Только Word
Вступление 3
Глава 1. Правовые проблемы определения «электронной услуги» как объекта для целей налогообложения 6
1.1 Понятие «электронной услуги» и определение места реализации для целей уплаты НДС 6
1.2 Проблема участия физических лиц в обороте электронных
услуг 12
1.3 Проблемы избежания двойного налогообложения 14
1.4 Проблема соотношения электронных услуг и лицензионных договоров 18
Глава 2. Правовые вопросы, связанные с постановкой и снятием с учета иностранных налогоплательщиков, а также с порядком исчисления и уплаты сумм НДС при помощи налоговых агентов 25
2.1 Порядок постановки и снятия с учета налогоплательщиков 25
2.2 Проблемы исчисления и уплаты НДС при реализации услуг в электронной форме налоговым агентом 28
Глава 3. Имплементация предложений отчета ОЭСР по эффективному взиманию НДС в российскую правовую систему 39
3.1 Общие положения Отчета ОЭСР от 24.10.2017 39
3.2. Применение в Российских реалиях положений Отчета ОЭСР 41
3.2.1 Порядок освобождения от уплаты налога и обязательной регистрации в налоговых органах 41
3.2.2 Определение статуса потребителя электронной услуги………43
3.2.3 Корректировка подлежащей уплате суммы НДС 47
3.3 Положения законопроекта о внесении изменений в НК РФ, касающиеся совершенствования уплаты НДС при реализации электронных услуг 50
Заключение 55
Список использованной литературы 60
3 января 2016 года Президент РФ подписал Федеральный закон от 03.07.2016 №244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации»1 (далее – Федеральный закон) Согласно положениям указанного закона, с 1 января 2017 года вступили в силу изменения в налоговое законодательство, устанавливающие порядок обложения НДС для иностранных компаний, занимающихся продажей электронного контента российским пользователям. В средствах массовой информации данный пакет изменений получил броское название «налог на Google».
Уже не первый год государством ведется политика, направленная на обеспечение одинаковых условий для всех участников рыночных отношений, будь то иностранные или российские компании. Возможность введения «налога на Google» обсуждалась на протяжении нескольких лет, принимался во внимание успешный опыт подобных законодательных инициатив в странах Евросоюза. На современном этапе развития интернет отрасли в России, перспективы российских компаний, как никогда ранее, во многом зависят от мер государства, направленных на регулирование данного сегмента рынка. Таким образом, появление подобных новелл в НК РФ является логическим продолжением текущей государственной политики по уравниванию условий ведения бизнеса для отечественных компаний и зарубежных.2
По мнению законодателя, с введением данных изменений в налоговую систему РФ на российском рынке интернет услуг будет достигнут баланс между российскими и иностранными компаниями. До 1 января 2017 года иностранные организации на российском рынке интернет услуг не платили НДС, в отличие от российских компаний. По сути, создавалась некая льгота, которая позволяла иностранным компаниям действовать на рынке успешнее за счет экономии на налогах. Не секрет, что крупные компании, которые традиционно считаются лидерами данного рынка, осуществляют поиск рынков в поисках наиболее экономически привлекательных юрисдикций с самой низкой ставкой НДС, где они учреждают дочерние общества для ведения бизнеса с европейскими потребителями – большинство выбирают Люксембург (Skype, iTunes), кто-то – Ирландию (Amazon, Airbnb, Oracle).3
В Евросоюзе для борьбы с подобными действиями была разработана и весьма давно применяется Директива Совета ЕС 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 года, которая положила начало подобным законопроектам на территории стран европейского союза. В приложении II к указанной директиве был впервые закреплен «ориентировочный перечень электронных услуг».4 Во многом именно по образцу европейских норм и был разработан законопроект о введении «налога на Google».
Тем не менее, еще до вступления законопроекта в силу, многие авторы отмечали некоторую топорность нововведения, высказывались мнения о том, что основная цель законопроекта – уравнивание российских и иностранных компаний – не может быть достигнута подобными изменениями в НК РФ. Многие осудили подобные новеллы. Так как бремя уплаты НДС «ляжет» на плечи потребителей, высказывались опасения, что подобные действия законодателя в целом негативно скажутся на российском рынке интернет услуг.....
Рассматриваемые в данной выпускной квалификационной работе изменения, внесенные в Налоговый Кодекс РФ «налогом на Google», имеют весьма существенное и важное значение. В первую очередь указанные изменения полностью переписали порядок налогообложения на рынке электронных услуг. Имевшие ранее некоторое преимущество, «льготу», иностранные компании, теперь формально уравнены с российскими, что по мнению законодателя должно способствовать здоровой конкуренции и позволяет соблюсти некий принцип равенства.
В связи с массовой интеграцией интернета в повседневную жизнь людей, рассматриваемые изменения отразились не только на самих компаниях, но и на конечных потребителях, так как многие иностранные компании уже повысили цены на свои услуги. Не смотря на обещания, не все компании оставили цены на прежнем уровне. Так Google повысил цены на такие свои услуги, как Google-диск, о чем сообщил еще в коне декабря 2016 года.
Нововведения существенно увеличат количество финансов, поступающих в бюджет, цена вопроса исчисляется миллиардами долларов.
Налоговые органы детально проработали законопроект в части беспрепятственной реализации закона. Разработан понятный, разумный порядок исполнения закона, удобный для налогоплательщика, и не вызывающий никаких вопросов. Об этом говорит и тот факт, что многие иностранные компании, такие как Google, Apple, Microsoft, Samsung, Netflix встали на учет уже в первый месяц действия закона.
Тем не менее, достигнув определенных целей, законодатель оставил юристам множество вопросов, с которыми предстоит разобраться. В рамках данной выпускной квалификационной работы были освещены проблемы как во многом надуманные (о двойном налогообложении российских компаний, реализующих свои услуги через иностранные торговые площадки), так и весьма реальные, даже не предполагающие какого-то единственно-верного решения.
На сегодняшний день так и остается открытыми вопросы об определении статуса потребителя электронной услуги, о российских налоговых агентах и порядке исчисления и уплаты ими сумм НДС в случае, если потребитель услуги перечислил денежные суммы напрямую иностранной компании. Законодатель будто осознано игнорирует тот факт, что вероятность поступления в бюджет суммы налога на добавленную стоимость, которая будет перечислена на счета иностранной компании за реализованные электронные услуги, крайне мала.1
Сами по себе нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты НДС при реализации услуг в электронной форме прописаны так, что для налогоплательщика логичным действием является именно регистрация в налоговых органах Российской Федерации, что само по себе должно искоренить проблемы, связанные с неоднозначным положением налоговых агентов в отношениях, складывающихся в ходе реализации услуг в электронной форме.
Несмотря на это, между налоговыми органами и налогоплательщиками могут возникать споры, например, о том, будет ли являться физическое лицо, которому оказана электронная услуга налоговым агентом, так как на самом деле он является индивидуальным предпринимателем, или о том, была ли возможность у иностранной компании установить тот факт, что физическое лицо, которому оказана электронная услуга – индивидуальный предприниматель. Кроме того, законодателем до конца так и не урегулированы вопросы, связанные порядком исчисления и уплаты НДС налоговым агентом, однако, отказ от российских организаций – налоговых агентов – решение крайне неоднозначное и весьма спорное....
1. Директива Совета ЕС 2006/112/ЕC «Об общей системе
налога на добавленную стоимость» [электронный ресурс]:
принята Советом Европейского Союза 28.11.2006 : электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. // URL: http://docs.cntd.ru/document/902397286 (дата обращения: 25.03.2017).
2. Регламент №282/2011 Совета Европейского Союза «Об установлении мер для имплементации Директивы 2006/112/ЕС об общей системе налога на добавленную стоимость» // СПС. КонсультантПлюс.
3. План BEPS: Action 1: Addressing the Tax Challenges of the Digital Economy. BEPS 2015 Final Reports. [электронный ресурс]: сайт электронной библиотеки ОЭСР. // URL: https://read.oecd-ilibrary.org/taxation/addressing-the-tax-challenges-of-the-digital-economy-action-1-2015-final-report_9789264241046-en#page1 (дата обращения: 24.03.2018).
4. «Mechanisms for the effective collection of VAT/GST. When the Supplier Is Not Located In the Jurisdiction of Taxation. [электронный ресурс]: сайт ОЭСР. // URL: http://www.oecd.org/tax/tax-policy/mechanisms-for-the-effective-collection-of-VAT-GST.pdf (дата обращения: 24.02.2018).
5. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. ст.3824. (ред. от 19.02.2018).
6. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. №32. ст.3340. (ред. от 23.04.2018).
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 №230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. №32, ст. 3301. (ред. от 01.07.2017)
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. №52 (1 ч.), ст. 5496. (ред. от 01.07.2017).
9. Федеральный закон от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» // Собрание законодательства РФ.2009, № 23, ст. 2758 (в ред. от 03.07.2016).
10. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» от 03.07.2016 №244-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. №27. ст.4177.
11. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» от 27.11.2017 №335 // Собрание законодательства РФ. 2017. №49, ст.7307.
12. Законопроект № 962487-6 [электронный ресурс]: сайт
Государственной Думы Российской Федерации // URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=962487-6
(дата обращения: 25.02.2017)
13. Приказ ФНС России от 29.10.2014 №ММВ-7-3/558@ // Российская газета. 2014. №297.
14. Приказ МНС России от 03.03.2004 №БГ-3-09/178 // Российская газета. 2004. №64. (ред. от 29.06.2012)
15. Приказ ФНС России от 29.06.2012 №ММВ-7-6/435@ // Российская газета. 2012. №192....52