляются неформальные и формальные контакты.
Образовательным организациям для подготовки высокопрофессиональных специалистов необходимо формирование специальных условий и образовательной среды, включающей не только кадровые ресурсы, но и материально-техническое обеспечение. К сожалению, не все организации могут себе позволить закупить дорогостоящее оборудование, да и кадровый потенциал во многих учреждениях не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям профессионального стандарта. Поэтому выходом для разрешения возникающих проблем является социальное партнерство, которое может быть реализовано в плоскостях образовательная организация - работодатель или образовательная организация - образовательная организация. При этом опыт показал, что первая схема - образовательная организация - работодатель развивается намного успешнее второй, развитие которой, на наш взгляд, является не менее важным, чем взаимодействие с работодателями.
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в развитие теоретической базы данных, что приведет к положительному изменению практической части.
Практическая значимость темы исследовательской работы. Материалы проведенного исследования могут быть использованы в системе профессионального образования. Предложения автора, направленные на совершенствование сетевого взаимодействия образовательных организаций ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (далее - ФГАОУ ВО «РГППУ» или Университет) и ГБПОУ СО «Серовский политехнический техникум» (далее - ГБПОУ СО «СПТ» или Техникум), могут быть полезны в практической деятельности различных образовательных организаций.
Объект исследования: сетевое взаимодействие образовательных организаций.
Предмет исследования: управление сетевым взаимодействием образовательных организаций ФГАОУ ВО «РГППУ» и ГБПОУ СО «СПТ».
Цель исследования - выявить основные проблемы осуществления сетевого взаимодействия образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования и предложить пути их разрешения.....
Не смотря на глобальные изменения в системе профессионального образования, связанные с ними деформацию профессиональной деятельности студентов - выпускников вузов, смену подходов к оценке качества подготовки будущего специалиста, в последнее время часто наблюдается несоответствие качества и количества подготовленных кадров для нужд экономики страны. Как правило, причинами такой оценки считают систему образования, однако это совсем не верно. Как правило, работодатели - представители рынка труда сами часто не способны точно определить требования, в соответствии с которыми необходимо готовить для них кадры. Примером этого служат разработанные профессиональные стандарты, на некоторые из них было потрачено очень много времени, при этом до сих пор не по всем профессиям эти стандарты разработаны. Более того, появляются новые профессии, которые со слов экспертов рождаются из-за технологического прорыва и некоторых процессов в современном обществе. Рождение новых технологий порождает потребность в специалистах с новыми компетенциями и знаниями. В таких условиях образовательным организациям профессионального образования практически невозможно обеспечить соответствие своего выпускника специалистов структуре рынка труда по направлениям подготовки рабочих и специалистов, что в итоге приводит к дефициту кадров нужной квалификации. И если у ВУЗов еще есть возможность обеспечить потребность рынка труда в кадрах с высшим образованием, то системе среднего профессионального образования крайне сложно выполнить требования работодателей к количеству и качеству кадров со средним профессиональным образованием и по рабочим профессиям. Проводимые реформы профессионального образования не дали системного эффекта - подготовка кадров проводится без учета требований работодателей - реальных заказчиков образовательных услуг, причем часто по вне самих заказчиков, которые не принимают активного участия в подготовке кадров, даже на этапе формирования требований к ним. Такая ситуация потребовала проведение исследования, ориентированного на анализ и изучение опыта взаимодействия образовательных организаций профессионального образования.
В ходе проведенного исследования реализации сетевого взаимодействия образовательных организаций в современных условиях были решены следующие задачи:
• проанализирована теория и практика сетевого взаимодействия образовательных организаций в современных условиях;
• изучена нормативно-правовая база, обеспечивающая сетевое взаимодействие образовательных организаций;
• определены особенности реализации сетевого взаимодействия образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования для создания образовательного центра;
• разработан проект локально-нормативного акта о Многофункциональном образовательном центре.
Как известно, сетевое взаимодействие предоставляет возможность учащимся любой ступени обучения и на любом уровне образования использовать ресурсы нескольких образовательных или иных организаций, имеющих право на ведение образовательной деятельности. Отражённая в федеральном законе «Об образовании в РФ» концепция образование через жизнь (образование через всю жизнь) позволяет обучающимся включаться в образовательный процесс для получения образования или повышения образовательного статуса в любом возрасте. В работе не раз отмечалось, что современное российское профессиональное образование допускает переход к сетевому взаимодействию образовательных организаций разного уровня. Возможности организации, внедрения и реализации сетевого взаимодействия объясняются несколькими объективными и субъективными причинами. К объективным (внешним) причинам можно отнести следующее:
• особенности современной нестабильной демографической ситуации в стране и регионах в целом;.....
1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием12.12.1993, с изменениями от 30.12.2008] // Российская газета 2009. 21 января.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 279-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.
4. О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015: утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 10.06.2019 № 286. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://ivo.garant.rU/#/document/70466462/paragraph/10:0.
5. О методических рекомендациях: Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185451/.
6. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: утв. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425.
7. Развитие образования на 2013-2020 гг. гос. прогр. Российской Федерации: утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70643472/.
8. Стратегия социально-экономического развития Серовского городского округа на период до 2030 года: утв. Решением Думы Серовского
городского округа от 25.12.2018 № 115. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.adm-
serov.ru/files/statica/KECONOM/str2030/str2030_13.doc.
9. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. Протоколом Коллегии Минобрнауки России от 18.07.2013 № ПК5вн. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256447/.
10. Концепция сетевого взаимодействия учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по обеспечению элективных и профильных курсов в системе профильного обучения Российская академия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://viro-profportal.edu.ru/attachments/article/491/2010koncept.doc.
11. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме: утв. Минпросвещения России 28.06.2019 № МР-81/02вн. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_336748/.
12. Методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур в сфере научно-технического творчества, в том числе роботехники: Письмо Минобрнауки России от 07.12.2015 № 09-3482. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EX P&n=669347#0042319760545185714.
13. Оценка эффективности сетевого взаимодействия образовательных организаций: информационно-аналитический отчет прикладного исследования. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.irro.ru/?id=2133.
14. Устав ГБПОУ СО «Серовский политехнический техникум»: утв. Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 17.08.2015 № 380-д. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sptserov.ru/images/files/Ustav_SPT.pdf.
15. Устав ФГАОУ ВО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет»: утв. Приказом Министерства науки и высшего образования Российской федерации от 28.12.2018 № 1374. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.rsvpu.ru/filedirectory/9314/Ustav_28_12_2018_szhatyij.pdf....60