Объект исследования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» (Красноярский край, г. Шарыпово).
Введение 3
1 ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА 7
1.1 Понятие и сущность кадрового документооборота 7
1.2 Основные элементы системы кадрового документооборота 11
1.3 Цифровые тренды в системах кадрового документооборота 18
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ АВТОМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В МБОУ СОШ № 2 24
2.1 Общая характеристика деятельности МБОУ СОШ № 2 24
2.2 Анализ и оценка состояния системы кадрового документооборота 28
2.3 Ключевые проблемы в организации системы кадрового документооборота 37
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ КАДРОВОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В МБОУ СОШ № 2 42
3.1 Обоснование необходимости проектных предложений 42
3.2 Ресурсное обеспечение реализации проекта 46
3.3 Оценка социально–экономических выгод реализации проекта 50
Заключение 56
Список использованных источников 60
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в последние годы, в связи с непрерывным развитием цифровых технологий, кадровый документооборот переживает волну цифровых преобразований. Цифровая трансформация позволяет бюджетным учреждениям более эффективно хранить кадровые документы, управлять ими и обмениваться с другими пользователями. Цифровая трансформация кадрового документооборота привела к появлению множества новых технологий и инструментов, включая систему управления базами знаний.
Система управления базой знаний – это платформа, которая может помочь общеобразовательным учреждениям создавать, хранить, систематизировать знания и обмениваться ими. Кроме того, автоматизация позволяет формировать онлайн–базу знаний, управление документами, поиск, контроль версий, настройку разрешений и другие функции. Система управления базами знаний может помочь хранить большой объем информации и управлять им, а также быстро извлекать кадровые документы и обмениваться ею, что полезно для управления информацией и знаниями в бюджетных учреждениях.
База знаний является частью системы управления кадровой документацией и представляет собой совокупность всей информации об учреждении, включая документы о приеме и увольнения сотрудников, стандартные процессы управления кадрами и т.д. Можно подчеркнуть, что база знаний позволяет кадровым специалистам быстро приобретать знания, решать проблемы, повышать эффективность работы и конкурентоспособность образовательных учреждениях.
Автоматизация позволяет управлять кадровым документооборотом с использованием цифровых средств и инструментов. Благодаря применению интеллектуальных алгоритмов и технологий автоматизации общеобразовательные учреждения могут лучше управлять кадровыми документами. Интеллектуальное управление документами позволяет автоматически классифицировать, архивировать и маркировать документы, анализируя их содержимое, тем самым повышая эффективность и точность управления кадровой документацией.
Кроме того, автоматизация также предоставляет бюджетным учреждениям больше возможностей для обмена документами и совместной работы. В современных условиях сотрудники могут обмениваться своими собственными документами через облако и могут легко взаимодействовать с коллегами для совместного редактирования кадровой документации, повышая эффективность работы и коммуникации между отдельными подразделениями и отделами.
Можно отметить, что касается будущих перспектив, то внедрение информационного системы кадрового документооборота постепенно станет более интеллектуальной и автоматизированной. В будущем, благодаря постоянному развитию технологий обработки естественного языка и машинного обучения, система управления кадровой документацией сможет отражать содержание и назначение файла, что позволит обрабатывать документы более точно и автоматически. Кроме того, цифровая трансформация также приведет к повышению уровня безопасности и защиты частной жизни, и бюджетные учреждения смогут лучше защищать свои права на интеллектуальную собственность и конфиденциальные данные.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день цифровая трансформация кадрового документооборота также принесла много преимуществ, одним из которых является значительное снижение эксплуатационных расходов. В прошлом кадровый документооборот требовал большого количества ручного вмешательства и офисного пространства для хранения документов. Теперь, благодаря цифровой трансформации, кадровые документы могут храниться на серверах, больше не занимать слишком много места и легко поддаваться резервному копированию и восстановлению, что значительно снижает издержки.
Объектом исследования выступает муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» (МБОУ СОШ №2 г. Шарыпово Красноярского края).
Предметом исследования является эффективность системы кадрового документооборота.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке основных направлений повышения эффективности кадрового документооборота на основе автоматизации системы в МБОУ СОШ №2.
В свою очередь задачи исследования включают в себя:
изучить теоретико-методологические аспекты автоматизации кадрового документооборота;
дать общую организационно–экономическую характеристику объекту исследования
на основе анализа, выделить ключевые проблемы в организации системы кадрового документооборота учреждения;
разработать направления повышения эффективности кадрового документооборота МБОУ СОШ №2;
обосновать целесообразность реализации предлагаемого проекта автоматизации кадрового документооборота МБОУ СОШ №2.
Информационная база исследования сформирована нормативно–правовыми актами, учебными пособиями и периодическими изданиями.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой рекомендаций по оптимизации системы кадрового документооборота в МБОУ СОШ №2. Проект изменений можно использовать в учреждениях аналогичной отрасли и масштабов деятельности.
Методы исследования включают в себя анализ научно–учебной литературы, нормативно–правовых актов, графический метод, метод абсолютных и относительных величин и др.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется цель и задачи работы. В первой главе даны теоретико–методологические аспекты автоматизации системы кадрового документооборота. Вторая глава посвящена анализу действующего механизма кадрового документооборота в МБОУ СОШ №2. В рамках третьей главы разрабатывается проект по внедрению цифровых технологий в систему кадрового документооборота в МБОУ СОШ №2. В заключении обобщены результаты исследования и представлены выводы.
В процессе написания выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты:
1. управление кадровым документооборотом – это деятельность по сбору, организации, хранению, идентификации, подсчету и обеспечению использования кадровых дел. В ходе деятельности по управлению персоналом формируются личные дела, которые описывают и отражают личный опыт и моральные качества, и объединяются в группы отдельных лиц для подготовки документов и материалов для проверки. В основном документооборот формируется кадровыми, организационными, трудовыми и управленческими материалами в процессе трудовой деятельности по воспитанию, отбору и использованию персонала. В условиях новой рыночной ситуации, в связи с изменениями в содержании и требованиях социального управления и менеджмента бюджетного учреждения, содержание кадровых документов также претерпело значительные изменения и нуждается в обновлении в новых секторах с учетом тенденций в автоматизации.
2. в целом цифровая трансформация сыграла ключевую роль в изменении кадрового документооборота. В результате можно не только повысить эффективность работы, сэкономить затраты и повысить безопасность, но и облегчить обмен информацией и сотрудничество между подразделениями в бюджетном учреждении. Поэтому, когда учреждение осуществляют цифровую трансформацию, то важно обратить внимание на работу системы кадрового документооборота и принять действенные меры для повышения качества и эффективности бизнес–процессов. Только так можно лучше адаптироваться к развитию цифровой эры и повысить конкурентоспособность бюджетных учреждений.
3. в рамках данного исследования проводится анализ деятельности МБОУ СОШ № 2, в частности отражены основные виды оказываемых услуг и выполняемых работ. Немаловажное значение имеет организационная структура управления, которая имеет важное значение для управления персоналом. На сегодняшний день на развитие МБОУ СОШ № 2 город Шарыпово оказывает влияние ряд факторов внешней и внутренней среды, в том числе государственная образовательная политика. Представлено нормативно–правовое обеспечение работы общеобразовательного учреждения, а также анализ лицензионной деятельности.
4. в условиях современной волны цифровизации управление кадровым документооборотом на базе бумажных носителей значительно сокращается эффективность процессов в общеобразовательном учреждении. На сегодняшний день система кадрового документооборота предполагает систему хранения, управления и сопровождения кадровой документации. Важно отметить, что кадровая документация включает персональные данные, записи об обучении и развитии, оценка эффективности работы и др.
5. анализ узких мест показал, что больше времени уходит на анализ заявки в плане приема на работу и ее согласование, подбор кандидатов происходит не упорядочено, нет выбранной методики подбора, не осуществлен поиск по внутренним и внешним источникам, кроме этого неправильно распределили временные ресурсы. Большая длительность подписания необходимых документов, а также их обработка. В своей работе МБОУ СОШ № 2 сталкивается со многими проблемами в области управления кадровым документооборотом. Однако с помощью передовых технических средств и стандартизированных методов управления эти проблемы могут быть решены оперативно и с минимизацией финансовых и временных ресурсов. Среди них наиболее популярными методами управления кадровыми документами в настоящее время являются облачные технологии хранения данных и платформа интеллектуального управления. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости автоматизации кадрового делопроизводства на базе системы «EnDocs».
6. система управления кадровыми ресурсами является частью цифрового управления МБОУ СОШ № 2, поэтому в качестве решения можно обозначить внедрение информационной системе. Ее внедрение не только повышает эффективность работы, но и обеспечивает бюджетным учреждениям более научную поддержку при принятии решений. Благодаря постоянному прогрессу науки и техники цифровая система будет продолжать играть ключевую роль в оказании помощи бюджетным учреждениям в более эффективном управлении человеческими ресурсами и стимулировании их потенциала.
7. управление кадровым документооборотом оказывает важное влияние на эффективность работы, особенно в условиях эпохи цифровых преобразований. В современной рабочей среде сотрудники сталкиваются с большим количеством документов и данных. Исследования показали, что эффективное управление кадровым документооборотом может помочь сократить временные затраты, повысить эффективность работы и расширить возможности совместной работы. Управление файлами имеет важное значение для оптимизации эффективности работы. Рационально классифицируя кадровые документы, используя цифровые инструменты, регулярно очищая и упорядочивая данные, а также адаптируясь к тенденциям цифровой трансформации, можно повысить эффективность работы кадрового отдела исследуемого образовательного учреждения.
8. можно обратить внимание на реализуемость предлагаемой информационной системы и полное освоение бюджетных средств на ее реализацию, что позволяет оцифровывать бумажные документы, осуществлять онлайн–хранение и резервное копирование, а также предоставлять интеллектуальные функции поиска и классификации кадровых документов. Прежде всего, благодаря сканированию и распознаванию текста бумажных документов система управления файлами background может преобразовывать бумажные документы в электронные для онлайн–хранения и резервного копирования. Во–вторых, фоновая автоматизированная система может обеспечить мощную функцию поиска, с помощью поиска по ключевым словам и полнотекстового поиска быстро находить нужные файлы, что значительно повышает эффективность кадрового документооборота. Кроме того, фоновая система управления файлами может автоматически классифицировать и архивировать файлы на основе содержимого, атрибутов и другой информации о файлах, сокращая количество ручных операций.
В результате поставленная цель выпускной квалификационной работы достигнута.
1. Салтанова А.Г., Ягудин А.Д., Кадровый электронный документооборот // Современное научное знание в условиях системных изменений. Омск: Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина (Омск). – 2022. – С. 194–199.
2. Лукичева Л. И. Управленческие решения / Л.И. Лукичева, Д.Н. Егорычев. – М.: Омега–Л, 2022. – 384 c.
3. Алимарданова Н. А., Фатеева Н. Б., Радионова С. В., Петрякова С. В. Цифровизация кадрового документооборота в организации //Уральский государственный аграрный университет. – 2021. – С. 149–151.
4. Семенова В.В. Управление персоналом: основные технологии. Практикум: учеб. пособие для бакалавров / В.В. Семенова, И.С. Кошель, В.В. Мазур. – 2–е изд. — М.: Дашков и К, 2020. – 84 с.
5. Кроули Д. Медиация для менеджеров. Разрешение конфликтов и восстановление рабочих отношений / Джон Кроули, Кэтрин Грэм. – М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2022. – 304 c.
6. Романова Т. Ф. Эффективное управление общественными финансами в условиях цифровой экономики // Финансовые исследования. – 2020. – С. 45–54.
7. Броадбент М. CIO – новый лидер / Марианна Броадбент, Эллен Китцис. – Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2022. – 288 c.
8. Семина А. П. Автоматизация процесса управления персоналом // Вестник академии знаний. – 2020. – С. 216–220.
9. Марина М. Бизнес — это психология. Психологические координаты жизни современного делового человека / Мелия Марина. – М.: Альпина Паблишер, 2023. – 733 c.
10. Быстров В. А.Организация и управление производством и персоналом / Валерий Александрович Быстров. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2022. – 408 c.
11. Головина С. Ю., Зайцева Л. В. Электронный кадровый документооборот: от правового эксперимента к практике // Правоприменение. – 2022. – С. 241–256.
12. Бакирова Г. Х. Психология развития и мотивации персонала / Г.Х. Бакирова. – М.: Юнити–Дана, 2023. – 440 c.
13. Конобевцев Ф.Д. Цифровизация кадрового документооборота / Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России // ВАК. – 2022. – C. 63–70.
14. Кутырев Б. П. Трудовая дисциплина / Б.П. Кутырев. – М.: Новосибирское книжное издательство, 2022. – 120 c.
15. Сысоева Л.А. Подходы к реализации архитектуры системы кадрового электронного документооборота организации // Информационная безопасность: вчера, сегодня, завтра. – 2022. – С. 171–177.
16. Галимова А.Ш., Габдуллина А.Ф. Современные способы оптимизации кадрового делопроизводства // В сборнике: People–management в условиях цифровой трансформации экономики. – 2022. – С. 21–24.
17. Роберт О. Бринкерхофф Метод успешного случая. Быстрый способ узнать, что работает, а что нет / Роберт О. Бринкерхофф. – М.: Гиппо, 2022. – 224 c.
18. Михайлов А. А. Особенности мотивации труда ИТ–специалистов // Естественно–гуманитарные исследования. – 2020. – С. 185–189.
19. Боровских Н. В., Кипервар Е. А. Электронный кадровый документооборот предприятия: проблемы внедрения и перспективы развития // Вестник СИБИТа. – 2020. – C. 29–35.
20. Галимова А.Ш., Каюмова С.Ф. Организационные вопросы перехода на электронный формат кадрового делопроизводства // В сборнике: People–management в условиях цифровой трансформации экономики. – 2022. – С. 24–28.
21. Бек Д. Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес–среду / Джон Бек, Митчел Уэйд. – М.: Претекст, 2023. – 252 c.
22. Прутцкова С.В. Особенности перехода компаний на удаленную работу в условиях пандемии //Актуальные проблемы современности: наука и общество. – 2021. – C. 54–57.
23. Комарова И. П. Дистанционная занятость в формируемой в России цифровой экономике: уроки пандемии // Российский экономический журнал. – 2020. – C. 31–41.
24. Михайлов А. А., Федулов В. И. Особенности автоматизации HR–процессов в российских компаниях // Вестник академии знаний. – 2020. – C. 194–199.
25. Пугачев В. П. Управление персоналом организации: практикум: учебное пособие для вузов / В. П. Пугачев. – 2–е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 280 с.
26. Бобылева М. П. Управленческий документооборот: от бумажного к электронному // Вопросы теории и практики. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «ТЕРМИКА.РУ». – 2023. – 22 c.
27. Тебекин А.В. Стратегическое управление персоналом: учебник / А.В. Тебекин. – Москва: КноРус, 2020. – 720 с.
28. Плясова Н.А., Попова Н.А. Электронный документооборот в кадровой работе // Международный студенческий вестник. – 2021. – C. 59–61.
29. Горовой Н.В. Цифровые технологии в управлении персоналом // Цифровая экономика и финансы. – 2022. – С. 218–222.
30. Никитина А. С. Управление человеческими ресурсами в государственном и муниципальном управлении: учебное пособие для вузов / А. С. Никитина, Н. Г. Чевтаева. – 2–е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 187 с.
31. Перл Д. Опять совещание?! Как превратить пустые обсуждения в эффективные / Дэвид Перл. – М.: Альпина Паблишер, 2022. – 238 c.
32. Мордовин С. К. Управление персоналом. Современная российская практика / С.К. Мордовин. – М.: Питер, 2023. – 320 c.
33. Головина С. Ю., Зайцева Л. В. Электронный кадровый документооборот: от правового эксперимента к практике // Правоприменение. – 2022. – С. 241–256.
34. Кобьелл К. Мотивация в стиле ЭКШН. Восторг заразителен / Клаус Кобьелл. – М.: Альпина Паблишер, 2023. – 192 c.
35. Патрик В. Рост бизнеса под увеличительным стеклом / Вигери Патрик. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. – 902 c.
36. Морозова Е.Н. Тренинг развития ресурсов руководителя / Е.Н. Морозова. – М.: Речь, 2022. – 781 c.
37. Козминых П. С. Совершенствование hr–процессов предприятия с помощью систем кадрового электронного документооборота / Концепт // ВАК. – 2023. – C. 1–6.
38. Просвирина Н. В. Особенности автоматизации процесса адаптации персонала в организации // Вестник академии знаний. – 2020. – С. 273–279.
39. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации. Стратегия, маркетинг, интернационализация / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. – М.: ИНФРА–М, 2022. – 304 c.
40. Одегов Ю. Г. Кадровая политика и кадровое планирование: учебник и практикум для вузов / Ю. Г. Одегов, В. В. Павлова, А. В. Петропавловская. – 3–е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 575 с.
41. Пасынкова Б.Е., Захарова Л.Н. К вопросу о трансформации технологий управления персоналом в период пандемии // Научные известия. – 2021. – C. 52–58.
42. Игнатова И.А., Саморуков А.А. Инновации электронного документооборота в органах власти РФ // Мировая наука. – 2021. – C. 93–99.