Только Word
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика порядка признания земельных долей невостребованными 7
1.1. История развития законодательства, регламентирующего изъятие невостребованных земельных долей 7
1.2. Правовое регулирование порядка изъятия невостребованных земельных долей 12
Глава 2. Особенности распоряжения земельными долями 16
2.1. Порядок выделения земельного участка в счет земельной доли 16
2.2. Порядок признания земельных долей невостребованными 28
Глава 3. Признание права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли 39
3.1. Процедура оформления в муниципальную собственность невостребованных земельных долей 39
3.2. Проблемы оформления в муниципальную собственность невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения 43
Заключение 50
Список использованной литературы
В современной России в условиях рыночной экономики достаточно проблемные вопросы остаются в земельных правоотношениях и в управлении земельными ресурсами.
За период земельной реформы в использовании земель сельскохозяйственного назначения произошли большие структурные изменения. В 1991-1992 гг. колхозы, совхозы подверглись реструктуризации. Предприятия были государственными, а стали частными и превратились в хозяйственные товарищества и общества.
В результате земельной реформы появилось новое понятие – «земельная доля».
Однако не все собственники долей воспользовались правом на земельную долю (пай) и распорядились им, многие умирали, не оставив за собой наследников, либо не передали его в управление организации, в аренду, не выделили в натуре или не зарегистрировали какие-либо права. Многие потеряли связь с сельскохозяйственными организациями в местах расположения своих земельных долей. Кроме того, основная масса граждан просто не знала о наличии земельного актива и о том, что им можно распорядиться. Все это привело к появлению невостребованных земельных долей.
Указанные земельные доли вредят экономике государства ввиду их неучастия в экономическом обороте.
Работы по формированию земельных участков в счет невостребованных земельных долей с целью определения их правового статуса и создания условий для их законного использования в России были начаты в 2007 г. и продолжаются по настоящее время.
Это дает возможность государству попытаться своими силами, за счет своих экономических ресурсов выправить создавшееся положение и предотвратить то, что сельскохозяйственные земли пустуют и не используются. Земля должна быть включена в оборот – это важнейший принцип земельных преобразований, а центральный вопрос земельной политики – вопрос о правах собственности на землю. Необходимо стремиться к тому, чтобы не было режима бесхозяйного имущества, в том числе земель. Кроме того, это влияет на пригодность таких земель, которые имеют достаточно большую площадь в Российской Федерации. Если за землями сельскохозяйственного назначения не следить, они зарастают и становятся неплодородными, а также непригодными по назначению. Поэтому важнейшей задачей при законодательном регулировании рыночного оборота сельскохозяйственных земель было и остается их сохранение в сфере аграрного производства.
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время имеются проблемы как теоретического, так и практического характера, связанные с регулированием невостребованных земельных долей, с признанием их таковыми, а также с созданием условий того, чтобы их количество сокращалось.
Данная проблематика имеет большое значение, так как в 2022 году идет процесс реализации государственной программы эффективного включения в оборот земель сельскохозяйственного назначения. Большой объем площади для дополнительного вовлечения в оборот, будет сформирован из невостребованных земельных долей. В рамках государственной программы, федеральный бюджет финансирует расходы на обязательства субъектов Российской Федерации по возмещению денежных средств для Муниципальных образований, которые расходуются на подготовку межевых планов таких участков и последующей постановке на кадастровый учет уже с определением границ таких участков.
Тема невостребованных земельных долей в российском законодательстве обладает значимостью также потому, что она характеризуется достаточной сложностью действующего законодательства.
Недостаточно эффективное правовое регулирование отношений в сфере признание земельных долей невостребованными приводит к неустойчивости в сфере земельных отношений, а также нестабильной экономической ситуации в целом. Поэтому для развития российской экономики государству необходимо поддерживать полное правовое регулирование использования сельскохозяйственных земель.
Цель данного исследования – изучение и анализ общественных отношений, возникающих как до признания долей невостребованными, так и собственно в самом процессе.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- раскрытие сущности понятия «невостребованные земельные доли»;
- изучение нормативно-правовых аспектов, регулирующих невостребованные земельные доли;
- освещение исторически важных моментов в данной теме;
- рассмотрение процедуры выдела земельного участка в счет земельной доли;
- изучение процедуры признания земельных долей невостребованными;
- определение основных проблемных направлений в законодательстве о невостребованных земельных долях.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе признания земельных долей невостребованными......
Управление земельными ресурсами является частью инфраструктуры, которая поддерживает хорошее землеустройство. Хорошее управление на высшем уровне, частная собственность на землю и гарантии собственности взаимосвязаны и вместе взятые формируют основу устойчивого социального и экономического развития.
Проблема, связанная с оборотом невостребованных земельных долей в России, существует давно и возникла в период реорганизации коллективных хозяйств. После земельной реформы многие земли не оказались у более рачительных и эффективных собственников или арендаторов, как предполагала реформа. Из-за этого невостребованные земельные доли не участвуют в сельскохозяйственном обороте.
Естественно, что какая-то часть полученной от государства земли (в виде долей) должна была оказаться невостребованной. Но вряд ли тогда допускались мысли о 30-летнем существовании этой проблемы, ведь тогда этот процесс задумывался как инструмент быстрого, в течение нескольких лет, преобразования.
Для того, чтобы изменить сложившееся положение дел, представляется необходимым при публикации списка фамилий тех граждан, которые предположительно имеют невостребованные земельные доли, также оповещать их в индивидуальном порядке. Тогда судебных тяжб по поводу того, что собственники долей не знали о причислении их к списку невостребованных долей, определенно будет меньше. И это даст дополнительную возможность таким собственникам включить в оборот свою земельную долю.
До сих пор имеются многочисленные случаи, когда угодья, оказавшиеся в общей долевой собственности, не используются и находятся в заброшенном состоянии. Или наоборот: агрохозяйство использует эти земли, не имея для того должных оснований (земля не его, а дольщиков, договора с которыми нет). В данном случае, местная администрация может выдвигать предложение о покупке долей на льготных условиях агрохозяйству, сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Следовательно, законодатель допускает, но никак не регламентирует основания для существования такого субъекта, который не является собственником земельного участка, но одновременно с этим активно использует его.
То есть, значительная часть долей является невостребованной, непонятно кому принадлежащей, а если даже их правообладатель известен, то он не знает, что с ней делать.
Такие большие территории привлекают инвесторов, которые готовы взять землю под развитие, но реализовать план не всегда получается.
Собственников таких долей найти тяжело, потому как в списках таких долей могли быть неполные сведения о работниках, которым распределялись доли. Их непросто разыскать, так же потому что на протяжении своих всего времени они могли поменять свое местожительство. Поиском таких лиц занимается Администрация муниципального образования. Если последняя не находит собственников долей, то именно администрация может подать иск в суд о признании муниципальной собственности на земельные доли. Это может свидетельствовать о заинтересованности муниципального образования в отсутствии собственников таких долей, ведь в этом случае, такие земли в итоге получит Администрация муниципального образования. Это служит подкреплением позиции того, что такие доли должны быть закреплены за государством, потому как государство должно рассматриваться так же, как и любой другой собственник земли, в отношении ее регистрации для того, чтобы можно было уменьшить конфликты публичных и частных интересов.....
1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства Российской Федерации» - 01.07.2020 - № 31 - ст. 4398.
1.2. Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации» – 2001. – № 44. – Ст. 4147.
1.3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации» - 18.11.2002. - № 46 - ст. 4532.
1.4. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // «Собрание законодательства Российской Федерации» - 29.07.2002. - N 30 - ст. 3018.
1.5. Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» // «Собрание законодательства РФ» - 15.01.1996 - N 3 - ст. 142.
1.6. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» от 29.12.2010 N 435-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации» - 03.01.2011 - N 1 - ст. 47.
1.7. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1475 «Об утверждении Правил определения размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах (балло-гектарах), в виде простой правильной дроби» // «Собрание законодательства Российской Федерации» - 28.09.2020 г. - N 39 ст. 6052
1.8. Областной закон Ленинградской области от 02.12.2005 № 107-оз «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области». // «Вестник Правительства Ленинградской области» - № 62 - 23.12.2005
1.9. Указ Президента от 7 марта 1996 года № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» (утратил силу) // «Собрание законодательства Российской Федерации» - 11.03.1996 - № 11 - ст. 1026.
1.10. Указ Президента РФ от 27.12.91 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» (утратил силу) // «Ведомости СНД и ВС РСФСР» - 02.01.1992 - № 1 - ст. 53.
1.11. Указ Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (утратил силу) // «Российская газета» - 1992. - № 56.
1.12. Постановления Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (утратил силу) // «СП РФ» – 1992 - № 1-2 - ст. 9.
1.13. Постановления Правительства РФ от 06.03.1992 г. № 138 «О ходе и развитии аграрной реформы в РФ» (утратил силу) // «Российская газета» - № 60 - 14.03.1992.
1.14. Приказ Минэкономразвития России от 03.08.2011 № 388 «Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков». // «Российская газета» - № 213 - 23.09.2011......4.2