Только Word
ВВЕДЕНИЕ 4
ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
ГЛАВА 1 ПОЛИТИКА ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, РАССЧИТАННАЯ НА ГРАЖДАН. 9
1.1 Цели и задачи цифровизации государственного управления 9
1.2 Цифровизация публичного управления: риски, 14
казусы, проблемы 14
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ГРАЖДАНАМИ 31
2.1. Эффективность и результативность цифровизации государственного управления направленная на улучшение жизни граждан 31
2.2. Доверие институтам и акторам государственного управления при процессе становления цифрового государства в Российской Федерации 38
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЯ ГРАЖДАН А ТАКЖЕ ДОВЕРИЯ ПОСЛЕДНИХ ГОСУДАРСТВУ В ПРОЦЕССЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 46
3.1 Дизайн социологического исследования 46
3.2 Результаты и выводы социологического исследования 3.2.1 Результаты Анкетного опроса 50
3.2.2 Результаты интервью 65
3.2.3 Выводы 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
Приложения 81
Приложение 1 81
Приложение 2 85
Приложение 3 87
Цифровизационные процессы трансформация являются общемировым трендом, развития общества. Освоение технологий цифровизации помогают в достижении ключевых целей социально и экономического развития страны. Но для реализации данных целей важно, чтобы было грамотно цифровизована сфера адекватная госуправления.
В нашей стране полным ходом идет работа по внедрению и использованию в госуправлении цифровизационных технологий, разрабатываются основные пути развития и освоения в государственном управлении последних, а также их эффективное и продуктивное развитие, основывающиеся на анализе потребностей граждан в цифровой сфере. В первую очередь цифровизация направлена на совершенствование сферы предоставления государственных услуг, а также реализация контрольно-надзорного функционала на основе развития в системе государственного управлении факторов защиты и идентификации данных, позволяющий повышать уровень доверия граждан к подобным системам, что и определяет актуальность данной работы.
Целью работы является анализ внедрения цифровизации, с которой связана трансформация сферы Государственного управления на территории Российской Федерации, как фактора налаживания диалога между народом и государством.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- выявить общие и специфические черты стратегических процессов внедрения цифровых технологий в сферу публичного управления;
- раскрыть специфику влияния цифровой трансформации госуправления на общество;
- выявить основные тенденции развития и интеграции цифровтзационных технологий в области госуправления, разработанных национальной программой «Цифровая экономика» и ее федерального подпроекта «Цифровое государственное управления»;
- проанализировать результаты, которые были достигнуты в области внедрения цифровых технологий в сферу публичного управления за последние годы;
- провести анкетный опрос и интервью и проанализировать их.
Объектом исследования выступает цифровизация сферы государственного управления, как элемент улучшения политической, социальной и экономической сфер жизни общества.
Предметом исследования является процесс построения диалога между обществом и государством посредством трансформации государственного управления посредством цифровизации данной сферы.
Также было сформулировано три исследовательских вопроса:
1) Какими характеристиками обладает процесс цифровой трансформации госуправления необходимыми для налаживания взаимодействия между обществом и государством: государство, сферы жизни общества, сфера госуправления, Направления подготовки и реализации госполитики и т.д.
2) Какова разница между программной реализации цифровой трансформации госуправления и реального процесса реализации последнего, и его влияние на общество.
3) Как совокупность программ госполитики в сфере цифровизации госуправления влияет на уровень доверия граждан государству необходимый для налаживания диалога между последними?
И выдвинута гипотеза о том, что цифровая трансформация государственного управления глубоко интегрируется в социум и оказывает влияние не просто на жизнь общества, а на такой фактор как доверие граждан государству, без которого невозможно полноценное и эффективное развитие страны.
В рамках работы в Фонде Росконгресс принимал участие в организации ПМЭФ 2022, ПМЮФ 2022, ВЭФ 2022 и Сильные идеи для нового времени 2022, РЭН 2022, Конгресс молодых ученых 2022, в рамках которых проводились сессии, связанные с цифровыми аспектами социального, законодательного и экономических областей жизни общества.
В России пройден первый этап внедрения технологий информационного общества в сферу функционирования властных структур и построения электронного правительства и был осуществлен переход ко второму этапу цифровизации посредством увеличения списках услуг предоставляемых в цифровом виде, повышению уровня безопасности и защиты данных, находящихся в цифровой среде, приобщения общества к решению социально значимых проблем посредством использования цифровых ресурсов, на которых они могу давать фидбек во различным вопросам. Но распространение цифровых технологий в сфере государственного управления в значительной степени зависит от готовности и понимания использования цифровых сервисов обществом.
В целом на долгосрочную перспективу задачи стоят, конечно, масштабные. Важным фактором является грамотный процесс цифровой трансформации госуправления. Для этого необходимо изучение потребностей граждан при использовании сетевых моделей коммуникациии между государством и обществом, повышение возможностей и доступности по получения услуг со стороны государства. Также одним из основополагающих факторов реализации поставленных задач является повышение уровня доверия граждан, уже не просто государству, а цифровому государству, возможность налаживания «диалога» между обществом и государством, за счет как раз таки эффективности цифровизационных процессов, а также за счет уменьшения различий между ожидание и реальностью в отношении деятельности государства со стороны граждан.
Процесс цифровизации государственного управления способствует появлению новых вызовов для государства, которые оказывают влияние на эффективность цифровизации в целом и связанного с ней, уровня доверия граждан акторам и структурам госуправления. Ответом государства на эти вызовы становится реализация проектов по использованию технологий и методов, которые позволяют сглаживать или полностью избавляться от негативных эффектов использования ИКТ. Изучение и анализ потребностей граждан в цифровой среде демонстрируют такой важный аспект, как открытость государства в отношении граждан, за счет грамотно выстроенной политики, что повышает уровень доверия граждан.
Укреплению доверия граждан способствуют грамотная политика правительства по использованию цифровых технологий, в частности таковым является оказание госуслуг в электронном виде.
Также государство реализует идею непосредственного участия граждан в политике своего государства, посредством создание государственных порталов, на которых люди могу оставлять свои предложения, отзывы или же осуществлять голосование по каким- либо значимым вопросам. Однако, для повышения уровня доверия недостаточно создания электронных площадок для участия граждан в процессах управления государством. Необходимо, чтобы выстраивались понятные использования данных сервисов, что повышает уверенность в прозрачности и открытости подобных процедур, необходимых для того, чтобы итогом стало принятие конкретных государственных решений. В противном случае эффект будет обратным и возникшее разочарование только усилит отчуждение населения от власти.
Все созданные системы и внедрённые программные решения служат одной цели – сделать проще и удобнее жизнь граждан нашей страны. И надеемся, что в дальнейшем удастся не только подтвердить достигнутые результаты, но и вывести цифровое госуправление на качественно новый уровень, отвечающий современным реалиям.
1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (12.05.2021)
2. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (в настоящее время утратившее силу). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (12.05.2021)
Книги и периодические издания
3. Панкратов И.Ю., Свертилова Н.В., Лидэ Е.Н. Цифровая трансформация: риски и угрозы, возможности и перспективы развития //Государственная служба. Т. 21. № 3. - 2019. - С. 64–74.
4. Сморгунов Л.В. Управляемость и сетевое политическое управление // Власть. № 6. - 2014. - С. 5–14.
5. Василенко Л.А., Василенко В.И. . Инновационные модели диалога власти и общества в интернет-коммуникациях: совместный поиск путей развития // Имидж в стратегии инновационного развития регионов России: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Волгоград, 19–21 июня 2014 г. / отв. ред. Ю.А. Дроздова, А.А. Огарков. Волгоград: Изд-во РАНХиГС (Волгоградский филиал).- 2014. - С. 7–11.
6. Камолов С.Г., Константинова А.Н. Электронное правительство как фактор модернизации и повышения эффективности государственного управления // Право и управление. XXI век. 2017. №1.
7. Василенко В.И. и др.. Трансформационные процессы в системе допуска к государственной тайне России: монография / под ред. А.А. Прохожева. М.: Проспект. - 2010. - 591 с.
8. Василенко Л.А., Зотов В.В. Цифровизация публичного управления в России: риски, казусы, проблемы / Цифровая социология. 2020. Т. 3. № 2. С. 4-16.
9. Камолов С.Г. Государственное управление в цифровую эпоху // 25 лет внешней политики России: сб. материалов X Конвента РАМИ. Москва, 8–9 декабря 2016 г.: в 5 т. Т. 2: Россия и современный мир: политика и безопасность: в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. А.В. Мальгина. М.: МГИМО-Университет. - 2017. - 134 с.
10. Lathrop D., Ruma L. Open government: collaboration, transparency and participation in practice. Sebastopol, CA: O’Reilly Media, Inc. - 2010. - 432 p.
11. Пушкарева Г.В. Доверие в публичном пространстве государственного управления / Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 76. С. 151-175.
12. Корнилович В.А. Стратегическое управление: социологический подход. М.: Институт социологии РАН. - 2015. - 273 с.
13. Almquist J., Lupton J. Affording Meaning: Design-Oriented Research from the Humanities and Social Sciences/Design Issues, Vol. 26, No. 1.- 2010. - pp. 3-14
14. Лайкова А. А., Логачева А. С. Аффорданс в веб-интерфейсе - 2016. - С 748-750
15. Капранова, Л. Д. Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития // Экономика и управление. – 2018. – № 2. – С. 58-69....64