ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА АВТОМОБИЛЬНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК (на примере ООО «Белгородская Транспортная Компания»)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-концептуальные основы функционирования транспортно-логистической инфраструктуры 7
1.1. Организационно-экономические и правовые особенности рынка транспортно-логистических услуг 7
1.2. Модели и элементы транспортно-логистической инфраструктуры 17
1.3. Состояние и особенности развития современной транспортно¬ логистической инфраструктуры рынка автомобильных перевозок 28
Глава 2. Особенности функционирования и оценка эффективности отечественного рынка транспортно-логистических услуг 38
2.1. Организационно-экономическая и финансовая характеристика ООО «Белгородская Транспортная Компания» 38
2.2. Экономическое обеспечение транспортно-логистической системы ООО «Белгородская Транспортная Компания» 51
2.3. Оценка и организация управления логистическими рисками ООО «Белгородская Транспортная Компания» 63
Глава 3. Разработка и обоснование направлений совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры 73
3.1. Проблемы совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры в условиях коньюнктурных колебаний 73
3.2. Внедрение транспортно-логистического сервиса и логистических технологий в транспортно-логистическую инфраструктуру рынка автомобильных перевозок 84
Заключение 92
Список используемых источников 95
Приложения 108
Глава 1. Теоретико-концептуальные основы функционирования транспортно-логистической инфраструктуры 7
1.1. Организационно-экономические и правовые особенности рынка транспортно-логистических услуг 7
1.2. Модели и элементы транспортно-логистической инфраструктуры 17
1.3. Состояние и особенности развития современной транспортно¬ логистической инфраструктуры рынка автомобильных перевозок 28
Глава 2. Особенности функционирования и оценка эффективности отечественного рынка транспортно-логистических услуг 38
2.1. Организационно-экономическая и финансовая характеристика ООО «Белгородская Транспортная Компания» 38
2.2. Экономическое обеспечение транспортно-логистической системы ООО «Белгородская Транспортная Компания» 51
2.3. Оценка и организация управления логистическими рисками ООО «Белгородская Транспортная Компания» 63
Глава 3. Разработка и обоснование направлений совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры 73
3.1. Проблемы совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры в условиях коньюнктурных колебаний 73
3.2. Внедрение транспортно-логистического сервиса и логистических технологий в транспортно-логистическую инфраструктуру рынка автомобильных перевозок 84
Заключение 92
Список используемых источников 95
Приложения 108
Актуальность темы исследования. Транспортные услуги играют большую роль в обеспечении эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Транспорт является необходимым условием производства материальных благ. Это важная составляющая производственной и социальной инфраструктуры.
Сфера транспортных услуг имеет большие перспективы развития в Рос¬сии. Благодаря усилиям государства транспортные сети расширяются и совершенствуются. В условиях глобализации все больше усиливаются международные транспортные связи, так как при их осуществлении транспорт обеспечивает перемещение предмета транспортной операции между двумя и более странами. Международные грузовые перевозки составляют 65-90% общего грузооборота индустриальных стран. Степень возрастания роли транспортной отрасли в экономике страны и регионов с каждым годом растет. это обусловило актуальность темы исследования.
В связи с этим особую научную актуальность имеет анализ тенденций развития рынка транспортно-логистических услуг за рубежом, в России и Бел-городской области с целью изучения основных тенденций, проблем и стратегических направлений развития данного сектора.
Степень научной разработанности проблемы. Отдельные теоретические и практические вопросы развития рынка транспортно-логистических услуг являются объектом исследования российских и зарубежных ученых.
Зарубежные исследователи по вопросам логистики подчёркивают автономность, самостоятельный и системный характер этого научного направления. Теоретические аспекты классической логистики изложены в работах Д. Бауэрсокса, М. Линдерса, Д. Уотерса, К. Лайноса, М. Джиллингема, Дж. Р. Стока, Д. М. Ламберта, М.А. Окландера, В.И. Сергеева, Н.И. Чухрай и др. Всестороннему рассмотрению логистических и аграрных транспортно-логистических систем в стране и зарубежье посвящены публикации И.Г. Смирнова и Т.В. Косаревой. Разнообразные исследования в области промышленной логистики отражены в трудах С.А. Белых, Н.К. Васильевой, В.И. Перебийноса и др.
В своих трудах рассматривали проблемы развития международного рынка транспортно-логистических услуг зарубежные ученые Алан О., Бернард Д., Вайтхарст С., Ларью Дж., Мату А., Родрик Д., Харт М., Хилдс М. и другие.
Среди российских исследователей необходимо отметить: Аверина И.М., Батанина В.В., Богомолова О.Т., Бурмистрова М.М., Забелина В.Г., Захарова А.Н., Лебедева А.В., Николаева Д.С., Покровскую В.В., Рыбалкина В.Е., Тара¬нова П.В., Халевинскую Е.Д., Шишкова Ю.В.
Цель исследования состоит в изучении специфики и особенностей транспортно-логистической инфраструктуры рынка автомобильных перевозок, а также разработке комплекса практических рекомендаций по совершенствованию данной инфраструктуры.
Достижение данной цели предопределяет постановку следующих задач:
- изучить теоретико-концептуальные основы функционирования транспортно-логистической инфрастуктуры, в частности, исследовать организационно-экономические особенности рынка транспортно-логистических услуг и структуру транспортно-логистической инфрастуктуры;
- провести оценку состояния современной отечественной транспортно-логистической инфрастуктуры рынка автомобильных перевозок;
- оценить механизм экономического обеспечения транспортно-логистической системы и разработать систему управления логистическими рисками ООО «Белгородская Транспортная Компания»;
- выявить основные проблемы и пути совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры в условиях коньюнктурных колебаний.
Объектом настоящего исследования является ООО «Белгородская Транс-портная Компания» как участник транспортно-логистической инфраструктуры рынка автомобильных перевозок.
Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные концепции и методы, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития транспортно-логистической отрасли.
В процессе исследования были использованы общенаучные методы историко-логического, системного, статистического и сравнительного анализа, а также табличные и графические приемы визуализации статистических данных.
Информационную базу работы составят законодательные и нормативные акты Президента и Правительства РФ, Государственной Думы, субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, использовались данные монографических исследований, научные статьи, публикации отечественных и зарубежных ученых в периодических изданиях и в информационных ресурсах сети Интернет.
Статистической базой послужат материалы сборников Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориальных органов, данные международной статистики, периодических информационных бюллетеней, рабочих документов международных организаций, а также публикации влиятельных научных обществ и их журналов; аналитические статьи и обзоры Международного Валютного Фонда, ОЭСР, ЮНКТАД, группы Всемирного банка, Евразийского экономического сообщества, опубликованные как в ежемесячных справочниках, так и на официальном сайте http//www.worldbank.org; аналитические материалы Фонда «Бюро экономического анализа», БИКИ и Внешнеэкономического бюллетеня.
Теоретическая и практическая значимость полученных результатов исследования. Полученные результаты развивают научные представления об особенностях функционирования предприятий отечественного транспортно-логистического сектора.
Практическая значимость работы состоит в разработке комплекса практических рекомендаций по совершенствованию транспортно-логистических услуг компании «Белгородская Транспортная Компания».
Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в публикациях, докладывались на международной науч-но-практической конференции.
Структура работы определена в соответствии с поставленными целями и задачами.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, охарактеризованы его цель, объект, предмет, задачи и методы исследования, определенны хронологические рамки, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретико-концептуальные основы функционирования транспортно-логистической инфраструктуры» раскрываются организационно-экономические и правовые особенности рынка транспортно-логистических услуг; модели и элементы транспортно-логистической инфраструктуры, а также оценено состояние и особенности развития современной транспортно¬логистической инфрастуктуры рынка автомобильных перевозок.
Во второй главе «Особенности функционирования и оценка эффективности отечественного рынка транспортно-логистических услуг» проводится анализ экономической и финансовой составляющей логистической компании ООО «Белгородская Транспортная Компания».
В третьей главе «Разработка и обоснование направлений совершенство¬вания транспортно-логистической инфраструктуры» выявляются основные проблемы, существующие на рынке транспортно-логистических услуг, а также рассмотрены возможные варианты стратегического развития данной отрасли.
В заключении приводятся основные выводы по результатам проведенно¬го исследования.
Сфера транспортных услуг имеет большие перспективы развития в Рос¬сии. Благодаря усилиям государства транспортные сети расширяются и совершенствуются. В условиях глобализации все больше усиливаются международные транспортные связи, так как при их осуществлении транспорт обеспечивает перемещение предмета транспортной операции между двумя и более странами. Международные грузовые перевозки составляют 65-90% общего грузооборота индустриальных стран. Степень возрастания роли транспортной отрасли в экономике страны и регионов с каждым годом растет. это обусловило актуальность темы исследования.
В связи с этим особую научную актуальность имеет анализ тенденций развития рынка транспортно-логистических услуг за рубежом, в России и Бел-городской области с целью изучения основных тенденций, проблем и стратегических направлений развития данного сектора.
Степень научной разработанности проблемы. Отдельные теоретические и практические вопросы развития рынка транспортно-логистических услуг являются объектом исследования российских и зарубежных ученых.
Зарубежные исследователи по вопросам логистики подчёркивают автономность, самостоятельный и системный характер этого научного направления. Теоретические аспекты классической логистики изложены в работах Д. Бауэрсокса, М. Линдерса, Д. Уотерса, К. Лайноса, М. Джиллингема, Дж. Р. Стока, Д. М. Ламберта, М.А. Окландера, В.И. Сергеева, Н.И. Чухрай и др. Всестороннему рассмотрению логистических и аграрных транспортно-логистических систем в стране и зарубежье посвящены публикации И.Г. Смирнова и Т.В. Косаревой. Разнообразные исследования в области промышленной логистики отражены в трудах С.А. Белых, Н.К. Васильевой, В.И. Перебийноса и др.
В своих трудах рассматривали проблемы развития международного рынка транспортно-логистических услуг зарубежные ученые Алан О., Бернард Д., Вайтхарст С., Ларью Дж., Мату А., Родрик Д., Харт М., Хилдс М. и другие.
Среди российских исследователей необходимо отметить: Аверина И.М., Батанина В.В., Богомолова О.Т., Бурмистрова М.М., Забелина В.Г., Захарова А.Н., Лебедева А.В., Николаева Д.С., Покровскую В.В., Рыбалкина В.Е., Тара¬нова П.В., Халевинскую Е.Д., Шишкова Ю.В.
Цель исследования состоит в изучении специфики и особенностей транспортно-логистической инфраструктуры рынка автомобильных перевозок, а также разработке комплекса практических рекомендаций по совершенствованию данной инфраструктуры.
Достижение данной цели предопределяет постановку следующих задач:
- изучить теоретико-концептуальные основы функционирования транспортно-логистической инфрастуктуры, в частности, исследовать организационно-экономические особенности рынка транспортно-логистических услуг и структуру транспортно-логистической инфрастуктуры;
- провести оценку состояния современной отечественной транспортно-логистической инфрастуктуры рынка автомобильных перевозок;
- оценить механизм экономического обеспечения транспортно-логистической системы и разработать систему управления логистическими рисками ООО «Белгородская Транспортная Компания»;
- выявить основные проблемы и пути совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры в условиях коньюнктурных колебаний.
Объектом настоящего исследования является ООО «Белгородская Транс-портная Компания» как участник транспортно-логистической инфраструктуры рынка автомобильных перевозок.
Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные концепции и методы, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития транспортно-логистической отрасли.
В процессе исследования были использованы общенаучные методы историко-логического, системного, статистического и сравнительного анализа, а также табличные и графические приемы визуализации статистических данных.
Информационную базу работы составят законодательные и нормативные акты Президента и Правительства РФ, Государственной Думы, субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, использовались данные монографических исследований, научные статьи, публикации отечественных и зарубежных ученых в периодических изданиях и в информационных ресурсах сети Интернет.
Статистической базой послужат материалы сборников Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориальных органов, данные международной статистики, периодических информационных бюллетеней, рабочих документов международных организаций, а также публикации влиятельных научных обществ и их журналов; аналитические статьи и обзоры Международного Валютного Фонда, ОЭСР, ЮНКТАД, группы Всемирного банка, Евразийского экономического сообщества, опубликованные как в ежемесячных справочниках, так и на официальном сайте http//www.worldbank.org; аналитические материалы Фонда «Бюро экономического анализа», БИКИ и Внешнеэкономического бюллетеня.
Теоретическая и практическая значимость полученных результатов исследования. Полученные результаты развивают научные представления об особенностях функционирования предприятий отечественного транспортно-логистического сектора.
Практическая значимость работы состоит в разработке комплекса практических рекомендаций по совершенствованию транспортно-логистических услуг компании «Белгородская Транспортная Компания».
Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в публикациях, докладывались на международной науч-но-практической конференции.
Структура работы определена в соответствии с поставленными целями и задачами.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, охарактеризованы его цель, объект, предмет, задачи и методы исследования, определенны хронологические рамки, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретико-концептуальные основы функционирования транспортно-логистической инфраструктуры» раскрываются организационно-экономические и правовые особенности рынка транспортно-логистических услуг; модели и элементы транспортно-логистической инфраструктуры, а также оценено состояние и особенности развития современной транспортно¬логистической инфрастуктуры рынка автомобильных перевозок.
Во второй главе «Особенности функционирования и оценка эффективности отечественного рынка транспортно-логистических услуг» проводится анализ экономической и финансовой составляющей логистической компании ООО «Белгородская Транспортная Компания».
В третьей главе «Разработка и обоснование направлений совершенство¬вания транспортно-логистической инфраструктуры» выявляются основные проблемы, существующие на рынке транспортно-логистических услуг, а также рассмотрены возможные варианты стратегического развития данной отрасли.
В заключении приводятся основные выводы по результатам проведенно¬го исследования.
Совершенствование механизма государственного регулирования транс-портной деятельности в России соответствует общемировым тенденциям, одна¬ко полномасштабное использование апробированного за рубежом инструментария государственного регулирования транспортного сектора ограничивается недостаточным развитием институтов государственного управления на уровне регионов, несовершенством законодательной базы, необходимой для оптимизации работы транспортного комплекса и рынка транспортных услуг, а также существенным разрывом между планируемыми результатами развития отрасли и реально достижимыми в текущих политических и экономических условиях показателями.
Тенденции в области развития транспортных рынков в России, США и Европе примерно одинаковы. Специфика функционирования рынка транспортно-логистических услуг зависит того, на какой стадии развития он находится. Транспортный рынок России, в частности, продолжает развиваться по общим законам рынка.
В целом развитие российского рынка логистических услуг характеризовалось следующими основными моментами: рост инвестиций, в том числе государственные, в портовую и терминальную инфраструктуру, складское хозяйство; процесс консолидации отрасли и формирования крупных транспортно-логистических холдингов, увеличение объемов операций и спектра услуг.
Анализ состояния логистической отрасли в нашей стране свидетельствует о наличии значительных проблем и барьеров, в частности:
- территория России, самая большая в мире и дальность доставки некоторых грузов исчисляется тысячами километров; недостаток инвестиций (в том числе зарубежных) в логистическую инфраструктуру; недостаточная степень квалификации персонала компаний в области логистики и управления цепями поставок;
- несовершенство законодательной и нормативной базы в области логистики; нерациональное развитие систем распределения товаров и предложений (отсутствие продуманной стратегии развития систем распределения в промышленности и торговле, недостаток организованных товарных рынков на уровне крупного и среднего опта);
- низкий уровень развития современных систем электронных коммуникаций, систем связи и телекоммуникаций;
- отсутствие большинства видов транспорта современных технологий, отвечающих мировым стандартам; слабый уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства;
- недостаток современного технологического оборудования по переработке продукции; низкий уровень механизации и автоматизации складских работ; недостаточное развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т. п.
Характеризуя траекторию развития российского логистического рынка, можно сказать, что он перешел из фазы формирования в следующую фазу и является сегодня высококонкурентным, но не достаточно консолидированным, что является следствием недостаточной конкуренции на рынке. В этом сегменте работают более 5000 компаний. Из них, не более 300 оказывают комплекс услуг по экспедированию и временному хранению.
Потенциал повышения эффективности российской транспортно- логнетической системы колоссален. Если удастся снизить затраты национальной экономики на транспорт и логистику с текущих 20% до среднемирового уровня 11% от ВВП, то страна высвободит финансовые ресурсы в объеме по¬рядка 180 млрд. долларов.
Реализация такого потенциала сдерживается существованием следующих основных проблем, препятствующих росту рынка транспортно-логистических услуг:
низкое качество базовой услуги транспортировки;
- нехватка компетенций и недостаточный масштаб бизнеса логистических компаний;
- слабое развитие транспортной инфраструктуры, в том числе из-за недоинвестирования;
- недостаточность качественной и эффективной логистической инфраструктуры, в первую очередь терминалов и складов;
- таможенные, тарифные и нормативно-правовые барьеры на границах
стран.
При решении указанных проблем транспортным компаниям следует со-вершить качественный скачок в уровне предоставляемой базовой услуги и индивидуализации предложения для клиента. Крупнейшим логистическим компаниям следует сфокусироваться на консолидации рынка, создании партнерств с целью повышения качества, эффективности, безопасности и клиентоориентированности логистических сервисов, а также на развитии качественной и эффективной логистической инфраструктуры (в первую очередь в регионах).
Кризис 2014-2015 гг. формирует новый этап развития логистического рынка - этап поиска новых услуг, технологий и т.д. Курс на импортозамещающую индустриализацию только укрепляет этот тренд, а циркуляция товарных потоков в рамках стран ЕАЭС трансформирует сложившиеся цепи поставок. Смещение в России центров ее генерации в регионы с последующим распределением по всей стране только увеличивает потенциал торгово-промышленной кооперации в экономике, повышая значимость логистических технологий.
Таким образом, для достижения полноценной трансформации транспорт-но-экспедиторского рынка в рынок интегрированных логистических услуг в России необходимы совместные усилия как со стороны органов государственной власти, так и со стороны рядовых участников рынка - грузоотправителей, транспортных и логистических компаний.
Тенденции в области развития транспортных рынков в России, США и Европе примерно одинаковы. Специфика функционирования рынка транспортно-логистических услуг зависит того, на какой стадии развития он находится. Транспортный рынок России, в частности, продолжает развиваться по общим законам рынка.
В целом развитие российского рынка логистических услуг характеризовалось следующими основными моментами: рост инвестиций, в том числе государственные, в портовую и терминальную инфраструктуру, складское хозяйство; процесс консолидации отрасли и формирования крупных транспортно-логистических холдингов, увеличение объемов операций и спектра услуг.
Анализ состояния логистической отрасли в нашей стране свидетельствует о наличии значительных проблем и барьеров, в частности:
- территория России, самая большая в мире и дальность доставки некоторых грузов исчисляется тысячами километров; недостаток инвестиций (в том числе зарубежных) в логистическую инфраструктуру; недостаточная степень квалификации персонала компаний в области логистики и управления цепями поставок;
- несовершенство законодательной и нормативной базы в области логистики; нерациональное развитие систем распределения товаров и предложений (отсутствие продуманной стратегии развития систем распределения в промышленности и торговле, недостаток организованных товарных рынков на уровне крупного и среднего опта);
- низкий уровень развития современных систем электронных коммуникаций, систем связи и телекоммуникаций;
- отсутствие большинства видов транспорта современных технологий, отвечающих мировым стандартам; слабый уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства;
- недостаток современного технологического оборудования по переработке продукции; низкий уровень механизации и автоматизации складских работ; недостаточное развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т. п.
Характеризуя траекторию развития российского логистического рынка, можно сказать, что он перешел из фазы формирования в следующую фазу и является сегодня высококонкурентным, но не достаточно консолидированным, что является следствием недостаточной конкуренции на рынке. В этом сегменте работают более 5000 компаний. Из них, не более 300 оказывают комплекс услуг по экспедированию и временному хранению.
Потенциал повышения эффективности российской транспортно- логнетической системы колоссален. Если удастся снизить затраты национальной экономики на транспорт и логистику с текущих 20% до среднемирового уровня 11% от ВВП, то страна высвободит финансовые ресурсы в объеме по¬рядка 180 млрд. долларов.
Реализация такого потенциала сдерживается существованием следующих основных проблем, препятствующих росту рынка транспортно-логистических услуг:
низкое качество базовой услуги транспортировки;
- нехватка компетенций и недостаточный масштаб бизнеса логистических компаний;
- слабое развитие транспортной инфраструктуры, в том числе из-за недоинвестирования;
- недостаточность качественной и эффективной логистической инфраструктуры, в первую очередь терминалов и складов;
- таможенные, тарифные и нормативно-правовые барьеры на границах
стран.
При решении указанных проблем транспортным компаниям следует со-вершить качественный скачок в уровне предоставляемой базовой услуги и индивидуализации предложения для клиента. Крупнейшим логистическим компаниям следует сфокусироваться на консолидации рынка, создании партнерств с целью повышения качества, эффективности, безопасности и клиентоориентированности логистических сервисов, а также на развитии качественной и эффективной логистической инфраструктуры (в первую очередь в регионах).
Кризис 2014-2015 гг. формирует новый этап развития логистического рынка - этап поиска новых услуг, технологий и т.д. Курс на импортозамещающую индустриализацию только укрепляет этот тренд, а циркуляция товарных потоков в рамках стран ЕАЭС трансформирует сложившиеся цепи поставок. Смещение в России центров ее генерации в регионы с последующим распределением по всей стране только увеличивает потенциал торгово-промышленной кооперации в экономике, повышая значимость логистических технологий.
Таким образом, для достижения полноценной трансформации транспорт-но-экспедиторского рынка в рынок интегрированных логистических услуг в России необходимы совместные усилия как со стороны органов государственной власти, так и со стороны рядовых участников рынка - грузоотправителей, транспортных и логистических компаний.



