ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 5
1.1. Особенности функционирования системы обязательного медицинского страхования в России 5
1.2. Практика взаимодействия частных организаций с государственным сектором в рамках обязательного медицинского страхования 9
2.АНАЛИЗ ПРАКТИКИ МЕЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ 12
2.1. Историческое развитие системы обязательного медицинского страхования в России 12
2.2. Текущее состояние системы обязательного медицинского страхования в России 18
3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Актуальность работы обусловлена тем, что медицинское страхование является одним из важнейших направлений социальной политики государства. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в данной отрасли имеется ряд спорных вопросов, которые более детально будут рассмотрены в данной работе.
Система здравоохранения во многих странах мира является одним из ключевых элементов развития государства. Качественная система здравоохранения является показателем высокой заботы государства о гражданах своей страны.
В этой связи, необходимо сказать о том, что во многих странах мира Правительство уделяет существенное внимание вопросам здравоохранения и медицины в целом. В этом контексте важно заметить, что РФ не является исключением и статья расходов на здравоохранение и медицину является одной из самых расходных в бюджете страны.
Для государства важно поддерживать уровень медицины и здравоохранения на высоком уровне, так как от того, на сколько здоровым будет население страны зависит не только текущий, но и будущий уровень макроэкономических показателей страны.
В данной работе будут рассмотрены следующие структурные элементы:
Объектом исследования в работе выступает медицинское страхование в Российской Федерации.
Предмет исследования – изучение специфики медицинского страхования в РФ.
Целью данной работы является исследование текущего состояния и перспектив развития медицинского страхования в РФ. Цель работы сформировала основные задачи работы, к которым можно отнести:
Изучить теоретические аспекты медицинского страхования;
Провести анализ практики медицинского страхования в РФ;
Оценить проблемы и перспективы развития медицинского страхования в РФ.
В работе были применены следующие методы исследования: методы статистики, сравнения и анализа. Благодаря использованию данных методов, написание работы получилось более емким и насыщенным.
Научную основу работы составили периодические издания и литература, а также труды и работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам исследования системы здравоохранения и медицинского страхования, такие как Снегирева Ю.Ю., Ломакина Н.А., Зудин А.Б. и т.д.
Работа состоит из введения, трех глав, раскрывающих сущность работы, а также заключения и списка использованной литературы.
В завершении работы подведем итоги и сделаем выводы:
Система здравоохранения представляет собой совокупность медицинских организаций, направленных на поддержание здоровья населения по средствам различных направлений и медицинских программ. Государственная политика в сфере здравоохранения представляет собой комплекс мер, направленных на предоставление медицинского спектра услуг различным слоям населения.
Медицинское страхование является важнейшим элементом в системе здравоохранения.
Анализ федеральных нормативных правовых актов показывает, что для разработки и осуществления государственной политики в сфере здравоохранения в российском законодательстве имеются четкие и весомые, но пока не реализованные правовые основы. Статус предмета правовой политики за здравоохранением признают Конституция РФ и Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Направления государственной политики в сфере здравоохранения можно разделить на несколько групп, исходя из задач, при решении которых возможно будет создать общенациональную систему охраны здоровья населения в Российской Федерации и обеспечить нормальное ее функционирование.
К политическим задачам следует отнести:
1.определение пути дальнейшего развития здравоохранения с учетом мнения персонала здравоохранения и населения;
2.разработку и осуществление стратегии развития здравоохранения органами государственной власти и местного самоуправления;
3.окончательное формирование нормативно-правовой базы здравоохранения и создание системы контроля над исполнением законодательства и т.д.
К экономическим задачам можно отнести:
1.признание реального существования медицинской услуги в качестве экономической категории;
2.окончательное формирование и государственное регулирование рынка медицинских услуг и т.д.
В России до последнего времени также отмечалась тенденция к расширению числа страховых программ ДМС с разными условиями возмещения затрат. Но в современных условиях, учитывая определенное снижение реальных доходов граждан, вызванное как внешними, так и внутренними факторами, количество граждан, застрахованных по ДМС, сокращается.
Основными проблемами, которые негативно влияют на развитие отрасли здравоохранения в РФ можно назвать:
1.Нехватка квалифицированных сотрудников;
2.Низкая заработная плата сотрудников, что ведет к снижению мотивации у молодых работников в данной отрасли;
3.Нехватка источников финансирования;
4.Устаревание медицинского оборудования и т.д.
В этой связи можно сказать о том, что для того, чтобы преодолеть вышеназванные проблемы необходимо:
1.Активное стимулирование и поощрение не только действующих медицинских работников, но и молодых специалистов;
2.Обновление медицинского оборудования в учреждениях медицины и здравоохранения;
3.Развитие и поддержка частных медицинских клиник с целью роста конкуренции на рынке медицинских услуг и т.д.
По мнению специалистов, в области медицины и здравоохранения РФ, перед отечественной системой медицинского страхования также стоит важная задача – добиться сбалансированности программ ОМС и финансирования системы ОМС в целом. В этой связи необходимо создание и активное внедрение многоуровневой программы медицинского страхования
В целях повышения эффективности медицинского страхования, перечень базовых компонентов целесообразно определить из расчета финансовой потребности на его реализацию. Перечень медицинских услуг, которые планируется оказывать сверх базовой программы, необходимо использовать на слабозащищенную категорию лиц после предоставления соответствующих документов и заключений медицинских комиссий.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сказать о то, что для того, чтобы сделать систему здравоохранения в РФ более эффективной, необходимо инвестировать финансовые средства в развитие медицинских учреждения и развивать систему государственно-частного партнерства.
1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/documents/7025
2. Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ // Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/
3. Абрамова В.И., Николаева Н.А. Рынок медицинских услуг в современной России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2016. - № 1. С. 187.
4. Антроповский А.Е. Основы здравоохранения Мн.: ПКФ «Экаунт» – 2014. – 310 с.
5. Ахметзянов А.Р., Шейман И.М. Модернизация обязательного медицинского страхования // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. – 2013. – № 5. – С. 30-39.
6. Гехт И.А., Артемьева Г.Б. Система обязательного медицинского страхования // Врач скорой помощи. -2013. – № 11. -С. 28-31
7. Григорьев Н.О. Медицина – наше все // Компьютер в бухгалтерском учете и аудите. – 2016. – № 12. – С. 2-14.
8. Грицко М.А. Современные тенденции развития рынка медицинских услуг // В книге: Современные проблемы регионального развития Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Еврейской автономной области. Под редакцией Е.Я. Фрисмана - 2014. – С. 28-29.
9. Дмитров Р.П. Маркетинг, лизинг, логистика в здравоохранении - Мн.: ПКФ «Экаунт» – 2015. – 150 с.
10. Долгова Н.А. Организация обязательного медицинского страхования // Бухучет в здравоохранении. – 2014. – № 4. – С. 11-16.
11. Ерофеев К.А. Проблемы медицины // Вестник ГНК РБ. – 2012. – №16. – С.5-15.
12. Зенчук А.А. Организация работы системы страхования // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. – 2015. – № 4. – С. 25-26.
13. Калашникова И.В., Портной В.А. Анализ развития рынка платных медицинских услуг // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2016. № 20. – С. 9-14.
14. Калябина Т.К. Основы медицины Вестник ГНК РБ. – 2014. – №16. – С.50-55.
15. Куликов А.Ю. Модернизация рынка медицинских услуг// Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. – 2014. – № 1. – С. 24-26.
16. Кузнецов В.В., Скалин Ю.Е., Крылова Н.В. Функционирование системы обязательного медицинского страхования // Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева. – 2015. – № 3. – С. 88-97.
17. Лисицын Ю. П. История медицины: учебник / Ю. П. Лисицын. – М.: ГЭОТАР-Медиа – 2016. – 400 с.
18. Литвинов А.Б. Маркетинг здравоохранения – система регулирования рынка медицинских услуг ГНК РБ. – 2016. – №6. – С.54-55.
19. Миняев В.А., Вишняков Н.И. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. – М. – 2014. – 520 с.
20. Старченко А.А. Стандартизация медицинского страхования // Менеджер здравоохранения. – 2015. – № 11. – С. 64-71.
21. Трехлебова И.В., Ермолаева Е.В. Рынок платных медицинских услуг в России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2016. – № 1. – С. 190.
22. Филимонова А.А. Формирование конкурентной среды на рынке медицинских услуг // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – № 7-8. – С. 154-156.
23. Шершунова Н.В. Рынок медицинских услуг // В сборнике: приоритеты социально-экономического развития юга России. Сборник статей XIII региональной научно-практической конференции молодых ученых. – 2016. – С. 207-212.
24. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / URL:www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_co sts/