Введение 4
Глава 1.Эмотивность как категория русского сетевого дискурса 9
1.1. Медиатизация современного русского культурно-коммуникационного пространства 9
1.2. Сетевой дискурс как объект лингвистического исследования 15
1.2.1. Дискурс, текст, стиль, речевой жанр: соотношение понятий в лингвистике 15
1.2.2. Когнитивно-коммуникативные особенности сетевого дискурса и специфика его текстовой фиксации 23
1.3. Категория эмотивности как объект лингвистического исследования при дискурсивном подходе 36
1.3.1. Эмоциональный мир человека: психологический и социальные аспекты в их проекции на лингвистическое дискурсивное исследование 36
1.3.2 Эмотивность в кругу смежных языковых категорий: определение понятия 43
1.4. Средства репрезентации категории эмотивности в языке и дискурсе и их типология 48
Выводы 57
Глава 2. Особенности реализации категории эмотивности в сетевых текстах с конститутивной и неконститутивной эмотивностью 61
2.1. Общая характеристика материала исследования 61
2.2. Особенности реализации категории эмотивности в сетевых текстах стилей с конститутивной эмотивностью 61
2.2.1. Особенности реализации категории эмотивности в сетевом разговорном тексте 61
2.2.2. Особенности реализации категории эмотивности в сетевом тексте рекламного стиля 74
2.2.3. Особенности реализации категории эмотивности в сетевом тексте художественного стиля 82
2.3. Особенности реализации категории эмотивности в сетевых текстах стилей с неконститутивной эмотивностью. 87
2.3.1. Особенности реализации категории эмотивности в сетевом тексте научного стиля 87
2.3.2. Особенности реализации категории эмотивности в сетевом тексте официально-делового стиля 99
Выводы. 105
Заключение 108
Список литературы 109
Данная работа посвящена выявлению стилевых особенностей текстов в Интернет-среде.
Для исследования выбраны разные тексты в Интернет-среде 21 века, поскольку уже общепринято, что по мере развития техники и науки, интернет играет более важную роль в общении, при этом под влиянием сети Интернет традиционные тексты приобретает свои собственные черты в Интернет-среде. Обращаем большое внимание на то, что эмотивность как текстовая категория реализуется во взаимодействии с другими стилевыми особенностями.
Во отличие от эмоциональности, относящегося к категории психологии, эмотивность относится к языковой категории, которая определяется как «имманентно присущее языку семантическое свойство выражать системой своих средств эмоциональность как факт психики…» (Шаховский 2008: 24).
В последнее время в российской и зарубежной лингвистике вопросы эмотивности в частности подвергаются активному исследованию: выявляется реализация эмотивности (Вольф, 1989; Маслова, 1991; Филимонова, 2001; Буянова, Нечай, 2006), описание категории эмотивного высказывания/текста (Пиотровская, 1993; Быдина, 1995; Шаховский 2008; Минибаева, 2014). Эмотивность изучается исследователями с разных позиций, в том числе существует значительное число работ, описывающих реализации эмотивности на лексическом уровне (Шаховский, 1987; Бабенко, 1989; Любова, 2015; Рамазанова, 2017), на синтаксическом уровне (Графова, 1991; Турбина 2013; Керова, 2016; Воркачев, 2017; Пиотровская, 2019), на просодическом уровне и другие.
Всё вышесказанное показывает актуальность нашей работы.
Новизна работы заключается в изучении влияния свойств интернет-коммуникации и сетевого дискурса на особенности реализации категории эмотивности в зависимости от стилевой принадлежности текстов.
В работе выдвинута и доказывается следующая гипотеза:
Реализация категории эмотивности в персоноориентированных интернет-текстах, с одной стороны, определяется их «классической» жанрово-стилевой принадлежностью, с другой стороны, находится под воздействием свойств сетевого дискурса, в особенности таких, как аттрактивность, интерактивность, поликодовость, виртуальность, что приводит к их жанрово-стилевой гибридности.
1. Категория эмотивности присутствует в разных типах текстов Интернет-среды.
2. Эмотивность осуществляется в текстах во взаимодействии с другими стилевыми особенностями и отражается в эксплицитном и/или имплицитном выражении.
Объектом жанрово-стилевые особенности реализации категории эмотивности в персонориентированных текстах сетевого дискурса.
Предметом исследования выступают языковые средства и речевые приемы реализации категории эмотивности в персонориентированных текстах сетевого дискурса основных функциональных стилей.
Цель работы состоит в том, чтобы выявить стилевые особенности реализации категории эмотивности в персонориентированных текстах основных функциональных стилей а сетевом дискурсе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе изученной научной литературы по теме исследования определить терминологическую и методологическую базу выполняемой работы.
2. Собрать материал для предпринимаемого исследования: классифицировать тексты Интернет-среды в зависимости от функционально-стилистических особенностей; составить текстотеку из текстов Интернет-сферы разных типов.
3. Проанализировать выбранные нами персоноориентрованные тексты Интернет-среды с целью выявления стилевых особенностей реализации в них категории эмотивности.....
На основе проведенного анализа нами были сформированы теоретические основы для исследования особенностей реализации категории эмотивности в персоноориентированных текстах разной стилевой принадлежности в сетевом дискурсе.
В первой главе мы рассмотрели специфику сетевого дискурса, как тематическая неограниченность, жизнеподобность, виртуальность, субъективность, интерактивность, анонимность, эмоциональная онлайн расторможенность, аттрактивность, гипертекстуальность, поликодовость, полимодальность, высокая степень жанрово-стилевой вариативности и диффузности, гибридность устной и письменной формы речи. Также в нашем исследовании мы рассмотрели реализацию категории эмотивности в текстах Интернет-среды.
В целом, гипотез о том, что категория эмотивности присутствует в разных типах текстов Интернет-среды, подвердилась. С одной стороны, в сетевом пространстве на реализацию категории эмотивности оказывают влияние исходная жанрово-стилевая принадлежность текстов, определяющая степень его сопряженности с реализацией категории эмотивности. С другой стороны, воздействие свойства сетевого дискурса.
1. Акулич М. М., Пить В. В. Жизненные стратегии современной молодёжи // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 8. С. 34-43.
2. Антонов В. П. О стилевых чертах Интернет-стиля // Коммуникативная лингвистика: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов Международ. науч. конф. / Под общ. ред. Р. С. Сакиевой. Армавир: АЛУ. 2005. С. 30-39.
3. Апресян Ю. Д. Интегральное описание языка и системная лексикография. Избр. труды. Том II. М.: Школа "Языки русской культуры". 1995. 769 с.
4. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл.ред. В. Е. Ярцева. М.: Сов. энцикл., 1990. С.136-137.
5. Асратян З. Д. Дискурс и текст художественного произведения // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 2015. № 4. С. 17-20.
6. Ахренова Н. А. Теоретические основы интернет-лингвистики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 10 (28). С. 22-26.
7. Бабенко Л. Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1989. 86 с.
8. Бальжирова Т. Ж. Интернет как средство социальной коммуникации в условиях формирующегося в России информационного общества: автореферат диссертации … кандидата социологических наук. Улан-Удэ, 2003. 21 с.
9. Баранов А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов н/Д : Изд-во Рост.ун-та, 1993. 182 с.
10. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986а. С. 428-472.
11. Бельченко А. Е. Что «вдувает» «вДудь»? или блогер как идеолог социальной значимости личности // Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации: материалы междунар. науч. конф. Майкоп, 2018. С. 209-213.
12. Беляков М. В. Характер эмотивности дипломатического дискурса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2015. № 2. С. 124-132.
13. Бергфельд А. Ю. Эмоциональный опыт как теоретический конструкт // Вестник Пермского университета. Серия: Философия. Психология. Социология. 2010. Выпуск 1 (1). С. 38-46.
14. Блох М. Я., Резникова Н. А. Средства эмоционального воздействия политических выступлений // Томский государственный педагогический университет. 2006. № 9. С. 14-19.
15. Бобарыкина Н. А. Общение в малой социальной группе. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2003. 19 с.....211