Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УЛИЧНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЁЖЬЮ ГРУППЫ РИСКА

Работа №144564

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы102
Год сдачи2021
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения организации уличной социальной работы 7
1.1. Сущность и особенности организации уличной социальной работы 7
1.2. Отечественный и зарубежный опыт организации уличной социальной работы с разными группами населения 18
ГЛАВА 2.Особенности и проблемы молодёжи группы риска
2.1.Определение понятия и происхождение явления молодёжи группы риска 29
2.2. Организация уличной социальной работы с молодёжью группы риска
ГЛАВА 3. Изучение опыта уличной социальной работы с молодежью группы риска на примере проекта «Репа» Благотворительного фонда «Центр Святителя Василия Великого» 46
3.1. Программа эмпирического исследования 46
3.2. Результаты исследования 48
3.3. Выводы и рекомендации 70
Заключение 74
Список литературы 76
Приложение 81


Количество детей и молодежи, находящихся в группе риска, растет. Данная проблема остро стоит во всем мире, в том числе и на территории Российской Федерации. Правовой статус этих молодых людей крайне нестабильный, социальное их положение также нельзя считать устойчивым. И, к сожалению, на сегодняшний день данная проблема не потеряла свою значимость, даже в условиях относительной социальной и экономической стабильности в обществе. По данным МВД России за 2020 год число несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел за совершение правонарушений составило 193 238 человек, а по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2020 год число осужденных в возрасте 14 - 17 лет по приговорам судов, вступившим в законную силу составило 14 703 человек .
Исследователи называют одной из главных отличительных черт подросткового возраста стремление к поиску собственной идентичности, которое в том числе выражается в определенных досуговых и потребительских практиках, часто сопряженных с рискованным поведением. Оформляющийся в этот момент спектр привычек во многом определяет последующее поведение человека. В то же время, одно из условий, способствующих рискованному поведению подростков, является недостаточная организованность их досуга. Бесцельное времяпрепровождение отрицательно сказывается на нравственном и физическом развитии подростков и молодежи. По данным исследований Московского института социально-культурных программ, самую обширную группу подростков по типу досуга составляют «потерянные» подростки (44 %), которые предпочитают проводить время с друзьями − гулять по центру города и в торговых центрах. Они испытывают разноплановый, но неустойчивый и несфокусированный интерес к внешнему миру и постоянно находятся в поиске досуговых занятий .
Главная опасность заключается в том, что это может привести к такому социальному явлению, как безнадзорность. Жизнь таких подростков на улице полна страха и криминала и это совершенно не то, что требуется молодым людям, в тот период, когда идёт формирование их личности, закладывается основа поведения на всю будущую жизнь. Находясь в такой среде, дети часто становятся соучастниками преступлений и в какой-то момент это становится для них нормой.
По данным МВД, в Российской Федерации в 2018 году беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних на территории РФ насчитывалось около 69 000 человек, а в 2019 уже 75 500 человек .Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой является комплексный подход, создание единых форм профилактической и коррекционной работы.
Одной из таких форм работы с неорганизованными молодежными группами может выступать уличная социальная работа. Реализация методов уличной социальной работы с неорганизованной молодежью направлена на информирование и вовлечение молодых людей в социально-культурное пространство города. Основной целью уличной социальной работы с молодежью является снижение рискованного поведения молодого человека .
Цель выпускной квалификационной работы – изучение возможностей уличной социальной работы в решении проблем молодёжи группы риска.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1. Исследовать сущность и особенности организации уличной социальной работы.
2. Проанализировать отечественный и зарубежный опыт реализации уличной социальной работы с разными группами населения.
3. Изучить проблемы и особенности молодежи группы риска и формы работы с ней.
4. Провести исследование изучения опыта уличной социальной работы с молодежью группы риска на примере проекта «Репа» Благотворительного фонда «Центр святителя Василия Великого».
Объектом для исследования выбрана уличная социальная работа.
Предмет: уличная социальная работа с молодежью группы риска.
Методы исследования: для достижения цели и решения задач выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы:
1. Теоретические – анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, анализ нормативно-правовых документов.
2. Эмпирические – включённое наблюдение, анкетирование участников проекта «Репа» и интервьюирование сотрудников Благотворительного фонда «Центр святителя Василия Великого». проекта «Репа».
Эмпирическая база выпускной квалификационной работы: Благотворительный фонд «Центр святителя Василия Великого».
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, которая состоит из трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе определена сущность и раскрыты особенности организации уличной социальной работы, проанализирован отечественный и зарубежный опыт организации уличной социальной работы с разными группами населения.
Во второй главе определено понятие и происхождение явления молодёжи группы риска, и изучен опыт организации уличной социальной работы с молодёжью группы риска.
В третьей главе описана программа, результаты и рекомендации эмпирического исследования на тему: «Изучение опыта уличной социальной работы с молодежью группы риска на примере проекта «Репа» Благотворительного фонда «Центр Святителя Василия Великого».
Общий объем работы – 87 страницы.
Список литературы включает 61 наименований.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Можно заключить, что цель данной выпускной квалификационной работы по изучению возможностей уличной социальной работы в решении проблем молодёжи группы риска была достигнута.
В первой главе исследована сущность и особенности организации уличной социальной работы, проанализирован отечественный и зарубежный опыт реализации уличной социальной работы с разными группами населения. Было определено, что уличная социальная работа – это метод социальной работы, который помогает устанавливать контакт с представителями труднодоступных социальных групп (с больными наркоманией и ВИЧ-инфекцией, с освободившимися из мест лишения свободы, с коммерческими секс-работниками, с лицами без определённого места жительства, с молодёжью группы риска), в условиях их жизнедеятельности с целью предоставления экстренной социальной, медицинской, правовой, психологической помощи и донесения необходимой информации.
Во второй главе изучены проблемы и особенности молодежи группы риска и формы работы с ней. Было определено, что в «группу риска» входит молодёжь, которая находится в критической ситуации под воздействием рискогенных факторов. Основные факторы риска разделяются на объективные (социальные) и субъективные (биологические, психологические). Вовлечение в безопасное пространство неорганизованных молодежных групп с помощью использования методов уличной социальной работы может ввести к снижению асоциальных явлений в молодежной среде.
В третьей главе исследован опыт уличной социальной работы с молодежью группы риска на примере проекта «Репа» Благотворительного фонда «Центр святителя Василия Великого».
Результаты исследования показали, что проект «Репа» является безопасным пространством для молодёжи по типу «drop-in-center». В проекте реализуются все принципы уличной социальной работы – принципы конфиденциальности и анонимности, приоритетности интересов клиента, доверия, дружеского и толерантного отношения, гибкости, близости к среде, безопасности, ориентации на ресурсы. Были выделены основные трудности, возникающие при реализации проекта: отсутствие постоянной группы подростков, закрытость молодых людей при первом контакте, сложность в привлечении новой молодёжи.
Был определён общий портрет участников проекта «Репа». Молодые люди имеют признаки рискованного поведения, однако, нельзя их отнести к группе риска. Было выделено, что неорганизованный досуг может являться одной из причин рискованного поведения, поэтому одной из основных функций проекта является организация досуга для молодёжи. Обратная связь участников проекта «Репа» и их положительная динамика в поведении показала, что проект «Репа» может иметь воздействие для снижения рискованного поведения подростков.
В завершение работы хотелось бы отметить, основные преимущества уличной деятельности в том, что она помогает максимально приблизиться к целевой группе. Уличные специалисты могут работать с подростками на «их территории и говорить на их языке», что может ввести к изменению поведения молодежи с рискованного на более безопасное. Таким образом, уличная социальная работа показывает результативность работы с молодёжью группы риска.



1. Законопроект № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12. 2020 г. № 489-ФЗ (последняя редакция)
2. Антонова Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен / Л.Н.Антонова // Педагогика. – 2010.- № 9. – С.28-33.
3. Бездомность в современной России: проблемы и пути их решения: Вестник Межрегиональной Сети «За преодоление социальной исключенности»: Вып. 1: Сборник / Сост. А. Варсопко, Е. Ринн. — С.-Пб, 288. — С. 103-110.
4. Бельгинина Е. С. Аутрич - работа / Е. С. Бельгинина // Вестник научных конференций. – 2015. – № 3-5(3). – С. 25-26.
5. Большакова Н. Л. Аутрич-работа как метод профилактики наркомании среди молодежи / Н. Л. Большакова // Экономика и социум. – 2016. – № 11-1(30). – С. 244-247.
6. ВойкуЕ. И. Мобильная уличная работа как актуальное направление социальной работы / Е. И. Войку, А. Б. Федулова – Пермь, 2020. – С. 148-153.
7. Григорьева И. А. Социальная работа с лицами без определенного места жительства/ И. А. Григорьева, О. И. Бородкина, А. А. Молчанов; И. А. Григорьева, О. И. Бородкина, А. А. Молчанов. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. – С. 87-88.
8. Дугин С. Г. Санкт-Петербургский благотворительный фонд медико-социальных программ "гуманитарное действие": проекты, опыт, результаты работы / С. Г. Дугин // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. – 2015. – № 5. – С. 56-80.
9. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). Москва, 2008. – C. 48-49.
10. Инновационные подходы к работе с молодежью: сборник материалов II Профессионального форума «Инновационные подходы к работе с молодежью» / под общ. ред. Н. Д. Бобковой. – Курган, 2015. – 186 с. – С.6-7.
10. Кон И.С. Молодежь // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. — Москва, 2010. — Т. 16. — С. 478-479.
11. Крутько И. С. Молодежь как группа риска / И. С. Крутько // Инновационный потенциал молодежи: социальная, экологическая и экономическая устойчивость: материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции (Екатеринбург, 1–2 октября 2018 г.). — Екатеринбург, 2018. — С. 10-17.
12. Лисовский В. Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи. Москва, 1993. – С. 12-13.
13. Лифинцев Д. В. Современные концепции социальной работы в Соединенных Штатах Америки / Д. В. Лифинцев // Отечественный журнал социальной работы. – 2011. – № 2(45). – С. 172-189.
14. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Москва, 2011 – С. 607-625.
15. Межина О.Ю. Управленческий инновационный проект «Стритворк» – опыт реализации уличной социальной работы в подростково-молодежной среде силами молодых активистов и социальных работников // Итоги и перспективы реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017 годы. Сбор. материалов конференции / Под ред. З.Ф. Драгункиной, В.В. Рубцова, Г.В. Семьи, А.С. Дубовик, А.А. Шведовской – Москва, 2015. – С. 100-102 с.
16. Методические рекомендации по организации аутрич-работы и медико-социального сопровождения потребителей наркотиков с учетом гендерных особенностей. Пермь, 2010 – С. 10-11.
17. Методические рекомендации: аутрич для коммерческих секс-работниц (КСР), Москва, 2004 — С 7-8.
18. Мобильная работа с молодежью: стратегия взаимодействия государственных структур и общественных организаций в социально-образовательном пространстве региона. Минск, 2018г. – С. 10-12.
19. Нелидкин А. М. Аутрич-работа как эффективния технология социальной работы с молодежью группы риска / А. М. Нелидкин, К. С. Родионова // Актуальные вопросы гуманитарного образования: Межвузовский сборник научных трудов / Под редакцией С.В. Демидова, Соколова А.С. – Рязань, 2014. – С. 143-150.
20. Нелидкин А.М. Социальная работа с молодежью / С.В.Демиов, Ю.В.Дыкина, А.М.Нелидкин // В кн.: «Молодежь в 149 современном обществе». – Рязань, 2014. – С.37-40.
21. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Социальная работа" / Г. Ф. Нестерова, И. В. Астэр. – Москва, 2011. – С. 160-161.
22. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. –Москва, 2008. – С. 135-136.
23. Практическое руководство: профилактика ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков, Москва, 2006— С.15-16.
24. Приступа Е. Н. Технологии социальной работы со случаем – Москва, 2015. – С. 213-217.
25. Российская энциклопедия социальной работы: Энциклопедия / Под ред. Холостова Е.И., - 3-е изд. – Москва, 2018. – С.796-797.
26. Салагаев А. Л. Социальные девиации в молодежной среде: конфликтологический подход. Казань, 2011. – C. 137-139.
27. Селиванова О. А. Уличная социальная работа: теория и практика / О. А. Селиванова. – Тюмень, 2008. – С. 48-50.
28. Скочилов Р. В. Современные подходы к оказанию социальной и психологической помощи потребителям наркотиков — Санкт-Петербург, 2016. —С.50-51.
29. Староверов В.И., Рощин Ю.Р. Социальная реабилитация бездомных // Беженцы. Динамика перемещения. – Москва, 2002. – С. 54-55.
30. Шипунова Т. В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения / Т. В. Шипунова. – Москва, 2011. – С. 145
31. Шипунова Т.В. Введение в синтетическую теорию преступности и девиантности. Санкт-Петербург, 2003. – С. 56-57.
32. Широбокова А. Практический опыт иркутской области. - Иркутск, 2011 – С. 66-76.
33. Mobile youth work in the global context: reaching the unreachable / Walther Specht (eds). Documentation of the 9th International ISMO Symposium Stuttgart. 2010. Vol. 10.
34. Toporkovaa О., Glebovaa Е., Vysotskaia I., Tikhaevaa V. - Social Pedagogical Work with Different Age Groups in Germany - International journal of environmental & science education 2016, vol. 11, no. 16.
35. Акимова Л.В. Зарубежный опыт решения проблем «Уличных» детей, 2010. №5 (7). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-resheniya-problem-ulichnyh-detey (дата обращения: 24.04.2021)
36. Благотворительная общественная организация «Ночлежка», 1990 г. Сайт благотворительной организации «Ночлежка» [Электронный ресурс] URL: https://homeless.ru/(дата обращения 18.04.2021)
37. Благотворительный фонд «Диакония» - 2008 г. [Электронный ресурс] URL: https://diaconiafond.ru/ (дата обращения: 25.04.2021)
38. Большакова Н.Л. Аутрич-работа с наркозависимой молодежью: опыт России // Символ науки. 2016. №12-3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/autrich-rabota-s-narkozavisimoy-molodezhyu-opyt-rossii (дата обращения: 24.04.2021).
39. Вакало Е.О. Анализ опыта работы аутрич-служб с подростками группы риска за рубежом и в РФ. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/2996.pdf. (Дата обращения 19.11.2020)
40. Глебова Е.А. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного педагогического опыта работы с молодежными субкультурами // Известия ВГПУ. 2013. №7 (82). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-otechestvennogo-i-zarubezhnogo-pedagogicheskogo-opyta-raboty-s-molodezhnymi-subkulturami-1 (дата обращения: 24.04.2021).
41. Денисова Н. С. Технологии социальной работы с молодежью / Н. С. Денисова, И. А. Гизатова. // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва, 2012.[Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3177/ (дата обращения: 24.04.2021).
42. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС): количество выявленных беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, 2018, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/36186 (дата обращения 17.11.2020)
43. Исследование возрастных групп, наименее вовлечённых культурную жизнь Москвы: Свободное время московских подростков. Москва, 2016. [Электронный ресурс] URL: http://assets.miscp.ru/teens (дата обращения 17.11.2020)
44. Милосердие - православная служба помощи, 2005 г. [Электронный ресурс] URL: https://miloserdie.help/ (дата обращения 24.04.2021)
45. Митрофаненко В.В. Работа с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации — Ставрополь, 2015. — С. 95. [Электронный ресурс] URL: https://e.lanbook.com/book/155464 (дата обращения: 28.04.2021).
46. Некоммерческая организация «САМЮ сосьяль Москва (ССМ)», 2003 г. [Электронный ресурс] URL: https://samu.ru/ (дата обращения 24.04.2021)
47. Российская энциклопедия социальной работы: энциклопедия / под общ. ред. д.и.н., проф. Е. И. Холостовой. — 4-е изд. — Москва, 2019. – С 789. [Электронный ресурс]URL: https://proxy.library.spbu.ru:7813/catalog/product/1091112 (дата обращения: 24.04.2021)
48. Санкт-Петербургская благотворительная католическая общественная организация «Мальтийская служба помощи», 1992 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.malteser-spb.ru/ru/home/ (дата обращения: 25.04.2021).
49. Санкт-Петербургский благотворительный общественный фонд медико-социальных программ «Гуманитарное действие», 1995 г. [Электронный ресурс] URL: https://haf-spb.org/ (дата обращения: 26.04.2021).
50. Свенссон Н.П. Аутрич-работа с молодежью: наркозависимой молодежью и молодежью группы риска//Осло. Центр компетенции. Служба алкогольной и наркозависимости. Группа Помпиду. -Страсбург, 2003. [Электронный ресурс] URL: https://rm.coe.int/1680746054 (дата обращения 20.11.2020)
51. Сергеев Р. В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. №1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-i-studenchestvo-kak-sotsialnye-gruppy-i-obekt-sotsiologicheskogo-analiza (дата обращения: 21.04.2021).
52. СПб ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи», 1995 г. [Электронный ресурс] URL: https://profcenter.spb.ru/ (дата обращения 27.01.2021).
53. Федеральная служба государственной статистики: «Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2020 года» [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13284?print=1# (дата обращения: 21.04.2021).
54. Федеральная служба государственной статистики: "Семья, материнство и детство" [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (дата обращения: 26.05.2021).
55. Федулова А. Б. Семьеведение и социальная работа с семьей — Архангельск, 2018. — C. 171 [Электронный ресурс] URL: https://e.lanbook.com/book/161817 (дата обращения: 24.04.2021).
56. Чусова Ю.А., Сташкова М.В. Уличная социальная работа (аутрич-работа) с беспризорными детьми // BaikalResearchJournal. 2014. №3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ulichnaya-sotsialnaya-rabota-autrich-rabota-s-besprizornymi-detmi (дата обращения: 24.04.2021).
57. HealthTeam for Homeless, Copenhagen City, 2005 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.hjemlosesundhed.dk/ (дата обращения: 24.04.2021)
58. Mainline International, 1991 г. [Электронный ресурс] URL: english.mainline.nl (дата обращения: 26.04.2021).
59. Mikkonen, Mika and Kauppinen, Jaana and Huovinen, Minna and Aalto, Erja, eds. Outreach work among marginalised populations in Europe: guidelines on providing integrated outreach services. Amsterdam: Foundation Regenboog AMOC, 2007г. [Электронный ресурс] URL: https://www.drugsandalcohol.ie/11925/1/outraech_work_among_marginalised.pdf (дата обращения 17.11.2020).
60. Lipsky, M., Street-level Bureaucracy; Dilemmas of the Individual in Public Services, New-York, 1980г. 255pages. [Электронный ресурс] URL: http://books.google.ru/books?id=WjUBulsr2O0C&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 26.06.21).
61. The History of Housing First, [Электронный ресурс] URL: https://housingfirsteurope.eu/guide/what-is-housing-first/history-housing-first/ (дата обращения: 27.02.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ