ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Становление словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста
1.2. Особенности словообразовательных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.3. Возможности использования компьютерных технологий в процессе формирования словообразовательных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
ГЛАВА П НАПРАВЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1. Изучение особенностей словообразовательных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.2. Методические рекомендации организации логопедической работы по формированию словообразовательных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием компьютерных технологий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Становление словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста
1.2. Особенности словообразовательных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.3. Возможности использования компьютерных технологий в процессе формирования словообразовательных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
ГЛАВА П НАПРАВЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1. Изучение особенностей словообразовательных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.2. Методические рекомендации организации логопедической работы по формированию словообразовательных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием компьютерных технологий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лингвисты, психологи и психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыком словообразования.А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др., рассматривают словообразование как особый вид речемыслительной деятельности и выделяют в нем ряд базовых операций:операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова.Все эти словообразовательные операции играют важную роль в развитии спонтанной детской речи. Их несформированность приводит, с одной стороны, к неполноценной речевой коммуникации, а с другой - ограничивает когнитивные возможности детей, их мыслительные операции такие как: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Также отсутствие словотворчества и неумение пользоваться различными способами словообразования приводят к ограниченной возможности обогащения словаря, к трудностям его формирования, к неточности понимания и дифференциации родственных слов.В дальнейшем недостаточность словообразовательных процессов обуславливает появление значительных проблем при освоении орфографии родного языка.
Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова, и др.). В данных работах констатируется характер тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном продуцировании производных наименований. Для детей с ОНР характерно несоответствие качества и объема активного словаря возрастной норме. Часть детей редко встречающиеся в речевой практике слова заменяют смежными по ассоциации, не могут употреблять обобщающие слова. Дети затрудняются объединить предложенные картинки по группам; не справляются с заданиями на подбор слов-антонимов и эпитетов к предметам.
Множественные ошибки встречаются при выполнении заданий на исследование грамматического строя речи. Даже получая помощь взрослого, дети допускают значительное количество ошибок при выполнении заданий на изменение существительных по числам. Большие затруднения вызывают задания на согласование прилагательных с существительными и существительных с числительными в роде и числе. Большинство детей не могут самостоятельно выполнить задания на словообразование: им требуются наглядный образец и помощь взрослого.
Так же у детей с ОНР не происходит спонтанного овладения знаковыми операциями на уровне морфемы, поэтому они испытывают значительные трудности в овладении первичными словообразовательными операциями. В.В. Виноградов говорит о то, что особое место среди таких трудностей занимает нарушение словообразовательного навыка.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
В настоящее время компьютерные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса, которые значительно повышают его эффективность. Компьютерные технологии позволяют достичь оптимальной коррекции нарушенных функций, повысить эффективность образовательного процесса, применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания (В.П. Беспалько, Ю.Б. Зеленская, О.И. Кукушкина).
Актуальным направлением внедрения компьютерных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, созданных в специальных программах. Использование этих технологий в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.
У детей, имеющих нарушения речи, недостаточный объем словаря, грамматические нарушения, нарушения связной речи, они испытывают трудности при автоматизации звуков.
На подгрупповых и индивидуальных занятиях можно использовать мультимедийные презентации и игры. В этом есть свое преимущество, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность.
Применение в образовании детей с нарушениями речи компьютерных технологий позволяет улучшить процесс обучения.
Ребенку с речевыми нарушениями можно и нужно помочь. Поэтому поиск приемов и методик по коррекции речевых нарушений является очень актуальным.
Проблема исследования:совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по формированиюсловообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами компьютерных технологий.
Цель работы: определить направление и содержание логопедической работы по формированию словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами компьютерных технологий.
Объект изучения: процесс овладения словообразованием детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему исследования.
2. Организовать практическое изучение уровня развития словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию словообразовательных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: Логопедическая работа по формированию навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет успешной при соблюдении следующих условий:
Организация систематической работы по формированию навыка словообразования на логопедических занятиях.
Поэтапная логопедическая работа по формированию навыка словообразования.
Отработка словообразовательных моделей на различном лексическом материале.
Использование компьютерных технологий, как средства и способа стимулирования интереса к навыку словообразования.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап);метод количественного и качественного анализа результатов.
Теоретико-методологическую основу данной работы по изучению детей с общим недоразвитием речи Р.Е. Левиной, труды отечественного лингвиста Е.А. Земской по изучению словообразования, концепция о системности языка (В.В. Виноградов, Л.С. Выготский,А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия), концепция о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития словообразования в онтогенезе и его значении для развития устной речи (Д.Н. Богоявленский, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин), теории словообразования (Г.О. Винокур, В.М. Жирмунский, М.М. Покровский, А.И. Смирницкий и др.), исследования Т.В. Тумановой в области формирования словообразования у дошкольников с ОНР, направления и приемы по развитию словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (Н.С. Жукова, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.), работы по формированию лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР (Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова).
Современными разработками в области применения компьютерных технологий в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с нарушением речи (Л.Б. Баряева, Ю.Ф. Гаркуша, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.П. Вернева, Е.В. Кузьмина и др.).
База исследования : МДОУ«Детский сад комбинированного вида № 8 п. ДубовоеБелгородского района Белгородской области».
Структура работы: выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова, и др.). В данных работах констатируется характер тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном продуцировании производных наименований. Для детей с ОНР характерно несоответствие качества и объема активного словаря возрастной норме. Часть детей редко встречающиеся в речевой практике слова заменяют смежными по ассоциации, не могут употреблять обобщающие слова. Дети затрудняются объединить предложенные картинки по группам; не справляются с заданиями на подбор слов-антонимов и эпитетов к предметам.
Множественные ошибки встречаются при выполнении заданий на исследование грамматического строя речи. Даже получая помощь взрослого, дети допускают значительное количество ошибок при выполнении заданий на изменение существительных по числам. Большие затруднения вызывают задания на согласование прилагательных с существительными и существительных с числительными в роде и числе. Большинство детей не могут самостоятельно выполнить задания на словообразование: им требуются наглядный образец и помощь взрослого.
Так же у детей с ОНР не происходит спонтанного овладения знаковыми операциями на уровне морфемы, поэтому они испытывают значительные трудности в овладении первичными словообразовательными операциями. В.В. Виноградов говорит о то, что особое место среди таких трудностей занимает нарушение словообразовательного навыка.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
В настоящее время компьютерные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса, которые значительно повышают его эффективность. Компьютерные технологии позволяют достичь оптимальной коррекции нарушенных функций, повысить эффективность образовательного процесса, применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания (В.П. Беспалько, Ю.Б. Зеленская, О.И. Кукушкина).
Актуальным направлением внедрения компьютерных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, созданных в специальных программах. Использование этих технологий в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.
У детей, имеющих нарушения речи, недостаточный объем словаря, грамматические нарушения, нарушения связной речи, они испытывают трудности при автоматизации звуков.
На подгрупповых и индивидуальных занятиях можно использовать мультимедийные презентации и игры. В этом есть свое преимущество, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность.
Применение в образовании детей с нарушениями речи компьютерных технологий позволяет улучшить процесс обучения.
Ребенку с речевыми нарушениями можно и нужно помочь. Поэтому поиск приемов и методик по коррекции речевых нарушений является очень актуальным.
Проблема исследования:совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по формированиюсловообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами компьютерных технологий.
Цель работы: определить направление и содержание логопедической работы по формированию словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами компьютерных технологий.
Объект изучения: процесс овладения словообразованием детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему исследования.
2. Организовать практическое изучение уровня развития словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию словообразовательных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: Логопедическая работа по формированию навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет успешной при соблюдении следующих условий:
Организация систематической работы по формированию навыка словообразования на логопедических занятиях.
Поэтапная логопедическая работа по формированию навыка словообразования.
Отработка словообразовательных моделей на различном лексическом материале.
Использование компьютерных технологий, как средства и способа стимулирования интереса к навыку словообразования.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап);метод количественного и качественного анализа результатов.
Теоретико-методологическую основу данной работы по изучению детей с общим недоразвитием речи Р.Е. Левиной, труды отечественного лингвиста Е.А. Земской по изучению словообразования, концепция о системности языка (В.В. Виноградов, Л.С. Выготский,А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия), концепция о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития словообразования в онтогенезе и его значении для развития устной речи (Д.Н. Богоявленский, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин), теории словообразования (Г.О. Винокур, В.М. Жирмунский, М.М. Покровский, А.И. Смирницкий и др.), исследования Т.В. Тумановой в области формирования словообразования у дошкольников с ОНР, направления и приемы по развитию словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (Н.С. Жукова, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.), работы по формированию лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР (Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова).
Современными разработками в области применения компьютерных технологий в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с нарушением речи (Л.Б. Баряева, Ю.Ф. Гаркуша, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.П. Вернева, Е.В. Кузьмина и др.).
База исследования : МДОУ«Детский сад комбинированного вида № 8 п. ДубовоеБелгородского района Белгородской области».
Структура работы: выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой - оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.
Овладение речью - сложный, многосторонний, психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, дыхание и артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем правильно развивалась речь, нужна речевая среда.
В образовании детей с нарушениями речевого развития, ведутся активный поиск эффективных методов, приемов, средств организации коррекционно-педагогической работы, в том числе и организации работы по обогащению словаря. Среди них одним из эффективных средств признаются компьютерные технологии, которые позволяют решать не только коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитательные задачи, но и способствуют развитию интереса и мотивации ребенка к занятиям, активизируют его внимание, стимулируют познавательную активность, уверенность в себе, моделируют жизненные ситуации, предоставляют возможность индивидуального обучения.
Исследовательская работа по изучению словообразовательных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи проводилась по методикам Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, целью которой является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами. В ходе исследования было выявлено, что средний уровень навыка имеют 7% из всех обследованных дошкольников, низкий уровень - 80%, очень низкий уровень - 13%. Высокий уровень развития навыка словообразования в данной группе детей выявлен не был.
Для преодоления выявленных проблем нами были разработаны методические рекомендации по формированию словообразовательных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Для этого был разработан перспективный план работы, подобраны игры, фрагменты презентации в Microsoft Power Point по следующим лексическим темам «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши», «Зима. «Зимующие птицы», «Транспорт», «Профессии на транспорте».
Для того чтобы логопедическая работа по развитию навыка словообразования была эффективной, необходимо закрепить наиболее продуктивные словообразовательные модели, работать над словообразованием менее продуктивных моделей и уточнить значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Овладение речью - сложный, многосторонний, психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, дыхание и артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем правильно развивалась речь, нужна речевая среда.
В образовании детей с нарушениями речевого развития, ведутся активный поиск эффективных методов, приемов, средств организации коррекционно-педагогической работы, в том числе и организации работы по обогащению словаря. Среди них одним из эффективных средств признаются компьютерные технологии, которые позволяют решать не только коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитательные задачи, но и способствуют развитию интереса и мотивации ребенка к занятиям, активизируют его внимание, стимулируют познавательную активность, уверенность в себе, моделируют жизненные ситуации, предоставляют возможность индивидуального обучения.
Исследовательская работа по изучению словообразовательных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи проводилась по методикам Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, целью которой является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами. В ходе исследования было выявлено, что средний уровень навыка имеют 7% из всех обследованных дошкольников, низкий уровень - 80%, очень низкий уровень - 13%. Высокий уровень развития навыка словообразования в данной группе детей выявлен не был.
Для преодоления выявленных проблем нами были разработаны методические рекомендации по формированию словообразовательных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Для этого был разработан перспективный план работы, подобраны игры, фрагменты презентации в Microsoft Power Point по следующим лексическим темам «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши», «Зима. «Зимующие птицы», «Транспорт», «Профессии на транспорте».
Для того чтобы логопедическая работа по развитию навыка словообразования была эффективной, необходимо закрепить наиболее продуктивные словообразовательные модели, работать над словообразованием менее продуктивных моделей и уточнить значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР) СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017



