Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль Департамента международного развития во внешней политике Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Работа №144484

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы82
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Становление институтов содействия международному развитию в Великобритании 1929 - 2010 гг. 11
1.1. Эволюция британской системы распределения помощи в целях развития 11
1.2. Политика предоставления зарубежной помощи «новых» лейбористов и учреждение Департамента международного развития 18
1.3. Специфика работы Департамента в начале 2000 - х гг 32
Глава 2. Основные направления деятельности Департамента международного развития в 2010 - 2019 гг. 42
2.1. Департамент международного развития и политика обеспечения национальной безопасности Великобритании. 42
2.2 Деятельность Департамента в интересах британской экономики 49
2.3. Роль политики международного развития в повышении «мягкой силы» Великобритании. 57

Заключение 64

Список источников и литературы 68


Департамент международного развития (ДМР) – главный государственный орган Соединенного Королевства, координирующий политику оказания зарубежной помощи. За историю существования Департамента идейные основы и целенаправленность его деятельности претерпели значительные изменения, что в свою очередь, спровоцировало появление как положительных, так и отрицательных комментариев относительно значения программ содействия международному развитию (СМР) для внешней политики Великобритании. В данном исследовании предпринимается попытка определить степень вовлеченности и вклад ДМР в реализацию внешнеполитических интересов государства.
Актуальность нашего исследования может быть обусловлена рядом факторов. Во-первых, в условиях ограниченного использования потенциала «жесткой силы» для обеспечения национальных интересов расширяется круг стран, обращающихся к политике СМР. Ввиду того, что ДМР признан мировым лидером в разработке, реализации и мониторинге результативности программ международного развития1, опыт Соединенного Королевства в институциональном закреплении и организации системы распределения помощи может иметь актуальное прикладное значение для стран, только занимающих свою нишу в данной области, в том числе и для Российской Федерации (РФ). Россия находится на стадии формирования учреждений, разработки механизмов и определения направлений официальной помощи в целях развития (ОПР). В настоящее время российские политические круги стремятся развивать данный вектор политики через Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Однако на этом пути возникают проблемы, не позволяющие РФ войти в ряды влиятельных доноров: небольшой спектр охватываемых стран, сильная зависимость оказания помощи от внешнеполитического курса страны, отсутствие четкой структуры координации и оценки эффективности планируемых программ. В связи с этим для улучшения имиджа России в качестве страны-донора и формирования подхода, учитывающего рациональное распределение бюджета на основе взаимных выгод, опыт Великобритании следует принять во внимание.
Во-вторых, определение роли Департамента приобретает особое значение с приходом к власти правительства во главе с Б. Джонсоном (B. Johnson). Консервативный премьер-министр неоднократно выражал намерение реорганизовать систему учреждений, ведающих политикой СМР и инкорпорировать Департамент в структуру Министерства иностранных дел и по делам Содружества Наций (МИД)2. Вследствие этого вопросы о необходимости Департамента регулярно поднимаются в политических дебатах, экспертном сообществе и на страницах прессы. На сегодняшний день ДМР остается независимым органом, однако, как отмечают многие исследователи, первые шаги на пути его объединения с МИД уже были сделаны. Так, в феврале 2020 г. было принято решение об интеграции младших сотрудников двух министерств в одну рабочую группу, что вызвало не мало споров вокруг распределения полномочий между двумя министерствами и дальнейшего усиления влияния МИД на политику развития и распределение расходов бюджета на зарубежную помощь3. Следовательно, особую актуальность приобретает вопрос, является ли упразднение независимого Департамента, координирующего СМР, оправданным и рациональным решением в условиях Брекзита, когда выход из Европейского союза поставил в повестку дня необходимость поиска и привлечения новых партнеров.
Объектом нашего исследования является внешняя политика Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Предмет – деятельность Департамента международного развития по реализации внешнеполитического курса страны. Цель заключается в выявлении роли ДМР во внешней политике Великобритании для более глубокого понимания внешнеполитических задач Соединенного Королевства и средств их достижения. Исходя из поставленной цели, при написании работы были сформулированы следующие задачи:
• Проследить эволюцию развития политики оказания международной помощи и становления политических институтов, участвующих в ее реализации в XX веке;
• Определить взгляды ведущих политических партий на роль и место ДМР в государственной аппарате;
• Изучить концептуальные и стратегические документы Департамента и выявить практическую реализацию поставленных в них задач;
• Рассмотреть формы участия ДМР в обеспечении интересов внешней политики;...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На протяжении всего процесса формирования системы международного содействия, роль ее государственных учреждений во внешней политике Великобритании являлась предметом оживлённой полемики между ведущими политическими силами страны. В ходе изучения эволюции политических институтов оказания помощи в XX веке нами было выявлено, что лейбористская партия позиционировала основные цели политики СМР в качестве исполнения морального долга перед бывшими колониальными народами и первой приступила к проектированию программ развития, направленных на обеспечение их интересов. Свидетельством такого подхода является превалирование социальных проектов над экономическими и увеличение бюджета ОПР в периоды правления лейбористских премьер-министров. Показательно, что именно лейбористы были инициаторами основных реформ. Правительством во главе с Г. Вильсоном была разработана первая политическую программа предоставления британской помощи, направленная на развитие наиболее бедных стран. Важным этапом на пути становления СМР как отдельного независимого направления в британской внешней политики стало учреждение Министерства зарубежного развития, совмещающего полномочия в области оказания помощи других правительственных департаментов, министерств и призванного обеспечивать проведение скоординированного осуществления принятой стратегии. Однако в дальнейшем место Министерства в государственном аппарате неоднократно пересматривалось. Причиной этому послужили противоположные взгляды консервативной партии на роль СМР во внешнеполитической стратегии. С приходом к власти консерваторов, министерство становилось подконтрольным МИД, а программы помощи соответствовали промышленным и коммерческим интересам правительства и британского бизнеса. Отчасти многие выявленные тенденции в расхождении политических взглядов партий сохранились и в XXI веке.
C созданием Департамента международного развития в 1997 г. процесс формирования британской системы международного содействия завершается. СМР становится независимым направлением во внешней политике Соединенного Королевства и приобретает институционально закрепленные принципы и механизмы. Помимо координации и распределения программ помощи, ДМР осуществлял широкий спектр полномочий межведомственного характера. В поле деятельности Департамента входила разработка и принятие решений в сфере торговли, сельского хозяйства, инвестиций, надлежащего государственного управления и прав человека. Департаменту также удалось занять прочные позиции в Уайтхолле и инициировать ряд совместных проектов с другими министерствами.
На начальном этапе существования основной целью ДМР стало искоренение бедности, что было обусловлено не только реализацией «этичной внешней политики» Т. Блэра, но и необходимостью поиска нового имиджа для Британии посредством внесения вклада в достижение глобальных целей развития. После террористических атак 11 сентября 2001 г. политика СМР встала на путь секьюритизации. Признание политическими элитами Британии причинно-следственной связи между проблемами развивающихся стран и появлением новых международных вызовов для западного сообщества способствовало усилению внимания к странам, охваченным конфликтом. Новая роль ДМР заключалась в выявлении и поддержке нестабильных государств и устранении в них условий для эскалации вооруженных конфликтов. Однако главной декларируемой прерогативой политики СМР осталось сокращение масштабов бедности. Так, предпринятый Департаментом подход «безопасность прежде всего» означал необходимость содействия стабилизации в странах, с целью создания безопасной среды, в которой проведение дальнейших программ развития в интересах населения не ставилось под угрозу. Несмотря на существенные изменения идейных основ политики содействия в период правления Т. Блэра принципы ее практической реализации в определённой мере оставались тесно связанными с внешнеполитическими амбициями правящей элиты. ОПР часто предоставлялась с целью оказания политического влияния на страны–реципиенты, направленного на ускорение процесса их либерализации, а также продвижение коммерческих интересов.
Под руководством Д. Кэмерона и Т. Мэй политика ДМР претерпела существенные изменения. Несмотря на то, что с приходом к власти коалиционного правительства произошла переоценка консервативных идеологических принципов СМР, роль ДМР все в большей мере сводилась к реализации геополитических и экономических интересов правящего Кабинета.
Во-первых, в условиях усиления международной напряженности, связанной с возникновением новых очагов терроризма и эскалацией военных конфликтов, а также с появлением современных глобальных угроз усилились тенденции секьюритизации политики СМР. О повышении роли Департамента в обеспечении национальной безопасности говорило участие ведомства в принятии решений таких государственных органов, как Совет национальной безопасности и Фонд конфликтов, стабильности и безопасности. С приходом к власти Т. Мэй риторика укрепления национальной безопасности посредством оказания зарубежной помощи была продолжена, а Департамент сохранил главенствующую роль в распределении бюджета ОПР вопреки исходной скептической позиции нового премьер-министра в отношении политики международного содействия. В следствие террористических атак в Лондоне и Манчестере, а также миграционного кризиса новой задачей Департамента стало ведение работы по недопущению прибытия нелегальных мигрантов в страны Европы и создания условий для стабилизации обстановки в странах исхода беженцев.....


1. A Strong Britain in an Age of Uncertainty: the National Security Strategy // HM Government. - 2010. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/61936/national-security-strategy.pdf. (дата обращения: 14.04.2020).
2. Aid to be cut unless it is value for money, says Priti Patel // BBC News URL: https://www.bbc.com/news/uk-politics-37758164 (дата обращения: 10.04.2020).
3. Annual Report and Accounts 2010 –2011 // Department for International Development. - 2011. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/67477/Annual-report-2011-vol1.pdf. (дата обращения: 24.03.2020).
4. Annual Report and Accounts 2018-19 // Department for International Development. - 2019. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/815787/ARA-2019.pdf (дата обращения: 15.04.2020).
5. Assessing the Impact of the Scale-up of DFID’s Support to Fragile States // Independent Commission for Aid Impact. - 2015. URL: https://icai.independent.gov.uk/wp-content/uploads/ICAI-Report-Assessing-the-Impact-of-the-Scale-up-of-DFIDs-Support-to-Fragile-States.pdf (дата обращения: 20.04.2020).
6. Bilateral Aid Review Technical Report // Department for International Development. - 2011. URL:https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/214110/FINAL_BAR_20TECHNICAL_20REPORT.pdf (дата обращения: 20.03.2020).
7. Blair's Speech to Congress // CNN URL: https://edition.cnn.com/2003/US/07/17/blair.transcript/ (дата обращения: 16. 04. 2020).
8. British General Election Manifestos 1900 - 1974 / ed. Craig E.W.S. - London: The Macmillan Press, 1975. – 477 p.
9. Building Stability Overseas Strategy // Ministry of Defence. - 2011. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/67475/Building-stability-overseas-strategy.pdf (дата обращения: 20.03.2020).
10. Changing Emphasis in British Aid Policies: Help for the Poorest // The British Ministry of Overseas Development. - 1976. Volume 2, № 1. – P. 157-160. URL: https://www.jstor.org/stable/1971586 (дата обращения: 12.03.2020)
11. Colonial Development and Welfare Bill. Order for Second Reading read // UK Parliament - 1940, Volume 361, cc41-125. URL: https://api.parliament.uk/historic-hansard/commons/1940/may/21/colonial-development-and-welfare-bill (дата обращения: 8.03.2020).
12. Colonial Development: a Factual Survey of the Origins and History of British Aid to Developing Countries // The Overseas Development Institute. - 1964.
13. Commonwealth Distance Learning Scholarships – Information for Candidates // Commonwealth Scholarships URL: http://cscuk.dfid.gov.uk/apply/distance-learning/ (дата обращения: 12.04.2020).
14. Conflict, Stability and Security Fund: Second Report of Session 2016–17 // Joint Committee on the National Security Strategy. - 2017. – P. 82. URL: https://publications.parliament.uk/pa/jt201617/jtselect/jtnatsec/208/208.pdf (дата обращения: 2.04.2020).
15. Definition and administration of ODA inquiry // House of Commons International Development Committee URL: https://publications.parliament.uk/pa/cm201719/cmselect/cmintdev/547/54702.htm. (дата обращения: 27.04. 2020).....75


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ