Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВУЗАХ

Работа №144667

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

прочее

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 7
1. СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
РЕГЛАМЕНТАЦИИ 11
1.1. Субъекты учавствующие в обеспечение получения высшего
образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в вузах 11
1.2. Анализ нормативно-правового регулирования высшего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в вузах 25
2. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ (РЕАЛИЗАЦИИ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ 36
2.1. Анализ обеспеченности деятельности вузов г.Екатеринбурга по
обучению студентов с ОВЗ и инвалидностью локальными нормативными актами 36
2.2. Анализ правоприменительной практики по обеспечению высшего
7образования данной категории лиц 45
2.3. Критериальная база для проведения мониторинга деятельности вузов по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 81

Актуальность темы исследования. В настоящее время очевиден тот факт, что система инклюзивного образования должна включать в себя учебные заведения не только среднего, но и высшего профессионального образования. Его главной целью выступает создание безбарьерной среды в организации процесса обучения, что подразумевает под собой колоссальную работу по формированию соответствующих условий. Причем данные условия предполагают не только техническое оснащение образовательных учреждений, разработку адаптированных образовательных программ для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту - ОВЗ), но и создание специальных курсов профессиональной подготовки или переподготовки для педагогов, направленных на развитие их взаимодействия с данной категорией студентов.
Относительно недавно инклюзивное образование в России получило не только статус официальной государственной политики, но и легальное закрепление в законодательстве. Существенную роль во внедрении и развитии инклюзивного образования в вузах законодатель отводит субъектам Российской Федерации (далее по тексту - РФ). Однако не во всех регионах законодательство охватывает все уровни образования. На сегодняшний день во многих субъектах РФ специальных нормативных актов, посвященных инклюзивному образованию в вузах, нет. Нормативная правовая база, затрагивающая хотя бы отчасти процесс образования лиц с ОВЗ и инвалидностью, зачастую представлена довольно общими документами, которые представляют собой утверждение государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы.
Бесспорно, повсеместно принятая программа «Доступная среда», принесла свои положительные результаты по обеспечению доступности и комфорта людям различных нозологических групп. Но вместе с тем, она выявила и значительные недостатки действующего законодательства в этой области. Многие вузы до сих пор не приспособились к условиям и не организовали учебный процесс согласно требованиям данной программы в целом. Не всегда обеспечен доступ в места, куда обучающиеся могут обращаться в ходе образовательного процесса, например, научные библиотеки, архивы, музеи1.
Необходимо отметить, что законы и иные нормативно-правовые акты в сфере образования принимаются субъектами РФ также в целях конкретизации и развития положений, закрепленных в Федеральном законе «Об образовании РФ»2. Сегодня подавляющее большинство субъектов РФ урегулировали вопросы образования региональными законами об образовании. Но здесь нужно обратить внимание на то, что многие региональные законы попросту дублируют нормы федерального закона об образовании. Более того, зачастую нормативные положения федерального закона воспроизводятся не в своей редакции, а неполно, с определенными изъятиями, в результате чего их смысл и содержание искажаются, необоснованно ограничивается, либо расширяется предмет правового регулирования.
В нормативных актах субъектов РФ определено лишь право на инклюзивное образование, но не предусмотрены нормы, регламентирующие гарантии (в том числе дополнительные) на получение высшего профессионального образования лицам с инвалидностью и лицами с ОВЗ. При условии, что в соответствии с действующими федеральными нормами в субъектах РФ должны быть реализованы, в том числе, следующие мероприятия в рамках сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими высшего профессионального образования:
• создание специальных условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ, в том числе сопровождение инвали­дов молодого возраста при получении профессионального образования;
• развитие практики целевого приема и целевого обучения в целях дальнейшего трудоустройства обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ. Целью данного мероприятия является - повышение численности успешно трудоустроенных инвалидов.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках настоящего исследования была проанализирована деятельность субъектов, участвующих в обеспечение получения высшего образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в вузах. Изучено нормативно-правовое регулирование высшего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в вузах. Дан анализ локальным актам, обеспечивающих обучение учащихся с ОВЗ и инвалидностью в вузах города Екатеринбурга. Изучена правоприменительная практика по обеспечению высшего образования лица с ОВЗ и инвалидностью. Разработана критериальная база для проведения мониторинга деятельности вузов по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
На сегодняшний день, очевидно, что овладение определенной профессией для человека с ограниченными физическими возможностями здоровья и инвалидностью играет особенно важную роль с точки зрения определения его места в обществе. Здесь необходимо рассматривать профессиональные умения и навыки не только как средство достижения материального благополучия, но и эффективный инструмент личностного самоопределения и социализации. Вместе с тем теоретическое виденье организации системы профессионального образования людей, имеющих инвалидность, находится в процессе формирования.
По мнению Е.М. Старобиной: «специфичность теории профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья заключается в ее междисциплинарности, реабилитационно­образовательной сущности»1. Авторы данной работы придерживаются позиции, согласно которой сама теория профессионального обучения должна быть «основана на учете особенностей людей с ограниченными возможностями, в частности, различных ограничений способности к обучению и последующему труду. При этом необходимо отметить высокую социальную значимость данной проблемы».
В данной работе выделен ряд проблем, связанных с реализацией инклюзивного образования в высших учебных заведениях.
Во-первых, законодателем, в настоящее время не удалось привести все существующие нормативно-правовые акты в строгое соответствие друг с другом, что создает определенные правовые коллизии в правоприменительной практике.
Во-вторых, существуют некие неточности в федеральном законодательстве и законодательстве отдельно взятых регионов. Проведённых анализ статей, документов, педагогической литературы, массовых высказываний в СМИ позволяет утверждать, что выражения «ограниченные возможности здоровья» и «лица с инвалидностью» употребляются практически всегда как синонимы. Необходимо четко определить и разграничить понятия, так как создаётся терминологическая и концептуальная путаница - в образовании, в социальной сфере, в инклюзивных областях деятельности (например, рынка труда, участия в жизни страны). Общество должно прийти к единому пониманию - или разграничить «ОВЗ» и «инвалидность», или объединить их как синонимы, или привести третий, универсальный вариант.
В-третьих, необходимо обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации психолого-педагогических кадров для системы специального образования. Лишь в некоторых вузах страны введён обязательный для всех студентов, обучающихся по направлениям подготовки «педагогическое образование», предмет работы с обучающимися с ОВЗ, инвалидами. Как педагог может реализовывать модель инклюзии, если не был подготовлен к этому в своём учебном заведении, не снабжён теоретической базой и на практике до этого не взаимодействовал с обсуждаемой категорией учащихся, не оказывал им социальную, педагогическую поддержку? Если в Федеральный закон «Об образовании» будет внесена норма обязательного обучения всех студентов педагогических специальностей предмету инклюзивного цикла и о получении обязательного дополнительного образования всех педагогов в области инклюзии (для тех, кто заканчивал учебные педагогические заведения ранее), то это окажет серьезную поддержку педагогическим работникам. И при появлении в образовательной организации учащихся с заболеваниями, особенностями в развитии, инвалидностью педагогический коллектив будет готов к взаимодействию с данными категориями студентов....


1. Конвенция о правах инвалидов: [принята в г. Нью-Йорке Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.garant.ru.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1 // Российская газета. 1992. 31 декабря.
3. О социальной защите инвалидов: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Об образовании в Свердловской области: Закон Свердловской области от 15.07.2013 года №78 ЗО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012. № 599. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.garant.ru/2565085/.
6. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 597. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.garant.ru.
7. О наличии у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Рособрнадзора от 12.03.2015. № 279. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.garant.ru.
8. Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи: Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.garant.ru.
9. Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.10.2015. № 1147. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.garant.ru.
10. Об утверждении профессионального стандарта Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09. 2015. № 608н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.garant.ru.
11. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи: Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015. № 1309. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.garant.ru.
12. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры: Приказ Минобрнауки России от 29.06.2015. № 636. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.garant.ru.
13. О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования: Приказ Минобрнауки России от 13.03. 2017. № 222. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.garant.ru.
14. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 г. № 301. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.garant.ru.
15. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы от 01.12.2015. № 1297. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru....65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ