Введение 3
Глава 1. Методические принципы физического воспитания 5
1.1 Принцип сознательности и активности 5
1.2 Принцип наглядности 7
1.3 Принцип систематичности 8
1.4 Принцип доступности и индивидуализации 12
Глава 2 . Методы и реализация принципов физического воспитания 17
2.1 Методы физического воспитания 17
2.2 Реализация принципов физического воспитания в процессе занятий физическими упражнениями. 20
Заключение 28
Список использованной литературы 32
Методические принципы – это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания и выражающие закономерности обучения и воспитания. В этом их сущность и принципиальная обязательность для преподавателей физического воспитания.
Но формулировки методических принципов физического воспитания несколько отличаются от формулировок общепедагогических (дидактических) принципов. И это не случайно, ибо процесс физического воспитания имеет свои специфические особенности, отличающие его от педагогических воздействий, направленных преимущественно на духовные стороны человеческой личности.
Главная особенность физического воспитания – активная двигательная деятельность, которая наряду с влиянием на духовную сферу затрагивает биологическую сферу человека. Систематическое значительное, подчас предельное воздействие физических упражнений на организм и психику человека может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. Специфичность методических принципов обучения и воспитания в процессе физического воспитания заключается в том, что они вытекают из научных положений о влиянии физических упражнений на человека.
Это, конечно, основные и общие для всех направлений физического воспитания педагогические рекомендации, сформулированные на основе данных ряда наук, изучающих те или иные стороны процесса физического воспитания.
Таким образом, рассматривая методические принципы, мы одновременно раскрываем основные закономерности физического воспитания и выявляем методические положения, из них вытекающие.
Объект исследования: физическое воспитание.
Предмет исследования: принципы физического воспитания.
Целью данной работы является рассмотреть сущность и роль методических принципов физического воспитания.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
определить понятие принцип и определить место принципов в теории физического воспитания;
установить сущность принципа сознательности и активности и рассмотреть основные требования к его реализации в процессе физического воспитания ;
охарактеризовать принципы наглядности, доступности и индивидуализации;
выявить характерные особенности принципов систематичности и динамичности.
Историография заключается в рассмотрении принципов физического воспитания. Вопросами, касающиеся методики воспитания физической культуры в разное время занимались такие учёные, как В.С. Попов, Матвеев Л.П., Лях В.И., Холодов Ж.К.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение литературных данных.
Практическая значимость заключается в рассмотрении методические принципов физического воспитания, что поможет более детально разбираться в свойствах физического воспитания.
Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах.
I. Принципы сознательности и активности
Результативность педагогического процесса во многом определяется тем, насколько сознате6льно и активно относятся к делу сами воспитываемые. Понимание существа заданий, их активное и заинтересованное выполнение, что ускоряет ход обучения, способствует результативности совершаемых действий, обуславливает творческое использование приобретаемых знаний, умений и навыков в жизни. Эти давно помеченные закономерности и лежат, прежде всего в основе принципа сознательности и активности.
Принципы сознательности и активности раскрывается в следующих требованиях:
1. Формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам занятий.
2. Стимулировать сознательный анализ, самоконтроль и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений.
3. Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям.
Существенную роль в развитии активности занимающихся играют систематическая оценка и поощрение достигнутых ими успехов. Речь идет не только о текущей оценке, которую дает преподаватель по ходу занятий, но и о специальной системе оценочных нормативов и поощрительных мер, выражающих официальное одобрение каждого достижения на пути физического совершенствования.
II. Принцип наглядности
Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач – всестороннее развитие органов чувств.
1. Наглядность – необходимая предпосылка освоения движений.
2. Наглядность – неотъемлемое условие совершенствования двигательной деятельности.
3. Взаимосвязь непосредственной и опосредованной наглядности.
III. Принцип доступности и индивидуализации
Принцип доступности и индивидуализации называют также принципом учета особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий. Обе эти формулировки выражают, по существу, одно и то же – необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовленности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей.
Особое значение этого принципа в области физического воспитания обусловлено тем, что здесь подвергаются интенсивным воздействиям жизненно важные функции организма. Умелое соблюдение принципа доступности индивидуализации является залогом оздоровительного эффекта физического воспитания. Вместе с тем это и одна из необходимых предпосылок активности занимающихся и ускоренного достижения ими намеченных целей.
Суть данного принципа в области физического воспитания раскрывают следующие основные положения.
1. Определение меры доступного
2. Методические условия доступности
3. Индивидуализация общего направления и частных путей физического воспитания.
IV. Принципы систематичности
Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередований нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами содержания.
1. Непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом.
2. Повторяемость и вариативность
3. Последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.
IV. Принципы постепенного повышения динамичности
Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ним нагрузок.
1. Необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок.
2. Условия усложнения заданий и формы повышения нагрузок.
Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу. Необходимо определенное время, чтобы успели произойти адаптационные перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий уровень тренированности. При этом для различных функциональных и структурных изменений требуются неодинаковые сроки.
Рассматриваемые принципы отражают различные закономерности и стороны целостного процесса физического воспитания. Они составляют не сумму, а единство принципиальных методических положений, взаимно обусловливающих и дополняющих друг друга. Ни наглядность, ни систематичность и последовательность, ни доступность и индивидуализация, ни тем более прогрессирование в физическом воспитании невозможны без должной сознательности и активности занимающихся. В свою очередь, проявлению сознательности и активности со стороны обучаемых способствует наглядность. Отступление от одного из принципов может нарушить (разладить) весь сложный процесс физического воспитания и сделать почти бесплодным большой и длительный труд преподавателя и его учеников. В данном учебно-методическом пособии рассмотрены методические принципы, отражающие закономерности физического воспитания, связанные с его специфическими сторонами: физическим образованием и управлением физическим развитием. В стороне остаются вопросы нравственного, эстетического и умственного воспитания в процессе физического воспитания. Это сделано из тех соображений, что принципиальные методические положения, относящиеся к этим видам воспитания, с должной глубиной рассматриваются в курсе педагогики. Конкретные же особенности методики разных сторон духовного воспитания, осуществляемого в процессе физического воспитания
Методические принципы физического воспитания играют важную роль в успешной организации занятий и развитии физических способностей учащихся. Индивидуализация, систематичность, прогрессивность, здоровьесбережение и развитие двигательных и когнитивных навыков являются основой для достижения наилучших результатов в физическом воспитании. При разработке программ и планов физического воспитания необходимо учитывать эти принципы, чтобы создать эффективную и безопасную среду для учеников.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 2020. – 287 с.
2. Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. - М.: ЮНИТИ, 2019. – 187 с.
3. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2022. – 528 с.
4. Белорусова В.В. Физическое образование. — М.: Логос, 2019. – 123 с.
5. Богданов Г.П. Физическое воспитание школьников. - М.: Дело, 2019. – 117 с.
6. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание. - М.: Логос, 2019. – 28 с.
7. Габриелян К.Г., Ермолаев Б.В. 500 тестов по дисциплине «Физическая культура». – М.: Физкультура и Спорт, 2019. – 122 с.
8. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным. - М.: Аст, Аквариум, 2018. – 123 с.
9. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов/ В.И. Дубровский. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2022. – 480с.
10. Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2020. – 87 с.
11. Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 384 с.
12. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ: Метод. пособие. - М.: Высшая школа,2019. – 176 с.
13. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания. - М.: Сфера, 2022. – 47 с.
14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 304 с.
15. Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск: Принтер, 2018. — 57 с.
16. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Прикладная физическая подготовка Учебно-методическое пособие. - М.: Владос, 2018. - 184 с.
17. Лайзапе С. Я. Физическое воспитание. — М.: Просвещение, 2019. – 231 с.
18. Лихачев Б/Г. Педагогика. - М.: Ш1ФРА-ДАНА, 2018. – 237 с.
19. Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2020. – 144 с.
20. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2018. – 185 с.
21. Манжелей И.В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании: Монография. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2018. – 208 с.
22. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л.П.Матвеев. - М.: ФиС, 2022. – 347 с.
23. Морфофункциопальное созревание основных физиологических систем организма детей школьного возраста./Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. - М.: Педагогика, 2018. – 237 с.
24. Пензулаева JI. И. Физическое воспитание. - М.: Просвещение, 2018. – 237 с.
25. Ращупкии Г.А. Физическая культура. - Спб.: Нева, 2018. – 217 с.