Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация стратегий вежливости в политическом дискурсе (на материале брифингов официальных представителей МИД России)

Работа №144585

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы30
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЙ ВЕЖЛИВОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ 6
1.1 ТЕОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ 6
1.1.1 Стратегия и коммуникативная стратегия 6
1.1.2. Стратегии вежливости П. Браун и С. Левинсона 7
1.2 РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЙ ВЕЖЛИВОСТИ 13
1.2.1 Стратегии усиления положительной эмоции слушателя 14
1.2.2 Стратегии уменьшения отрицательной эмоции слушателя 16
1.3 ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ ВЕЖЛИВОСТИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ АВТОРОМ ПО ТЕМЕ ВКР 30



Важность вежливости в межличностном общении и сложность ее понимания и интерпретации вызывают интерес представителей различных областей знаний, включая социолингвистику, прагматику, психологию, когнитивную лингвистику и межкультурную коммуникацию. Однако, к сожалению, несмотря на повышенное внимание к вежливости, до сих пор существует много пробелов как в теоретическом исследовании вежливости, так и в практическом ее описании на базе разнообразного речевого материала.
Изучение коммуникативных стратегий помогает исследователям лучше понять механизм межличностных отношений и пути достижения коммуникативных целей, поэтому имеет большое значение при изучении речевой коммуникации и лингвистической прагматики. При этом вежливость как центральная коммуникативная категория, несомненно, занимает важное место в общении. Вежливость активно используется людьми в различных ситуациях для улучшения межличностных отношений и выражения положительного отношения к собеседнику.
Изучение политического дискурса – одно из наиболее актуальных современных лингвистических направлений. Важнейшие цели политического дискурса – формирование в обществе определенного отношения к конкретным политическим событиям, а также их оценка . При этом крайне необходимо, чтобы все высказывания политиков отвечали требованиям вежливости при передаче информации и выражении позиции, поскольку «каждое высказывание в политике оказывает конструктивное или деструктивное влияние на ход общественно-политических событий» . Поэтому в политическом дискурсе категория вежливости реализуется достаточно широко, а разнообразные стратегии вежливости способствуют сглаживанию конфликтных моментов, помогая тем самым держать ситуацию под контролем.
В работе именно тексты брифингов впервые выбраны в качестве материала для исследования стратегий вежливости. Коммуникативные стратегии реализуются в сложных социальных ситуациях, поэтому даже одно и то же намерение или цель в разных ситуациях должны быть скорректированы с учетом деталей реализации стратегии для достижения желаемого эффекта, чем объясняется актуальность нашего исследования.
Цель исследования – проанализировать и обобщить стратегии вежливости в политическом дискурсе.
Объектом исследования являются коммуникативные стратегии в политическом дискурсе.
Предмет исследования – стратегии вежливости в политическом дискурсе.
Материалом исследования послужили 100 текстов с сайта МИД РФ, отобранных методом систематической выборки (временные рамки: с 19.03.2009 до 13.01.2022), среди которых имеются выступления трех официальных представителей МИД: А. А. Нестеренко, А. К. Лукашевича и М. В. Захаровой.
(URL: https://www.mid.ru/press_service/spokesman/briefings)
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
1) обзор литературы по теме настоящего исследования (стратегия, коммуникативная стратегия, стратегия вежливости);
2) описание стратегий вежливости (стратегия усиления положительной эмоции слушателя и стратегия уменьшения отрицательной эмоции слушателя);
4) обобщение особенностей стратегий вежливости.
Важность вежливости в межличностном общении и сложность ее понимания и интерпретации вызывают интерес представителей различных областей знаний, включая социолингвистику, прагматику, психологию, когнитивную лингвистику и межкультурную коммуникацию. Однако, к сожалению, несмотря на повышенное внимание к вежливости, до сих пор существует много пробелов как в теоретическом исследовании вежливости, так и в практическом ее описании на базе разнообразного речевого материала.
Изучение коммуникативных стратегий помогает исследователям лучше понять механизм межличностных отношений и пути достижения коммуникативных целей, поэтому имеет большое значение при изучении речевой коммуникации и лингвистической прагматики. При этом вежливость как центральная коммуникативная категория, несомненно, занимает важное место в общении. Вежливость активно используется людьми в различных ситуациях для улучшения межличностных отношений и выражения положительного отношения к собеседнику.
Изучение политического дискурса – одно из наиболее актуальных современных лингвистических направлений. Важнейшие цели политического дискурса – формирование в обществе определенного отношения к конкретным политическим событиям, а также их оценка . При этом крайне необходимо, чтобы все высказывания политиков отвечали требованиям вежливости при передаче информации и выражении позиции, поскольку «каждое высказывание в политике оказывает конструктивное или деструктивное влияние на ход общественно-политических событий» . Поэтому в политическом дискурсе категория вежливости реализуется достаточно широко, а разнообразные стратегии вежливости способствуют сглаживанию конфликтных моментов, помогая тем самым держать ситуацию под контролем.
В работе именно тексты брифингов впервые выбраны в качестве материала для исследования стратегий вежливости. Коммуникативные стратегии реализуются в сложных социальных ситуациях, поэтому даже одно и то же намерение или цель в разных ситуациях должны быть скорректированы с учетом деталей реализации стратегии для достижения желаемого эффекта, чем объясняется актуальность нашего исследования.
Цель исследования – проанализировать и обобщить стратегии вежливости в политическом дискурсе.
Объектом исследования являются коммуникативные стратегии в политическом дискурсе.
Предмет исследования – стратегии вежливости в политическом дискурсе.
Материалом исследования послужили 100 текстов с сайта МИД РФ, отобранных методом систематической выборки (временные рамки: с 19.03.2009 до 13.01.2022), среди которых имеются выступления трех официальных представителей МИД: А. А. Нестеренко, А. К. Лукашевича и М. В. Захаровой.
(URL: https://www.mid.ru/press_service/spokesman/briefings)
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
1) обзор литературы по теме настоящего исследования (стратегия, коммуникативная стратегия, стратегия вежливости);
2) описание стратегий вежливости (стратегия усиления положительной эмоции слушателя и стратегия уменьшения отрицательной эмоции слушателя);
4) обобщение особенностей стратегий вежливости...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ввиду проблем с ключевым понятием теории П. Браун и С. Левинсона, в данном исследовании предпринимается попытка разорвать связь между понятием «лицо» и стратегиями вежливости, отказаться от наименований «позитивные» и «негативные» стратегии вежливости и обратиться к изучению вежливости как таковой. Учитывая проблему классификации стратегий вежливости по методу в существующих исследованиях, мы рекомендуем классифицировать стратегии вежливости по результатам их использования, т. е. разделить стратегии вежливости на два направления – стратегия усиления положительной эмоции адресата и стратегия уменьшения отрицательной эмоции адресата.
В результате проведенного исследования выявлены следующие стратегии вежливости: установление и поддержание хороших отношений с собеседником, дарение коммуникативного подарка, проявление эмпатии, использование косвенных и смягченных высказываний (к которым относится, на наш взгляд, и стратегия пессимизма), выражение извинения, предложение разумного объяснения, предложение обещания, неполный ответ и выражение уважения.
Особенности проявления стратегий вежливости в материале обобщены ниже.
1. Стратегии вежливости могут использоваться по отдельности или в сочетании друг с другом. При использовании в комбинациях они могут представлять одну и ту же стратегию или разные стратегии. Можно сказать, что сочетание стратегий вежливости в целом достигает более высокой степени вежливости, чем использование отдельных стратегий вежливости.
2. Использование вежливых стратегий имеет характерные черты национальной культуры. Российские коммуникаторы и в настоящее время являются представителями культуры коллективизма, близость отношений всегда была характерна для русской коммуникации, поэтому для коммуникаторов приемлемо абсолютно прямо говорить о своих желаниях, намерениях и публично выражать свое мнение. Поэтому при выражении советов и приглашений русские часто отказываются от использования стратегий вежливости.
3. Стратегии уменьшения отрицательной эмоции адресата используются гораздо чаще, чем стратегии усиления положительной эмоции адресата, и их больше, чем противоположных. Это означает, что для официальных представителей МИД избегание обид имеет гораздо более высокий приоритет, чем демонстрация близости, поэтому они используют больше стратегий уменьшения отрицательной эмоции адресата и прибегают к ним чаще, чем к стратегиям усиления положительной эмоции адресата.
4. Наиболее часто используемыми стратегиями вежливости оказались стратегия выражения уважения и стратегия использования косвенных и смягченных высказываний, которые использовались гораздо чаще других стратегий.
5. Разнообразие стратегий вежливости в материале невелико в обоих стратегических направлениях. С одной стороны, это связано с тем, что меньшая социальная дистанция или близость отношений делает русских коммуникантов менее нуждающимися в особых усилиях по демонстрации близости или избеганию влияния на собеседника. С другой стороны, отсутствие разнообразия стратегий вежливости в материале вызвано стилистикой текстов-источников материала, в силу чего стратегии вежливости небогаты, а их использование тяготеет к шаблонности.



1. Гендерная специфика стратегий вежливости в политическом дискурсе (на материале брифингов официальных представителей МИД России) // Социо- и психолингвистические исследования. Вып. 10. – Пермь: ПГНИУ, 2022. – С. 91-95.
2. Реализация коммуникативной стратегии негативной вежливости в политическом дискурсе (на материале брифингов официальных представителей МИД России) // Категории языка и мышления: аспекты современной интерпретации. – Петрозаводск: ПетрГУ, 2023. – С. 144-146.
3. Коммуникативная стратегия вежливости в ситуации отказа (на материале брифингов официальных представителей МИД России) // XV конгресс МАПРЯЛ «Русский язык и литература в меняющемся мире». 12-16 сентября 2023 г., Санкт-Петербург. – В печати.
4. Реализация стратегии вежливости в политическом дискурсе (на материале брифингов официальных представителей МИД России) // Тезисы 52-й Международной научной филологической конференции имени Людмилы Алексеевны Вербицкой. 19-26 марта 2024 г., Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во СПбГУ. – В печати.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ