Только Word
Введение 3
Глава 1. Место международного сотрудничества в области туризма в системе внешней культурной политики государства: теоретические аспекты проблемы 12
1.1. Основные теоретические подходы к вопросу внешней культурной политики 12
1.2. Международное сотрудничество в области туризма как инструмент внешней культурной политики 16
1.3. Национальные подходы к международному сотрудничеству в области туризма 19
Глава 2. Сравнительный анализ российской и итальянской моделей международного сотрудничества в области туризма 24
2.1. Формирование и историческое развитие международного сотрудничества в области туризма в системе внешней культурной политики России и Италии 24
2.2. Место международного сотрудничества в области туризма в концептуальных основах внешней культурной политики России и Италии 36
2.3. Институциональные особенности регулирования и реализации международного сотрудничества в области туризма России и Италии 43
Глава 3. Практическое измерение международного сотрудничества в области туризма в рамках внешней культурной политики России и Италии 49
3.1. Направления политики Италии в рамках международного сотрудничества в области туризма 49
3.2. Направления политики России в рамках международного сотрудничества в области туризма 59
3.3. Перспективы развития международного сотрудничества в области туризма как инструмента внешней культурной политики России 69
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 80
Приложение 98
Международный туризм на современном этапе демонстрирует высокие темпы развития: согласно данным Всемирной туристской организации, в 2019 году в мире было зарегистрировано около 1,46 миллиарда туристических поездок за рубеж.1 Увеличение количества международных туристов ведет к возрастанию числа межкультурных контактов и расширению значения диалога между культурами, что отражается на международных отношениях. В этих условиях неотъемлемой частью внешней политики государства в сфере культуры становится международное сотрудничество в области туризма. Россия и Италия, обладая значительным историко-культурным и природным потенциалом, могут пользоваться инструментарием международного сотрудничества в области туризма при реализации курса внешней культурной политики.
Данная работа представляет собой анализ отличных друг от друга подходов России и Италии к международному сотрудничеству в области туризма. В исследовании приведен обзор теоретических подходов к исследованию международного сотрудничества в сфере туризма, анализ исторического развития, концептуальных основ и институционального регулирования данного направления внешнеполитической деятельности России и Италии, а также определены их приоритеты в рамках международного сотрудничества по вопросам туризма и предложены практические рекомендации по развитию деятельности в этой сфере.
Актуальность исследования. Италия на современном этапе выступает одним из наиболее привлекательных направлений международного туризма, что во многом связано с эффективностью ее национального подхода к международному сотрудничеству в данной области. В то же время Россия, в концептуальных основах внешней культурной политики которой отмечен потенциал страны стать ведущей туристской державой,2 демонстрирует менее успешную стратегию международного сотрудничества в области туризма. Сравнение подходов двух государств даст возможность выявить сильные и слабые стороны каждой из моделей и разработать рекомендации по совершенствованию российского подхода. Кроме того, на сегодняшний день необходимость восстановления национальных экономик от влияния ограничений, введенных во время пандемии COVID-19, выступает приоритетом для многих государств, и в перспективе международный туризм может стать одним из ключевых ресурсов для достижения этой цели. Данное обстоятельство будет поощрять государства активизировать деятельность в рамках международного сотрудничества в сфере туризма. Эти причины обуславливают значимость и актуальность исследования международного сотрудничества в области туризма России и Италии.
В настоящее время в поле исследований внешней культурной политики в науке о международных отношениях национальные подходы различных государств к международному сотрудничеству в области туризма остаются за рамками широкого внимания: в отличие от проблемы роли туризма во внешней политике государства, вопрос международного сотрудничества в области туризма как отдельного направления внешней политики недостаточно изучен. Новизна представленной работы заключается в том, что данное исследование анализирует подходы России и Италии к международному сотрудничеству в сфере туризма, рассматривая его как самостоятельную отрасль внешней культурной политики. Кроме того, в работе разработана модель анализа национальных подходов к международному сотрудничеству в области туризма, а также предложены рекомендации по совершенствованию международного сотрудничества в сфере туризма в системе внешней культурной политики России.
Цель данной работы – определение роли международного сотрудничества в сфере туризма в реализации внешней культурной политики России и Италии.
Задачами проводимого исследования выступают:
1. Анализ теоретической основы исследования вопросов внешней культурной политики и международного сотрудничества в области туризма.
2. Разработка модели анализа национальных подходов к международному сотрудничеству в области туризма.
3. Выявление особенностей исторического развития международного сотрудничества в области туризма во внешнеполитической деятельности России и Италии.
4. Сравнение концептуальных основ и институциональных особенностей международного сотрудничества в сфере туризма в системе внешней культурной политики России и Италии.
5. Определение приоритетных направлений международного сотрудничества в области туризма России и Италии путем применения разработанной в настоящей работе модели анализа национальных подходов.....
Как показывают выводы, полученные в проведенном исследовании, Россия и Италия в значительных масштабах используют международное сотрудничество в области туризма как инструмент внешней культурной политики, при этом оперируя отличными друг от друга национальными подходами. Можно заключить, что подходы данных государств доказывают свою эффективность в тех или иных направлениях, однако для обоих случаев характерно существование ряда проблем и недостатков. Прежде чем подвести итог настоящему исследованию и дать оценку развитию сотрудничества России и Италии в сфере туризма с другими государствами, рассмотрим выводы, полученные при выполнении каждой из поставленных в работе задач.
В первую очередь, проведя анализ теоретической основы исследования вопросов внешней культурной политики и международного сотрудничества в области туризма через призму реалистической, либеральной и конструктивистской парадигм теории международных отношений, мы определили, что в современных условиях целями внешней культурной политики являются продвижение национальной культуры за рубежом и повышение уровня взаимопонимания между государствами путем межкультурного диалога. Достижение данных целей способствует развитию международного культурно-гуманитарного сотрудничества, в том числе по вопросам туризма. Далее, сопоставив особенности международного сотрудничества в области туризма с выделенными нами критериями инструмента внешней культурной политики, мы доказали, что оно представляет собой полноценное направление внешнеполитической деятельности в сфере культуры, нацеленное на поощрение культурного обмена, а также содействующее пониманию культуры других государств и собственной национальной культуры.
Подводя итоги теоретической части исследования, мы дали определение феномену национальных подходов к международному сотрудничеству в сфере туризма. Так, под национальным подходом к международному сотрудничеству в области туризма понимается совокупность используемых государством методов осуществления сотрудничества в сфере туризма, его концептуальных и институциональных основ, а также приоритетных направлений в рамках такого сотрудничества. Мы детально проанализировали перечисленные составные элементы, и на основе выявленных между ними взаимосвязей мы разработали концепцию анализа национального подхода к международному туристическому взаимодействию (см. Приложение, схема 1), которая была применена для исследования национальных подходов России и Италии в представленной работе.
Анализ исторического развития внешнеполитической деятельности России и Италии в направлении международного сотрудничества в области туризма показал, что обе страны имеют значительный опыт в данной сфере. Для истории российской внешней политики характерна эволюция международного сотрудничества в области туризма от инструмента идеологической пропаганды до самостоятельного направления внешней культурной политики. Мы пришли к выводу, что использование туризма Советским Союзом в целях продвижения собственной идеологии определило его место во внешней политике страны в настоящее время: сотрудничество в области туризма в первую очередь представляется в качестве направления культурного взаимодействия. Международное сотрудничество в сфере туризма Италии развивалось иначе: несмотря на значительные потоки иностранных туристов в страну, Италия в течение долгого времени не уделяла существенного внимания сотрудничеству в области туризма с другими странами. Изначально внимание итальянской политики к нему было вызвано вопросами экономической выгоды въездного туризма для страны, однако, как показывают полученные нами выводы, на современном этапе Италия использует сотрудничество по вопросам туризма для продвижения национальной культуры.
Сравнительный анализ концептуальных основ международного сотрудничества в сфере туризма России и Италии позволил заключить, что формирование внешнеполитического курса обеих стран в этой области опирается на принципы взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами. При этом мы выявили существенное различие в приоритетах, которые отражены в стратегических документах двух стран. Идеи подхода Италии в основном сфокусированы на вопросе продвижения национальной культуры и имиджа страны, в то время как концептуальные основы подхода России делают акцент на развитии межкультурного обмена и диалога. Сопоставив системы институтов регулирования государственной политики в области туризма двух государств, мы пришли к аналогичному выводу: существование в Италии самостоятельного ведомства по продвижению туристического бренда страны указывает на приоритетность этого направления для ее внешней культурной политики. На наш взгляд, названные различия во многом определили разницу между подходами России и Италии к сотрудничеству по вопросам туризма....
1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области туризма // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/901789252 (дата обращения: 10.05.2021).
2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Намибии о сотрудничестве в сфере туризма // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-5/45183 (дата обращения: 29.03.2021).
3. Соглашение между правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве по вопросам туризма // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-560/49544 (дата обращения: 29.03.2021).
4. Соглашение между Правительством СССР и Правительством Японии о культурных связях // Министерство иностранных дел России. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-28/49138 (дата обращения: 29.03.2021).
5. Соглашение между Правительством СССР и ЧССР о сотрудничестве в области туризма // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-549/58322 (дата обращения: 29.03.2021).
6. Соглашение о культурном сотрудничестве между СССР и Королевством Нидерландов // Министерство иностранных дел России. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-564/49546 (дата обращения: 29.03.2021).
7. Accordo fra il Governo della Repubblica Italiana ed il Governo della Repubblica del Perù in materia di cooperazione turistica // Gazzetta Ufficiale. URL: https://www.gazzettaufficiale.it/eli/gu/1999/10/15/243/so/182/sg/pdf (дата обращения: 30.03.2021).
8. Muscat Declaration on Tourism and Culture: Fostering Sustainable Development // World Tourism Organization. URL: https://webunwto.s3.eu-west-1.amazonaws.com/s3fs-public/2019-11/muscat_declaration_0.pdf (дата обращения: 26.02.2021).
9. Programma esecutivo di cooperazione culturale tra il Governo della Repubblica Italiana e il Governo della Repubblica dell’Uzbekistan // Ministero degli Affari Esteri e della Cooperazione Internazionale. URL: https://www.esteri.it/mae/resource/doc/2019/03/uzbekistan_pe_firmato_anni_2019-2021_in_lingua_it.pdf (дата обращения: 20.04.2021).
10. Ratifica ed esecuzione dell'accordo di collaborazione turistica tra il Governo della Repubblica italiana ed il Governo della Repubblica del Venezuela, firmato a Caracas il 17 aprile 1987 // Normattiva. Il portale della legge vigente. URL: https://www.normattiva.it/gotoBreadCrumb/0.8880355272691675/0? (дата обращения: 28.03.2021).
11. Ratifica ed esecuzione dell'Accordo tra il Governo della Repubblica italiana ed il Governo della Repubblica di Moldova sulla collaborazione nel settore del turismo, fatto a Roma il 7 dicembre 2006 // Normattiva. Il portale della legge vigente. URL: https://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:2010;45 (дата обращения: 26.03.2021).
12. Turismo: accordo di cooperazione Italia-Cina // Ministero dei beni e delle attività culturali e del turismo. URL: https://www.turismo.beniculturali.it/news/italia-cina-accordo-cooperazione-sul-turismo/ (дата обращения: 15.04.2021).
Нормативно-правовые акты и программные документы:
13. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 г.) // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (дата обращения: 01.04.2021).
14. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/document/557414759?marker=6540IN (дата обращения: 01.04.2021).
15. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/el/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/224550 (дата обращения: 01.04.2021)....109