Введение 4
Глава1. Теоретические основы изучения жанра рекламного эссе 8
1.1. Речевые жанры в лингвистической теории 8
1.1.1. Определение речевых жанров 8
1.1.2. Классификация речевых жанров 10
1.2. Особенности эссе как жанра 13
1.3. Реклама как важная составляющая в современной жизни 16
1.4. Жанровые особенности рекламного эссе 18
1.4.1. Определение рекламного эссе 18
1.4.2. Рекламное эссе как малоформатный текст 20
1.4.3. Особенности рекламного эссе как интертекста 23
1.4.4. Характеристика рекламного эссе как вторичного текста 25
1.4.5. Характеристика рекламного эссе как предтекста 28
1.5. Специфика книг, посвящённых саморазвитию 28
Выводы 33
Глава2. Лингвистические особенности жанра рекламного эссе к книге по тематике «Саморазвитие» 35
2.1. Жанр рекламного эссе на уровне композиции 35
2.1.1. Информация об авторе и книге 35
2.1.2. Содержание книги 38
2.1.3. Обращение к читателям 39
2.1.4. Цитаты 41
2.1.5. Невербальные средства 44
2.1.6. Особенности композиционной структуры рекламного
эссе 48
2.2. Языковые особенности жанра рекламного эссе 51
2.2.1. Лексические средства оформления жанра рекламного эссе 51
2.2.2. Грамматические особенности жанра рекламного эссе 54
2.2.3. Синтаксические особенности жанра рекламного эссе 59
2.2.4. Стилистические средства оформления жанра рекламного
эссе 63
Выводы 68
Заключение 71
Список литературы 74
Приложение 79
В настоящее время реклама проникла во все сферы общественной жизни, выполняя различные социальные функции, такие как передача информации, ориентация спроса и продажа товаров. Необходимо провести глубокое исследование рекламных текстов и выявить их особенности.
Содержание всех текстов выражается через тот или иной жанр, для рекламных текстов разное содержание рекламы соответствует разным текстовым жанрам. Изучение различных жанров помогает понять, по каким принципам они работают. Понимание принципов позволит наиболее эффективно использовать тексты различных жанров.
По словам Рената Шагабутдинова, рост выпуска селф-хелп-литературы в России начался примерно в 2012 году. В 2018 году тиражи бизнес-литературы и нон-фикшна, к которым в том числе относятся книги по саморазвитию, выросли на 30%, и в настоящее время продолжают расти [https://style.rbc.ru/impressions/5cae03ef9a794764c08d96b8]. В связи с этим интересно рассмотреть рекламу книг данной тематики.
Несмотря на высокий интерес лингвистов к рекламным текстам в целом и достаточную изученность жанра рекламного эссе на материале английского языка, до сих пор изучению этого жанра русскоязычных материалов не уделялось достаточного внимания. В аспекте преподавания РКИ выявление и описание особенностей русскоязычных рекламных статей приобретает особое значение, поскольку рекламные тексты зачастую представляют большие трудности для иностранных студентов. Вышеизложенное свидетельствует об актуальности исследования.
Объектом исследования является жанр рекламного эссе.
Предмет исследования — структурные и языковые особенности жанра рекламного эссе.
В качестве материала исследования используются 50 рекламных текстов на русском языке, размещенных на обложках популярных книг по тематике
«Саморазвитие». Тематика таких книг позиционируется не нами, а авторами и издателями.
Научная новизна заключается в предпринятой попытке комплексного лингвистического описания жанра рекламного эссе к книге тематики «Саморазвитие».
Гипотеза исследования: рекламного эссе к книге по тематике «Саморазвитие» обладает ярко выраженной спецификой как на композиционном уровне, так и на уровне языкового выражения, и, соответственно, является отдельным поджанром жанра книжного рекламного эссе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Рекламное эссе является отдельным поджанром, состоящим из информативных и императивных речевых жанров.
2. Рекламное эссе имеет мозаичную структуру и обычно содержит следующие элементы: информация об авторе, информацию о книге, информацию о содержании книги, обращение (обещание) к читателям, цитаты, фото автора и т. д.
3. Рекламное эссе к книгам по тематике «Саморазвитие» занимает в рекламном стиле особое место, обусловленное спецификой книги как товара: оно всегда индивидуально (должно создаваться не только для каждого автора, но и для каждой книги), имеет признаки разговорного, научного и публицистического стиля.
4. Выбор лексических, грамматических, синтаксических и стилистических языковых средств зависит от тематики книги.
Цель исследования:
• выявить и описать структурные и языковые особенности жанра рекламного эссе.
...
В результате проведенного исследования жанра рекламного эссе к книге по тематики «Саморазвитие», мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, мы приняли классификацию жанра Т.В. Шмелёвой, рекламное эссе имеет признаки информативного, оценочного и императивного жанров: автор эссе дает информацию о книге, дает оценку книге и ее автору, а также призывает купить книгу.
Во-вторых, мы согласны с Н.В. Васильевой, что рекламное эссе — нетипичный вторичный текст. Жанровая характеристика определяет специфику рекламного эссе, как письменного малоформатного текста, интертекста, вторичного текста, предтекста.
В-третьих, книги, посвященные саморазвитию, являются уникальным жанром литературы, который помогает людям развиваться и расти как личности. Они характеризуются своей практической направленностью, доступностью и многообразием. Несмотря на свои достоинства и недостатки, они играют важную роль в современном обществе. Книги по саморазвитию, имеют еще более широкую тематику, чем книги группы «Популярная психология», хотя в книжных онлайн магазинах и в обычных магазинах зачастую эти две группы приравниваются.
В-четвертых, мы доказали, что главная особенность жанра рекламного эссе на уровне композиции — его мозаичная композиционная структура. РЭ обычно содержит информацию об авторе и книге, информацию о содержании книги, обращение к читателям, цитаты, невербальные средства(орнаменты, рамки, шрифты, цветовые пятна, рисунки, фотографии) и т.д. Данные элементы имеют свободное расположение в тексте рекламного эссе, поэтому мы назвали их модулями. Все они служат для передачи информации и воздействия на потенциальных покупателей-читателей. Среди модулей наиболее часто встречается обращение к читателям (43 из 50).
В-пятых, на уровне языка рекламное эссе также обладает рядом особенностей на лексическом, грамматическом, синтаксическом и стилистическом уровне:
• В рекламных эссе используется множество различных лексических средств: заимствования, аббревиатуры, фразеологизмы, термины, слова с положительной и негативной оценкой и т. д.
• На уровне грамматики, в рекламном эссе имена существительные занимают самое важное место, глаголы занимают второе место по частоте встречаемости. Мы сосредоточились в первую очередь на втором лице и императивных формах глаголов в авторской речи, которые являются отличительными признаками модуля «обращение к читателям». Мы нашли имена прилагательные в сравнительной степени в 13 РЭ, и в превосходной степени в 12 РЭ (из 50), потому что они позволяют читателям интуитивно почувствовать роль книг. Местоимения «сам», «себя» и «вы» также часто встречается, потому что автор РЭ пытается общаться с читателем. Имя числительное часто используется в модуле «информация о книге», чтобы указать на их особую популярность.
• В сопоставление товарной рекламе, владеющей лаконичностью и
синтаксической расчленённостью текста, тягой к простым предложениям, рекламное эссе применяет более полных предложения, часто усложненными однородными членами и придаточными предложениями.
Сложноподчиненные предложения много распространены.
• На уровне стиля, РЭ — совокупность разговорного, научного и публицистического стиля. Оно использует разнообразные стилистические приемы, чтобы продемонстрировать свою выразительность и неповторимость , в особенности тропов (гипербола, сравнение, метафора и олицетворение) и фигур (риторический вопрос, восклицание, параллелизм и антитеза).
Таким образом, цели и задачи исследования можно считать выполненными. В дальнейшем мы собираемся провести более детальный анализ жанра рекламного эссе в прагматическом аспект.
1. Арнольд, И. В. Оценочность комментариев в устной речи и тексте / И. В. Арнольд. // Межуровневая организация текста в естественном языке: межвузовский сборник научных трудов. - 1987. - с. 3-11.
2. Бахтин, М. М. Проблемы речевых жанров / М. М. Бахтин. // Собрание сочинений. Т. 5. Работы 1940-1960 гг. - 1996. - с. 159, 161-162, 164-165, 178181.
3. Бахтин, М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа / М. М. Бахтин. // Эстетика словесного творчества. - 1979. - с. 286.
4. Бузальская, Е. В. Лингвокогнитивная типология речевых жанров: на материале эссе / Е. В. Бузальская. // Жанры речи. - 2017. - №1 (15). - с. 35.
5. Бузальская, Е. В. Эссе: к истории становления жанра / Е. В. Бузальская. // МИРС. - 2015. - №2. - с. 40.
6. Бычков, В. В. Эстетика. Учебник. / В. В. Бычков. // Гардарики. - 2004. - с. 276.
7. Васильева, Н. В. Текст на обложке книги: место в классификации вторичных текстов / Н. В. Васильева. // Информационная структура текста. - 2018. - с. 170-181.
8. Гайда, С. Жанры разговорных высказываний / С. Гайда. // Жанры речи. - 1999. - с. 103-109.
9. Дейян, А. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи /А. Дейян. // Прогресс. - 1999. - с. 9.
10. Дементьев, В. В. Фатические и информативные коммуникативные замыслы и коммуникативные интенции: проблемы коммуникативной компетенции и типология речевых жанров / В. В. Дементьев. // Жанры речи. - 1997. - с. 34-43.
11. Дементьев, В. В. Теория речевых жанров и актуальные вопросы современной речи / В. В. Дементьев. // ВЯ. - 2015. - №6. - с. 79, 102-103.
12. Долинин, К. А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия / К. А. Долинин. // Жанры речи. - 1999. - с. 7-12.
13. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. - с. 81-82.
14. Ерицян, А. Е. Особенности жанра эссе: современная авторская колонка как вид медийного эссе / А. Е. Ерицян. // Кронос. - 2022. - №10. - с. 79.
15. Кожевникова, К. В. Об аспектах связности в тексте как целом / К. В. Кожевникова. // Синтаксис текста. - 1979. - с. 53-54.
... всего 46 источников