ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА 5
1.1 КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА 5
1.2 РАЗЛИЧНЫЕ КРИВЫЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА 8
1.3 АНАЛИЗ ЭТАПОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА 10
1.4 МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА 13
1.4.1 СТАДИЯ ВНЕДРЕНИЯ НА РЫНОК 13
1.4.2 СТАДИЯ РОСТА 18
1.4.3 СТАДИЯ ЗРЕЛОСТИ 19
1.4.4 СТАДИЯ СПАДА 21
1.5 ИНСТРУМЕНТЫ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ 23
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙНА ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА 26
2.1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ 26
2.2 ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ 33
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЫНКА ПРОДУКТА 39
3.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПАНИИ И АССОРТИМЕНТА 39
3.2 Выбор и анализ продукта 40
3.3 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ ХЛЕБА 43
3.4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ 45
ГЛАВА 4 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ВЫВОДА ТОВАРА НА НОВУЮ СТАДИЮ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА 47
4.1 СТРАТЕГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 47
4.2 РЕКЛАМНАЯ СТРАТЕГИЯ 49
4.2.1 РЕКЛАМА В ФИТНЕС-КЛУБАХ 51
4.2.2 РЕКЛАМА В МЕСТАХ ПРОДАЖ 52
4.2.3 РЕКЛАМА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 55
4.3 РАСЧЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКЛАМЫ 56
4.4 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КОМПАНИИ ООО «ФАЦЕР» ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ПРОДУКТА 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Каждый товар, производимый фирмой, имеет свой период существования – жизненный цикл, характеризующийся индивидуальной продолжительностью. На его формирование оказывают влияние множество различных факторов. В условиях постоянно растущей конкуренции и НИОКР продолжительность жизненных циклов товаров сокращается, и их приходится заменять новыми. Длительность циклов за последние 150 лет сократилась с нескольких десятилетий до нескольких лет или даже месяцев. Цель компании, выпускающей продукт, заключается в том, чтобы, по возможности, продлить срок пребывания товара на рынке, сокращая при этом продолжительность убыточных стадий и удлиняя прибыльные этапы. Анализ жизненного цикла товара и управление им позволяет выявить сильные и слабые стороны выпускаемой продукции и применить соответствующие маркетинговые стратегии в зависимости от стадии жизненного цикла товара. Одна из задач маркетинга – использовать жизненный цикл товара для повышения эффективности и прибыльности работы фирмы, курировать товар на протяжении всего его жизненного цикла, учитывать проблемы и возможности, специфичные для каждой стадии жизненного цикла, реализовать потенциальные возможности получения максимальной прибыли в различных его стадиях.
Одним из существенных факторов, влияющих на объем продаж товара и, следовательно, на его жизненный цикл, является поведение потребителей. Если еще пару десятилетий назад, в условиях дефицита продуктов и отсутствия выбора, производитель особо не зависел от потребителей (им приходилось покупать то, что есть), то сейчас развитие рынка привело к расширению возможностей выбора, покупатель «задает тон», сам решает, какой продукт ему приобрести и может легко отказаться от покупки и предпочесть товар конкурента. Именно поэтому теперь потребитель находится в центре интересов производителя, его привлечение становится основной задачей компании. Таким образом, наряду с управлением жизненного цикла, не менее важным аспектом для фирмы является изучение современных тенденций потребителей и их учет при планировании маркетинговых мероприятий для продвижения товара.
Хлеб и хлебобулочные изделия являются продуктами питания и относятся к товарам повседневного спроса. В настоящее время в условиях жесткой конкурентной борьбы можно заметить значительное расширение ассортимента хлебной продукции, так как потребление традиционных пшеничных и ржаных хлебов сокращается в пользу различных многозерновых хлебов с добавками. Расширение ассортимента, в свою очередь, приводит к сокращению жизненного цикла каждого хлеба и хлебобулочного изделия. Поэтому задача продления жизненного цикла товара будет актуальна и для данной отрасли.
Объектом исследования выступает процесс разработки маркетинговой стратегии, предметом исследования – стратегия вывода продукта Fazer на новую стадию жизненного цикла.
Цель данной работы – формирование стратегии вывода товара повседневного спроса на новую стадию жизненного цикла.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить концепцию жизненного цикла товара.
2. Рассмотреть различные варианты кривых жизненного цикла в зависимости от специфики товара.
3. Описать каждый этап кривой жизненного цикла товара.
4. Определить комплекс маркетинговых мероприятий на каждом этапе жизненного цикла товара, а также инструменты разработки стратегий маркетинга.
5. Выявить тенденции потребительского поведения, в том числе на рынке продовольственных товаров.
6. Проанализировать выбранный продукт.
7. Провести SWOT-анализ выбранного товара.
8. Методом опроса исследовать тенденции потребительского поведения на рынке хлеба.
9. Определить целевую аудиторию выбранного продукта.
10. Сформировать ценовую и рекламную стратегию для выбранного товара.
11. Рассчитать затраты и эффективность предложенной рекламной кампании.
12. Дать компании рекомендации по продвижению выбранного товара.
Работа состоит из четырех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы жизненного цикла товара, во второй главе – тенденции поведения потребителей, в том числе в отношении продовольственных товаров. В третьей главе представлен анализ рынка хлебной продукции, в четвертой главе − стратегия выведения товара из стадии внедрения на рынок на стадию роста.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты жизненного цикла товара. Были проанализированы: концепция, кривые и этапы жизненного цикла товара, комплекс возможных маркетинговых мероприятий на каждом этапе жизненного цикла, инструменты для разработки маркетинговых стратегий. Были приведены примеры жизненного цикла конкретного товара, а также примеры успешных продвижений товара на каждой стадии. По первой главе можно сделать несколько основных выводов. Во-первых, каждый товар имеет свой жизненный цикл − период существования от момента его появления на рынке до снятия с продаж. Кривая жизненного цикла для каждого товара различна, имеет свою форму и продолжительность. В классической модели выделяют четыре последовательные стадии: внедрение на рынок, рост, зрелость и спад. Каждый этап имеет свои характеристики и особенности: объем продаж, прибыль, уровень конкуренции и т.д. В зависимости от этапа, на котором находится ее товар, фирма должна применять различные маркетинговые стратегии для управления продолжительностью этого этапа. Правильная стратегия на стадии внедрения товара обеспечит более быстрое проникновение на рынок, и, следовательно, сокращение продолжительности данной стадии. И наоборот, наиболее прибыльными этапами являются стадия роста и стадия зрелости, поэтому компания должна стремиться продлить их. Что касается комплекса маркетинговых мероприятий, то на этапе внедрения все усилия компании должны быть направлены на увеличение узнаваемости нового товара и стимулировании первых пробных покупок. Фирма в зависимости от специфики рынка и товара может установить либо высокую, либо низкую цену на товар. На этапе роста фирма должна захватить максимальную долю рынка и стремиться создавать барьеры для входа новых конкурентов. Здесь фирма начинает постепенно улучшать различными способами свой товар и расширять выпуск. На этапе зрелости наиболее острая конкурентная борьба, именно поэтому здесь компании следует максимально расширить сбыт поиском новых рынков, новых сфер использования товара. Также фирма может максимально модифицировать товар, расширить ассортиментную линейку или же стимулировать продажи снижением цен или проведением различных акций или программ лояльности, чтобы удержать своих клиентов. На этапе спада, если фирма решает продолжить производство, имеет смысл сократить общие потери от стареющего продукта путем сокращения маркетинговых затрат, сужением рынка, максимальным снижением цены. После того, как товар вообще перестал приносить какую-либо прибыль, предприятию стоит принять решение о снятии его с продаж.
На основе рассмотренных стратегий также стоит выделить их общие черты, характерные для каждого этапа жизненного цикла:
1. Непрерывные расходы на маркетинг и продвижение товара.
2. Постоянная связь с потребителем и мониторинг потребительского поведения в отношении товара.
3. Необходимость обслуживания товара.
4. Работа с контрагентами.
5.ьУстановление и изменение цены на товар в соответствии с актуальностью предложения, а также проведение различного рода акций и скидок.
6. Неценовое стимулирование спроса.
7. Постоянный контроль за деятельностью конкурентов.
8. Оптимальная и актуальная ассортиментная линейка, модификации.
9. Улучшение качества продукции, снижение процента брака.
Во второй главе было проанализировано исследование потребительского поведения, проведенного компанией PwC. В ходе исследования автор работы выявил два новых сегмента потребителей, активно формирующихся на рынке. Также были проанализированы типы потребительского поведения конкретно на рынке продовольственных товаров и предложены возможные стратегии продвижения товара для каждого типа потребителей. По второй главе можно сделать несколько основных выводов. Во-первых, при планировании стратегии продвижения товара на рынке, фирма также должна учитывать особенности поведения потребителей на данном рынке. На основе анализа исследования PwC было выявлено, что сейчас формируются два новых сегмента потребителей: зависимых от цифровых устройств и беспокоящихся о проблемах устойчивого развития. При планировании стратегии продвижения товара на каждом этапе жизненного цикла компании необходимо учесть эти тенденции. Так, например, в условиях возрастающей цифровизации, каждой компании стоит предоставлять возможность заказывать свой продукт онлайн, предоставлять такую доп. услугу как доставка на дом, рекламировать свой товар в сети интернет, постоянно следить за отзывами о продукте, а также уделять внимание экологическим практикам.
Что касается рынка продовольственных товаров, то здесь выделяют 5 различных типов поведения и 4 группы потребителей. Каждый тип характеризуется своей особенностью выбора товара, частотой и целью покупок. Однако автор данной работы считает, что в целом на рынке продовольственных товаров покупки часто носят импульсивный характер, а у потребителей нет приверженности к конкретному бренду или товару, поэтому предприятиям следует завлекать покупателя непосредственно в момент выбора товара в торговой точке. Также на данном рынке потребители охотно покупают так называемую продукцию здорового питания, что также следует учесть производителям при разработке ассортиментной линейки.
В третьей главе был выбран продукт, находящийся на первой стадии кривой ЖЦТ, и проанализирован его рынок: компания, основные конкуренты, потребители. Рынок хлеба и хлебобулочных изделий Санкт-Петербурга высококонцентрированный, представлен несколькими крупными производителями, ассортимент которых довольно широк, что обостряет конкуренцию между ними. Методом опроса были определены основные потребительские тенденции на рынке хлебной продукции: слабое влияние рекламы на выбор при покупке, отсутствие приверженности какому-либо бренду, покупка продуктов здорового питания. Также благодаря опросу были установлены границы цены товара для покупателей. Для оценки потенциала был проведен SWOT-анализ продукта. В качестве основных направлений для эффективного продвижения товара были выделены: гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга, проведение комплекса мероприятий по развитию самого потребителя в вопросах питания, в вопросах здорового образа жизни. В результате, на основании SWOT-анализа и результатов опроса, были определены возможные сегменты потребителей выбранного товара, а также выбран целевой сегмент – люди в возрасте от 20 до 50 лет, соблюдающие принципы здорового образа жизни, заботящиеся о своем здоровье и, следовательно, покупающие продукты сбалансированного питания.
В четвертой главе была разработана стратегия вывода товара на следующую стадию жизненного цикла, а именно: предложены возможные каналы продвижения продукта и стратегия ценообразования, даны прочие рекомендации для компании. Цена товара была рассчитана на основе средних цен конкурентов, методом ощущаемой ценности товара. В качестве каналов рекламы, с учетом особенностей целевой аудитории продукта, были предложены следующие: фитнес-клубы, продуктовые магазины (точки продаж), интернет. Для каждого канала были проанализированы и выбраны наиболее заметные виды рекламы (или рекламные материалы). Для фитнес-клубов – это лайтбоксы, для интернета – поисковая реклама, для магазинов – стойка и навеска на торец. Что касается рекламного сообщения, то оно должно содержать призыв к здоровому образу жизни, информацию о полезных для организма свойствах продукта (например, о пользе свеклы и т.д.), указывать, что данный продукт относится к товарам сбалансированного питания и пр. Далее были рассчитаны затраты на рекламу, такие показатели, как OTS, TRP и CPT, выручка и прибыль от рекламной кампании в точках продаж. Также был рассчитан стрессовый сценарий продаж в условиях пандемии. В последнем параграфе были перечислены все возможные рекомендации для компании по продвижению нового товара.
Таким образом, автор данной работы считает, что проведение всех предложенных мероприятий и рекомендаций может привести к достижению поставленной цели стратегии – информированию потребителей о новом товаре, формированию в сознании потребителей ассоциации продукта (и бренда) со здоровым питанием, увеличению объемов продаж товара и прибыли компании.
1. Андрющенко, Екатерина. Исследование модели потребительского поведения как инструмент управления продажами / Екатерина Андрющенко // Управление продажами. – 2002. − № 3. – С. 18-25.
2. Гладких, И. В. Ценовая стратегия компании: ориентация на потребителя: монография / И. В. Гладких. − СПб : СПбГУ, 2013. − 472 с.
3. Григорьев, М.Н. Маркетинг: учебник для прикладного бакалавриата / М.Н. Григорьев. − 5-е изд., перераб. и доп. − М. : Юрайт, 2019. − 560 с.
4. Давлетбаева, Л.Ф. Жизненный цикл товара / Л.Ф. Давлетбаева // Вестник оренбургского государственного университета. – 2010. – № 13 (119). – С. 26-30.
5. Калинина, М.А. Выбор маркетинговой стратегии в зависимости от жизненного цикла товара / М.А. Калинина // Управленческие науки. – 2012. − № 4. – С. 48-54.
6. Коваль, П.А. Влияние рекламы на потребительское поведение / П.А. Коваль // Актуальные проблемы современной науки. – 2006. − № 6. – С. 110-112.
7. Красильникова, М.Д. Изучение социальных настроений и потребительского поведения населения России / М.Д. Красильникова // Проблемы прогнозирования. – 2003. – № 2. – С. 124-134.
8. Леонович, Д.С. Примеры ценообразования на разных этапах жизненного цикла товара с учетом эффекта цена-качество / Д.С. Леонович, М.С. Егорова // Молодой ученый. − 2015. − № 11.4. − С. 156-158.
9. Ляпина, И.Р. Маркетинговое исследование характеристик потребителей продовольственных товаров / И.Р. Ляпина, О.В. Проконина // Вестник государственного и муниципального управления. – 2015. – № 1 (16). – С. 132-138.
10. Москалев, С.М. Оценка покупательского поведения на продовольственном рынке / С.М. Москалев, Э.А. Каськ // Известия Санкт-петербургского государственного аграрного университета. – 2017. – № 3 (48). – С. 117-123.
11. Немкова, Е.В. Факторы и типы потребительского поведения на рынке продовольственных товаров / Е.В. Немкова // Экономическая социология. – 2008. – № 5. – С. 68-85.
12. Основы маркетинга / Филип Котлер; пер. с анг. В.Б. Боброва. − М. : Прогресс, 1991. − 698 с.
13. Поворина, Е.В. Научно-методические подходы к определению сущности жизненного цикла продукта на рынке услуг предприятиям и организациям / Е.В. Поворина // Сервис в России и за рубежом. – 2013. – № 6 (44). – С. 71-82.
14. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. − 6-е изд., перераб. и доп. − М. : ИНФРА-М, 2011. − 512 с.
15. Семенычев, Е.В. О практическом использовании концепции жизненного цикла товара / Е.В. Семенычев // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2011. – № 5 (37). – С. 116-121.
16. Старовойт, Е.С. Инструменты маркетингового анализа как критерий выбора метода разработки маркетинговой стратегии / Е.С. Старовойт, Н.В. Федорова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2012. − № 8. – С. 148-149.
17. Хомич, М.В. Продвижение продукта на рынок на ранних этапах жизненного цикла малой инновационной компании: Автореферат диссертации кандидата экономических наук. – М. : 2013. – 25 с.
18. Шабанова, Л.Б. Прогнозирование жизненных циклов товаров / Л.Б. Шабанова // Практический маркетинг. – 2006. – № 7 (113). – С. 12-17.
19. Шварёв, А.А. Маркетинговые инструменты управления жизненным циклом товара: автореферат диссертации кандидата экономических наук / А.А.Шварёв. – Сочи, 2006. – 24 с.
20. Шкляр, Т.Л. Инструменты маркетинговых коммуникаций в политике и экономике, в зависимости от жизненного цикла / Т.Л. Шкляр, А.В. Акаемова // Экономика, Статистика и Информатика. – 2014. № 3. – С. 109-115.
21. Enterprise Marketing Strategy Research Based on Product Life Cycle / Fang Hong // Management Science and Engineering. – 2013. − Vol. 7, № 4. – С.65-67.
22. Marketing strategy on different stages PLC and its marketing implications on FMCG products / Neetu Sharma // International Journal of Marketing, Financial Services & Management Research. – 2013. − Vol. 2, № 3. – С. 121-136.
23. Product Life Cycle And Marketing Management Strategies / Milind Kamthe, Devendra Singh Verma // International Journal of Engineering Research & Technology. – 2013. −Vol. 2, № 4. – С. 2035-2042.
24. Product lifecycle management through innovative and competitive business environment / Valentina Gecevska, Paolo Chiabert, Zoran Anisic, Franco Lombardi, Franc Cus // Journal of Industrial Engineering and Management. – 2010. – Vol. 3, № 2. – С. 323-336.
25. Strategic marketing plan in product life cycle / Solmaz Soltani // Business Economics and Tourisms. – 2012. − 90 с.
26. URL : https://www.altexsoft.com (дата обращения: 01.10.2019)
27. URL : http://www.grandars.ru (дата обращения: 10.10.2019)
28. URL : https://www.pwc.ru (дата обращения: 22.11.2019)
29. URL : http://powerbranding.ru (дата обращения: 01.12.2019)
30. URL : https://www.marketingweek.com (дата обращения: 10.12.2019)
31. URL : https://businessman.ru (дата обращения: 10.12.2019)
32. URL : https://www.fazer.ru/ (дата обращения: 25.02.2020)
33. URL : https://lenta.com/ (дата обращения: 01.03.2020)
34. URL : https://spb.fas.gov.ru/ (дата обращения: 03.03.2020)
35. URL : https://prlreklama.ru/ (дата обращения: 03.03.2020)
36. URL : http://www.streko-za.ru/ (дата обращения: 03.03.2020)
37. URL : https://petrostat.gks.ru/ (дата обращения: 20.03.2020)
38. URL : https://fdfgroup.ru/ (дата обращения: 23.03.2020)
39. URL : https://direct.yandex.ru/ (дата обращения: 26.03.2020)
40. URL : https://www.kommersant.ru/ (дата обращения: 07.04.2020)
41. URL : https://www.retail.ru/ (дата обращения: 15.05.2020)
42. URL : https://www.vedomosti.ru/ (дата обращения: 16.05.2020)