Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Контроль и надзор в правовом государстве

Работа №144273

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

прокурорский надзор

Объем работы68
Год сдачи2024
Стоимость850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты государственного контроля и надзора в правовом государстве 5
1.1 Понятие и сущность контроля и надзора 5
1.2 Соотношение контроля и надзора 11
1.3 Источники контрольно-надзорной деятельности 15
Глава 2 Виды и организация государственного контроля и надзора 20
2.1 Президентский и парламентский контроль 20
2.2 Прокурорский контроль и надзор как основная функция прокурорской деятельности 30
2.3 Судебный контроль: понятие, характеристика и система 39
Заключение 49
Список использованных источников 54



В современном обществе контроль и надзор играют важнейшую роль в обеспечении законности и соблюдения прав и свобод граждан. В правовом государстве контроль и надзор направлены на предотвращение злоупотреблений, коррупции, а также обеспечение эффективного функционирования государственных органов.
Контроль и надзор - явления, которые присущи многим процессам, которые происходят в обществе и государстве. Они необходимы для функционирования государства, существования и развития общества. В настоящее время в условиях развития суверенного и демократического государства, изменения государственного строя, все большую значимость получают надзорно-контрольные механизмы.
Недостаточная эффективность или полное отсутствие государственного контроля и надзора приводит к серьезным последствиям для общества и самого государства, включая нарушение прав и интересов как физических, так и юридических лиц, подрывает авторитет власти, способствует распространению коррупции и правового беспорядка, а также замедляет прогресс экономических и социальных реформ. Эти проблемы подчеркивают важность изучения данной темы. Относительно изучения этих вопросов, в отечественной академической среде они получили внимание в рамках теории государства и права, административного права, науки о государственном управлении и других областях правоведения, что подтверждает значимость и глубину научного осмысления проблем контроля и надзора.
Изучением вопросов, связанных с контрольными и надзорными функциями в контексте теоретических основ государства и права, занимались такие ученые, как М. И. Байтин, Е. А. Макштакова, Д. В. Пожарский, О. Е. Савенко, и другие. Среди них также были С. С. Алексеев, В. М. Горшенев, Б. А. Булаевский, В. М. Сырых, Н. В. Черноголовкин, С. А. Комаров, Ю. Г. Ткаченко, подчеркивая многогранность подходов в этой области.
Объектом исследования выступают отношения, возникающие в процессе осуществления органами власти субъектов РФ функций государственного контроля и надзора.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие правовые основы и порядок осуществления государственного контроля и надзора органами исполнительной власти субъектов РФ, а также федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты и практика их применения при реализации функций государственного контроля и надзора.
Целью настоящего исследования является теоретический анализ осуществления функций государственного контроля и административного надзора органами исполнительной власти субъектов РФ, а также формирование научно обоснованных предложений по совершенствованию их деятельности при реализации указанных функций на региональном уровне.
В соответствии с поставленной целью задачами исследования являются:
- изучить понятие и сущность контроля и надзора;
- выявить соотношение контроля и надзора;
- проанализировать источники контрольно-надзорной деятельности;
- охарактеризовать виды и организацию государственного контроля и надзора, а именно президентский и парламентский, прокурорский и судебный виды контроля и надзора.
Исследование функций государственного контроля и административного надзора на региональном уровне базируется на системе разнообразных методов познания, включая философские, общенаучные и частнонаучные подходы.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, разбитых на шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной исследовательской работе были проанализированы механизмы контроля и надзора в контексте правового государства. По завершении проведенного анализа, можно сделать следующие заключения:
Предназначение системы контроля и надзора в правовом государстве заключается в обеспечении соблюдения законов и прав граждан и организаций, а также в обеспечении законности, обеспечении общественной безопасности и защите прав и свобод граждан. Разнообразие методов и областей применения контроля и надзора вправе государстве включает в себя государственные органы, правоохранительные органы, судебную систему, контрольно-надзорные органы и общественные институты.
Предоставление гарантий справедливости, прозрачности, эффективности и ответственности является ключевым вопросом в области контроля и надзора в правовом государстве. Только при строгом соблюдении этих принципов государство сможет обеспечить защиту прав граждан и правопорядок.
Важную роль в обеспечении стабильности и законности общества, а также защите прав граждан и обеспечении справедливости и равенства перед законом играют контроль и надзор в правовом государстве.
Прокуратура, как централизованный надзорный орган, приобретает все большее значение в укреплении правопорядка и законности в стране, особенно в контексте претворения в жизнь курса на построение правового государства и признания приоритета личности.
Один из важнейших гарантов защиты свобод и прав граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности, является прокурорский надзор и вся правоохранная деятельность прокуратуры. Поэтому общество и государство заинтересованы в максимальной эффективности надзорной и другой деятельности прокуратуры, чтобы это приводило к реальному укреплению законности и правопорядка. Деятельность органов исполнительной власти в правовом государстве осуществляется на основе законов и подлежит судебному контролю за ее законностью, учитывая специфику этой деятельности.
В области государственного управления существуют два типа судебного контроля, выделенных в современной юридической науке. Один из них – это непосредственный судебный контроль, который представляет собой проверку законности и соответствия принятого нормативного акта более высокому правовому акту по степени юридической значимости. Важным вопросом в данной ситуации является сохранение либо частичная утрата юридической силы принятого нормативного акта.
Согласно изложенному в первой части настоящего исследования, ФЗ-248, который устанавливает нормы контроля и надзора, обнаруживает недостатки, которые могут привести к осложнениям при его применении.
Автор считает, что в ФЗ-248 необходимо ввести статью, которая бы содержала определения используемых терминов, так как это является стандартом законодательной техники. Отсутствие таких определений может привести к различным толкованиям терминов и, следовательно, к проблемам при исполнении закона. Поэтому предлагается включить в новый закон статью с определениями терминов, связанных с государственным и муниципальным контролем, таких как контрольные мероприятия, контролируемые лица, контрольные действия, стандарт контрольно-надзорной деятельности и т.д.
Внося изменения в статью 1, следует переформулировать ее как "Определения и терминология, используемые в данном документе", и изменить нумерацию остальных статей закона. Новый закон имеет недостаток в части принципов контрольно-надзорной деятельности (глава 2), так как он склонен к обобщенности, декларативности и неопределенности юридических норм. Например, отсутствует принцип планирования, хотя многочисленные статьи нового закона упоминают о плановых мерах контроля и надзора (ст. 25, 57 и другие).
Статья 12 «Оперативность и планирование при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля» предлагает новый подход к контрольным процедурам. Пункт 6 дополняет статью, утверждая, что контрольные мероприятия будут проводиться на плановой основе, за исключением объектов контроля с низким риском. Декларативный характер принципа обоснованности лишь намекает на его значение в контексте данного закона.
В разделе «Законность и обоснованность», пункт 5 должен быть дополнен фразой «включая следующие ситуации:» для того, чтобы перечислить все возможные случаи принятия решений без обоснования и совершения необоснованных действий или бездействия должностными лицами. В статье 57 указаны основания для проведения контрольных мероприятий, которые, вероятно, связаны с принципом обоснованности, но нет явной юридической связи между статьями 7 и 57 (к примеру, через ссылку на статью 57).
Отсутствие в заключительных положениях нового закона упоминания о ФЗ-294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в условиях ФЗ-248 (исключая региональный и муниципальный контроль) говорит о несогласованности норм существующего законодательства и возможных противоречиях. Это ставит под угрозу согласованность действующих законов, учитывая, что многие аспекты регулирования являются одинаковыми (например, полномочия контрольных органов, профилактические меры, межведомственное взаимодействие, риск-ориентированный подход и прочее).
Для полного вступления в юридическую силу ФЗ-248 необходимо дополнить статью 98 пунктом 14 о порядке и сроках действия ФЗ-294. Нарушения правовой регламентации выявлены в п. 5 ст. 20, где контрольно-надзорные органы могут заключать соглашения о межведомственном взаимодействии. В то время как практика межведомственного взаимодействия в сфере государственного и муниципального управления показывает, что такое взаимодействие осуществляется на основе двусторонних соглашений. Поэтому предлагается дополнить пункт 1 статьи 20 словами «на основе соглашения» после слова «взаимодействует».
В главе 10 предлагается использовать комплаенс - систему внутреннего контроля, методики оценки деятельности контролируемым лицом для снижения рисков причинения вреда охраняемым ценностям. Наличие такой системы будет иметь превентивный характер и направлено на снижение рисков причинения вреда охраняемым ценностям. Понятие "комплаенс" соответствует понятию "самообследование" как одной из мер профилактики.
При разработке законопроекта ФЗ-248 не были соблюдены принятые правила законодательной техники и формальной логики, что привело к возникновению неясных и нечетких правовых предписаний. Эти недостатки могут породить риски ошибок в процессе исполнения закона.



НОРМАТИТВНЫЕ АКТЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок внесенных 01.07.2020 г.) // http://pravo.gov.ru, 19.03.2024
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // http://pravo.gov.ru, 19.03.2024
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // http://pravo.gov.ru, 19.03.2024
4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 25.12.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024) // http://pravo.gov.ru, 19.03.2024
5. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // http://pravo.gov.ru, 19.03.2024
6. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // http://pravo.gov.ru, 19.03.2024
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алгазина А.Ф. Саморегулирование как вид управленческой деятельности / А.Ф. Алгазина // Правоприменение. - 2017. - Т. 1. - № 2. - С. 101-114.
2. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: учебник. – М.: Зерцало-М, 2001. – С. 297;
3. Аманалиева Б.К. Ежегодник публичного права 2015: Административный процесс. М.: Инфотропик Медиа, 2015. 464 с.
4. Андреева Ю.А. К вопросу о соотношении понятий «контроль» и «надзор» / Ю.А. Андреева // Административное право и процесс. - 2009. - № 2. - С. 6-8.
5. Антонов С.Н. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения: моногр. / С.Н. Антонов. - М.: НИЦ БДД МВД России, 2017. - 67 с.
6. Аржанов, В. В. Административно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины (подходы Саратовской школы административного права) // Административное право и процесс. – 2020. – № 3. – С. 47-50.
7. Байтин М.И. Сущность права - Саратов: СГАП, 2001. - 416 с.
8. Баранов М. Соотношение понятий «государственный контроль» и «государственный надзор»: теория и практика вопроса // Право и жизнь. 2011. No 7-8. С. 68-100.
9. Беляев В. П. Надзор как форма юридической деятельности // Правоведение. – 2004. – No 3. – С. 68–84
10. Беляев В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности: вопросы теории и практики: дис. ... д-ра юрид. наук - Саратов, 2006. - 436 с.
11. Бутылина Е.В. Земельный надзор и контроль: дис. ... канд. юрид. наук - М., 2015. - 204 с.
12. Бялт В. С. Правоведение: учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 299 с.
13. Винокуров, А. Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону о прокуратуре РФ / А. Ю. Винокуров. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 959 с. — (Профессиональные комментарии). — ISBN 978-5-534-17827-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545096 (дата обращения: 09.04.2024).
14. Галанина Л.А. Организационно-правовое обеспечение контроля за исполнением нормативно-правовых актов в субъектах Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук - М., 2001. - 184 с.
15. Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 1987. С. 176.
16. Грабко О.В. Понятие и специфические черты гражданско-правового контроля // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. No 9. С. 60-68.
17. Дитрих Д.К. Контроль и надзор: проблемы терминологии в российском законодательстве // Вопросы российского и международного права. 2023. Том 13. No 9А. С. 377-383.
18. Захарцова Н. А. Контроль и надзор в механизме современного государства: понятие, сущность, основные характеристики // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 293-297. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95667/ (дата обращения: 19.03.2024).
19. Зубарев С.М. О соотношении понятий «контроль» и «надзор» в публичном управлении / С.М. Зубарев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 10. - С. 31-36.;
20. Зубарев С.М. Система общественного контроля за деятельностью органов публичной власти // Административное право и процесс. 2014. No 10. С. 20-26.
21. Зырянов С. М. Административный надзор органов исполнительной власти : автореф. дис. ... док. юрид. наук. – М., 2010. – С. 13;
22. Зырянов С.М. Обеспечение законности в административно-надзорной деятельности органов исполнительной власти // Журнал российского права. - 2010. - № 8. - С. 27-33.
23. Кожевников О.А., Никонова Ю.Ш. Законодательство о контрольно-надзорной деятельности: реалии и ожидаемые перспективы // Научный вестник Омской академии МВД России. 2021. №2 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelstvo-o-kontrolno-nadzornoy-deyatelnosti-realii-i-ozhidaemye-perspektivy (дата обращения: 19.03.2024).
24. Козлов Ю.М. Административное право / Ю.М. Козлов. - М.: Юристъ, 1999. - 320 с.
25. Комментарий к Конституции Российской Федерации / А. М. Дроздова [и др.] ; под редакцией С. А. Комарова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 410 с. — (Профессиональные комментарии). — ISBN 978-5-534-17830-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539508 (дата обращения: 09.04.2024).
26. Конин Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части: курс лекций. -М.: Юристъ, 2004. - 559 с.
27. Маркова А.М. Реформа контрольно-надзорной деятельности: первые итоги и дальнейшие перспективы // Новый юридический вестник. 2021. № 1 (25). С. 7-10.
28. Мартынов А.В. Проблемы правового регулирования административного надзора в России. Административно-процессуальное исследование: моногр. - М.: NOTA BENE, 2010. - 548 с.
29. Масленникова Е.В. Анализ российского опыта реформирования контрольно-надзорной деятельности (часть 2) // Вестник РУДН. Серия: государственное и муниципальное управление. 2018. Т. 5. №3. С. 318-342.
30. Маслов Кирилл Владиславович О соотношении понятий контроля и надзора // Правоприменение. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-ponyatiy-kontrolya-i-nadzora (дата обращения: 19.03.2024).
31. Нестеров А.В. Еще раз о властном контроле и надзоре // Административное право и про- цесс. – 2011. – №3. – С. 10–11.
32. Нетесова М.О. разграничении функций контроля и надзора в государственном управлении // Власть. – 2007. – №2. – С. 97-101.
33. Нистратов С.Г. Контроль и надзор как гарантии законности (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук - Волгоград, 2012. - 33 с.
34. Ольховикова С. В. Законодательство о контрольно-надзорной деятельности: реалии и перспективы // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы VIII Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 18-19 апреля 2022 г.) : в двух томах. — Издательство Уральского университета : Екатеринбург , 2022. — Том 2. — С. 84-88.
35. Пешин Н.Л. Особенности муниципального публично-властного контроля // Конституционное и муниципальное право. 2019. No 7. С. 55-62.
36. Пешкова К. А. Общие принципы парламентского контроля в Российской Федерации // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6869/ (дата обращения: 19.03.2024).
37. Погодина Н.А. Соотношение контроля и надзора в российской правовой системе / Н.А. Погодина, К.В. Карелин // Российская юстиция. - 2012. - № 3. - С. 72-74.;
38. Правоведение: Учебник / Мархгейм М.В., Тонков Е.Е.; Под ред. Смоленский М.Б., - 12-е изд., испр. и доп. - Рн/Д:Феникс, 2017. - 413 с.
39. Правоведение: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. И. Некрасов [и др.]; под ред. С. И. Некрасова. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 455 с.
40. Правоведение: Учебное пособие / А.В. Малько, С.А. Агамагомедова, А.Д. Гуляков; Под ред. А.В. Малько, А.Ю. Саломатина. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 256 с.
41. Пузырев С. В. Административный контроль и надзор как форма исполнительной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. – Саратов, 2006. – С. 16–24
42. Реформа контрольно-надзорной деятельности: оценка с позиций граждан / В.Н. Южаков, Е.И. Добролюбова, А.Н. Покида [и др.] // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 2. С. 71-92.
43. Садовникова, Г. Д. Комментарий к Конституции РФ постатейный / Г. Д. Садовникова. — 12-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 244 с. — (Профессиональные комментарии). — ISBN 978-5-534-15856-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535409 (дата обращения: 09.04.2024).
44. Селиверстов, В. И. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу РФ / В. И. Селиверстов, Ю. И. Калинин ; ответственный редактор В. И. Селиверстов. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2010. — 589 с. — (Профессиональные комментарии). — ISBN 978-5-9916-0853-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/336857 (дата обращения: 09.04.2024).
45. Студеникина М. С. Государственные инспекции в СССР. – М.: Юридическая литера- тура, 1987. – С. 25;
46. Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления (проблемы надведомственного контроля) / М.С. Студеникина. - М.: Юридическая литература, 1974. - 160 с.
47. Тарасов А.М. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля / А.М. Тарасов // Государство и право. - 2004. - № 10. - С. 15-25.
48. Тарасов А. М. Президентский контроль - стратегический вид внешнего государственного контроля // Труды Академии управления МВД России. - 2019. - №4 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prezidentskiy-kontrol-strategicheskiy-vid-vneshnego-gosudarstvennogo-kontrolya (дата обращения: 09.04.2024).
49. Телегин А.С. Административное право. Пермь, 2020. С. 267.
50. Уметбаева Ю.И. Реформирование контрольной и надзорной деятельности в Российской Федерации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т.2. № 4. С. 121-127.
51. Черкашин Е.Ю., Жигунов А.А. Реформа в области государственного контроля и надзора в рамках приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» // Молодой ученый. 2018. № 3. С. 149-153.
52. Шафранов А. Разграничение контрольной и надзорной деятельности в сфере исполнительной власти // Право и жизнь. - 2006. - № 91 (1). - С. 5-16.
53. Якунин В. И., Сулакшин С. С., Порфирьев Б. Н. Проблемы формирования государственной политики транспортной безопасности. – М.: Наука, 2006. – С. 126–127.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ