Визуализация образа России в зарубежной прессе
|
Введение
Глава 1: Формы и способы визуализации информации в СМИ…… 7
Параграф 1: Фундаментальные работы……………………….. 7
Параграф 2: Прикладные работы
Глава 2: Визуализации образа России в зарубежной прессе
Параграф 1: Визуализации образа России в прессе демократической корпоратистской модели (Бельгия и Германия)
Параграф 2: Визуализации образа России в прессе либеральной модели (Великобритания и США)
Параграф 3: Визуализации образа России в прессе поляризованной плюралистической модели (Франция и Испания)
Глава 3: Типология средств визуализации медиаобраза …………… 136
Параграф 1: Типология средств визуализации медиаобраза в прессе демократической корпоратистской модели
Параграф 2: Типология средств визуализации медиаобраза в прессе либеральной модели
Параграф 3: Типология средств визуализации медиаобраза в прессе поляризованной плюралистической модели
Заключение
Библиография
Приложение: Результаты контент-анализа по всем изданиям ……… 163
Глава 1: Формы и способы визуализации информации в СМИ…… 7
Параграф 1: Фундаментальные работы……………………….. 7
Параграф 2: Прикладные работы
Глава 2: Визуализации образа России в зарубежной прессе
Параграф 1: Визуализации образа России в прессе демократической корпоратистской модели (Бельгия и Германия)
Параграф 2: Визуализации образа России в прессе либеральной модели (Великобритания и США)
Параграф 3: Визуализации образа России в прессе поляризованной плюралистической модели (Франция и Испания)
Глава 3: Типология средств визуализации медиаобраза …………… 136
Параграф 1: Типология средств визуализации медиаобраза в прессе демократической корпоратистской модели
Параграф 2: Типология средств визуализации медиаобраза в прессе либеральной модели
Параграф 3: Типология средств визуализации медиаобраза в прессе поляризованной плюралистической модели
Заключение
Библиография
Приложение: Результаты контент-анализа по всем изданиям ……… 163
Актуальность
Способы и особенности визуализации медиаобраза слабо изучены и не систематизированы. Между тем, визуальная составляющая приобретает все большое значение в медиа и практически ни одна публикация не обходится без нее. Одно из наиболее популярных средств визуализации – фотография –зачастую рассматривается вне системы средств визуализации в целом. Средства визуализации медиаобразане классифицированы, сходные по тематике работы встречаются редко и носят скорее ознакомительный характер. Основная масса исследований образов в СМИ посвящена их текстовой составляющей, в то время как визуальное зачастую остается за пределом поля зрения исследователей.
Большой интерес представляет классификация и типологизация используемых в сетевых и печатных СМИ жанров визуализации образа. На настоящий момент не все они описаны и прокомментированы. В этой работе мы планируем рассмотреть их на примере медиаобраза конкретной страны и ее граждан.
Цель работы:
Проанализировать образ России и россиян в зарубежных изданиях; дать типологическую характеристику способам визуализации образа страны в медиа.
Объект исследования:
Визуальный образ России в зарубежных изданиях.
Предмет исследования:
Средства и жанры визуализации визуального образа России.
Теоретическая база:
Работы по теории и практике журналистики и массовой информации. Теоретическую базу исследования составили научные труды, посвященные медиа (работы Берелсона и Салтер, Халина и Манчини, Ролана Барта, П. Штомпки, А. И. Лапина и другие).
Кроме того, в работе рассмотрены публикации в научных журналах. Такие как: F. MacDonald, Observant states geopolitical and visual culture; M. Banks, Visual methods in social research; M. E. Grabe, Image bite politics news and the visual framing of elections; N. Gentz, Globalization, cultural identities and media representations; R. C. Mawby, Policing images policing, communications and legitimacy; S. G. Scheiwiller, Perfoming the Iranian state.
Эмпирическая база:
Публикации в DeStandaard, DieZeit, Frankfurter Allgemeine Zeitung;TheGuardian, TheNewYorkTimes,The WashingtonPost;LeFigaro, LeMonde, ElMundo частично или полностью посвященные России за период с 1 по 31 января 2014 года и с 1 по 30 ноября 2014 года.
Задачи работы:
1. Систематизация представления о формах и способах визуализации информации в СМИ.
2. Контент-анализ средств визуализации в вышеупомянутых публикациях.
3. Создание типологии средств визуализации.
Методы сбора информации:
• Контент-анализ, основанный на исследовании Берелсона и Салтер .
• Типологический анализ средств визуализации.
Новизна:
Новизна работы состоит в анализе культурно-идеологического представления России в конкретных изданиях через средства визуализации, определение характерных закономерностей и дифференциация образов в зависимости от общественно-политического контекста.
Структура работы:
Структура обусловлена поставленными целью и задачами и состоит из введения, трех глав (два параграфа в первой и по три во второй и третьей), заключения, списка использованной литературы и приложения.
Первая глава посвящена обзору ключевых для диссертации монографий и научных статей с комментированием. Во второй главе мы рассматриваем средства визуализации образа России в зарубежной прессе, а в третьей переходим к типологизации. В заключении представлены выводы по всей работе.
Положения, выносимые на защиту:
• Фотографии – основной способ визуализации образа в медиа,
• Репортажные фотографии – основной жанр визуализации образа в медиа,
• Наибольшее внимание происходящему в России уделяют СМИ либеральной модели медиа ,
• Наиболее лояльны к образу России СМИ демократической корпоратистской модели медиа,
• Среди СМИ поляризованной плюралистической модели преобладает формальный подход в освещении событий в России.
Способы и особенности визуализации медиаобраза слабо изучены и не систематизированы. Между тем, визуальная составляющая приобретает все большое значение в медиа и практически ни одна публикация не обходится без нее. Одно из наиболее популярных средств визуализации – фотография –зачастую рассматривается вне системы средств визуализации в целом. Средства визуализации медиаобразане классифицированы, сходные по тематике работы встречаются редко и носят скорее ознакомительный характер. Основная масса исследований образов в СМИ посвящена их текстовой составляющей, в то время как визуальное зачастую остается за пределом поля зрения исследователей.
Большой интерес представляет классификация и типологизация используемых в сетевых и печатных СМИ жанров визуализации образа. На настоящий момент не все они описаны и прокомментированы. В этой работе мы планируем рассмотреть их на примере медиаобраза конкретной страны и ее граждан.
Цель работы:
Проанализировать образ России и россиян в зарубежных изданиях; дать типологическую характеристику способам визуализации образа страны в медиа.
Объект исследования:
Визуальный образ России в зарубежных изданиях.
Предмет исследования:
Средства и жанры визуализации визуального образа России.
Теоретическая база:
Работы по теории и практике журналистики и массовой информации. Теоретическую базу исследования составили научные труды, посвященные медиа (работы Берелсона и Салтер, Халина и Манчини, Ролана Барта, П. Штомпки, А. И. Лапина и другие).
Кроме того, в работе рассмотрены публикации в научных журналах. Такие как: F. MacDonald, Observant states geopolitical and visual culture; M. Banks, Visual methods in social research; M. E. Grabe, Image bite politics news and the visual framing of elections; N. Gentz, Globalization, cultural identities and media representations; R. C. Mawby, Policing images policing, communications and legitimacy; S. G. Scheiwiller, Perfoming the Iranian state.
Эмпирическая база:
Публикации в DeStandaard, DieZeit, Frankfurter Allgemeine Zeitung;TheGuardian, TheNewYorkTimes,The WashingtonPost;LeFigaro, LeMonde, ElMundo частично или полностью посвященные России за период с 1 по 31 января 2014 года и с 1 по 30 ноября 2014 года.
Задачи работы:
1. Систематизация представления о формах и способах визуализации информации в СМИ.
2. Контент-анализ средств визуализации в вышеупомянутых публикациях.
3. Создание типологии средств визуализации.
Методы сбора информации:
• Контент-анализ, основанный на исследовании Берелсона и Салтер .
• Типологический анализ средств визуализации.
Новизна:
Новизна работы состоит в анализе культурно-идеологического представления России в конкретных изданиях через средства визуализации, определение характерных закономерностей и дифференциация образов в зависимости от общественно-политического контекста.
Структура работы:
Структура обусловлена поставленными целью и задачами и состоит из введения, трех глав (два параграфа в первой и по три во второй и третьей), заключения, списка использованной литературы и приложения.
Первая глава посвящена обзору ключевых для диссертации монографий и научных статей с комментированием. Во второй главе мы рассматриваем средства визуализации образа России в зарубежной прессе, а в третьей переходим к типологизации. В заключении представлены выводы по всей работе.
Положения, выносимые на защиту:
• Фотографии – основной способ визуализации образа в медиа,
• Репортажные фотографии – основной жанр визуализации образа в медиа,
• Наибольшее внимание происходящему в России уделяют СМИ либеральной модели медиа ,
• Наиболее лояльны к образу России СМИ демократической корпоратистской модели медиа,
• Среди СМИ поляризованной плюралистической модели преобладает формальный подход в освещении событий в России.
В данной работе мы исследовали способы визуализации образа России и россиян и медиаобраз России и россиян в зарубежных изданиях. Поставленные цели – анализ медиаобраза России и ее граждан, а также типологический анализ средств визуализации – были достигнуты, задачи выполнены. Таким образом, использованная нами методология доказала свою эффективность.
Тема визуализации образа в медиа остается малоизученной и сохраняет большой исследовательский потенциал. Тем не менее, данная работа претендует на некоторую систематизацию представления о средствах, которые современные СМИ используют в качестве визуальной составляющей образа, и может послужить базой для дальнейших и более подробных исследований. Результаты этого и потенциальных исследований позволят редакциям сформулировать стратегию визуализации в зависимости от целевой аудитории и поставленных задач, скорректировать редакционную политику для увеличения эффективности контента, разнообразить или, напротив, оптимизировать арсенал используемых средств, а также подходить к выбору средств визуализации более осознанно.
Фотографии – основной жанр визуализации, которым пользуется все рассматриваемые в этой работе медиа. Их объем от общего составляет не 90%. В связи с этим, а также с другими очевидными преимуществами фотографии как средства визуализации, мы в нашей типологии предлагаем считать их основными средствами визуализации (см. схему 1).
Среди фотографий значительно преобладают репортажные снимки. Их доля может колебаться от 40 до 80%, но зачастую составляет 60%. Отметим, увеличение доли репортажных снимков свыше 70%, как правило, говорит небольшом количестве публикаций и малой степени вовлеченности и заинтересованности конкретного издания в освещении какой-либо темы.
Все, проанализированные нами издания, часто публикуют материалы без визуальной информации – только тексты, причем порой большие и трудные для чтения. А уже опубликованные фотографии и инфографика, могут повторяться из номера в номер на протяжении недель, при условии, что тема не теряет актуальности – журналисты пишут новые тексты на так называемые «сериальные» инфоповоды, но новых средств визуализации к ним не появляется.
В ходе контент-анализа мы также учитывали темы изображений и характеризовали единицы анализа (Россия, россияне) по основным критериям. Это позволяет нам оценить образ России, который на протяжении 2014 года создавали зарубежные издания.
Выбор года был неслучайным. 2014-й это год Олимпиады в Сочи, аннексии Крыма, последовавших за этим и другими событиями санкций и антисанкций, год стремительного ухудшения экономической ситуации в стране. Все это предоставило иностранным коллегам достаточно информационных поводов, чтобы рассказать своим читателям о России и в полной мере сформировать образ страны.
Тем не менее, не все такой возможностью заинтересовались и воспользовались. Так, наибольший отклик события в России вызвали в прессе либеральной модели, особенно, британской. Многие инфоповоды журналистами этих изданий использовались для того чтобы опубликовать лонгриды, фоторепортажи и фотогалереи о России не на злобу дня.
Сдержанный интерес к РФ проявили СМИ демократической корпоратистской модели, преимущественно освещавшие политические события. Медиа поляризованной плюралистической модели были немногословны и зачастую выбирали формальный подход для освещения событий в России и связанных с ней.
Несмотря на это журналисты испанской ElMundo не прошли мимо видео, покорившего в январе 2014 года интернет: пассажиры выталкивают самолет, застрявший в сугробе на взлетной полосе в Красноярске.
Такого не встретишь в строгих изданий демократической корпоратистской модели. Так, например, бельгийский DeStandaardсоздает образ России как, в первую очередь, военной державы.
Образ России в прессе либеральной модели самый неоднозначный, пестрый и экзотический. К примеру, Guardian уделяет много внимания президенту Путину. В январе он представлен как забавный, порой даже смешной, но безобидный и симпатичный человек. К ноябрю ситуация меняется и в образе Путина начинают активно подчеркивать его силу.
В целом же образ России в Guardianможно охарактеризовать так: экзотическая страна, жители которой живут почти на северном полюсе, заказывают медведей на детские дни рождения и съедают по 2,5 кг майонеза на человека в год, но все это менее странно, чем то, что было в СССР.
На страницах американских газет симпатий и добродушных усмешек по отношению к России все меньше. Еще в январе TheNewYorkTimes формирует отрицательный образ России и нейтральный для россиян, но уже в ноябре тональность меняется и россияне тоже становятся несимпатичными и неприятными.
TheWashingtonPostтакже стремится сформировать у своих читателей отрицательный образ России (хотя и не окрашенный эмоционально так сильно, как в TheNewYorkTimes). Однако образ россиян в этой газете неизменно нейтральный и порой даже привлекательный.
Представители демократической корпоратистской модели в основном сохраняют нейтралитет. Это верно для немецкой DieZeit, которая даже создает привлекательный образ президента Путина. Правда, изображения часто насмешливы, над Путиным, его важностью и маленьким ростом беззлобно подшучивают, а на одном из изображений глава государства даже предстает в карикатурном образе гопника.
Негатив в образе РФ появляется у немецких коллег из FrankfurterAllgemeineZeitung, но не в отношении страны, а политического режима. Владимир Путин предстает как опасный, серьезный и волевой правитель.
В DeStandaardмедиаобраз России нейтральный, но эта позиция ироничная, над «отсталостью» страны подшучивают. Например, только эта газета не побрезговала публикацией «сенсационной» фотографии – туалета с двумя унитазами в одной кабинке.
СМИ поляризованной плюралистической модели в основном сохраняют нейтралитет и равнодушие по отношению к образу России. Если и появляется негатив, то он связан с политическим режимом.
Тема визуализации образа в медиа остается малоизученной и сохраняет большой исследовательский потенциал. Тем не менее, данная работа претендует на некоторую систематизацию представления о средствах, которые современные СМИ используют в качестве визуальной составляющей образа, и может послужить базой для дальнейших и более подробных исследований. Результаты этого и потенциальных исследований позволят редакциям сформулировать стратегию визуализации в зависимости от целевой аудитории и поставленных задач, скорректировать редакционную политику для увеличения эффективности контента, разнообразить или, напротив, оптимизировать арсенал используемых средств, а также подходить к выбору средств визуализации более осознанно.
Фотографии – основной жанр визуализации, которым пользуется все рассматриваемые в этой работе медиа. Их объем от общего составляет не 90%. В связи с этим, а также с другими очевидными преимуществами фотографии как средства визуализации, мы в нашей типологии предлагаем считать их основными средствами визуализации (см. схему 1).
Среди фотографий значительно преобладают репортажные снимки. Их доля может колебаться от 40 до 80%, но зачастую составляет 60%. Отметим, увеличение доли репортажных снимков свыше 70%, как правило, говорит небольшом количестве публикаций и малой степени вовлеченности и заинтересованности конкретного издания в освещении какой-либо темы.
Все, проанализированные нами издания, часто публикуют материалы без визуальной информации – только тексты, причем порой большие и трудные для чтения. А уже опубликованные фотографии и инфографика, могут повторяться из номера в номер на протяжении недель, при условии, что тема не теряет актуальности – журналисты пишут новые тексты на так называемые «сериальные» инфоповоды, но новых средств визуализации к ним не появляется.
В ходе контент-анализа мы также учитывали темы изображений и характеризовали единицы анализа (Россия, россияне) по основным критериям. Это позволяет нам оценить образ России, который на протяжении 2014 года создавали зарубежные издания.
Выбор года был неслучайным. 2014-й это год Олимпиады в Сочи, аннексии Крыма, последовавших за этим и другими событиями санкций и антисанкций, год стремительного ухудшения экономической ситуации в стране. Все это предоставило иностранным коллегам достаточно информационных поводов, чтобы рассказать своим читателям о России и в полной мере сформировать образ страны.
Тем не менее, не все такой возможностью заинтересовались и воспользовались. Так, наибольший отклик события в России вызвали в прессе либеральной модели, особенно, британской. Многие инфоповоды журналистами этих изданий использовались для того чтобы опубликовать лонгриды, фоторепортажи и фотогалереи о России не на злобу дня.
Сдержанный интерес к РФ проявили СМИ демократической корпоратистской модели, преимущественно освещавшие политические события. Медиа поляризованной плюралистической модели были немногословны и зачастую выбирали формальный подход для освещения событий в России и связанных с ней.
Несмотря на это журналисты испанской ElMundo не прошли мимо видео, покорившего в январе 2014 года интернет: пассажиры выталкивают самолет, застрявший в сугробе на взлетной полосе в Красноярске.
Такого не встретишь в строгих изданий демократической корпоратистской модели. Так, например, бельгийский DeStandaardсоздает образ России как, в первую очередь, военной державы.
Образ России в прессе либеральной модели самый неоднозначный, пестрый и экзотический. К примеру, Guardian уделяет много внимания президенту Путину. В январе он представлен как забавный, порой даже смешной, но безобидный и симпатичный человек. К ноябрю ситуация меняется и в образе Путина начинают активно подчеркивать его силу.
В целом же образ России в Guardianможно охарактеризовать так: экзотическая страна, жители которой живут почти на северном полюсе, заказывают медведей на детские дни рождения и съедают по 2,5 кг майонеза на человека в год, но все это менее странно, чем то, что было в СССР.
На страницах американских газет симпатий и добродушных усмешек по отношению к России все меньше. Еще в январе TheNewYorkTimes формирует отрицательный образ России и нейтральный для россиян, но уже в ноябре тональность меняется и россияне тоже становятся несимпатичными и неприятными.
TheWashingtonPostтакже стремится сформировать у своих читателей отрицательный образ России (хотя и не окрашенный эмоционально так сильно, как в TheNewYorkTimes). Однако образ россиян в этой газете неизменно нейтральный и порой даже привлекательный.
Представители демократической корпоратистской модели в основном сохраняют нейтралитет. Это верно для немецкой DieZeit, которая даже создает привлекательный образ президента Путина. Правда, изображения часто насмешливы, над Путиным, его важностью и маленьким ростом беззлобно подшучивают, а на одном из изображений глава государства даже предстает в карикатурном образе гопника.
Негатив в образе РФ появляется у немецких коллег из FrankfurterAllgemeineZeitung, но не в отношении страны, а политического режима. Владимир Путин предстает как опасный, серьезный и волевой правитель.
В DeStandaardмедиаобраз России нейтральный, но эта позиция ироничная, над «отсталостью» страны подшучивают. Например, только эта газета не побрезговала публикацией «сенсационной» фотографии – туалета с двумя унитазами в одной кабинке.
СМИ поляризованной плюралистической модели в основном сохраняют нейтралитет и равнодушие по отношению к образу России. Если и появляется негатив, то он связан с политическим режимом.
Подобные работы
- Визуализация образа России в зарубежной прессе
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Образ России в зарубежных СМИ с 1991 по 2008 (на материалах американского журнала The New Yorker)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Образ России в украинских СМИ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА МИГРАНТА-МУСУЛЬМАНИНА
В ЗАПАДНЫХ МЕДИА КОНЦА XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ОНЛАЙН-ИЗДАНИЯХ РОССИИ И США
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Дата-журналистика : современные тенденции развития в Российских и зарубежных СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ЖУРНАЛИСТА КАК «ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (НА ПРИМЕРЕ ПЕРСОНАЖЕЙ КОМИКСОВ)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗ «НОВОЙ ТАТАРСКОЙ ЖЕНЩИНЫ» В ЖУРНАЛЕ «АЗАТ ХАТЫН» 1926-1941 ГГ.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Информационные технологии и их использование в стратегии развития финансовой
организации
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017



