Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению профессионального выбора молодежи 8
1.1. Характеристики включения человека в трудовую деятельность 8
1.2. Компетентность молодежи в сфере подготовки к будущей профессии 11
1.3. Профессиональная ориентация и профессиональный выбор 16
Глава 2. Отечественный и зарубежный опыт содействия занятости молодежи 25
2.1. Анализ международного опыта трудоустройства молодежи и повышения занятости 25
2.2. Отечественные практики содействия занятости молодежи 33
2.3. Законодательные меры в области поддержки занятости молодежи 37
2.4. Современное состояние регионального рынка труда 41
Глава 3. Прикладное эмпирическое исследование на тему: «Проблемы и перспективы молодежной занятости» 48
3.1. Результаты исследования 48
3.2. Рекомендации по поддержке занятости молодежи 60
Заключение 62
Список литературы 65
Приложение 73
Приложение 1. Программа прикладного исследования на тему: «Проблемы и перспективы молодежной занятости». 73
Приложение 2. Методическое обеспечение исследования 78
Современные вызовы в экономической, социальной и политической жизни нашей страны оказывают свое определенное влияние на население в целом, а также на отдельные сферы жизни. Создание искусственного интеллекта, роботизация, развитие цифровой экономики – этими словами характеризуется Четвертая промышленная революция, которая затрагивает и сферу занятости. Будущее состояние рынка труда омрачено негативными последствиями революции: исчезновение мало-, средне- и высококвалифированных мест, рост безработицы, отпадет необходимость многих профессий, предъявляются новые требования к уровню образования и квалификации. Технологизация становится неотъемлемой частью рынка труда, которому необходимо быть способным адаптироваться под меняющиеся условия и достижения.
По мнению Карла Мангейма, автора социологического подхода к пониманию положения молодежи в обществе, у молодых людей есть особая функция, которая состоит в том, что молодежь — «оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам»1. Социальная активность молодежи, в отношении выбора образовательных и профессиональных траекторий: получение общего и профессионального образования, выход на рынок труда, интеграции в профессиональную деятельность — составляет осуществление молодежью ее специфической функции в быстро трансформирующемся российском обществе. На всем протяжении выбора образовательно-профессионального пути происходят как изменения социально-профессиональной структуры и структуры занятости, в которые молодежь включается, так и совершенствование самой молодежи под воздействием преобразований2. Процесс становления молодежи характеризуется возникновением проблемных ситуаций, от своевременного выявления которых зависит решение обнаруживаемых социальных проблем.
Молодые люди на рынке труда являются наиболее мобильной категорией работников. Необходимость анализа занятости молодежи и решения ее проблем обусловлена в первую очередь тем, что молодежь в сегодняшней России – это почти 18% от всего населения (порядка 26,6 миллионов человек)3, а во-вторых, именно молодежь является будущим страны, и по уровню ее образования, стартовых условий ее деятельности зависит последующее развитие любой сферы производства. С одной стороны, молодежь находится в более выигрышной позиции по сравнению с другими возрастными группами, поскольку она обладают различными ресурсами, в числе которых современное образование, здоровье, желание занять свою нишу на рынке труда и реализовать собственный потенциал, а с другой – она же является и более беззащитной и несостоятельной по отношению к ряду требований рынка труда и работодателей в силу отсутствия профессионального опыта и завышенных требований.
По данным Росстата (учет по методике МОТ), на конец 2016 года средний уровень безработицы по России составлял 5,5%, в то время как уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 29 лет – 6,4%. Если сравнивать с 2014 годом, то во всех трех группах (15-19 лет, 20-24 года, 25-29 лет) количество безработной молодежи увеличилось на 7%. Данные ВНИИ труда свидетельствуют, что 30 % выпускников, которые на находят работу с достойной оплатой труда, работают не по специальности4. Эксперты связывают эти тенденции с экономическим кризисом, который существенно повлиял на деятельность предприятий, а при сокращении объемом производства произошло и сокращение рабочих мест5.
Трудовая социализация и адаптация молодежи, развитие профессиональных возможностей являются не только направлением политики государства, но и объективной проблемой современного общества. Представления молодежи о профессиях и состоянии рынка труда часто оторваны от действительности. Это проявляется в том, что решение о выборе профессии у современных выпускников учебных заведений часто бывает продиктовано приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей; а также в том, что молодежь ориентируется на профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные» и «выгодные». Все это свидетельствует об отсутствии у молодежи сформированного профессионального самоопределения и низком уровне социально-трудовой адаптации6. Из проблемы занятости молодежи непременно вытекает проблема профессионального самоопределения и становления человека, выбора его жизненного пути.
Таким образом, современная ситуация на молодежном рынке труда характеризуется нестабильностью, дисбалансом между требуемыми рынком труда профессиями и специальностями, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях и запросами молодых людей. Поэтому, для современного российского общества проблема занятости и безработицы молодежи приобретает особое значение.....
Самореализация человека и его профессиональное становление в будущем зависят от успешного или неуспешного включения в социальную среду. Но преобладание ошибочных типов включения в трудовую деятельность позволяет судить о том, что учащиеся не готовы адекватно оценить и проанализировать обстановку на рынке труда. Они мало информированы о требуемых специалистах сейчас и в будущем, не способны оценить свои возможности, что приводит к спонтанному выбору как профессии, так и учебного учреждения после окончания школы. Поэтому программы сегодняшней профориентации старшеклассников не только должны формировать у учащихся представления о мире профессий, но и позволять им развить уверенность в собственных силах в выборе личностных целей в значимой деятельности, средств и способов достижения поставленных целей, возможности производить реальную самооценку собственных действий.
Формирование профессиональной компетентности российской молодежи происходит в неблагоприятных условиях, связанных с изначальными ограничениями в сфере профессионального выбора и социальной мобильности, кризисным характером функционирования институтов образования и труда, которые не обеспечивают эффективную траекторию профессионализации молодежи и реализации ее профессиональных потребностей. Все это приводит к тому, что молодежь ориентируется не на повышение профессиональной компетентности и профессионализацию по типу «профессия на всю жизнь», а на реализацию нестандартных форм занятости в различных сферах профессиональной деятельности, часто не связанных с полученной специальностью. В итоге происходит формирование межпрофессиональной компетентности как наиболее адаптивной формы реализации профессионально-трудовых потребностей на неустойчивом рынке труда при отсутствии подкрепленных правом и государственной регуляцией стратегий профессионализации молодежи.
Социальное становление молодежи и ее развитие определяются тенденциями общественного развития и теми инновациями, которые влияют на формирование ее мировоззрения, ценностного мира, жизненных установок и стилей поведения, в том числе в профессиональной и трудовой сфере.
Специфика трудностей, связанных с профессиональным самоопределением, получением образования и дальнейшим трудоустройством молодых людей в современных условиях, требует поиска новых форм работы по решению этих трудностей.
Транслирование опыта лучших практик как зарубежных стран, так и регионов России, которые накопили определенный опыт трудоустройства молодежи и ее дифференцированных групп, позволит помочь решению проблемы трудоустройства молодежи. При этом система мер по трудоустройству должна быть единой и взаимоувязанной в концептуальном, институциональном, правовом отношении. Также необходимо сформировать систему трехстороннего взаимодействия между организациями профессионального образования, органами государственного управления и рынком труда и предоставить молодежи максимум возможностей для реализации потенциала полученного образования.
Информация о возможностях самореализации и путях трудоустройства, касающихся выбора учебного заведения для продолжения обучения, временной занятости, кружках и секциях, в которых можно развить свои способности, приобрести дополнительные умения и навыки, на основе систематизации организаций, достаточно велика и разрознена, поэтому молодым людям становится все труднее сделать свой выбор.
Выявлен противоречивый характер программ содействия занятости молодежи на региональном уровне. С одной стороны, в Санкт-Петербурге действует расширенная система организаций, оказывающих как профориентационную помощь, так и содействующих занятости, с другой – эта структура разрозненна в связи с дублирующими функциями организаций, поэтому нет цельности в сфере предоставления услуг молодежи. Необходимо сформировать единую информационную систему профессиональной ориентации и сопровождения профессиональной карьеры молодых людей.
В результате проведенного исследования были выявлены трудности молодежи на рынке труда. Гипотеза о том, что молодые люди при выборе профессии ориентируются на ее престиж, а не на свои способности и интересы была подтверждена частично. В исследовании выяснилось, что школьники ориентируются в первую очередь на заработную плату, а только потом на свои интересы и способности. Мероприятия по поддержке занятости устарели и требуются новые подходы к молодым людям, особенно к талантливой молодежи. Существующие мероприятия оказывают существенную помощь в профориентации, но основная проблема в том, что не все школьники информированы о них, и не во всех школах ведется повсеместная работа.
Так, профессиональный выбор, который осуществляется «по обстоятельствам», а не личным предпочтениям в профессиональной сфере (а такой выбор, реализуется в значительной степени) и определяется возможностями родителей, внешними признаками профессии (престиж, уровень оплаты), закладывает проблемы в области формирования будущей профессиональной компетентности молодых людей, выбравших этот путь профессионального самоопределения. Поскольку школьники мало информированы о ситуации на рынке труда и плохо ориентируются в новых профессиях и специальностях, то необходимо создавать единую методическую базу в образовательных учреждениях.....
1. Декларация Генеральной Ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» от 25.09.15.
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения».
3. Постановление Правительства РФ от 29.11.2014 №2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
4. Приказ Минтруда России от 02.11.2015 № 832 (ред. От 10.02.2016) «Об утверждении Справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)»
6. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 №490 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы».
7. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2016 № 289-р «Об утверждении Административного регламента Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые».
8. World Employment and Social Outlook 2016: Trends for youth // International Labour Office – Geneva: ILO, 2016
9. Global Employment Trends for Youth 2017: Paths to a better working future // International Labour Office – Geneva: ILO, 2017.
10. Всемирный банк. 2016 год. Доклад о мировом развитии 2016 «Цифровые дивиденды». Обзор. Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия. Лицензия: Creative Commons Attribution CC BY 3.0 IGO.
11. Аверьянова С. Ю. Ключевые компетенции как факторы и результаты профессионального самоопределения старшеклассников // Научный диалог, 2013, № 8 (20). С. 120–130.
12. Александрова Н.А., Брюхова О.Ю. Профессиональная ориентация в фокусе внимания государства: проблемы, противоречия, пути решения. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, Тамбов: Грамота, 2016, № 9(71). С. 13-16.
13. Бойцова С.В. Механизмы содействия занятости безработной молодежи // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013, № 5. С. 162-164
14. Болдина М.А., Деева Е.В. Подходы к организации профориентационной работы в образовательном учреждении // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2017, Т.22, №1 (165). С. 7-17
15. Болдина М.А., Деева Е.В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении // Социально-экономические явления и процессы, 2012, №12 (046). С. 431-439....81