Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Работа №14432

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы56
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
876
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 7
1.1. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников 7
1.2. Особенности коммуникативных навыков у старших дошкольников с нарушением интеллекта 12
1.3. Возможности использования малых форм фольклора в формировании речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением интеллекта 17
ГЛАВА II НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА 24
2.1. Исследование уровня сформированности речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением интеллекта 24
2.2 Методические рекомендации в формировании речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением интеллекта с использованием малых фольклорных форм 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 50


В настоящее время роль коммуникации имеет огромное значение в жизни человека, особенно в жизни ребенка. По мнению О.С. Павловой коммуникация является важнейшим фактором общего психического развития детей, который играет решающую роль в обогащении содержания и структуры человеческого сознания.
Теоретические основы формирования коммуникативных навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др.
Все большее беспокойство вызывает проблема увеличения численности детей, имеющих нарушения в развитии, в том числе, детей с нарушением интеллекта.
Изучением детей с нарушением интеллекта занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, Г.Е. Сухарева, Ж.И. Шиф. Авторы дают основание относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга.
Необходимость работы над этой проблемой продиктована тем, что в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с нарушением интеллекта. По данным ученых нашей страны, такие дети составляют около 2,5% от общей детской популяции. Зарубежные дефектологи указывают другие, более высокие проценты.
В коррекционной педагогике имеется ряд работ, направленных на раскрытие особенностей коммуникативной деятельности детей с нарушенным умственным развитием. Проблема коммуникативной деятельности данной категории детей рассматривалась в трудах Б.Г. Ананьева, Д.Н. Богоявленской,С.Ф. Жуйковой, Л.В. Занкова, Л.Н. Кадочкина, Т.С. Ладыженской, М.Р. Львова, Л.К. Назаровой и др.
Расстройство коммуникативных навыков является одной из основных проблем в психическом развитии умственно отсталых детей. В процессе их социализации у них отмечается неумение самостоятельно налаживать и поддерживать контакты с разными людьми. Характерными особенностями умственно отсталых детей являются низкая мотивация общения, инактивность на фоне стойкого нарушения когнитивных функций. Эти причины обуславливают наличие неадекватных коммуникативных реакций, неспособность осознать характер своих отношений с окружающими людьми.
Специфика речевой коммуникации старших дошкольников с нарушением интеллекта требуют специальных средств, методов и приемов для формирования данной функции. К таким средствам можно отнести малые формы фольклора, фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности.
В специальной педагогике уже существует определенная позиция в отношении использования фольклора в коррекционной работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии (Андрюхина Т.В., Борисова Е.В., Гаврилова Е.В., Грачева О.Н., Пескишева Т.А., Трубина Е.Н.). Все авторы отмечают эффективность использования различных видов фольклора во всестороннем развитии ребенка с ОВЗ. Но следует отметить, что в имеющихся немногочисленных научных работах фольклор рассматривается как вспомогательное средство для решения тех или иных коррекционных задач. Практически отсутствуют исследования, нацеленные на изучение комплексного воздействия фольклора на формирование личности ребенка с отклонениями в развитии.
Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной нами темы «Использование малых фольклорных форм по формированию речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением интеллекта».
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением интеллекта с использованием малых фольклорных форм.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по формированию речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением интеллекта с использованием малых фольклорных форм.
Объект исследования - процесс формирования речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования - методические рекомендации по формированию речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением интеллекта с использованием малых фольклорных форм.
Гипотеза исследования: логопедическая работы по формированию речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением интеллекта будет успешной при соблюдении следующих условий:
- организация систематической работы по формированию речевой коммуникации на логопедических занятиях с учетом речевых и когнитивных особенностей старших дошкольников с нарушением интеллекта;
- использование малых фольклорных форм как средства и способа стимулирования интереса к речевой коммуникации.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему использования фольклорных форм по формированию речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением интеллекта.
2. Изучить уровень сформированности речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением интеллекта.
3. Разработать методические рекомендации по формированию речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением интеллекта с использованием малых фольклорных форм.
Теоретико-методологической основой явились научно-теоретические положения о специальной роли речи в развитии коммуникативных навыков дошкольников с ОВЗ (П.Я. Гальперин, Ж.М. Глозман, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, А.А Леонтьев), о характере потребностей старших дошкольников в общении с окружающими (М.И. Лисина, О.Е. Смирнова, А.Г. Рузская).
Труды Д.И. Бойкова, М.Ф, Гнездилова, Е.А. Гордиенко, И.А, Емельяновой, Е.В. Казанцевой, Р.И. Лалаевой, В.Г. Петрова, Е.Ф. Соботович и др. по вопросам формирования развития коммуникативной деятельности детей с нарушением интеллекта.
Об эффективности использования различных видов фольклора во всестороннем развитии ребенка с ОВЗ говорят работы таких авторов как Т.В. Андрюхина, Е.В. Борисова, Е.В. Гаврилова, О.Н. Грачева, Т.А. Пескишева, Е.Н. Трубина.
В работе используются следующие методы исследования: теоретические: изучение, анализ и обобщение литературы по теме
исследования;
эмпирические: педагогический эксперимент; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 12 г. Шебекино Белгородской области.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования коммуникативных навыков дошкольников с нарушением интеллекта на всех этапах развития образования является актуальной, так как успешность овладения процессом общения определяется устойчивой совокупностью индивидуально-психологических особенностей человека, существующих на основе коммуникативных задатков.
В теоретической части работы нами рассмотрены такие вопросы: развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников, особенности коммуникативных навыков у старших дошкольников с нарушением интеллекта, возможности использования малых форм фольклора по формированию речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением интеллекта.
В результате теоретического изучения специальной литературы можно сделать следующие выводы. Так коммуникативные навыки представляют собой индивидуально-психологические свойства личности ребенка, обеспечивающие ей условия для личностного развития. В старшем дошкольном возрасте ребенок может обращаться к другому с просьбой или вопросом; адресовать свое обращение, выслушать, спокойно ответить на обращение и др.
Старшие дошкольники с нарушением интеллекта с трудом взаимодействуют со взрослыми и детьми, редко проявляют инициативу в ситуации диалога, преобладает ситуативно-деловая форма общения, нарушается и поверхностный, и глубинный уровень понимания речи, общение ограниченно бытовыми и житейскими ситуациями, которые многократно повторяются и др.
Фольклор - народное творчество, произведения создаваемые народом и бытующие в нем. В ходе работы рассматриваем малые формы фольклора, как один из способов формирования речевой коммуникации у дошкольников с нарушением интеллекта. Авторы, занимающиеся данной проблемой, утверждает об эффективности использования малых форм фольклора, описывают свой опыт работы в данном направлении.
Цель исследования была разработка методических рекомендаций по формированию речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением интеллекта с использованием малых фольклорных форм.
На констатирующем этапе, используя диагностику коммуникативных умений О.В. Дыбиной, мы провели исследование уровня сформированности речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением интеллекта и у старших дошкольников без нарушений развития.
Результаты исследования показали, что у детей с нарушением интеллекта в сравнении с нормально развивающимися сверстниками, уровень речевой коммуникации имеет особенности и находится на более низком уровне. Сравнительный анализ результатов исследования коммуникативных навыков у старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группе показал, что у старших дошкольников с ОНР преобладающим уровнем стал низкий (91,7%), у детей без нарушений речи преобладал средний уровень (83,3%). В результате исследования мы доказали, что для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны определенные особенности речевой коммуникации: безынициативность, незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, бедность эмоционального компонента, отсутствие сотрудничества.
Методические рекомендации по формированию речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением интеллекта с использованием малых фольклорных форм включали принципы работа с дошкольниками с нарушением интеллекта, а также направления работы с подробным описанием подобранного речевого материала.
Таким образом, наша цель и задачи нашли свое подтверждение в анализе методической литературы и практическом эксперименте.



1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/646343/
2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст]. - М., 2007. - 141 с.
3. Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками //Дошкольное воспитание [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://studbooks.net/756328/pedagogika/spisok_literatury
4. Аугене Д.И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации // Дефектология Электронный ресурс].
Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/genezns-problemy-obscheniya-
umstvenno-otstalyh-detey-v-korrektsionnoy-pedagogike-i-psihologii
5. Бахметьева Т.И. Детские частушки, шутки, прибаутки [Текст]. - Ярославль 2000. - 98 с.
6. Белопольская Н.Л. (сост.) Детская патопсихология. Хрестоматия. 4-е изд [Текст]. - М.: Когито-Центр, 2010. - 351с.
7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология [Текст]. - М.: Просвещение, 2013. - 236 с.
8. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.children37.ru/ /rebenok-uchitsja-govorit--vseg.html
9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0192/6_0192-40.shtml
10. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://dugward.ru/library/vygotskiy/vygotskiyproblema
_umstvennoy_otstalosti.html
11. Выготский Л.С. Психология развития человека [Текст]. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с
12. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: учебное пособие
[Текст]. - М., 2005. - 44 с.
13. Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0287/4- 0287-73.shtml
14. Головина Ж. Н. Некоторые особенности общения со взрослым детей дошкольного возраста с нарушениями умственного развития Обучение и воспитание умственно отсталых детей и подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kazedu.kz/referat/45636/4
15. Добрякова Г. Развитие коммуникативной функции речи у умственно отсталых дошкольников с помощью малых форм фольклора//Маат.ги [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/- razvitie-komunikativnoi-funkci-rechi-cherez-malye-formy-folklora-u-umstveno- otstalyh-doshkolnikov.html
16. Дульнев Г. М. Вопросы коррекции развития умственно отсталых детей в процессе обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://pedlib.ru/Books/4/0439/4_0439-39.shtml
17.Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие [Текст]. - Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000.- 40 с.
18.Зуева Т. В. Русский фольклор [Текст] / Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. - 4-е изд.
- М.: Флинта, 2002. - 398,
19. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1909273/
20. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст]. - СПб.:
Речь, 2003. -391 с.
21. Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. для студ. высш. учеб. Заведений [Текст]/ А.А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 208с
22. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах [Текст]. - М.: АСТ, 2010. - 448 с.
23. Кочетова Л.М. Фольклор как способ развития речи умственно отсталых детей [Текст]// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. - № 25. - С.65-69.
24. Кубраченко Н. В. Особенности коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта [Текст]//Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. - М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. - 190 с.
25. Леушина A.M. Развитие связной речи дошкольников //Ученые записи [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://pedlib.ru/Books/2/0278/2_0278-3.shtml
26. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза и общение [Текст]. - М., 2012. - 269 с.
27. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения: дис. канд. пед. наук [Текст]. - Новокузнецк, 2003. - 134 с.
28. Мамонько О.В. Формирование коммуникативных умений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в спортивно-игровой деятельности: автореферат: дисс. на соиск. уч. ст. кан. пед. наук [Текст]. - Минск, 2003. - 21 с.
29.Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж.И. Шиф [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iemcko .ru/2132.html
30. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5- 7 лет [Текст]/ Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 64 с.
31. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В. Г. Петрова, И. В. Белякова. -2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004. - 165 с.
32. Путилова Б.Н. Фольклор и народная культура. - Спб, 2003. - 464 с.
33. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychlib.ru
/mgppu/ZRo-1974/ZRo-288.htm
34. Разуван Е.И. Некоторые особенности делового общения умственно отсталых школьников, Дефектология [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4465688/page:3/
35. Репина, Т.А. Общение детей в детском саду и семье : монография [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]. - СПб:, 2000. - 712 с.
37. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]. - М.: Академия, 2012. - 211 c/
38. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) [Текст]/ Е.Ф. Соботович. -¬М.: Классикс стиль, 2003. - 160 с.
39. Специальная психология : учеб. пособие [Текст] / Е.С. Слепович и др.; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. - Минск: Выш. шк., 2012. - 511 с.
40. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.volsu.ru/virtvyst/?p=2998
41. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). http://pedlib.ru/Books/2/0320/2_0320-1.shtml
42. Тишина, Л.А. Использование малых фольклорных форм в педагогической и коррекционной работе с дошкольниками [Текст]// Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. - М.: Издательство «Спутник +», 2014. - С. 289-295.
43. Толстой Л.Н. Былины / переизд., предисл. В. П. Аникина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3048399/page:2/
44. Ушинский к. Д. Собрание сочинений. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948&bookhl
45. Федорова Г.П. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста [Текст]. - Спб.: Детство-Пресс, 2000. - 121 с.
46.Черняк О.В. Развитие речи старших дошкольников с нарушением интеллекта средствами малых форм фольклора [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/proekt-
razvitie-rechi-starshix-doshkolnikov-sredstvami-malyx-form-folklora.html
47.Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: социализация детей с нарушениями интеллекта [Текст]. - СПб: Речь, 2005. - 477 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ