ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ 8
1.1 Диалогическая речь 8
1.2 Цели и задачи обучения диалогической речи 10
1.3 Этапы обучения диалогической речи 19
1.4 Использование игр в обучении иностранному языку 28
1.5 Дидактическая игра в обучении и ее функции 34
1.6 Индивидуально-возрастные особенности учащихся подросткового возраста 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 46
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УРОКОВ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ 47
2.1 База исследования и описание образовательной ситуации 47
2.2 Констатирующий этап опытно-поисковой работы 48
2.3 Формирующий этап опытно-поисковой работы 54
2.4 Контрольный этап опытно-поисковой работы 58
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
В современной отечественной методике и действующей Программе, как, впрочем, во многих зарубежных методиках, в качестве ведущего принципа обучения иноязычной речи принят коммуникативный подход, подразумевающий приобретение школьниками способностей практического использования изучаемого иностранного языка в своей деятельности. Если учесть, что умение спонтанно реагировать на всевозможные ситуации реальной действительности в современных условиях приобретает характер необходимости, то станет ясно какую остроту и актуальность приобретает проблема обучения общению на иностранном языке. Для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность и социальную адаптивность выпускников школ в современном обществе, необходимо обратить особое внимание на максимальное развитие у учащихся умений диалогической речи, одним из средств обучения которой является дидактическая игра.
В связи с процессами гуманизации отечественного образования многие специалисты, работающие в школе, признают, что необходимо искать новые формы организации деятельности на уроке и новые средства обучения иноязычному общению, которые помогали бы развивать воображение школьников, формировать их творческие способности, побуждающие вырабатывать свою позицию и свое мнение. В данном случае одним из перспективных инструментов обучения следует рассматривать дидактическую игру.
Наблюдения показывают, что даже учащиеся, имеющие хорошую теоретическую базу по иностранному языку, затрудняются вести беседу на иностранном языке, иногда даже самую простую.
Нельзя также не заметить и того, что, как только занятия по иностранному языку в школе перестают предусматривать развитие навыков устной речи, и учащиеся обнаруживают, что они не могут пользоваться изучаемым языком, как средством общения, интерес к его изучению падает, и нередко школьники попросту начинают тяготиться этим предметом. И наоборот, там, где занятия предусматривают развитие навыков диалогической речи, резко повышается интерес у учащихся к изучению иностранного языка, что в свою очередь способствует повышению успеваемости по этому предмету. Это вполне закономерно, ибо овладение навыками диалогической речи показывает учащимся возможность практического применения в жизни полученных ими знаний.
Исходя из требований ГИА, учащиеся по окончанию среднего этапа обучения должны уметь вести беседу в связи с предъявленной ситуацией общения; участвовать в диалогах различных типов; высказывания каждого собеседника должны содержать не менее 6-8 реплик.
Однако анализ образовательной ситуации свидетельствует о том, что учащиеся по окончанию среднего этапа обучения данными умениями не владеют, поскольку ведение беседы на английском языке вызывают у них серьёзные затруднения. Наблюдение показало, что учащиеся порой совсем беспомощны в выборе темы беседы и в выборе средств выражения, речь учащихся неэмоциональна, лишена естественной обращенности к собеседнику, крайне бедна речевыми клише, междометиями, модельно- эмоциональными словами. В результате речь теряет своей непринужденный характер, становится прерывистой, кроме того, в ней полностью отсутствует личное отношение говорящего.
Анализ учебно- методических комплексов, наиболее популярных и используемых учителями в средней школе (Клементьева Т.Б. «Счастливый английский = Happy English», Старков А.П «Английский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений» и Верещагина И.И. «Английский язык»), помогает выявить причину неспособности учащихся к реальному общению на иностранном языке.
Так проанализировав УМК Верещагиной И.И., Афанасьевой О.В., можно сделать вывод о том, что, в основном, в УМК делается акцент на обучения монологической речи, о чем говорят формулировки и установки большинства упражнений. Однако, следует отметить, что упражнения, предназначенные для развития диалогической речи, очень однообразны, установки многих упражнений не соответствуют принципу коммуникативной направленности в общении, например, Read the dialogue and learn it by heart (прочитать диалог и выучить наизусть).
Иногда можно встретить следующую установку: Act it out and don’t forget to change over (разыграйте диалог и не забудьте поменяться ролями). После того, как учащимся было предложено выучить диалог, смысл данного задания становится просто непонятным, при таком подходе к обучению диалогической речи все становится заученным, поскольку такие упражнения не обучают речевой мобильности и социальной адаптивности в ситуации общения, адекватно реагировать на реплики собеседника.
Объект исследования - процесс развития диалогической речи у учащихся на среднем этапе обучения иностранному языку.
Предмет исследования - дидактическая игра как инструмент развития диалогической речи.
Гипотеза исследования: систематическое использование дидактических игр в процессе обучения школьников английскому языку позволяет повысить уровень владения диалогической речью.
Противоречие заключается в необходимости развития диалогической речи средствами дидактической игры у обучающихся и недостаточном количестве методических разработок по использованию дидактической игры как инструмента обучения диалогической речи.
Цель исследования - показать эффективность использования дадактической игры в развитии диалогической речи. Данную цель можно реализовать через следующую систему задач:
1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме и определение «Диалогическая речь», «Игра», «Дидактическая игра».
2. Описание дидактических средств развития иноязычной диалогической речи
3. Описание критериев сформированное™ умений диалогической речи.
На значение игровой деятельности в обучении иностранному языку указывают известные методисты, такие как Е.И. Пассов [Пассов, 1991], М.Н.Скаткин [Скаткин, 1980]. «Важно осознавать», - указывает М.Н. Скаткин, - «решению каких дидактических задач должна способствовать данная игра, на развитие каких психических процессов она рассчитана» [Скаткин, 1980: 96]. «Игра - это лишь оболочка, форма, содержанием которой должно быть учение, овладение видами речевой деятельности» [Пассов, 1991: 54]. Е.И. Пассов отмечает следующие черты игровой деятельности как средства обучения: мотивированность, отсутствие принуждения;
индивидуализированная, глубоко личная деятельность; обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; развитие психических функций и способностей; учение с увлечением [Пассов, 1991].
Таким образом, актуальность исследования обусловлена
необходимостью развития методологии развития диалогической речи в процессе обучения иностранному языку.
Методической базой для нашего исследования послужили работы таких авторов как Ю.К. Бабанский, И.А. Глазунова, М.В. Кларин, Т.Н. Мухина, Е.В. Падей, Г.В. Рогова, Г.К. Селевко и др.
В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования:
■ Экспериментально-теоретический: педагогический эксперимент.
■ Эмпирические: наблюдение, сравнение.
Практическая значимость заключается в создании комплекса упражнений для развития диалогической речи у учеников средних классов на основе дидактической игры как инструмента обучения.
Разработанный нами комплекс упражнений, которые доказывают положительное влияние дидактической игры на результативность обучения, является новизной данного исследования.
Тема нашей работы - «Дидактическая игра как средства развития умений диалогической речи на среднем этапе обучения». В процессе работы мы доказали, что на сегодняшний день эта проблема актуальна, т.к. проблема свободного общения на иностранном языке остро стоит перед учителями и их воспитанниками. Правильное использование дидактических игр при обучении диалогической речи на уроках английского языка, с учетом всех требований к использованию дидактической игры, с учетом этапов работы над дидактической игрой, ведет к развитию у учащихся навыков диалогической речи, активного самостоятельного мышления, предприимчивости, активности, р изобретательности, коммуникативных р особенностей личности, а так рже способствует созданию максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческих способностей детей, тем самым повышая интерес учащихся к изучению английского языка. Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по теме и проведя опытно-поисковою работу по исследованию динамики успешности использования дидактической игры при обучении диалогической речи на педагогической практике, пришли к выводу, что если использовать дидактическую игру при обучении диалогической речи на уроках английского языка, процесс обучения диалогической речи будет протекать наиболее эффективно, тем самым мы подтвердили выдвинутую гипотезу. В ходе написания дипломной работы мы выполнили поставленные нами задачи, а именно, изучили психолого-педагогическую методическую литературу по данной теме; рассмотрели игровую деятельность на уроках английского языка; раскрыли сущность дидактической игры, а также рассмотрели ее основные функции и виды; дали понятие диалогической речи выделили особенности обучения диалогической речи; рассмотрели упражнения для развития диалогической речи и провели опытно-поисковую работу по апробированию дидактической игры на педагогической практике. Выполнив все задачи, мы подтвердили гипотезу и решили проблему, тем самым мы достигли цели. Мы доказали, что использование дидактических игр при обучении диалогической речи является эффективным. Проведённое исследование показало следующие результаты: в целом использования дидактических игр при обучении диалогической речи значительно повышает использование речевых штампов, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплочённость коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся. Однако организация дидактических игр требует, прежде всего, исследования основных (теоретических и практических основ их использования в (учебном процессе, направленном на устранение возникающих трудностей, что и было предпринято в данной дипломной работе.
1. Приказ Минобрнауки РФ |от 117.12.2010 |№1897 |(в ред. |от 31.12.2015) Н «Об Н утверждении Н федерального Н государственного образовательного стандарта основного общего образования»
2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 №413 (в ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
3. «Примерная | основная | образовательная | программа Iсреднего
общего образования» одобрена решением федерального учебно¬
методического робъединения |по |общему образованию р(протокол |от р28 июня 2016 г. № 2/16-з)
4. Английский рязык: Учебник рдля |5 ркласса робщеобразовательных учреждений / А.П. Старков, Р.Р. Диксон, М.Д. Рыбаков. — 8-е издание, стереотипное — М.: ACT, 2008. - 240 с.
5. Андриевская |В. В. Психология усвоения иностранных рязыков на разных возрастных ступенях: учеб. пособие. - М.: Росмэн, 2006. - 325 с
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект: Учебник. - М.: «АСВ», 2008. -227 с.
7. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения: Учебник. - М.: Гардарика, 2008. - 368 с.
8. Биболетова | М.З., | Денисенко | О.А., | Трубанева | Н.Н. | Enjoy English/Английский с удовольствием. 5 класс. Учебник. - М.: Дрофа, 2017. - 200 с.
9. Бим И.Л. Некоторые проблемы обучения диалогической речи // Иностранные языки в школе. - 1979. - №5. - С. 20-22.
10. Борзова Е.А. Диалогическая речь как цель и средства обучения иностранному языку рв |V -VI классах // Иностранные языки р школе. - р1985. - | №2 - С. 34-39.
11. Бубенникова О.А. О современной культурно-лингвистической ситуации в Англии // Вестник МГУ. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2000. - № 3. - С. 7- 43
12. Бузаров В.В. |Еще раз |о (различиях |в (области (грамматики (между британским и американским вариантами английского языка // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. - 2008. - № 1. - С. 18-21.
13. Варченко Е. И. Английский язык, как компонент системы основных элементов научного знания на начальной ступени образования // Молодой ученый. - 2013. - №2. - С. 346-348.
14. Верещагина |И.Н. рАфанасьева |О.В.|Английский |ЯЗЫК.|5 |класс. Учебник. В 2-х частях. ФГОС. - М.: Просвещение, 2018. - 172 с.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Перспектива, 2018. -224 с.
16. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. - М. 1958.
17. Глазунова И. А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции | с | помощью | метода проектов | как | одного | из | методов интерактивного обучения | иностранному | языку |во рвнеязыковом |вузе |// Молодой ученый. - 2015. - №15.2. - С. 21-23.
18. Гуркина А. Л. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения (иностранному языку / А.Л. Гуркина // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 726-729.
19. Гусевская Н. Ю. Эволюция методов обучения иностранному языку // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. - 2013. - № 6 (53).-C. 167-171
20. Добрович | А.Б. | Воспитателю | о | психологии | и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. — М.: Просвещение, 1987. — 205 с. |
21. Зимняя |И.А. Педагогическая | психология. |- | Ростов-на-Дону: Феникс,1997. - 480с.
22. Зобенко М. В., Киселева А.Н. Организация учебного сотрудничества / М.В. Зобенко, А. Н. Киселева // Концепт. - 2014. - Т. 25. - С. 261-265.
23. Иохим Д. С. Социальная ситуация развития ребёнка |В контексте новых образовательных стандартов // Концепт. - 2017. - Т. 31. - С. 776-780.
24. Кларин М.В. Педагогическая технология. Учебник. - М.: Академический проект, 2007. - 731 с.
25. Клементьева Т. Б., Монк Б. Счастливый английский = Happy English, 5 - 6 классы: Учебник для общеобразоват.учеб.заведений. - М. : Дрофа, 1996. - 411 с.
26. Ломакина Г. р., Скоробогатова А. С. О требованиях к результатам обучения иностранному языку в современном информационном обществе // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 491-493.
27. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам. // ИЯШ. - 2000.
- №4 - С.9-15, №5 - С. 17-22.
28. Миньяр-Белоручев р. К. Методика обучения французскому языку.
- М.: Просвещение, 1990. — 223 с.
29. Моисеева, С. А. Об особенностях обучения коммуникативному поведению ца уроках ИЯ // Лингводидактические проблемы обучения. - 2003.
- Вып. 3. - С.118-120.
30. Мухина Т. Н. Технология коммуникативного обучения иностранным языкам как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся и генезиса методического мастерства учителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 39. - С. 49-55.
31. Настольная |книга (преподавателя иностранного языка р/ |Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Справочное пособие. — 9-е ризд., стереотип. |— Мн.: рВышэйшая ршкола, |2004.
— 522 с.
32. Негневицкая рЕ.И., Никитенко З.Н., Ленская Е.А. English Teacher's Book 1 класс. - М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
33. Падей Е. В. Психолого-педагогические исследования
формирования коммуникативной компетенции |на (начальном этапе (обучения иностранному языку // Молодой ученый. - 2013. - № 2. - С. 388-390.
34. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
35. Педагогика: I Теории, I системы, I технологии: I Учебник I / I С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов [и др.]. - М.: Эксмо-Пресс, 2006. - 560 с.
36. Пешехонов Е.В. О некоторых особенностях британского и американского вариантов английского языка // Иностранные языки и межкультурная коммуникация: сб. науч. ст. - М., 2001. - С. 54-64.
37. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. - Томск: Пеленг, 1993. - 61 с.
38. Рогова Г.В., ВерещагинмИ.Н. Методика обучения английскому на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 224с.
39. Родякина Н. А. Формирование универсальных учебных действий на уроках немецкого языка // Концепт. - 2017. - Т. 22. - С. 125-132
40. Савельева С. С. Инновационные тенденции в сфере российского образования // Концепт. - 2015. - Т. 13. - С. 2476-2480
41. Саланович Н. А. Обучение чтению аутентичных текстов лингвострановедческого содержания // Иностранные языки в школе. — 1999.
— № 1. - С. 13-19
42. Сальникова | С. | А. | Сравнительная | типология | и | методика преподавания английского языка в средней школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 511-515.
43. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Просвещение, 2009. - 215 с.
44. Скаткин | М.Н. | Проблемы | современной | дидактики. | - | М.: Педагогика, 1980. - 96.
45. Современный курс дисциплины английского языка в свете требований времени //English. - 2006. - №18. - p.21-23.
46. Уайзер Г.М. Книга для учителя: к учебнику английского языка для 9-го кл. средней школы. - М. : Просвещение, 1976. - 128 с. |
47. Ушинский К. Д. Русская школа / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2015. — 688 с.
48. Филатова, Т.Н. Создание коммуникативных задач на уроке английского языка // АЯШ. - 2011. - №1. - С.2-4.
49. Фролова Н. А., Алещанова И. В. Методико-дидактическая организация I учебного I пособия I в Н практике I профессионально-ориентированного р обучения р иностранному | языку |// р Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - С. 37-48.
50. Чилингарян М. В. Системно-деятельностный подход при обучении иностранному языку в средней школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 33. - С. 103-105.
51. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1986. — 223 с.
52. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. - М.: Филоматис, 2004. - 312 с. |
53. Эльконин Д. Б. Психология игры. — Педагогика, 1976. — 304 с.
54. Заборцева Ю. Г- Методы обучения диалогической речи |на уроках английского I языка И [Электронный И ресурс]. И -1 Режим И доступа: http://festival.1september.ru/articles/551396/
55. Оценка результатов учебной деятельности учащихся по предмету «Иностранный язык» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //rudocs. exdat. com/docs/index-373555. html
56. Агаева О. В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. moluch.ru/conf/ped/archive/20/1289/