ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ 7
1.1. Правовые основы деятельности сотрудников полиции 7
1.2. Принципы деятельности сотрудников полиции 14
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА
ПОЛИЦИИ 20
2.1. Права, обязанности, ограничения и запреты сотрудника
полиции 20
2.2. Гарантии реализации правового статуса сотрудника
полиции 32
2.3. Ответственность сотрудников полиции 36
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 43
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
Из смысла ст. 2 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014)1 (далее по тексту - Конституция РФ) следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Именно полиция в лице своих сотрудников в Российской Федерации является органом государственной власти призвана защищать блага, охраняемые Конституцией РФ, а именно, как следует из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. от 01.04.2019) «О полиции»2 (далее по тексту - Федеральный закон «О полиции») защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную безопасность.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послание Федеральному Собранию от 01.03.20183 указывает на необходимость совершенствования правовых и организационных основ деятельности органов внутренних дел, особо подчеркивая, что каждый сотрудник полиции должен иметь реальную возможность располагать всеми законными средствами для реализации служебных обязанностей, предоставленных государством прав и социальных гарантий, что предопределяет целесообразность изучения правового статуса сотрудника полиции.
Однако, несмотря на то, что в 2011 году в связи с принятием Федерального закона «О полиции» было проведено кардинальное изменение правовой регламентации положения сотрудника полиции, «завершилась эпоха милицейского законодательства, основанного на тотальном контроле за обществом, сформировавшемся еще в советский период», многие проблемы, существовавшие на протяжении последних десятилетий, так и не нашли своего разрешения. Так, из доклада главы Министерства внутренних дел В.А. Колокольцева следует, что деятельность полиции характеризуется невысокой эффективностью, что отражается на репутации как полиции в целом, так и ее сотрудников. Причиной такого отношения к деятельности сотрудников полиции является, в первую очередь, коррумпированность, которая «стала восприниматься как нечто совершенно естественное, «неизбежное зло», превратившись в систему, с которой, по мнению большинства, бессмысленно бороться - под нее можно лишь «подстраиваться»»4.
Таким образом одной из главных проблем правового статуса сотрудника полиции является отсутствие механизма реализации правовых запретов и ограничений, позволяющих не допускать сотрудниками полиции злоупотребления полномочиями, а также механизм контролирования деятельности сотрудников полиции в целях реализации задач законодательства о противодействия коррупции.
Кроме того, реформирование полиции повлекло изменение ее места и роли в системе правоохранительных органов Российской Федерации, внесло коррективы в организационно-правовые формы ее деятельности и взаимодействия с правоохранительными органами и гражданским обществом. Отчасти в создании современного правоохранительного института - полиции нашли отражение процессы интеграции сил правопорядка России в мировое полицейское сообщество, однако одной из наиболее ведущих и сложнейших проблем на сегодняшний день остается определение перечня вопросов, которые должны входить в компетенцию полиции и, соответственно, избавление полиции от «лишних» функций.
Объектом исследования дипломной работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации норм закрепляющих правовой статус сотрудника полиции.
Предметом исследования являются совокупность правовых норм, регулирующих правовой статус сотрудника полиции, а также практика их применения.....
По результатам дипломного исследования можно сделать следующие выводы и внести ряд предложений.
Очевидно, что проведённое реформирование системы МВД России кардинально изменили правовой статус сотрудника полиции, что послужило базой для создания эффективной правоохранительной системы, служащей на благо обществу и государству.
В настоящее реформа продолжается, и структурные преобразования до сих пор происходят внутри самого ведомства.
Сейчас, спустя более 8 лет со дня реформирования можно говорить о результатах переименования из «милиции» в «полицию», и можно сделать вывод, что изменения правового положения сотрудника полиции заключаются не только в конкретизации его полномочий и компетенции, но и в ужесточении требований к порядку приёма на службу, прохождению службы, а также к его служебному поведению.
В целом, исходя из анализа установлено, что правовой статус сотрудника полиции представляет собой совокупность определённых нормами законодательства Российской Федерации комплекса прав, обязанностей, гарантий и ответственности сотрудника полиции.
Под правовым статусом сотрудника полиции представляется законодательно установленные государством и соединенные права, обязанности и свободы, связанные с гарантией стабильности государственной и общественной жизни Российской Федерации.
Кадровое обеспечение органов полиции Российской Федерации являлось частью кадровой политики Российского государства в конкретных современных условиях.
Полицейский представляет собой лицо, занимающее должность и осуществляющее предписанные законом или иным нормативно-правовым актом действия. Все существенные стороны государственно-служебного правоотношения урегулированы Федеральным законом «О полиции».
Правовую основу службы в полиции составляют Конституция РФ, Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», индивидуальный контракт о службе в полиции и ряд других нормативных правовых актов РФ.
Принципы деятельности сотрудников полиции определены в нормах главы 2 Федерального закона «О полиции» и представляют собой триединство: законность, беспристрастность, гласность.
Совершенствование правового статуса сотрудника полиции целесообразно рассматривать через призму его структуры, т.е. с позиции оптимизации правового регулирования.
Федеральный закон «О полиции» вполне справедливо упрекают в наличии большого количества отсылочных и бланкетных норм, положений, допускающих произвольное, расширенное толкование, нечетких, размытых формулировок, допускающих неоправданно широкие полномочия сотрудника полиции.
Установлено, что Федеральный закон «О полиции» 6 главой регламентирует правовое положение сотрудника полиции и содержит в себе нормы раскрывающие права, обязанности и ответственность сотрудника полиции, а что касается запретов и ограничений, то отсылает к ст. 14 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Так, в ходе исследования определено, что ограничения в отношении полиции до сих пор не увязаны в единую систему, что снижает результативность правового регулирования в целом. В некоторых случаях одно и то же установление закрепляется то в форме обязанности, то запрета, то ограничения. В других, напротив, одним и тем же термином называются разные по сути правовые феномены. Например, ст. 14 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гласит как «Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел»....
1. Аксенова О.Н. Некоторые проблемные вопросы определения правового статуса сотрудников полиции в современной России // Молодой ученый. 2018. № 37. С. 42-44.
2. Абросимова А.К. Особенности прав и обязанностей сотрудников полиции // Молодой ученый. 2016. № 7. С. 142-144.
3. Андреевских Е.В. Правовые основы деятельности сотрудников МВД // Вестник Омской академии МВД. 2016. № 9. С. 143-149.
4. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. Общая часть. М.: Буквоед, 2013. - 280 с.
5. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). М., 2017. - 380 с.
6. Буянов И.В. Понятие и сущность российской государственной правоохранительной службы // Административное право и процесс. 2017. № 11. С. 50-53.
7. Гребенкин В.В. Некоторые вопросы ответственности сотрудников полиции // Административное право и процесс. 2019. № 1. С. 83 - 86.
8. Денисевич Л.Д. К вопросу о правовом положении сотрудников полиции // Вестник Тюменского государственного университета. 2016. № 8. С. 225228.
9. Дорошенко О.М. Реализация полномочий полиции в сфере миграционных потоков по противодействию правонарушениям несовершеннолетних // Миграционное право. 2015. № 1. С. 24-28.
10. Дубровин А.К. Правовой статус сотрудника полиции: теоретикоправовой аспект // Российская юстиция. 2018. № 12. С. 60-63.
11. Драничников А.Н. Принципы деятельности сотрудников органов внутренних дел: анализ правоприменительной практики // Междисциплинарные исследования. 2019. № 2. С. 21-26.
12. Епифанцев А.А. Общеправовые нормы сотрудника полиции: конституционно допустимые пределы // Полицейское право. 2018. № 6. С. 106-109.
13. Изюрова Л.Н. Правовые основы деятельности сотрудников полиции // Труды Академии Управления МВД России. 2017. № 11. С. 217-221.
14. Комаров А.В. К вопросу об определении понятия сотрудник полиции // Полицейская деятельность. 2016. № 4. С. 289 - 295.
15. Костенников М.В., Куракин А.В. Принципы организации и деятельности российской полиции // Государство и право. 2014. № 7. С. 39....38