Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АРКТИКЕ В КИТАЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Работа №144302

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы116
Год сдачи2024
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ НАУЧНО
ПОПУЛЯРНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АРКТИКИ 7
1.1. Образ Арктики как политический маркетинг в мировой политике XXI
века 7
1.2. Необходимость объяснения образа Арктики китайскому
обществу 15
Глава 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА И АРКТИКИ КИТАЙСКОМУ ОБЩЕСТВУ 41
2.1. Эволюция образа Арктики в научно-популярных
изданиях 41
2.2. Образ социально-экономических агломераций российской
Арктики 66
Заключение 98
Список литературы 104
Приложения 109


Арктика - северный полярный регион мира с малоизученным пространством и слабо освоенными территориями - является неизменно привлекательным объектом для писателей, художников, ученых - географов, биологов, геологов. Государства, имеющие морские границы в Северном Ледовитом океане и имеющие территории за Полярным кругом, издавна начали изучать свои северные труднодоступные территории. В начале XXI века стало формироваться общее представление об Арктике благодаря созданию международных научных и политических объединений. Общая цель продвижения идеи о современном освоении Арктики связана с ее богатыми природными ресурсами, необходимыми для человечества в будущем. Потому политики и дипломаты стали внимательнее относиться к своей национальной политике и сверять ее с внешней политикой в многосторонних и двусторонних отношениях.
Арктика стала объектом государственных стратегических документов многих стран. Однако есть государства, население которых ничего или почти ничего не знает об Арктике и не представляет, зачем она могла бы понадобиться их стране. Не совсем благополучно обстоит с этим вопросом и в Китае. Между тем исследование и использование Арктики всегда входило в интересы Российского государства. Учитывая давнюю историю контактов России и Китая, через международные отношения Россия может вывести Китай на совместное освоение этих земель. Разъяснение выгод такого сотрудничества можно рассматривать как своеобразный маркетинговый ход. Через постижение культуры народов дипломаты могут показать бизнесменам, как использовать богатство и разнообразие российского севера Арктики.
Все вышесказанное обусловливает актуальность предпринятого нами исследования.
Объект нашего исследования - формирование образа Арктики в китайском обществе.
Предмет исследования - процесс формирования образа Арктики в международной политике.
Целью исследования является объяснение образа Арктики для китайского общества.
Для осуществления поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- описать эволюцию образа Арктики в научно-популярных представлениях,
- выявить, представить и объяснить образ российской Арктики китайскому обществу.
Теоретическим обоснованием послужили статьи российского культуролога, философа А. Белого об образах и их роли в формировании общей картины мира, монография Войцеха Хвалины, Анджея Фалковского и Брюса Ньюмана раскрыла вопросы современного политического маркетинга, работы Е.В. Демидовой и М.А. Гугнина - маркетинга городов, К.Е. Пластуна - ребрендинга городов с помощью digital-маркетинга. Образ Арктики в современном мире представляется необходимой как политический элемент продвижения территории, ее природного богатства и биологического разнообразия, населения и образа жизни в труднодоступных территориях с холодным климатом.
Изученность вопроса. В настоящей работе использовано ряд научных трудов и научно-популярных произведений, показывающих эволюцию общего представления об Арктике. Они следующие: книга об «арктическом рае» канадского путешественника Вильямура Стефанссона под названием «Гостеприимная Арктика», изданная в 1921 году в Европе и вышедшая в русском переводе в России в 2015 году; монография крупного русского путешественника и землепроходца конца 19 - начала 20 века Сергея Обручева «В неведомых горах Якутии», репринтное издание 1928 года, выполненное в 2019 году, посвященная одной из самых масштабных геологических экспедиций в начале существования Советской власти - экспедиции, совершенной им в 1926 году на реку Индигирку; сборник очерков ученого- географа К.С. Бадигина «По студеным морям» о роли русских поморов в 4
освоении Арктики; монография профессора Ю.Ф. Лукина «Российская Арктика в изменяющемся мире», в которой анализируются актуальные проблемы геополитики и эволюция изучения арктического пространства, исследуются этапы формирования и проведения арктической политики российского государства; сборник научных статей под общим названием «The Arctic in a Space of knowledge» («Арктика в пространстве знания»), изданный в 2022 году издательством Санкт-Петербургского государственного университета, в котором изложены результаты разнообразных научных исследований, таких как пространство знаний о Российской Арктике, геоэкономическая реальность и примеры экономики, основанной на солидарности, межкультурная коммуникация и области общественных действий, научные интересы нового поколения.
Сопоставление этих научных и научно-популярных изданий позволило раскрыть часть общего представления об открытии и освоении Арктики, описание земель, представших перед путешественниками, которые увидели эти края другими глазами и оставили свои впечатления, выполняя государственное задание, а также размышления ученых о путях развития арктического пространства.
Для того, чтобы показать особенности представления об Арктике в китайском обществе, рассмотрены: а) художественные образы, связанные со словом «север»: холод, зима, снег, лед в китайских иероглифах, в произведениях поэтов, писателей, художников как общественное мнение; б) общедоступные материалы (документы) сайтов государственных учреждений (Министерство иностранных дел Китая, Министерство природных ресурсов Китая); в) новости из средств массовой информации, рассказывающие об арктических новостях. Общее представление об Арктике, безусловно, связано за счет роста государственного интереса Китайской Народной Республики к региону Арктики. Арктика, став объектом долгосрочной политики, включена в концепцию «пояс и путь». Тем не менее, существует необходимость в изучении истоков общего представления и сопоставления образов для более глубокого понимания будущих территорий освоения.
Гипотеза исследования. Продвижение образа Арктики в Китае формируется через государственный научно-исследовательский интерес средствами массовой информации в том числе. Поэтому изучение ребрендинга северных территорий арктических государств, нацеленный на создание позитивного представления об Арктике, способствует укреплению политических и экономических связей Китая с арктическими государствами, в том числе Российской Федерацией.
Новизна исследования. Изучение представления Арктики в китайском обществе рассматривается впервые через выборочно подобранные художественные, научно-популярные произведения, чтобы показать эволюцию, истоки, состояние и перспективу продвижения Арктики как территории будущих мирохозяйственных связей.
Практическая значимость. Применение теории ребрендинга территорий с помощью digital-маркетинга способно представить современное представление о пространстве Арктики подрастающему поколению, черпающему знания в информационном пространстве, имеющему выбор попасть в заинтересованные регионы быстрее, чем это было свойственно путешественникам и исследователям Арктики ранее.
Апробация темы. Статья Ц. Вэй «Образ Арктики для Китая» опубликована в научно-популярном журнале «Культура и искусство Арктики» №3/7, 2024 г. на русском, китайском, английском и французском языках и размещена на сайте http//: arcticportal.org
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 3 приложения, списка литературы.
Список источников и литературы включает 45 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность изучаемой темы заключается в достижении плодотворного сотрудничества по освоению Арктики, в частности, в условиях налаживания российско-китайских отношений.
В соответствии с поставленной в работе целью в выпускной квалификационной работе показано как формируется образ Арктики в китайском обществе и для китайского общества.
Для изучения темы ВКР были изучены «Белая книга «Арктическая политика Китая» 2018 года, монографии и статьи (как, например, монографии Ю.Ф. Лукина и другие, статьи А.М. Гугнина, Демидовой, ... и других), научно-популярные издания (книги российского ученого-географа Константина Бадигина, русского геолога-исследователя академика Сергея Обручева, канадского путешественника Вильялмура Стефанссона в переводе на русский), российские и китайские документы (Распоряжение российского правительства о системе деления и управления арктической зоны РФ; Белая книга Китая об Арктике), русские, британские и китайские словари.
Первая задача ВКР - описать эволюцию образа Арктики в научнопопулярных представлениях.
Применены метод отбора и выборки теоретического материала, их анализа и изложения, включая монографии по арктической тематике; сравнительный метод - при установлении сходства и различий в символике гербов опорных населенных пунктов агломераций арктической зоны Российской Федерации, а также при сравнении изложения содержания и оценки Белой книги Китая об Арктике российскими и китайскими учеными и журналистами; контент- анализ - хронологическом изложении содержания материалов журнала «Китай», их обработка, оценка и интерпретация; ивент- анализ - при систематизации фактов и событий.
Теоретическим обоснованием эволюции образа Арктики стали: а) описание научно-популярных представлений; б) представление образа Арктики как политический маркетинг в мировой политике XXI века; в) ре-брендирование городов российской Арктики с позиций маркетинга, пропаганды преимуществ, привлекательных черт Севера с целью изменения его восприятия в глазах общества, привлечения инвестиций с целью способствования их развитию; г) преставление образа Арктики как политического элемента стратегического продвижения территории, ее природных богатств, образа жизни населения, проживающего в труднодоступных районах с суровым климатом.
Вместе с тем, в китайском сообществе важно понять: а) современную роль политического маркетинга и рекламы в продвижении российско-китайского проекта по освоению Северного морского пути, не забывая истоки образа Арктики через иероглифы Север, Арктика, холод, снег, лед, полярное сияние, а также образы севера, представленные в картинах китайских художников и выражающие общественное мнение; б) изучить внимательно Белую книгу «Арктическая политика Китая» (16 января 2018 г.); в) понять ожидания арктических государств, в том числе российской стороны, например, о важности тесного сотрудничества с Китаем в арктическом направлении при соблюдении российских национальных интересов и сохранения национальной безопасности в условиях современных российско-китайских деловых и доброжелательных отношений В.П. Журавеля (2019).
Оценка арктической стратегии Китая, обсуждаемая на страницах китайских СМИ показали: а) позиционирование Китая себя как важную заинтересованную сторону в управлении Арктикой, аргументируя такую позицию своими большими возможностями в плане оборудования, технологий, инвестиций, созданной научной базой; б) повышение осведомленности китайцев об Арктике; в) продвижение привлекательности экологического арктического туризма; г) внимание к экологическим проблемам Арктики и пути их решения; д) подчеркивание того, что арктический вопрос вышел за предел региональных проблем и затрагивает интересы международного сообщества. При этом главными принципами обозначены - уважение, сотрудничество, взаимная выгода и стабильность.
Сходства и различия оценки Белой книги об Арктике российскими и китайскими учеными имеет свои сходства и различия. Сходство заключается в том, что и в той, и в другой оценке декларации амбиций Китая в отношении Арктики подчеркивается его неизменное уважение к интересам других стран; различие состоит - в расстановке акцентов: если российский ученый фокусируется на взаимоотношениях по арктической тематике, исключительно на российско-китайских отношениях, то китайская сторона имеет в виду все международное сообщество в целом.
Освещение событий, связанных с арктической тематикой и нашедших отражение на страницах журнала «Китай» с 2013 по 2019 года показало важное событие, взволновавшее китайскую общественность, - сдача в эксплуатацию первой линии завода по производству сжиженного газа «Ямал СПГ» на полуострове Ямал, явившееся результатом Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в сфере реализации проекта «Ямал СПГ», подписанного в январе 2014 года в Москве и Пекине и рассчитанного на 30 лет. Это важнейший проект китайско-российского сотрудничества по энергоресурсам. Проект «Ямал СПГ» помогает запустить Северный Морской путь и транзитные перевозки по Северному Ледовитому океану.
Кроме того, деятельность правительства Китая относительно Арктики стала одной из важных направлений внешней политики и укрепления позиций по ней. Так, встречи и совещания китайских руководителей с руководителями арктических государств - США, Канады, Норвегии, Исландии, Дании, Финляндии и России показали интенсификацию этих встреч в период с 2015 по 2023 годы.
Вторая задача ВКР - выявить, представить и объяснить образ российской Арктики китайскому обществу. Представление российского севера и Арктики в целом китайскому обществу дано путем освещения истории их изучения и освоения, утверждения китайских политиков и бизнесменов в необходимости вложения сил и средств в развитие современной Арктики.
Экскурс в историю исследования показано через факты описания освоения Арктики.
Так, подробный анализ книги К. Бадигина о роли русских поморов в освоении северных (Белого и Баренцева) морей и Северного Ледовитого океана в XII - XVI веках изложено с целью знакомства китайского общества о начале ледового мореплавания по европейскому Северу с островами, расположенными в Северном Ледовитом океане К. Бадигина (1956); описание канадского путешественника В. Стеффансона (2015) о красоте Арктики призвано притягивать интерес современных путешественников на наличие трудностей изменить шаблонное представление о ней, не как безжизненную пустыню, а как вполне привлекательный край с богатым животным и растительным миром; вклад ученого С. Обручева (2019), руководившего в 1926 году геологической экспедицией по изучению р. Индигирка (Якутия) может стать основой изучения географических открытий и истории освоения русского Севера и Арктики.
Современный этап формирования арктических знаний изучены: а) на основе анализа монографии Ю.Ф. Лукина (2013), в которой представлена эволюция представления об Арктике в изменяющемся мире, выявлены актуальные проблемы геополитики и прослежены этапы формирования и проведения арктической политики российского государства; б) на основе обзора последних трудов российских ученых по арктической тематике, опубликованных в альманахе «The Arctic in the Space of Knowledge» (2022), где изложены результаты разнообразных научных исследований, таких как геоэкономическая реальность и проблемы экономики, межкультурная коммуникация и области общественных действий и др. Сопоставление этих научных и научнопопулярных изданий позволило показать часть общего представления об открытии и освоении Арктики, а также размышления ученых о путях и перспективах развития арктического пространства.
Подобный небольшой обзор поможет китайскому обществу иметь общее представление, а также при желании восполнить необходимые для каждой научной дисциплины восполнить недостающие факты, события и продолжить различные виды описания и представления по знанию о современной Арктике, как о регионе будущего освоения.
Описание систем административного деления Арктической зоны Российской Федерации является наиболее обсуждаемой темой в научных кругах Китая и бизнес-среды. Планы правительства российского государства об освоении труднодоступных территорий, возрождения Северного морского пути - тема двусторонних отношений на современном этапе российско-китайских отношений. Потому части китайского общества - научной среде и бизнес-среде знания о 9 субъектах Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) - направление весьма непростое для понимания. Сложность заключается и в том, что уточнение социально-экономических планов относительно развития российской Арктики связано с экономической целесообразностью и географической спецификой.
Последним обсуждаемым планом правительства является формирование агломераций. Потому важно дать пояснение понятию социально-экономическая агломерация. Сложная управленческая схема: регион, агломерация, опорные пункты связана с поиском оптимальных решений по инвестициям в российскую Арктику.
Для наиболее упрощенного представления связанности этой управленческой схемы для китайского общества дается описание образов образы опорных населенных пунктов, объединенных в 16 арктических агломераций: в составе Мурманской агломерации опорными пунктами стали города Мурманск и Североморск, а также Кольский муниципальный район; в составе Архангельской агломерации - Архангельск, Северодвинск и Новодвинск; в число опорных пунктов вошли Нарьян-Мар, Новый Уренгой, Ноябрьск, Воркута, Норильск, Диксон, Певек и Анадырь.
В силу специфики китайского письма, являющегося иероглифическим, жители Поднебесной привыкли мыслить образами и знаками, поэтому логично сформировать у китайцев образ Арктики через эмблематику городов и поселений, входящих в АЗРФ. Через яркие и привлекательные образы, в которых кроется выражение определенной идеи, осуществляется ребрендинг территории. Изображения гербов населенных пунктов, лежащих вблизи арктических морей Северного Ледовитого океана, и их описания могут убедительно показать в символике гербов географические, природные, исторические, экономические и культурные особенности Арктики. Именно гербовые изображения животных, птиц и рыб, растительности, полезных ископаемых и связанных с ними направлений деятельности населения способны наглядно представить преимущества Арктики и убедить китайские деловые круги в целесообразности вложения средств в этот отдаленный, малознакомый район.
Проведенное исследование подтверждает гипотезу о том, что продвижение образа Арктики в Китае формируется через государственный научноисследовательский интерес, в том числе средствами массовой информации. Ребрендинг северных территорий арктических государств, нацеленный на создание позитивного представления об Арктике, способствует усилению политических и экономических связей между Китаем и арктическими государствами, в первую очередь Россией.



Государственные документы
1. Конституция Российской Федерации c изменениями 2022 г. URL: http://duma. gov.ru/news/55446
2. Методические рекомендации по разработке долгосрочных планов
социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций. Приказ Министерства экономического развития РФ от 26 сентября 2023 г. № 669. URL:
https://www.economy.gov.ru/material/file/1573623717da9263b7e6533b267667ee/me todicheskie rekomendacii po razrabotke dolgosrochnyh planov socialno ekonomi cheskogo razvitiya krupnyh i krupneyshih gorodskih aglomeraciy.pdf
3. Распоряжение от 28 ноября 2023 года №3377-р URL: http://government.ru/news/50301/
4. Таблица нормативных написаний иероглифов, GB/Z40637-2021.
Литература
5. Айцзи Ли Бянь. Произведение эпохи Цин в восьми томах. Книжная компания Чжунхуа, 1986.
6. Бадигин К.С. По студеным морям. Государственное издательство
географической литературы. М., 1956. 424 с.
7. Бадигин К.С. По студеным морям. Государственное издательство
географической литературы. М., 1956. С. 8.
8. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. 201 с.
9. Валиев Э.Н., Вейсов Э.Н. Банковский маркетинг: особенности, новые тенденции и перспективы//Экономика и управление. 2029, № 7 (165). С. 83 - 87.
10. Ван Фан. «Морское взаимодействие» Китая и России». Журнал «Китай», 2012. №5 (79). С. 16 -19.
11. Гугнин М.А. Политический маркетинг (Сущность и генезис). Философия и общество, 2016. № 2. С. 84-89.
12. Демидова Е. В. Маркетинговые стратегии городов как инструмент территориального развития. Академический вестник: УралНИИпроект РААС, 2010. №2. С. 14-19.
13. Дин Хуан. Полярное управление с участием Китая. Пекин: изд-во Наука. 2018. №04. C 357.
14. Журавель В.П. «Белая книга» Китая по Арктике: взгляд в будущее. Большая Евразия : развитие, безопасность, сотрудничество. М., 2019. С. 126 - 129.
15.Зайцева О.В. Маркетинг города и процессное управление в основе стратегического развития муниципального образования. «Символ науки», 2016. №3. С.72-74.
16.Зингер Е.М. Символ Арктики.//Жизнь Земли, 2019. С. 92.
17. Инь Синьюй. Новый импульс китайско-российской дружбы. Журнал «Китай», 2018. № 3 (149).
18. Калинкин Ю. Геральдическое описание и обоснование символики герба городского поселения Диксон. Издательство: «Гербовед», № 69.
... Всего источников –45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ