Только Word
Введение 4
Глава 1: Управление человеческими ресурсами в период кризиса 8
1.1. Особенности глобальных кризисов XXI века 8
1.2. Факторы внешней среды, влияющие на управление человеческими ресурсами в условиях современного кризиса 11
1.3. Подходы управления человеческими ресурсами в условиях различных кризисов 17
1.4. Выводы по первой главе 21
Глава 2: Характеристики обучения и развития персонала в период кризиса 23
2.1. Особенности обучения и развития человеческих ресурсов в компании 23
2.2. Роль обучения персонала в развитии человеческого капитала организации 26
2.3. Особенности корпоративного обучения на момент начала современного кризиса 27
2.4. Выводы по второй главе 34
Глава 3: Проведение эмпирического исследования 37
3.1. Методология исследования 37
3.2. Анализ собранных данных 39
3.3. Результаты исследования 50
3.4. Выводы по третьей главе 54
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Приложения 66
Приложение 1. Опросник 66
Существует два наиболее известных подхода к организации системы управления человеческими ресурсами (УЧР) в условиях кризиса – жесткая и мягкая модели. В России первый масштабный кризис 2008-2010 годов преимущественно охарактеризовался ситуацией, когда компаниям приходилось прибегать к различным сокращениям затрат, в том числе и в сфере управления персоналом, для поддержания своей эффективности. Однако, по его завершению множество исследований выявили растущую роль человеческого капитала для организаций, и уже следующий глобальный кризис, вызванный распространением коронавирусной инфекции в 2020-2021 годах, показал большую ориентацию компаний на мягкую модель. Тем не менее, необходимость снижения издержек в условиях кризиса существует всегда, так как на практике реализуется только гибрид обозначенных выше моделей с уклоном в ту или иную сторону [Ererdi et al., 2021].
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что каждый кризис создает новые задачи и вызовы персоналу организаций для их выживания и адаптации к изменившимся условиям макросреды, и современный кризис 2022-2023 годов не исключение. Более того, он представляет собой совершенно новую ситуацию, которая происходит в XXI веке впервые, что указывает на необходимость изучения его влияния на сферу управления человеческими ресурсами. В кризис важное значение имеют сотрудники и их компетенции, которые способствуют эффективному решению актуальных задач компаний, что показывает важность развития и обучения персонала в условиях неопределенности [Ardichvili, Zavyalova, 2015]. В данном случае, компании сталкиваются с управленческой проблемой сочетания оптимизации затрат на персонал, необходимой в сложное время, и его развития для решения новых задач, связанных с кризисом, чего требует использование мягкой модели УЧР.
Таким образом, возникает вопрос интеграции области обучения и развития сотрудников в деятельность организаций, которая будет способствовать поддержанию их конкурентного преимущества и, при этом, не будет являться крупным источником их расходов. В соответствии с этим появляется необходимость выявления текущих тенденций в этой сфере, которые отражают реакцию компаний на современный кризис и дают представление о том, какие способы они используют, в рамках данной темы, по решению обозначенной проблемы.
Цель данного исследования – описать тенденции в области обучения и развития персонала в условиях текущего кризиса. В соответствии с этим, работа имеет следующие задачи:
1. Выявить специфику глобальных экономических кризисов XXI века (кризис 2008-2010 годов, кризис 2020-2021 годов, кризис 2022-2023 годов);
2. Проанализировать различные исследования в контексте антикризисного управления персоналом;
3. Проанализировать особенности обучения и развития персонала во время различных кризисов;
4. Выявить специфику трансформации обучения и развития персонала в новых кризисных условиях на основе анализа вторичных источников информации;...
Текущий кризис значительно отличается от других масштабных кризисов XXI века. Его основное отличие в том, что он представляет собой совокупность экономической, политической ситуаций нестабильности и последствий пандемии, которые выражаются существенным развитием информационных технологий. Все это оказывает влияние на функционирование организаций, находящихся в данной среде. В области управления человеческими ресурсами это проявляется в необходимости оптимизации затрат, поддержания психологического состояния сотрудников и организации деятельности в соответствии с новыми условиями макросреды.
На протяжении XXI века заметно растет ценность человеческого капитала в компаниях, что обосновывается использованием комбинацией двух моделей УЧР с преимущественным уклоном на мягкую модель. В такой ситуации организации стремятся повысить вовлеченность и мотивацию персонала к кризисным задачам, а также улучшить свою эффективность посредством оптимизации затрат. Здесь важное значение имеет область обучения и развития сотрудников, которая является элементом мягкой модели УЧР, признаком высокого уровня ценности человеческого капитала для компании и одним из способов повышения лояльности персонала.
Роль обучения и развития персонала в антикризисном управлении представляет собой гарантию заинтересованным сторонам организации в том, что ее сотрудники способны справиться с новыми вызовами и задачами. Рассматриваемая сфера обеспечивает компании конкурентное преимущество через развитие компетенций сотрудников, которое позволяет ей преодолеть возникшую кризисную ситуацию.
Таким образом, в настоящее время ситуация текущего кризиса создает управленческую проблему, которая заключается в комбинации первостепенной задачи неопределенности – оптимизации затрат, и необходимости обучения и развития персонала, которая способствует выживанию компаний и преодоление ими новых вызовов. В соответствии с этим, были выявлены тенденции в обучении и развитии персонала, которые реализуются компаниях в рамках условий обозначенной управленческой проблемы в кризис 2022-2023 годов. Они имеют следующий вид:
• Отсутствие значительных спадов в объемах и бюджете обучающих программ, которое указывает на наличие у организаций потребности в обучении сотрудников и осознании ими преимуществ данного процесса в кризисное время;
• Преимущественное внимание обучению руководителей, которые выступают основным регулятором кризиса;
• Популярность использования таких форм обучения, как внутреннее и онлайн-обучение, рост популярности коучинга;
• Реализация обучающих программ в соответствии с запросом сотрудника или команды, что также проявляется в оценке их эффективности, измерение которой осуществляется в соответствии с обратной связью персонала и его удовлетворенностью;
• Направленность обучения линейного персонала на психологические темы для поддержания его стрессоустойчивости в период неопределенности, а также на техники продаж и переговоров;...
1. 5 вопросов о том, как изменилось бизнес-тренерство в новых реалиях [Электронный ресурс] // Skillboax Media. — Режим доступа: https://skillbox.ru/media/corptrain/5-voprosov-o-tom-kak-izmenilos-biznestrenerstvo-v-novykh-realiyakh/ (дата обращения: 01.02.2023).
2. VI конференция СберУниверситета про тренды в образовании [Электронный ресурс] // СберУниверситет. — Режим доступа: https://conference.sberuniversity.ru/morethanjustlearning2022/ (дата обращения: 31.01.2023).
3. HR-шторм: реакция российских работодателей на новые условия [Электронный ресурс] // TalentTech. — 2022. — Режим доступа: https://talenttech.ru/wp-content/uploads/2022/04/issledovanie-talenttech-hr-shtorm-2022.pdf (дата обращения: 25.01.2023).
4. Адизес, И. Управление жизненным циклом корпораций / И. К. Адизес, пер. с англ. В. Кузина. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 512 с.
5. Аналитическая записка: сфера труда и COVID-19 // Ряд структур Организации Объединенных Наций под руководством Международной организации труда. — 2020. — С. 19.
6. Бодрунов, С. Д. Общая теория ноономики: учебник / С. Д. Бодрунов. — М.: Культурная революция, 2019.
7. В России началась рецессия [Электронный ресурс] // Lenta.ru. — 2008. — Режим доступа: https://lenta.ru/news/2008/12/12/recession/ (дата обращения: 23.01.2023).
8. Воюцкая, Н. Депрессивный эпизод: что происходит с ментальным здоровьем россиян / Н. Воюцкая // Тинькофф Журнал. — 2022. — Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/russia-in-depression/ (дата обращения: 12.02.2023).
9. Гончарова, О., Малыхин, М. Как сократить затраты в кризис [Электронный ресурс] / О. Гончарова, М. Малыхин // Ведомости. — 2009. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/library/articles/2009/07/24/kak-sokratit-zatraty-v-krizis (дата обращения: 23.01.2023).
10. Горецкая, В. В. Обучение в ситуации экономической нестабильности / В. В. Горецкая // Grebennikon. — 2009. — Т. 3, В. 19. — С. 214–221.
11. Гурков, И. Б. Кризис стратегии и стратегия кризиса — поведение российских компаний накануне и в ходе экономической рецессии / И. Б. Гурков // Всероссийский экономический журнал ЭКО. — 2009. — Т. 2, №5. — С. 2-34.
12. Доклад РСПП о состоянии делового климата в 2009 году // Российский союз промышленников и предпринимателей. — 2010. — С. 82-83.
13. Евневич, М. Обучение персонала: на фирме или вне ее / М. Евневич // Менеджмент сегодня. — 2004. — №1. — С. 25-32.
14. Завьялова, Е. К., Ардишвили, А. Современные проблемы российского корпоративного образования: возможно ли обучение без развития? / Е. К. Завьялова, А. Ардишвили // Российский журнал менеджмента. — 2019. — Т. 17, В. 4. — С. 499–516.
15. Завьялова, Е. К., Латуха, М. О. Управление развитием человеческих ресурсов / Е. К. Завьялова, Латуха М. О. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2017. — 252 с.....72