ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников 8
1.2 Особенности речи и речевой коммуникации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 14
1.3 Игровые технологии как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития 21
1.4 Методологические аспекты использования игровых технологий для развития коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития 30
ГЛАВА II НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Исследование уровня сформированности коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития 43
2.2 Методические рекомендации по организации коррекционно-педагогической работы формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
1.1 Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников 8
1.2 Особенности речи и речевой коммуникации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 14
1.3 Игровые технологии как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития 21
1.4 Методологические аспекты использования игровых технологий для развития коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития 30
ГЛАВА II НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Исследование уровня сформированности коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития 43
2.2 Методические рекомендации по организации коррекционно-педагогической работы формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает нужду в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Важным фактором психического развития дошкольника является его общение со взрослыми и сверстниками. Сформированность коммуникативных умений имеет максимальное значение к моменту поступления в школу (Г.Г. Кравцов, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Е.Е. Шульшенко), когда отсутствие элементарных коммуникативных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом.
Несформированность коммуникативных умений затрудняет период адаптации к школе, который может быть травмирующим для психики ребенка, но и в постадаптационный период коммуникационные умения, не утрачивают своего системообразующего значения. Развитие коммуникативных умений является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
В исследованиях О.Я. Гойхман, Ю.М. Жукова, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.К. Марковой, отмечается, что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности субъекта. В общении люди раскрывают свои личностные качества. М.И. Лисина, А.К. Маркова подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие, и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время
В психологической науке установлено, что коммуникативная деятельность зарождается и наиболее интенсивно развивается в детском возрасте (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.). С самого рождения ребенок живет среди людей и вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи активно формируются в дошкольном возрасте.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Дети с задержкой психического развития составляют в настоящее время почти четвертую часть детской популяции. Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой психического развития началось сравнительно недавно - около 15 лет назад. Причины возникновения задержки психического развития рассматриваются в работах Т.А. Власовой, З.И. Калмыковой, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени и др.
Многие авторы (М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова и др.) отмечают недостаточность развития общения у детей с задержкой психического развития, его незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения. Экспериментальных исследований коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития, как отмечает Р.Д. Тригер в своей работе «Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития», немного. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей, в настоящий момент нет целостного представления о закономерностях становления у них навыков общения; недостаточно изучены адекватные условия, способствующие полноценному
Проблема исследования: совершенствования логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Целью исследования определить направления и содержания работы по формированию коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития на основе использования игровых технологий.
Предмет исследования: методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе использования игровых технологий.
Объектом исследования процесс формирования коммуникативных навыков старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития будет успешной при соблюдении условий:
- Организация систематической и поэтапной работы по формированию коммуникативных навыков на логопедических занятиях с учетом речевых и когнитивных особенностей у старших дошкольников с задержкой психического развития.
- Использование игровых технологий как средства и способа стимулирования интереса к формированию коммуникативных навыков
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2 Исследовать особенности развития коммуникативных навыков
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого - педагогической литературы по исследуемой проблеме.
Эмпирические: психолого - педагогический эксперимент (констатирующий этап), количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико - методологической основой исследования являются теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теория коммуникации (Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, М.С. Каган, Е.В. Коротаева, В.А. Лабунская, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Ширшов и др.); общедидактические положения о формировании коммуникативных умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Сластенин); коцепция личностно - ориентированного образования (А.В. Запорожец, А.В. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); исследования в области изучения общения детей с задержкой психического развития разных возрастов (Д.И. Альраххаль, А.А. Байбородских, И.П. Бучкина, Ю.С. Галлямова, Е.Е. Дмитриева, А.В. Поповичев, Р.Д. Тригер и др.); работы по вопросам теории педагогического взаимодействия (В.К. Дьяченко, Е.В. Коротаева, А.В. Мудрик и др.), работы по использованию игровой деятельности (Е.М. Алифанова, Н.П. Аникеева, Е.С. Слепович).
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №21 п. Северный Белгородская область.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, список используемых источников,приложения.
Важным фактором психического развития дошкольника является его общение со взрослыми и сверстниками. Сформированность коммуникативных умений имеет максимальное значение к моменту поступления в школу (Г.Г. Кравцов, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Е.Е. Шульшенко), когда отсутствие элементарных коммуникативных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом.
Несформированность коммуникативных умений затрудняет период адаптации к школе, который может быть травмирующим для психики ребенка, но и в постадаптационный период коммуникационные умения, не утрачивают своего системообразующего значения. Развитие коммуникативных умений является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
В исследованиях О.Я. Гойхман, Ю.М. Жукова, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.К. Марковой, отмечается, что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности субъекта. В общении люди раскрывают свои личностные качества. М.И. Лисина, А.К. Маркова подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие, и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время
В психологической науке установлено, что коммуникативная деятельность зарождается и наиболее интенсивно развивается в детском возрасте (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.). С самого рождения ребенок живет среди людей и вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи активно формируются в дошкольном возрасте.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Дети с задержкой психического развития составляют в настоящее время почти четвертую часть детской популяции. Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой психического развития началось сравнительно недавно - около 15 лет назад. Причины возникновения задержки психического развития рассматриваются в работах Т.А. Власовой, З.И. Калмыковой, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени и др.
Многие авторы (М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова и др.) отмечают недостаточность развития общения у детей с задержкой психического развития, его незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения. Экспериментальных исследований коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития, как отмечает Р.Д. Тригер в своей работе «Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития», немного. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей, в настоящий момент нет целостного представления о закономерностях становления у них навыков общения; недостаточно изучены адекватные условия, способствующие полноценному
Проблема исследования: совершенствования логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Целью исследования определить направления и содержания работы по формированию коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития на основе использования игровых технологий.
Предмет исследования: методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе использования игровых технологий.
Объектом исследования процесс формирования коммуникативных навыков старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития будет успешной при соблюдении условий:
- Организация систематической и поэтапной работы по формированию коммуникативных навыков на логопедических занятиях с учетом речевых и когнитивных особенностей у старших дошкольников с задержкой психического развития.
- Использование игровых технологий как средства и способа стимулирования интереса к формированию коммуникативных навыков
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2 Исследовать особенности развития коммуникативных навыков
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого - педагогической литературы по исследуемой проблеме.
Эмпирические: психолого - педагогический эксперимент (констатирующий этап), количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико - методологической основой исследования являются теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теория коммуникации (Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, М.С. Каган, Е.В. Коротаева, В.А. Лабунская, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Ширшов и др.); общедидактические положения о формировании коммуникативных умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Сластенин); коцепция личностно - ориентированного образования (А.В. Запорожец, А.В. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); исследования в области изучения общения детей с задержкой психического развития разных возрастов (Д.И. Альраххаль, А.А. Байбородских, И.П. Бучкина, Ю.С. Галлямова, Е.Е. Дмитриева, А.В. Поповичев, Р.Д. Тригер и др.); работы по вопросам теории педагогического взаимодействия (В.К. Дьяченко, Е.В. Коротаева, А.В. Мудрик и др.), работы по использованию игровой деятельности (Е.М. Алифанова, Н.П. Аникеева, Е.С. Слепович).
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №21 п. Северный Белгородская область.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, список используемых источников,приложения.
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей - интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных доступных задач жизнедеятельности.
Одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребёнка дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая рассматривается нами как выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий с помощью языковых (речевых и неречевых — жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое общение с другими людьми, учитывая интуитивно или сознательно исторически сложившиеся речевые каноны фонетики, семантики, грамматики, а в неречевых языковых формах — общечеловеческие способы выразительного поведения. Важным средством обучения дошкольников общению являются сюжетно-ролевые игры. В них формируется умение свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, правильно решить конфликтную ситуацию.
Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально - волевой сфере. Задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности. Дети отличаются от психически здоровых детей тем, что у них запаздывает развитие речи, моторики, не развита эмоционально - волевая сфера, отмечается частая смена настроения, повышенная отвлекаемость, слабая учебная мотивация, преобладание игровой деятельности, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, нарушение социального поведения. Эти дети не имеют нарушений анализаторных систем и не являются умственно отсталыми, уровень их развития соответствует более младшему возрасту. Общение детей с задержкой психического развития со взрослыми находится на более низком уровне развития, чем у их нормально развивающихся сверстников. Общение детей с задержкой психического развития друг с другом тоже отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Общение со сверстниками у детей с задержкой психического развития носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с задержкой психического развития можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях.
В работе были рассмотрены основные проблемы общения детей друг с другом к старшему дошкольному возрасту в свете концепции общения. Главной коммуникативной потребностью дошкольника является потребность в соучастии сверстника. Существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника.
В процессе выявления причин коммуникативных затруднений старших дошкольников нами были подробно изучены понятия общения, коммуникации, коммуникативной культуры, виды общения, основные средства общения, их структуры.
Игровая деятельность дошкольников носит эмоциональный, творческий характер. Обращение к историческому опыту в воспитании детей позволяет
В практической части нами было организовано эмпирическое исследование коммуникативных способностей старших дошкольников с задержкой психического развития.
У детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития церебрально-органического генеза коммуникативные навыки сформированы на очень низком уровне. Следовательно, нарушение связной, лексико-грамматической и фонетической стороны речи при диагнозе задержка психического развития оказывает прямое влияние на развитие коммуникативных навыков дошкольников.
Результаты исследования показали, что у детей пятого - шестого года жизни с ЗПР снижена потребность в общении. Формировании общения с «чужими» взрослыми у большинства детей с задержкой психического развития находится на ситуативно-деловом уровне, присущем нормативно развивающимся дошкольникам более раннего возраста. У детей имеются трудности в формирования коммуникативных навыков. Общение дошкольников с задержкой психического развития, в отличие от их нормативно развивающихся сверстников, характеризует низкий уровень речевой активности, общим их основанием является незрелость мотивационно - потребностной сферы
Экспериментальные данные, полученные в ходе исследования, не только показали значительное отставание детей с задержкой психического развития от возрастных норм в развитии общения, но и позволили выявить качественное своеобразие формирования у них коммуникативной деятельности.
Сделанные выводы подтверждают гипотезу работы о том, что применение игровых технологий в процессе работы по развитию речевой коммуникации у детей с нарушениями речи позволит сделать процесс более результативным, если учитывается: ведущий вид деятельности дошкольников; выявлены результативные пути и средства развития коммуникативных навыков, что позволяет на основе преемственности сохранить, обобщить и систематизировать педагогический опыт; определены педагогические возможности игры и рассмотрены ее элементы, приемлемые для развития коммуникативных навыков дошкольников.
Поэтому полученные результаты указывают на то, что целенаправленное формирование коммуникативной деятельности детей и достижение ее развивающего эффекта становится возможным при создании развивающих образовательных условий в системе дошкольного воспитания и обучения. Одной из форм этих условий может быть систематическое, регламентированное, специально организованное коммуникативное обучение, которое обеспечит возможность ребенку правильно взаимодействовать с окружающими его людьми в различных ситуациях.
Одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребёнка дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая рассматривается нами как выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий с помощью языковых (речевых и неречевых — жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое общение с другими людьми, учитывая интуитивно или сознательно исторически сложившиеся речевые каноны фонетики, семантики, грамматики, а в неречевых языковых формах — общечеловеческие способы выразительного поведения. Важным средством обучения дошкольников общению являются сюжетно-ролевые игры. В них формируется умение свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, правильно решить конфликтную ситуацию.
Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально - волевой сфере. Задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности. Дети отличаются от психически здоровых детей тем, что у них запаздывает развитие речи, моторики, не развита эмоционально - волевая сфера, отмечается частая смена настроения, повышенная отвлекаемость, слабая учебная мотивация, преобладание игровой деятельности, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, нарушение социального поведения. Эти дети не имеют нарушений анализаторных систем и не являются умственно отсталыми, уровень их развития соответствует более младшему возрасту. Общение детей с задержкой психического развития со взрослыми находится на более низком уровне развития, чем у их нормально развивающихся сверстников. Общение детей с задержкой психического развития друг с другом тоже отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Общение со сверстниками у детей с задержкой психического развития носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с задержкой психического развития можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях.
В работе были рассмотрены основные проблемы общения детей друг с другом к старшему дошкольному возрасту в свете концепции общения. Главной коммуникативной потребностью дошкольника является потребность в соучастии сверстника. Существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника.
В процессе выявления причин коммуникативных затруднений старших дошкольников нами были подробно изучены понятия общения, коммуникации, коммуникативной культуры, виды общения, основные средства общения, их структуры.
Игровая деятельность дошкольников носит эмоциональный, творческий характер. Обращение к историческому опыту в воспитании детей позволяет
В практической части нами было организовано эмпирическое исследование коммуникативных способностей старших дошкольников с задержкой психического развития.
У детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития церебрально-органического генеза коммуникативные навыки сформированы на очень низком уровне. Следовательно, нарушение связной, лексико-грамматической и фонетической стороны речи при диагнозе задержка психического развития оказывает прямое влияние на развитие коммуникативных навыков дошкольников.
Результаты исследования показали, что у детей пятого - шестого года жизни с ЗПР снижена потребность в общении. Формировании общения с «чужими» взрослыми у большинства детей с задержкой психического развития находится на ситуативно-деловом уровне, присущем нормативно развивающимся дошкольникам более раннего возраста. У детей имеются трудности в формирования коммуникативных навыков. Общение дошкольников с задержкой психического развития, в отличие от их нормативно развивающихся сверстников, характеризует низкий уровень речевой активности, общим их основанием является незрелость мотивационно - потребностной сферы
Экспериментальные данные, полученные в ходе исследования, не только показали значительное отставание детей с задержкой психического развития от возрастных норм в развитии общения, но и позволили выявить качественное своеобразие формирования у них коммуникативной деятельности.
Сделанные выводы подтверждают гипотезу работы о том, что применение игровых технологий в процессе работы по развитию речевой коммуникации у детей с нарушениями речи позволит сделать процесс более результативным, если учитывается: ведущий вид деятельности дошкольников; выявлены результативные пути и средства развития коммуникативных навыков, что позволяет на основе преемственности сохранить, обобщить и систематизировать педагогический опыт; определены педагогические возможности игры и рассмотрены ее элементы, приемлемые для развития коммуникативных навыков дошкольников.
Поэтому полученные результаты указывают на то, что целенаправленное формирование коммуникативной деятельности детей и достижение ее развивающего эффекта становится возможным при создании развивающих образовательных условий в системе дошкольного воспитания и обучения. Одной из форм этих условий может быть систематическое, регламентированное, специально организованное коммуникативное обучение, которое обеспечит возможность ребенку правильно взаимодействовать с окружающими его людьми в различных ситуациях.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Методическое обеспечение коррекционной работы по развитию социально-
коммуникативных умений у старших дошкольников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - Использование дидактических игр в процессе коррекционно-
педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018



