Введение 3
2. Глава 1. Ретроспектива российско-казахстанских отношений до «Украинского кризиса»
1.1. Становление и развитие российско-казахстанских отношений в постсоветский период 10
1.2. Тенденции российско-казахстанского сотрудничества в военной сфере 25
1.3. Сотрудничество России и Казахстана в космической сфере 33
1.4. «Каспийский вопрос» в российско-казахстанских отношениях 39
1.5. «Русский вопрос» в Казахстане 44
3. Глава 2. Реакция Казахстана на украинские события 2013-2014 гг.
2.1. Реакция на «украинский кризис» в политической сфере и попытки посредничества в урегулировании конфликта 53
2.2. Внутренняя политика Казахстана после «Украинского кризиса» 68
2.3. Эволюция национальной стратегии Казахстана на фоне «украинского кризиса» 77
4. Глава 3. Отношения в контексте санкций в период 2014-2018 гг.
3.1. Торгово-экономическая динамика в отношениях России и Казахстана на фоне санкций 83
3.2. Военное сотрудничество России и Казахстана после «Крымской весны» 88
3.3. Российско-казахстанское сотрудничество в космической сфере после 2014 года 94
5. Заключение 100
6. Список источников и литературы 103
После распада Советского Союза в 1991 году Казахстан стал одним из главных стратегических партнеров и союзников России на постсоветском пространстве. Несмотря на ряд проблем в межгосударственных отношениях, в целом Россия и Казахстан демонстрировали положительную динамику развития двустороннего сотрудничества и стремление к расширению масштабов взаимной интеграции.
Украинский политический кризис 2013-2014 гг. и последовавшая за эскалацией насилия и свержением президента В. Януковича реакция России - установление российского суверенитета над Республикой Крым – значительно обострили отношения между Россией и странами Запада. Растущая геополитическая напряженность ставит перед государствами на постсоветском пространстве дилемму стратегического выбора – оказать поддержку России, рискуя ухудшением отношений с США и их союзниками, либо сделать выбор в пользу «западного вектора», рискуя вызвать недовольство уже со стороны России.
Являясь одним из ключевых российских союзников и партнеров, Казахстан также неизбежно сталкивается с данной дилеммой. При этом его многовекторная внешняя политика в конечном счете способна лишь отдалить непосредственный выбор стороны противостояния в случае возникновения такой необходимости, вызванной дальнейшим обострением отношений России и стран Запада.
Актуальность темы данной диссертации обусловлена следующими факторами.
Во-первых, Казахстан в данный момент продолжает оставаться одним из ключевых союзников и партнеров России на постсоветском пространстве и в мире – двустороннее сотрудничество охватывает политическую, военную, торгово-экономическую, научную, культурную и ряд других сфер. В связи с этим, изучение новейших факторов, способных оказать влияние на динамику российско-казахстанских отношений обладает прикладным значением для сферы международных отношений.
Во-вторых, за счет собственных природных и ископаемых ресурсов, в том числе, обладающих стратегической важностью, Казахстан представляет прямой интерес для России, как стабильный партнер в торгово-экономической сфере. При этом Казахстан выступает для России одним из рынков сбыта собственной продукции, что является важным обстоятельством в контексте эскалации «санкционной войны» России со странами Запада.
В-третьих, за счет своего географического положения Казахстан обладает исключительной важностью для России непосредственно, как партнер в Центральной Азии. При этом центральноазиатский регион за счет собственного природноресурсного и демографического потенциала располагается на стыке сферы интересов не только России, но и США, КНР, а также ряда менее влиятельных акторов. Перспективы возрождения «Шелкового пути» также увеличивают и без того высокое значение Казахстана, как государства на стыке континентов и сфер интересов.
В-четвертых, Казахстан за счет протяженной общей границы с Россией прямо оказывает влияние на вопросы региональной безопасности применительно к России. Из этого следует крайняя важность сохранения устойчивого российско-казахстанского сотрудничества в политической и военной сферах, особенно в условиях роста геополитической напряженности.
В-пятых, в связи с тем, что события украинского политического кризиса произошли относительно недавно, а их последствия продолжают развиваться по настоящий момент, тематика российско-казахстанских отношений непосредственно в данном контексте остается слабоизученной, из чего следует ее научная актуальность для сферы международных отношений.
Все вышесказанное свидетельствует об исключительной важности Казахстана, как партнера России, особенно в контексте растущей геополитической напряженности, вызванной событиями «Украинского кризиса». Следовательно, изучение влияния данного фактора на российско-казахстанские отношения имеет несомненные актуальность и научно-практическую значимость.
Научная новизна данной диссертационной работы состоит в том, что на момент написания впервые в отечественной историографии представлен всесторонний анализ влияния событий «Украинского кризиса» и его последствий на российско-казахстанские отношения. Новизной отличается и комплексный анализ динамики взаимодействия России и Казахстана, а также проблем, оказывавших влияние на развитие взаимоотношений, до событий украинского политического кризиса 2013-2014 гг. и непосредственно после них.
Объектом диссертационного исследования являются отношения Российской Федерации и Республики Казахстан с распада Советского Союза и по настоящий момент. Предметом исследования является влияние событий «Украинского кризиса» на российско-казахстанские отношения....
Проделанный в рамках работы анализ позволил решить исследовательские задачи, поставленные в диссертации и прийти следующим выводам.
Во-первых, хотя взаимодействие России и Казахстана к началу 2014 года стало примером наиболее устойчивого и продуктивного двустороннего сотрудничества на постсоветском пространстве, процесс развития данных отношений оказался осложнен рядом серьезных проблем, возникших еще при распаде Советского Союза. Часть таких проблем была успешно решена к началу 2000-годов, например – вопрос раздела военного имущества, оставшегося от Советского Союза или вопрос пользования ресурсами северной части Каспийского моря, но некоторые из них имели долгосрочный характер – например, проблема русского населения в северных областях Казахстана или проблема зависимости России от Казахстана в вопросе пользования комплексом «Байконур». Также относительно проблемным фактором выступало стремление Н.А. Назарбаева к проведению многовекторного внешнеполитического курса с минимумом издержек для Казахстана, что автоматически ставило под сомнение реальную эффективность союзных отношений в случае возникновения серьезного кризиса, ставящего перед Казахстаном дилемму выбора стороны в конфликтной ситуации. Примером данного подхода стала выжидательная позиция Казахстана в ходе российско-грузинского военного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года. Также определенные сомнения в надежности Казахстана, как военного союзника в долгосрочной перспективе, вызывали заявленные в военной доктрине намерения по внедрению в национальных вооруженных силах стандартов НАТО.
Во-вторых, «Украинский кризис» стал событием, оказавшим крайне неблагоприятное воздействие на российско-казахстанские отношения. Присоединение Крыма к Российской Федерации вызвало серьезную обеспокоенность Казахстана, так как это был открытый прецедент силового пересмотра границ, оставшихся после 1991 года, под предлогом защиты соотечественников. С учетом того, что в самом Казахстане значительную долю населения северных регионов все еще составляли русские, это не могло не вызвать проведения в казахстанском обществе и в эшелонах власти аналогий с крымским референдумом. В сложившихся обстоятельствах руководство Казахстана было вынуждено выразить политическую поддержку позиции России, так как статус союзника и стратегического партнера в определенной степени был способен гарантировать сохранение суверенитета и территориальной целостности государства. При этом, Н.А. Назарбаев, с одной стороны демонстрируя России свою лояльность, постарался по возможности обеспечить Казахстану позицию условно нейтрального посредника между Россией и странами Запада. Тем не менее, его усилия по налаживанию диалога между сторонами «Украинского кризиса» в целом не принесли заметного эффекта – так как итоговые договоренности по урегулированию вооруженного конфликта на юго-востоке Украины не соблюдались как новым киевским правительством, так и сепаратистами. Какой-либо диалог между Россией и США или странами ЕС по вопросу принадлежности Крыма и правомерности крымского референдума был в принципе исключен, так как ни одна из сторон не была готова к каким-либо компромиссам. Что касается внутренней политики Казахстана, главной реакцией на «Украинский кризис» в этой сфере стало усиление цензуры СМИ и ужесточение уголовного законодательства, с последовавшим его применением по отношению к гражданам Казахстана, принимавшим участие в вооруженном конфликте на юго-востоке Украины.
В-третьих, по мере обострения оформившегося раскола между Россией и западными странами, экономика Казахстана, в значительной степени интегрированная с российской, стала испытывать на себе давление антироссийских западных санкций. Ситуацию дополнительно усугубили обвал мировых цен на нефть, и стремительная девальвация российского рубля. На этом фоне произошло уменьшение товарооборота между Россией и Казахстаном. Кризисные явления в российской экономике поставили под сомнение как реализацию совместных инфраструктурных проектов, так и проектов, направленных на уход от зависимости от Казахстана – как это произошло в ситуации с космодромом «Восточный» и нехваткой финансирования для завершения работ по созданию ракеты-носителя «Ангара». В то же время, по мере частичного преодоления возникших экономических проблем, Россия и Казахстан сумели вернуться к работе над совместными проектами в сфере исследования и освоения космоса. Что касается военного сотрудничества, то сложившаяся политическая ситуация привела к интенсификации военной интеграции Казахстана с Россией. При этом новая военная доктрина Казахстана была принята с учетом опыта «Украинского кризиса», и в ней, в отличие от прошлых доктрин, в качестве ключевого направления развития сотрудничества была обозначена Организация Договора о коллективной безопасности....
1. Постановление Верховного Совета РФ от 08.12.1991. «Соглашение от 8 декабря 1991 года о создании содружества независимых государств» // URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_30726/1c5d2b9ecc270669c071bd598fa7a97d0f662999/ (дата обращения: 10.02.2019).
2. Постановление Верховного Совета РФ от 16 июля 1992. «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан» // URL: http://base.garant.ru/10119605/ (дата обращения: 10.02.2019)
3. Федеральный закон РФ от 24 октября 1994 года. «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур»» // URL: http://docs.cntd.ru/document/1902968 (дата обращения: 10.02.2019)
4. Указ Президента Российской Федерации № 147 от 17.03.2014 г. «О признании Республики Крым» // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/38202 (дата обращения: 28.02.2019).
5. Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ от 21.03.2014 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160618/ (дата обращения: 28.02.2019).
2. Официальные законодательные акты Республики Казахстан
6. Закон Республики Казахстан N 151 от 11 июля 1997 года «О языках в Республике Казахстан» // URL: https://tengrinews.kz/zakon/parlament_respubliki_kazahstan/konstitutsionnyiy_stroy_i_osnovyi_gosudarstvennogo_upravleniya/id-Z970000151_/ (дата обращения: 13.02.2019).
7. Конституционный закон Республики Казахстан № 1007-XII от 16 декабря 1991 года «О государственной независимости Республики Казахстан» // URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1000798#pos=5;-161 (дата обращения: 17.02.2019).
8. Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 года // URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1010212#pos=2;-62 (дата обращения: 17.02.2019).
9. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года // URL: http://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution (дата обращения: 15.02.2019).
10. Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 23 декабря 1991. «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» // URL: https://tengrinews.kz/zakon/parlament_respubliki_kazahstan/mejdunapodnyie_otnosheniya_respubliki_kazahstan/id-B910005500_/ (дата обращения: 02.02.2019).
11. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1008032#pos=1687;-46 (дата обращения: 14.03.2019).
12. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35341323#pos=1996;-54 (дата обращения: 14.03.2019).
13. Указ Пpезидента Республики Казахстан от 2 апpеля 1993 г. N 1158 «О создании Военно-Моpских Сил Республики Казахстан» // URL: https://tengrinews.kz/zakon/prezident_respubliki_kazahstan/obopona/id-U930001158_/ (дата обращения: 06.03.2019).
14. Указ Президента Республики Казахстан № 1018 от 25 февраля 2015 года «О назначении внеочередных выборов Президента Республики Казахстан» // URL: http://www.akorda.kz/ru/legal_acts/decrees/o-naznachenii-vneocherednyh-vyborov-prezidenta-respubliki-kazahstan (дата обращения: 18.03.2019).
15. Указ Президента Республики Казахстан № 379 от 13 августа 2007 года «О статусе и полномочиях Государственного секретаря Республики Казахстан» // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30119236 (дата обращения: 18.03.2019).....333