ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ 11
1.1. ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ 11
1.2.РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ 20
1.3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТРУМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ 28
ГЛАВА 2. ОПЫТ ЕС В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ 34
2.1. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ЕС В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ 34
2.2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СТРАН СЕВЕРНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 40
2.3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СТРАН ЮЖНОЙ ЕВРОПЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
В современном мире экологическая проблематика все чаще становится предметом дискуссий ученых, политиков и гражданского общества. Мировое сообщество желает понять истоки возникновения проблем окружающей среды, а также найти пути их решения. К.Я. Кондратьев и В.Ф. Крапивин подчеркивают, что «характерной чертой современной экологической ситуации на Земном шаре является нарастание нестабильности или системного цивилизованного кризиса, глобальность которого выражается в ухудшении среды обитания человечества и животного мира» . Экологическая дипломатия как явление XX-XXIвеков возникло в результате реакции мирового сообщества на возрастающую угрозу экологической катастрофы. Таким образом, можно утверждать, что актуальность изучения зеленой дипломатии определяется сразу несколькими нижеупомянутыми причинами.
Во-первых, нерешенность глобальных экологических проблем ставит перед мировым сообществом задачу нахождения более эффективных способов их решения. К.Я. Кондратьев и К.С. Демирчан пишут о том, что существует три глобальные экологические проблемы, наиболее остро стоящие перед населением планеты – это изменение климата, разрушение озонового слоя Земли и «замкнутость глобальных биогеохимических круговоротов». Важно заметить, что одной из особенностей глобальных экологических проблем является необходимость привлечения усилий всего мирового сообщества для их разрешения, что требует широкомасштабной популяризации экологических мероприятий на общесистемном уровне.
Во-вторых, в современном мире можно наблюдать повышение интереса мирового сообщества к проблемам окружающей среды, что также определяет развитие института экологической дипломатии. Происходит активное вовлечение гражданского общества, экологических НПО и других нетрадиционных акторов международных отношений в сферу защиты окружающей среды. Это свидетельствует о глобальности экологических проблем и необходимости их коллективного решения. Так, А.А. Алимов отмечает социальную ориентированность современной экологической проблематики. Происходит повсеместная трансформация человеческого отношения к экологическим проблемам, общество осознает свою ответственность за разрушение биосистемы и готово объединить усилия в борьбе с проблемами окружающей среды.
В-третьих, институт экологической дипломатии уже получил широкое распространение во многих странах, активно борющихся за восстановление экосистемы планеты. Наиболее ярким и успешным примером в данной связи является экологическая дипломатия Евросоюза. С тем фактом, что именно ЕС принадлежит роль лидера в развитии экологической политики согласны, как российские, так и зарубежные ученые. Так, например, об этом пишут такие отечественные ученые, как Е.В. Матвеева, В.М. Дикусар, С.А. Мохаммад С.А., а также зарубежные специалисты Т. Охлигер, Грант В ., Дункан М. и Невел П. Евросоюз активно участвует в международном экологическом сотрудничестве, инициирует проведение различных экологических мероприятий и подписание соглашений в сфере защиты природной среды. Таким образом, нам представляется закономерным рассмотрение влияния экологической деятельности ЕС на развитие института экологической дипломатии.
Цель нашего исследования состоит в определении уровня развития экологической политики Европейского союза и оценке его вклада в формирование института экологической дипломатии.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
-охарактеризовать институт экологической дипломатии, а также определить его основные цели, задачи, методы, инструменты и проблемы;
-проследить основные тенденции формирования и становления зеленой дипломатии и оценить степень ее развития на современном этапе;
-проанализировать экологическую политику ЕС и его вклад в развитие экологической деятельности на глобальном уровне;
-сравнить вклад в становление экологической дипломатии стран северо-западного и южного регионов Евросоюза.
Хронологические рамки данного исследования определяются с 1972 года по настоящее время. Выбор периода обусловлен проведением Стокгольмской конференции ООН, оформившей современную систему защиты окружающей среды, ее основные принципы и положения. Стоит, однако, отметить значение Конференции по охране природы в Берне в 1913 году, поскольку это была первая международная экологическая конференция, которая обозначила глобальность экологических проблем. Несмотря на то, что конференция не принесла значительных результатов, она имеет важное символическое значение как пункт начала международного экологического сотрудничества. Вместе с тем, ее нельзя считать точкой отсчета нашего исследования, так как период с 1913 года по 1972 год не характеризуется активной международной экологической деятельностью.
В ходе нашей работы были использованы несколько методов научного исследования.
Во-первых, это метод системного анализа, примененный при изучении института экологической дипломатии, а также его составляющих. Механизм зеленой дипломатии отличается сложным системным устройством с собственными инструментами и способами регулирования.
Во-вторых, нами также был использован метод компаративного анализа при сравнении экологической политики стран северо-западного и южного регионов ЕС, а также их вклада в развитие зеленой дипломатии.
В-третьих, с помощью метода институционально-функционального анализа нам удалось проследить основные тенденции развития экологической деятельности ООН, природоохранных НПО, а также главных экологических институтов ЕС.
В ходе нашей работы мы опирались на доктринальные документальные источники в сфере защиты природной среды. Для исследования международного экологического права были взяты документы, принятые под эгидой ООН: Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды 1972 года, Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций 2000 года, Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата 1997 года, Конвенция о биологическом разнообразии 1992 года, Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 года, Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата 1992 года и многие другие.
Для анализа экологического законодательства Евросоюза были взяты его основные соглашения и нормативно-правовые акты: Директива Совета 85/337/ЕЭС по оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду 1985 года, Директива Совета 98/83/ЕС о качестве воды, предназначенной для употребления людьми 1998 года, Регламент Совета ЕЭС № 1210/90 об учреждении Европейского агентства по окружающей среде и Европейской сети информации и наблюдения за окружающей средой 1990 года, Директива Совета 90/313/ЕЭСо свободе доступа к информации об окружающей среде 1990 года и Единый Европейский Акт 1986 года.
Говоря об использованных нарративных источниках, следует заметить, что в силу новизны такого явления как экологическая дипломатия в трудах российских и зарубежных ученых она пока что занимает не так много места. Зеленой дипломатии как отдельной сфере международной деятельности посвящены труды таких представителей российской школы, как Т.Г. Авдеева, А.А. Алимов, Боголюбова Н.М ., Николаева Ю.В. и Колпакова Т.В. В зарубежной литературе термин «экологическая дипломатия» встречается крайне редко, поскольку более употребительно готовить об «эко-дипломатии», «зеленой дипломатии» и «дипломатии энвайронментализма». Так, данную экологическую тенденцию исследуют такие зарубежные специалисты, как Йоан С., Охлигер Т., Бенедик Р.К., Нарайн С. и Вайнбер К. Исследование экологической дипломатии еще находится в процессе разработки, что определяет актуальность нашего исследования.
Стоит заметить, что в отечественной литературе наиболее детально разработан вопрос экологического законодательства и его влияния на реализацию экологической политики. Так, международному экологическому праву и экологическому праву ЕС посвящены труды следующих российских специалистов: Лебедева А.Н., Лаврик О.Л., Билык И.А., Дикусар В.М., Дубовик О.Л., Ирисметов А.И, Шайхиев И.Г., Попова Е.О., Солнцев А.М . Вопрос экологического права исследован наиболее подробно в силу длительной истории его развития и постоянного практического применения. Именно юридическая сторона экологической политики определяет тот спектр мероприятий и проектов, реализуемых мировым сообществом.
Как известно, основу эффективной экологической дипломатии составляет концепция устойчивого развития. Впервые основные принципы экологической устойчивости были обозначены в докладе «Наше общее будущее» Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию в 1987 году. Несмотря на то, что данная концепция вызвала серьезную критику у российских ученых, в том числе по причине неправильного перевода «sustainable», на современном этапе концепция устойчивого развития пользуется большой популярностью у ученых и исследователей, занимающихся проблемами окружающей среды. Интерес мирового сообщества к данной концепции обусловлен ее универсальностью применения и рациональным подходом к использованию окружающей среды. Так, о данной концепции и ее влиянии на развитие международной экологической деятельности пишут такие выдающиеся специалисты, как Дятлов С.А., Селищева Т.А., Гусев А.А., Ирисметов А.И., Шайхиев И.Г., Ковалев Ю.Ю. и Кику Д.
Как известно, в современном мире экономическое развитие неразрывно связано с экологической деятельностью, что определяет особый интерес государственных деятелей и ученых к вопросу эффективного использования природных ресурсов, переходу на альтернативные источники энергии, а также активному внедрению экономических инструментов регулирования в экологическую деятельность. Данный спектр вопросов исследован в трудах таких ученых, как Ботобаева Г., Гражданкина О.А., Гражданкин В.А., Киркеева Л.И., Шапошникова С.В. и Ингл И.
Следует также сказать о том, что экологическая политика Евросоюза пользуется популярностью у исследователей по всему миру. Среди российских экспертов, занимающихся изучением экологической деятельности ЕС можно выделить Калиниченко В.Т., Клапцова В.М., Пугачева А.В., Костюк С., Тыщенко А.Ю. Зарубежные ученые, такие как Коул Дж., Коул Ф., Дьюк Г., Эго Н.Б., Параччини Л., Цулиан Г. и другие также активно исследуют данный вопрос.
Однако интересным является тот факт, что экологическая политика Евросоюза исследуется исключительно как одиночное явление и рассматривается как деятельность, большей частью проводимая внутри самого ЕС. Значение же опыта ЕС для международной экологической практики остается недостаточно освещенным вопросом. Нам же представляется важным рассмотрение природоохранной деятельности Европейского союза на общесистемном уровне. ЕС одним из первых начал задумываться о необходимости принятия мер по защите природной среды, разработке экологического законодательства и укреплении международного сотрудничества. В этой связи изучение «экологического» влияния ЕС на глобальном уровне представляется крайне важным. Таким образом, недостаточное изучение влияния экологической деятельности ЕС на формирование института экологической дипломатии определяет научную новизну нашего исследования.
Мы полагаем, что наше исследование имеет как теоретическую, так и практическую значимость для дальнейшего изучения экологической деятельности. Так, данная работа может внести посильный вклад в теоретическую разработку основ института зеленой дипломатии и ее дальнейшей популяризации в мире. Практическое же значение работы определяется в использовании материалов исследования в преподавательской деятельности, в первую очередь, в магистерской программе «Международное сотрудничество в области окружающей среды и развития» на базе факультета Международных отношений СПбГУ.
Для наиболее последовательного рассмотрения опыта ЕС в формировании экологической дипломатии данная работа поделена на две основные главы, каждая из которых включает в себя по три параграфа. В первой главе преимущественно рассматривается теоретическая база института экологической дипломатии, а именно ее определение, основные цели, задачи, история становления и развития, а также основные источники и инструменты. Вторая глава посвящена практическому анализу вклада ЕС и его роли в формировании основ зеленой дипломатии. Более того, во второй главе подробно рассматриваются и анализируются региональные различия экологической дипломатии ЕС стран южного и северо-западного регионов.
В современном мире экологическая проблематика является предметом широкого изучения и не теряет своей актуальности. Развитие международного экологического сотрудничества, внедрение новых инструментов защиты окружающей среды, популяризация «экологического» поведения – все то, что определило зарождение экологической дипломатии как важной сферы международного взаимодействия.
В нашем исследовании мы достигли поставленной цели определения уровня развития экологической политики ЕС и оценки его вклада в формирование зеленой дипломатии. Можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день Европейский союз проводит успешную природоохранную деятельность, как на региональном, так и на глобальном уровнях. Широкий спектр проводимых мероприятий по защите окружающей среды, активное участие в экологических соглашениях сформировали имидж ЕС как региона с высоким уровнем экологического развития. Важно заметить, что осуществление экологической дипломатии ЕС происходит также на уровне отдельных стран-членов, развивающих собственные инструменты зеленой дипломатии за рубежом. В этом наиболее преуспели Скандинавские страны и государства Западной Европы. Таким образом, ЕС – это один из наиболее активных участников международного экологического сотрудничества, опыт которого оказывает огромное влияние на развитие института экологической дипломатии. Именно поэтому в научных кругах так популярно исследование экологической практики ЕС. Его опыт применителен, как на международном уровне, так и на уровне национальных государств, желающих разработать свою собственную стратегию экологической дипломатии. Говоря о вкладе ЕС в развитие экологической дипломатии на международном уровне, можно отметить следующие сферы, в которых ЕС оказал наибольшее влияние: развитие международного экологического законодательства, поощрение межгосударственного сотрудничества в сфере природоохранной деятельности, а также финансирование развития экологических проектов и мероприятий в других странах.
В ходе нашего исследования нам также удалось решить поставленные задачи.
Во-первых, нами был проанализирован понятийный аппарат и основные характеристики зеленой дипломатии. При исследовании уже существующих дефиниций экологической дипломатии, ее основных механизмов и инструментов нами было дано следующее определение: экологическая дипломатия – это такой вид деятельности, который осуществляется субъектами международных отношений с помощью мирных способов, а также основанный на принципе глобальной экологической безопасности с целью нахождения взаимоприемлемого и эффективного способа взаимодействия общества и природы в глобальном масштабе. Важно также отметить, что зеленая дипломатия тесно сопряжена с принципами концепции устойчивого развития. Исходя из этого, главная цель зеленой дипломатии нам видится в разрешении глобальных экологических проблем и защите экосистемы нашей планеты. Для достижения поставленной долгосрочной цели ей также предстоит решить такие общесистемные задачи, как укрепление международного экологического сотрудничества, усиление роли и влияния экологического права, а также установление нового глобального экологического порядка, основанного на гармоничном взаимоотношении человека с природой. Методы зеленой дипломатии отличаются универсальностью и широким спектром применения. Так можно отметить некоторые из них: консультации и переговоры относительно вопросов природоохранного характера, подписание многосторонних экологических соглашений, организация различного рода мероприятий «зеленой» направленности, а также внедрение экономических инструментов в сферу экологии. В то же время, при исследовании зеленой дипломатии нами были отмечены некоторые проблемы, оказывающие негативное влияние на ее развитие и эффективное применение: бюрократизация всего механизма, недостаток финансирования, угроза неконтролируемого демографического развития, возрастающее число экологических конфликтов, а также «отраслевой» подход к решению глобальных экологических проблем.
Во-вторых, нами были определены основные этапы развития и становления экологической дипломатии, а также исследовано современное состояние ее развития. Учение В.И. Вернадского о биосфере положило начало развитию экологии в современном ее понимании, однако становление зеленой дипломатии произошло несколько позже. Одним из основных катализаторов ее развития стал процесс глобализации, который также способствовал обострению экологических проблем в планетарных масштабах. Глобализация определила необходимость взаимодействия мирового сообщества в вопросах защиты окружающей среды, а также формирование международного экологического права. Будучи главной наднациональной организацией, ООН стала основной площадкой для осуществления сотрудничества стран в экологической сфере. Именно ООН принадлежит заслуга развития международного экологического законодательства и формирование институтов экологической дипломатии. Так, в XXIвеке зеленая дипломатия продолжает набирать свою популярность у мирового сообщества. Основными формами ее реализации традиционно считаются различные конференции экологического характера, а также многосторонние и двусторонние экологические соглашения. Однако, формируя собственные стратегии зеленой дипломатии, страны активно пользуются и другими методами ее реализации. Быстрыми шагами развивается рынок экологических товаров и услуг, предлагая качественно новый товар и тем самым определяя новый формат международной торговли. В XXI веке развитие экологической дипломатии также сопряжено с увеличением числа акторов международных отношений. Так, наряду с традиционными участниками международной экологической деятельности, активное участие в природоохранной деятельности проявляют различные НПО, а также гражданское общество. Таким образом, мы заключили, что в настоящее время институт экологической дипломатии не является окончательно оформленным механизмом, а представляет собой постоянно развивающуюся динамичную структуру с долгосрочными экологическими целями, что и определяет его актуальность.
Европейский союз как один из регионов с наиболее развитой и эффективной деятельностью природоохранного характера, безусловно, оказывает существенное влияние на развитие института экологической дипломатии. Однако, как нами было замечено, осуществление экологической деятельности происходит в ЕС достаточно неравномерно. В то время как одни страны активно переходят на возобновляемые источники энергии и всецело поощряют «зеленое» поведение гражданского общества, в других странах Евросоюза экологической деятельности придается второстепенное значение. Таким образом, нами был проведен анализ экологической деятельности стран южного и северо-западного регионов ЕС, а также оценен их вклад в развитие зеленой дипломатии.
Так, бурное индустриальное развитие и научно-технический прогресс определили более раннюю озабоченность экологическими проблемами стран северо-запада ЕС, чем его юга. Как следствие, на сегодняшний день северные и западные европейские страны обладают наиболее развитым экологическим механизмом и активно применяют его различные инструменты, основные из которых - это формирование экологической культуры населения, привлечение НПО к природоохранной деятельности, применение экологического налогообложения, мониторинг состояния окружающей среды, финансирование различных экологических проектов, а также активное международное сотрудничество в сфере защиты природной среды. Одновременно с тем, для стран Юга ЕС характерен совершенно иной уровень развития экологической деятельности. В ходе нашего исследования было выявлено, что южные страны Европейского союза в гораздо меньшей степени озабочены проблемами экологии. Более того, высокие экологические показатели ЕС главным образом достигаются за счет экологической активности стран северных и западных регионов. В сфере экологической деятельности южных стран ЕС можно лишь отметить такие сферы как развитие экотуризма, охрану земельных ресурсов и вовлечение гражданского общества в сферу защиты окружающей среды. Как нам представляется, данную гетерогенность экологического развития ЕС можно определить несколькими причинами. Во-первых, страны Юга и Северо-Запада обладают разным уровнем экономического развития. Именно недостаток финансирования определяет ограниченность экологической деятельности южных европейских стран. Во-вторых, исторические, социальные и политические предпосылки также оказали существенное влияние на развитие экологических деятельности европейских стран. Так, «экологический имидж» Скандинавских стран формировался на протяжении всей истории их существования, что определяет высокий уровень экологического сознания граждан и огромное количество экологических мероприятий на современном этапе. Более того, в силу географических и климатических особенностей, для данных регионов характерны различные экологические проблемы. Так, например, в то время как в странах северо-запада наиболее остро стоят проблемы последствий индустриального развития, для стран Юга наиболее актуальны проблемы изменения климата и ухудшения качества питьевой воды. Таким образом, гетерогенность экологического развития регионов ЕС также отразилась на их влиянии на формирование института экологической дипломатии. На сегодняшний день именно за счет северных и западных стран ЕС достиг высоких экологических показателей и сформировал свой имидж экологически развитого региона. Более того, именно страны северо-западного региона Евросоюза внесли наибольший вклад в оформление института экологической дипломатии.
• Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее» от 8-19 июня 1987 года // http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf. 14.12.2016.
• Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды от 5-16 июня 1972 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml.20.02.2017.
• Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций от 8 сентября 2000 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml. 12.12.2016.
• Директива Совета 85/337/ЕЭС по оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду от 27 июня 1985 года // http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/okr_sreda/vozd_gos_proekt.htm. 12.01.2017.
• Директива Совета 98/83/ЕС о качестве воды, предназначенной для употребления людьми от 3 ноября 1998 года // https://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/usefulinf/files/es98-83.pdf. 23.12.2016.
• Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата от 11 декабря 1997 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml. 25.02.2017.
• Конвенция о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml. 15.02.2017.
• Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [Орхусская конвенция] от 25 июня 1998 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orhus.shtml. 15.02.2017.
• Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния от 13 ноября 1979 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/transboundary.shtml. 12.02.2017.
• Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой от 16 сентября 1987 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/montreal_prot.shtml. 12.12.2016.
• Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата от 9 мая 1992 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml. 20.02.2017.
• Регламент Совета ЕЭС № 1210/90 об учреждении Европейского агентства по окружающей среде и Европейской сети информации и наблюдения за окружающей средой от 7 мая 1990 года // http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/okr_sreda/evr_ag_okr_sred.htm. 14.12.2016.
• Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию от 3–14 июня 1992 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml. 15.01.2017.
• СтатутМеждународногоСудаот 20 августа 1945 года // http://docs.cntd.ru/document/1900507. 25.02.2017.
• Charta der Vereinten Nationen und Statut des Internationalen Gerichtshofs von 26 Juni 1945 // http://dag.un.org/handle/11176/387335?show=full. 26.02.2017.
• Council Directive 90/313/EEC on the freedom of access to information on the environment of 7 June 1990 // http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:31990L0313:EN:HTML.12.12.2016.
• The Single European Act of 17 February 1986 // http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=URISERV%3Axy0027/.12.12.2016.
• Meadows H.D., Meadows L.D., Randers J., Behrens W.W.III. The Limits to Grow // A report for the club of Rome’s project on the predicament of mankind. 1972, New York. – New York, 1972.
• Resolution adopted by the General Assembly «The future we want» of 27 July 2012 // https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/476/10/PDF/N1147610.pdf?OpenElement.25.02.2017.
Литература:
Монографии:
• Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. – М.: Наука, 1965. – 377 с.
• Дятлов С.А., Селищева Т.А. Роль зеленой экономики в обеспечении устойчивого развития в XXI веке. – Пенза.: Наука и Просвещение, 2016. – С.45-55.
• Лебедева А.Н., Лаврик О.Л. Природоохранное законодательство развитых стран. – Новосибирск: РАН Сиб. отделение. ГПНТБ, 1992. – 360 с.
• Якуцени С.П., Буровский А.М. Политическая экология. – СПб.: Изд-во Союза писателей Санкт-Петербурга, 2011. – 526 с.
• Cole J., Cole F.A Geography of the European Union. – London: Routledge, 1997. – 319 p.
• Grant W., Duncan M., Newell P. The Effectiveness of European Union Environmental Policy. – New York: St. Martin’s Press, 2000. – 231 p.
Статьи из научных изданий и сборников:
• Абашидзе А.Х., Солнцев А.М. Первая международная экологическая конференция-Конференция по международной охране природы (Берн,1913 г.) // Экологическое право. 2006. N 4. С.2-4.
• Авдеева Т.Г. Экологическая дипломатия // Международная жизнь. 2001. N 5. С. 37-48.
• Алимов А.А. Эколого-климатический фактор и мировые политические процессы в условиях глобализации // Актуальные проблемы мировой политики в XXI веке. 2007. N 2. С. 102-119.
• Алимов А.А. Экологические измерения мировой политики: новые тенденции в мировых политических процессах // Актуальные проблемы мировой политики в XXI веке. 2006. N 1. С. 44-52.
• Алимов А.А. Экологическая политика и экологическая дипломатия (понятийный аппарат и отдельные проблемы) // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2003. N 22. С.101-109.
• Билык И.А. Мировое соглашение в механизме защиты экологических интересов // Вестник ТвГУ. 2013. N 36. С. 175-182.
• Близнецкая Е.А. Международной экологическое управление: ключевые вопросы осуществления и перспективы // Вестник МГИМО-Университета. 2012. N 2. С.147-155.
• Боголюбова Н.М, Николаева Ю.В. Феномен «Зеленой дипломатии»: Международный опыт // Ученые Записки Российского Государственного Гидрометеорологического Университета. 2014. N 36. С.189-198.
• Ботобаева Г. Экономические инструменты экологической политики в практике Европейского союза // Общество и экономика. 2004. N 7. С. 341-343.
• Гражданкина О.А., Гражданкин В.А., Киркеева Л.И., Шапошникова С.В. Экологические налоги в странах Европейского союза // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013. N 6. С.130-133.
• Гусев А.А. Экологическая политика Европейского союза в контексте концепции устойчивого развития // Обозреватель-Observer. 2012. N 4. C. 88-100.
• Дикусар В.М. Право окружающей среды Европейского союза // Современное право. 2007. N 8. С. 91-93.
• Дубовик О.Л. Экологическое право ЕС // Государство и право. 2001. N 1. С. 113-117.
• Ирисметов А.И., Шайхиев И.Г. Перспективы реализации экологических соглашений во внешнеэкономической деятельности предприятий для устойчивого развития // Вестник технологического университета. 2015. N 13. С. 216-217.
• Калиниченко В. Т. Экологический Кодекс Франции // Экологическое право. 2010. N 6. С.44-46.
• Карнаух М. Переход на «зеленую» резину // Коммерсантъ ДЕНЬГИ. 2014. N 5. С. 69-70.
• Килиёнене А., Мачеринскене И., Навицкас В., Симанавичене Ж. Социально-экологическое развитие регионов ЕС // Социологические исследования. 2006. N 8. – С. 48-56.
• Клапцов В.М. Экологическая политика Евросоюза // Проблема национальной стратегии. 2010. N 3. С. 147-161.
• Ковалев Ю.Ю. Концепция устойчивого развития и ее реализация в Европейском союзе // Известия Уральского Федерального университета. 2014. N 4. С. 54-65.
• Колпакова Т.В. Китайская «экологическая дипломатия» и формирование международного механизма охраны окружающей среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. N 123. С.68-73.
• Кондратьев К.Я., Демирчян К.С. Климат земли и «Протокол Киото» // Вестник Российской Академии Наук. 2001. N 11. С. 1002-1009.
• Кондратьев К.Я., Крапивин В.Ф. Современное общество потребления и его экологические ограничения // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов: Обзорная информация. 2005. N 5. С. 3–12.
• Копылов С.М., Мохаммад С.М.А. Может ли ООН превратиться в центр по выработке стратегии международного экологического управления? // Актуальные проблемы современного международного экологического права. LIBER AMICORUM в честь профессора Михаила Николаевича Копылова. 2015. С. 149-165.
• Матвеева Е.В. Экологическая политика Евросоюза // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. N 6. С. 311-316.
• Мохаммад С.А. Формирование элементов международного экологического управления в экологической политике Европейского союза // Евразийский юридический журнал. 2013. N 12. С. 37-39.
• Николаева Ю.В. Проблемы экологии во внешней и внутренней политике Франции // Ученые записки российского Государственного Гидрометеорологического университета . 2010. N 15. С.219-228.
• Попова Е.О. Межправительственные соглашения в сфере международного экологического права // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. N 6. С.105-107.
• Пугачев А.В. Экологическая политика в некоторых европейских странах: различные подходы // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. N 3. С. 109-112.
• Семенов О.Ю. Деятельность экологических НПО на мировой политической арене // Вестник МГИМО-Университета. 2013. N 3. С. 70-74.
• Солнцев А.М. Решения, принятые в рамках реализации международных экологических соглашений // Вестник ВолГУ. 2016. N 4. С. 182-186.
• Целищев Н.Н. Экология в условиях глобализации // Аграрный вестник Урала. 2012. N 11-2. С.40-42.
• Benedick R.E. Diplomacy for the environment // Conference report «Environment Diplomacy». 1998. P. 3-12.
• Brackel B., Mihatsch C. Paris 2015: Die Schicksalskonferenz // Blätter für Deutsche und Internationale Politik. 2015. N 12. P. 9-12.
• Duke G. The EU Environmental Policy Context for Monitoring for and with Raptors in Europe // Springer. 2008. N 6. P. 397-400.
• Egoh N.B., Paracchini L., Zulian G., Schägner J.P., Bidoglio G. Exploring restoration options for habitats, species and ecosystem services in the European Union // Journal of Applied Ecology. 2014. N 4. P. 899-908.
• Engle E. Ecotaxes and the European Union // European Environmental law review. 2007. N 11. P.298-303.
• Hontelez J. Environmental Diplomacy in the Transatlantic Dialogue // Conference report «Environment Diplomacy». 1998. P.61-64.
• Narain S. Environmental Diplomacy in an Unequal World // Conference report «Environment Diplomacy». 1998. P.17-24.
• Weinber C. From Environmental Diplomacy to Environmentally Sound Diplomacy // Conference report «Environment Diplomacy». 1998. P.25-30.
Материалы сети Интернет:
• Активисты "Гринпис" задержали платформу "Газпрома" [Электронный ресурс]. - http://www.bbc.com/russian/international/2014/05/140527_greenpeace_gazprom_platform. 25.02.2017.
• Бос А. Беспрецедентная экологическая катастрофа в Венгрии [Электронный ресурс]. - http://ru.rfi.fr/evropa/20101005-bespretsedentnaya-ekologicheskaya-katastrofa-v-vengrii. 20.12.2016.
• Гусев А., Гусев А. Международные стратегические приоритеты Европейского Союза в области экологической политики и охраны окружающей среды[Электронный ресурс]. -http://www.c-society.ru/main.php?ID=541699. 13.12.2016.
• Джанян С. Датчанам не хватает чистоты [Электронный ресурс]. -http://www.svoboda.org/a/2154122.html. 12.12.2016.
• Костюк Р. Дания – зеленое королевство [Электронный ресурс]. -http://www.sensusnovus.ru/analytics/2013/07/09/16757.html. 22.10.2016.
• Шведский институт. Работа над экологией на пользу поколений [Электронный ресурс]. - https://sweden.se/wp-content/uploads/2013/10/Environment-Russian-low-resolution.pdf. 12.10.2016.
• Мейсон С., Спиллманн К. Конфликты, связанные с окружающей средой и урегулирование региональных конфликтов [Электронный ресурс]. - http://www.cawater-info.net/bk/water_law/pdf/mason_spillmann.pdf. 25.02.2017.
• Севостьянова Р. Кризис в Греции грозит обернуться экологической катастрофой [Электронный ресурс]. – http://radiovesti.ru/article/show/article_id/77542. 12.12.2016.
• Тыщенко А.Ю. Направления экологической политики Германии в XXI веке [Электронный ресурс]. – https://www.rae.ru/forum2011/pdf/900.pdf. 13.01.2017.
• Шунина А. Экологически чистое партнерство [Электронный ресурс]. – http://kommersant.ru/doc/2416796. 11.11.2016.
• Conference report. Environmental Diplomacy [Электронный ресурс]. – http://www.aicgs.org/site/wp-content/uploads/2011/11/environmentaldiplomacy.pdf. 12.12.2016.
• Ioan S. Green Diplomacy The Chance to Mitigate the Effects of the Economic Crisis in the Context of Sustainable Development [Электронный ресурс]. - http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042813014845. 12.12.2016.
• Kiku D.TheUnitedNations: NewHorizonsforSustainableDevelopment [Электронный ресурс]. - http://russiancouncil.ru/en/inner/?id_4=6574#top-content.22.02.2017.
• Mcintire D. Eco-Diplomacy: Building the Foundation [Электронный ресурс]. - http://www.afsa.org/eco-diplomacy-building-foundation.12.02.2017.
• Mediterranean and Black Sea sharks critically endangered, UN agency warns [Электронный ресурс]. - http://www.un.org/apps/news/story.asp?NewsID=44368#.VwuQ8uLp3R8.20.12.2016.
• Ohliger T. Environment policy: general principles and basic framework [Электронный ресурс]. - http://www.europarl.europa.eu/atyourservice/en/displayFtu.html?ftuId=FTU_5.4.1.html. 20.12.2016.
• Wo Europa seine Biolebensmittel anbaut [Электронный ресурс]. - http://www.spiegel.de/wirtschaft/unternehmen/oeko-landwirtschaft-in-europa-wo-die-oeko-vorreiter-wohnen-a-1118523.html. 20.01.2017.