Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАГАДОК)

Работа №14448

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
822
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАГАДОК 8
1.1. Понятие связной речи и ее развитие в онтогенезе 8
1.2. Особенности связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 18
1.3. Возможности загадки для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ ЗАГАДОК 34
2.1. Изучение связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 34
2.2. Организация работы по развитию связной речи старших дошкольников с
общим недоразвитием речи на материале загадок 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 60


В базовом компоненте дошкольного образования отмечается, что одним из главных заданий дошкольного образования является формирование личности ребенка, и подготовка его к учебе в школе. Анализ психолого¬педагогической литературы свидетельствует об увеличении количества детей дошкольного возраста с нарушениями устной речи.
Общее недоразвитие речи представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений речевой деятельности. Среди основных проявлений общего недоразвития речи можно выделить ограниченность лексического состава речи, нарушения процесса словообразования, сложность усвоения грамматических норм языка, и как результат - сложности овладения связной речью. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Использование некоторых образных средств речи дошкольников, случаи включения их в самостоятельное связное высказывание свидетельствуют о необходимости формирования у детей представлений о средствах выразительности и целесообразности их применения в художественном тексте.
Среди выразительных средств языка определенное место занимают загадки, в самом значении которых заложены предпосылки образности и эмоциональности. Для загадки характерны богатые и разнообразные изобразительно-выразительные средства (метафора, олицетворение, эпитеты, сравнение; разнообразная рифма, разнообразный ритмический рисунок; богатая и разнообразная звукопись). Все это делает загадку ценнейшим языковым материалом.
Загадке, как средству развития образной речи в литературе уделено незначительное место. Кроме того, педагоги дошкольных учреждений затрудняются в правильном применении загадки при обучении детей, так как испытывают недостаток в разработанном практическом материале. Наблюдения показывают, что на практике педагоги мало используют загадки для развития образности речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития связной речи у детей в норме раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания. Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной.
Теоретически и экспериментально установлено, что значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) обусловлены несформированностью речевой функциональной системы. Неполноценное речевое развитие негативно влияет на формирующуюся личность ребенка: затрудняет развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, познавательной деятельности (P.A. Белова-Давид, Г.А. Волкова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, O.E.
Исходя из признания ведущей роли связной речи в комплексном решении задач речевого развития, во многих педагогических системах предлагается развивать связную речь детей в процессе изучения загадок с использованием игровых технологий. Детская литература традиционно рассматривается в качестве наиболее доступного, действенного в воспитательном и образовательном отношении (М.А. Васильева, Е.И. Водовозова Л.М. Гурович, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, О.И. Соловьева, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Д. Б. Эльконин и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить противоречие между целесообразностью процесса развития связной речи старших дошкольников на материале загадок и недостаточностью методической разработанности данного вопроса.
В связи с этим приобретает особую значимость тема нашего исследования: «Логопедическая работа по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале загадок)».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале загадок).
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: педагогические условия развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале загадок).
-активное использование наглядности, игровых приемов;
-опора на образное запоминание и мышление.
Исходя из цели, были сформулированы задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на материале загадок.
2. Провести исследование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3.Определить содержание работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на материале загадок.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
-принципы коррекционной направленности обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (Р.И. Лалаева, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская);
-концепции по изучению детей с общим недоразвитием речи в различных аспектах: клиническом (Е.М. Мастюкова), психолингвистическом (В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Саботович, Л. Б Халилова), психолого-педагогическом (Ю.Ф. Гаркуша, В.П. Глухов, Г.С. Гуменная, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.);
- положения специальной психологии и педагогики, раскрывающие различные аспекты познавательно-речевого развития и представления о структуре речевого дефекта связной речи у детей (Т.В. Ахутина, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, Е.Ф. Соботович, Е.А. Стребелева, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.);
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15», г. Белгорода, старшая группа. В исследовании приняли участие 20 детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5-6 лет.
Структура работы подчинена решению сформулированных задач и достижению поставленной цели и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование взаимозависимости успешного развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи при использовании загадок, позволило сделать следующие выводы.
Проведенное исследование показало, что проблема формирования связной речи является одной из самых актуальных в логопедии.
В настоящее время, в связи с увеличением количества детей, страдающих речевыми нарушениями, большое внимание уделяется разработке наиболее эффективных методов и приемов коррекционного обучения и воспитания данной категории детей.
Для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению необходимо развивать у детей монологическую и диалогическую речь. Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Проведя эмпирическое исследование, мы выявили, что в экспериментальной группе преобладает низкий и средний уровни сформированности связной речи, в связи с этим мы разработали методические рекомендации, направленные на формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале загадок). Данная работа предполагает 3 этапа работы: подготовительный этап, этап создания сравнений, этап составления загадок. Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника с общим недоразвитием речи к созданию
собственного речевого продукта.
Данное исследование имеет практическую значимость и может быть использовано в работе воспитателей и педагогов дошкольных образовательных организаций.
Таким образом, поставленные нами задачи решены, предположение гипотезы в целом подтвердилось


1. Алексеева, М.М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях [Текст]/ М.М. Алексеева, О.С. Ушакова.- М, 2013. - 243 с.
2. Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: в 3 ч. Ч. 2. Предложение. [Текст] / под. ред. Р. И. Лалаевой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 312 с:
3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст]/А.Г. Арушанова// в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2011. - С. 4-16.
4. Балаева, В.И. О системе планирования психокорекционной роботы с детьми с нарушениями речи [Текст] /В.И. Балаева, А.К. Лопышова// Специальная психология. - 2009. - №1. - С.27-31.
5. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения[Текст]/ В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова и др. — СП6.: детство-пресс, 2011. - 322 с.
6. Бейлинсон, Л.С. Типы и причины речевых нарушений[Текст]/ Л.С. Бейлинсон. - М., 2011. - 211 с.
7. Белова-Давид Р.А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста. Нарушение речи у дошкольников[Текст]/ Р.А. Белова-Давид. - М., 2012. - 390 с.
8. Белоус, Е. Развитие речи и фонематического слуха (на материале загадок) [Текст] / Е. Белоус // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.66-70
9. Белошистая, А. Развиваем связную речь: для работы со старшими дошкольниками[Текст]/ А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 20 - 25
10. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи[Текст]/ В.И. Бельтюков. - М.: Библио, 2014. - 309 с.
11. Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми[Текст ]/ А.И. Богомолова. - М.: СП6., Библиополис, 2014. - 190 с.
12. Богуславская, З.М. Загадки для детей старшего дошкольного возраста/ З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2014. - 213 с.
13. Бойкова, С.В. Развитие лексико-граматического строя речи у дошкольников с ОНР [Текст]/ С.В. Бойкова // Логопед в детском саду. - 2011. - №3. - С.42-48.
14. Бородич А.М. Методика развития связной речи детей дошкольного возраста[Текст]/ А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2014. - 255 с.
15. Валуева, Я.В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР и использованием методических приемов (на примере загадок) [Текст] / Я.В. Валуева // Логопед - №1 - 2014. - С.102-112
16. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]/ В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. - 322 с.
17. Выгодский, Л.С. Вопросы детской психологии[Текст]/ Л.С. Выготский. - С-Пб: Союз, 2006. - 312 с.
18. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи[Текст]/ А.Н. Гвоздев. - М., 2009. - 265 с.
19. Гербова, В.В. Занятия по развитию связной речи в старшей группе детского сада[Текст]/ В.В. Гребова. - М.: Просвещение, 2013. - 143с.
20. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]/ В.П. Глухов, М.Н. Смирнова// Логопедия. - 2009. - №3. - С.13-24.
21. Глухов, В.П. Методика формирования связной монологической речи у школьников с ОНР [Текст]/ В.П. Глухов. - М., 2006. - 300 с.
22. Горюнова, Т.П. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития [Текст] / Т.П. Горюнова, В.С. Минашина, Н.И. Сереброва- М., 2012. - 90 с.
23. Дувалова, С. Н. Речевая готовность старшего дошкольника как ведущий фактор психологической готовности к школе [Текст] / С. П. Дувалова, Н. В. Халанская// практическая психология и логопедия. - 2014. - №3. - С. 67-69
24. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи[Текст]/ Н.В. Елкина.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. - М, 2014. - 107 с.
25. Жгутова И. В. Формирование связной речи у детей с ОНР: Семинар-практикум для воспитателей[Текст] / И.В. Жгутова // Ребенок в детском саду. - 2010. - №4. - с. 80-82
26. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление недоразвития речи у детей[Текст]/ Н.С. Жукова. - М.: Педагог, 2012. - 211 с.
27.Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте[Текст]/ М. Зееман. - М.: Астрель, 2012. - 121 с.
28.Зикеев, А.Т. Основные коррекционные направления работы по развитию речи учащихся второй ступени обучения, имеющих ограниченные речевые возможности[Текст]/ А.Т. Зикеев// Дефектология. - 2007. - № 5. - С. 12-16
29. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии II дефектология[Текст]/ И.Б. Карелина. - 2006. - 214 с.
30. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] // Г.А. Каше - М., 2012. - 211с.
31. Кислова, Т.Р. Воспитателям и родителям о речевом развитии дошкольников 5-6 лет [Текст] /Т.Р. Кислова// Начальная школа: Плюс до и после. - 2013. - №10. - С. 121-129.
32. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с малым фольклором [Текст]/ С.А. Козлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 132 с.
33. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада[Текст]/ Э.П. Короткова. - М.: Просвещение, 2012.-128 с.
34. Кудрова, Т.И. Использование моделирования при обучении грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]/ Т.И. Кудрова// Практическая психология и логопедия. - 2012. - №5. - С.51-53.
35. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и
грамматического строя у школьников с общим недоразвитием речи [Текст] // Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова- СПб., 2009. - 290 с.
36. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики[Текст]/ А.А. Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Смысл; СПб.:Лань, 2003. - 287с.
37. Логопедия : Учебник для студентов дефектологического фак. пед. высш. учеб.заведений [Текст]/ под ред. Л. С, Волковой, С. Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 2009. - 680с.
38. Лямина, Г.М. Формирование речевой деятельности (старший
дошкольный возраст) [Текст]/ Г.М. Лямина// Дошкольное воспитание. - 2012. - № 9. - С. 49-55.
39. Малиованова, Е.Л. Развитие речевых способностей [Текст] // Е.Л. Малиованова- М., 2005. - 290 с.
40. Маскин, В.В. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу [Текст] // В.В. Маскин, А.А. Петренко, Т.К. Меркулова М.: АРКТИ, 2010. - 176 с.
41. Мельникова И. И. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда[Текст]/ И.И. Мельникова. - М.: Просвещение, 2012. - 208 с.
42. Назарова, Е.В. Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] // Е.В. Назарова - М., 2010. - 132 с.
43. Нестеренко А.А. Страна загадок[Текст]/А.А. Нестеренко. - Ростов Н.Д, 2014. - 32 с.
44. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале загадок [Текст] // Н.В. Нищева - СПб., 2013. - 190 с.
45. Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников[Текст]/ Л.П. Носкова.- Москва: ВЛАДОС, 2010. - 211 с.
46. Поваляева, М.А. Справочник логопеда[Текст]/ М.А. Поваляева. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2011. - 544 с.
47. Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для дефектолог. фак. Пед¬вузов [Текст]/О.В. Правдина - М.: «Просвещение», 2009. -310с.
48. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / под общ. Ред. Т. В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012. -256 с.
49. Путова, Н. М. Проблема овладения инициативными высказываниями детьми старшего дошкольного возраста в норме и при общем недоразвитии речи[Текст] / Н. М. Путова // Дефектология. - 2007. - № 5. - С.49-56
50. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008. -223 с.
51. Саво, И.Л. Обучение дошкольников рассказыванию на материале загадок как одно из направлений работы по формированию связной речи [Текст] / И.Л. Саво// Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 14 - 17.
52. Садретдинова, Г.Ф. Планирование и содержание занятий с детьми 5-6 лет, страдающих недоразвитием речи [Текст] // Г.Ф. Садретдинова, М.В. Смирнова- СПб., 2009. - 210 с.
53. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью материала малого фольклорного жанра [Текст] // С.Н. Сазонова - М., 2013. - 209 с.
54. Соколова, С.Е. Формирование связной речи дошкольников [Текст] / С.Е. Соколова //Дошкольная педагогика - №3 - 2014. - С.31-35.
55. Тихеева, Ю. Е. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста (раннего и дошкольного возраста):Пособие для воспитателей детского сада [Текст]/ Под ред. Ф. А. Сохина. - 5-е изд.,- М.: Просвещение, 2011. -159 с.
56. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно (Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет) [Текст] // Т.А. Ткаченко - М., 2009. - 211 с.
57. Трофименко, Л.И. Коррекционное обучение развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР: программно-методический комплекс[Текст]/ Л.И. Трофименко; под ред. Е.Ф. Соботович. - К.: Актуальное образование, 2007. - 232 с.
58. Ушакова, О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) [Текст]/О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание, 2009. - № 11. - с. 8-12.
59. Федоренко, Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ[Текст]/ Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 2007. -239 с.
60. Филичева, Т.Б. и др. основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст]/ Т.Б.
Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. - М.: Просвещение, 2007. - 223с.
61.Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Д.Б.
Эльконин. - 2-е изд. -М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. -416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ