КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Понятие образной речи и ее развитие в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 13
1.3. Методический аспект развития образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 28
2.1. Изучение уровня развития образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 28
2.2. Методические рекомендации по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Понятие образной речи и ее развитие в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 13
1.3. Методический аспект развития образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 28
2.1. Изучение уровня развития образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 28
2.2. Методические рекомендации по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Одной из актуальных проблем развития речи дошкольников является формирование образных средств языка, которые способствуют более точной и выразительной передаче смысла речевого высказывания.
Образная речь - это речь, насыщенная поэтическими средствами, оживляющими при восприятии ее смысла живые образы, эмоции, наглядные картины. Образная речь богата метафорами, сравнениями, эпитетами, метонимами, афоризмами, гиперболами, символами и т.д. В отличие от образной литературной речи народная речь богата еще и пословицами, поговорками, фразеологизмами, загадками (В.С. Безрукова).
Исследователи образной речи Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова, О.Н. Сомкова, О.С. Ушакова отмечают, что образность является важной характеристикой разных сторон речи. Они рассматривают развитие образности как важного звена в общей системе работы по развитию речи, и подчеркивают, что показателем богатства является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое оформление связного высказывания.
Лингвисты справедливо отмечают, что удельный вес образной лексики в различных системах и стилях речи значителен (Н.Д. Арутюнова, А.А. Уфимцева, В.К. Харченко). По их мнению, ребенку так же, как и взрослому, бывает свойственно стремление усилить любое высказывание выразительными средствами. Психологи и педагоги, рассматривавшие становление и развитие речи детей, доказали, что дошкольники могут понимать и использовать средства образности в своих высказываниях (С.Л. Рубинштейн, А.М. Леушина). По мысли С.Л. Рубинштейна, для появления в речи детей образных средств, нужна вдумчивая педагогическая работа, в ходе которой следует развивать выразительность речи для сознательного пользования речевыми средствами.
В исследованиях Р.П. Боша, Л.М. Гурович, Н.А. Орлановой, С.М. Чемортан показано, что образная сторона речи имеет большое значение для развития ее связности. Она развивается параллельно с такими компонентами связной речи, как композиция высказывания, использования различных средств связи между предложениями и частями высказывания. Ученые видят основную задачу развития образности речи не только в понимании, но и в активном употреблении усвоенных средств выразительности, подчеркивая, таким образом, необходимость проведения параллельной работы над логичностью и образностью речи и невозможность расчленения этих элементов связной речи.
Образность речи многие исследователи считают важнейшим элементом эстетической функции языка, способностью языковых средств вызвать наглядно-чувственные представления (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, И.М. Шанский и др.).
В исследованиях последних лет рассматривается проблема осознания таких образных средств, как эмоциональная лексика, пословицы и поговорки, фразеологизмы (Н.В. Гавриш, А.П. Илькова, А.И. Лаврентьева, И.Н. Митькина, А.А. Смага, Е.А. Ставцева). Однако данные исследования посвящены развитию выразительности речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным уровнем речевого развития.
В работах специалистов в области логопедии (Г.В. Бабина, Г.С. Гуменная, Т.В. Захарова, Е.А. Карпушкина, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Л.Б. Халилова, Е.В. Шлай) отмечается, что для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны затруднения в усвоении экспрессивных языковых средств. Авторы отмечают, что эти затруднения проявляются в искажении смысловой структуры образных средств речи, сужении сферы применения конкретного образного слова, ограничении ассоциативного ряда, непонимании образных выражений, фрагментарности усвоения выразительных средств речи и т.д.
Исследованием формирования образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи занималась Е.В. Белобородова, о формировании выразительных средств речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выделяла Т.В. Захарова, о формировании эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР говорила И.Ю. Кондратенко. Авторы отмечают искажение смысловой структуры сравнительных оборотов, отсутствие вариативности подбора языковых единиц, характерно большое количество отказов от выполнения заданий, привнесение ложных значений в олицетворения, а также непонимание и употребление значений переносного значения слов, многозначности слов и др.
Несмотря на достаточно полное освещение вопросов, касающихся развития речи и речемыслительной деятельности детей с общим недоразвитием речи, до настоящего времени не сложилось целостной картины, отражающей особенности овладения образными средствами языка и способы коррекции имеющихся нарушений.
Недостаточная разработанность проблемы и ее значимость для решения вопросов развития речи детей с общим недоразвитием речи определили актуальность нашего исследования: «Коррекционно-педагогическая работа по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬педагогической работы по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методические рекомендации по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- планирование работы в соответствии с тематическим принципом;
- соблюдение поэтапности логопедической работы.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета исследования были определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень развития образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды Е.А. Карпушкиной, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Б. Халиловой, Е.В. Шлай и др. в области изучения затруднений в усвоении экспрессивных языковых средств дошкольниками с общим недоразвитием речи; исследования Е.В. Белобородовой по формированию образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи, исследование И.Ю. Кондратенко по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Исходя из целей и задач исследования нами использовались следующие методы:
Теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Эмпирический: педагогический эксперимент (констатирующий),тестирование, количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 86 «Радость» г. Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Образная речь - это речь, насыщенная поэтическими средствами, оживляющими при восприятии ее смысла живые образы, эмоции, наглядные картины. Образная речь богата метафорами, сравнениями, эпитетами, метонимами, афоризмами, гиперболами, символами и т.д. В отличие от образной литературной речи народная речь богата еще и пословицами, поговорками, фразеологизмами, загадками (В.С. Безрукова).
Исследователи образной речи Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова, О.Н. Сомкова, О.С. Ушакова отмечают, что образность является важной характеристикой разных сторон речи. Они рассматривают развитие образности как важного звена в общей системе работы по развитию речи, и подчеркивают, что показателем богатства является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое оформление связного высказывания.
Лингвисты справедливо отмечают, что удельный вес образной лексики в различных системах и стилях речи значителен (Н.Д. Арутюнова, А.А. Уфимцева, В.К. Харченко). По их мнению, ребенку так же, как и взрослому, бывает свойственно стремление усилить любое высказывание выразительными средствами. Психологи и педагоги, рассматривавшие становление и развитие речи детей, доказали, что дошкольники могут понимать и использовать средства образности в своих высказываниях (С.Л. Рубинштейн, А.М. Леушина). По мысли С.Л. Рубинштейна, для появления в речи детей образных средств, нужна вдумчивая педагогическая работа, в ходе которой следует развивать выразительность речи для сознательного пользования речевыми средствами.
В исследованиях Р.П. Боша, Л.М. Гурович, Н.А. Орлановой, С.М. Чемортан показано, что образная сторона речи имеет большое значение для развития ее связности. Она развивается параллельно с такими компонентами связной речи, как композиция высказывания, использования различных средств связи между предложениями и частями высказывания. Ученые видят основную задачу развития образности речи не только в понимании, но и в активном употреблении усвоенных средств выразительности, подчеркивая, таким образом, необходимость проведения параллельной работы над логичностью и образностью речи и невозможность расчленения этих элементов связной речи.
Образность речи многие исследователи считают важнейшим элементом эстетической функции языка, способностью языковых средств вызвать наглядно-чувственные представления (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, И.М. Шанский и др.).
В исследованиях последних лет рассматривается проблема осознания таких образных средств, как эмоциональная лексика, пословицы и поговорки, фразеологизмы (Н.В. Гавриш, А.П. Илькова, А.И. Лаврентьева, И.Н. Митькина, А.А. Смага, Е.А. Ставцева). Однако данные исследования посвящены развитию выразительности речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным уровнем речевого развития.
В работах специалистов в области логопедии (Г.В. Бабина, Г.С. Гуменная, Т.В. Захарова, Е.А. Карпушкина, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Л.Б. Халилова, Е.В. Шлай) отмечается, что для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны затруднения в усвоении экспрессивных языковых средств. Авторы отмечают, что эти затруднения проявляются в искажении смысловой структуры образных средств речи, сужении сферы применения конкретного образного слова, ограничении ассоциативного ряда, непонимании образных выражений, фрагментарности усвоения выразительных средств речи и т.д.
Исследованием формирования образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи занималась Е.В. Белобородова, о формировании выразительных средств речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выделяла Т.В. Захарова, о формировании эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР говорила И.Ю. Кондратенко. Авторы отмечают искажение смысловой структуры сравнительных оборотов, отсутствие вариативности подбора языковых единиц, характерно большое количество отказов от выполнения заданий, привнесение ложных значений в олицетворения, а также непонимание и употребление значений переносного значения слов, многозначности слов и др.
Несмотря на достаточно полное освещение вопросов, касающихся развития речи и речемыслительной деятельности детей с общим недоразвитием речи, до настоящего времени не сложилось целостной картины, отражающей особенности овладения образными средствами языка и способы коррекции имеющихся нарушений.
Недостаточная разработанность проблемы и ее значимость для решения вопросов развития речи детей с общим недоразвитием речи определили актуальность нашего исследования: «Коррекционно-педагогическая работа по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬педагогической работы по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методические рекомендации по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- планирование работы в соответствии с тематическим принципом;
- соблюдение поэтапности логопедической работы.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета исследования были определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень развития образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды Е.А. Карпушкиной, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Б. Халиловой, Е.В. Шлай и др. в области изучения затруднений в усвоении экспрессивных языковых средств дошкольниками с общим недоразвитием речи; исследования Е.В. Белобородовой по формированию образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи, исследование И.Ю. Кондратенко по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Исходя из целей и задач исследования нами использовались следующие методы:
Теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Эмпирический: педагогический эксперимент (констатирующий),тестирование, количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 86 «Радость» г. Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В результате теоретического обоснования проблемы развития образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи были сделаны следующие выводы.
В настоящее время вопрос изучения образной речи детей освещен в лингвистическом, психологическом, педагогическом аспектах. Образная речь предполагает собой использование ребенком метафор, сравнений, олицетворений, эпитетов, многозначных слов, фразеологизмов. В дошкольном возрасте дети используют сначала усваиваются простейшие формы образной речи, затем - устойчивые сочетания слов, обладающие высокой степенью метафоризации. С возрастом, по мере развития образного мышления дошкольник начинает понимать самые разнообразные значения, смысловые оттенки одного и того же слова.
В дошкольном возрасте для детей характерны следующие признаки образной речи: отсутствие четкости, последовательности изложения, затруднения при подборе слов антонимов, синонимов и эпитетов к предметам, выраженные недочеты в понимании сложных речевых оборотов, трудности в использовании фразеологических оборотов в самостоятельной речи, неточном или буквальном понимании переносного значения образных выражений, поговорок, пословиц, скрытого смысла загадок и др.
Для развития образной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо соблюдать поэтапность работы, тщательно отбирать речевой материала для занятий, вызывать интерес у детей данной категории к малым формам фольклора. Существующие разработки раскрывают особенности коррекционной работы по развитию образной речи отдельными средствами, например, с помощью загадок, пословиц, фразеологических оборотов и т.п.
Для исследования уровня развития образной речи дошкольников с общим недоразвитием речи за основу нами были взяты задания М.Н Едаковой, В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой. В результате проведения констатирующего этапа было выяснено, что низкий уровень составил 80%, средний уровень - 20%. Дошкольники с общим недоразвитием речи с трудом понимают значение фразеологизмов, им непонятна многозначность слов, дети затрудняются составлять рассказ или сказку для куклы, они не определяют жанр и тему,выявляются нелогичность и непоследовательность изложения, чаще всего пересказывают знакомую им сказку, речи невыразительна и монотонна, они допускают ошибки при подборе антонимов и синонимов к словам, в повседневной жизни образные слова не используют.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи включает следующие направления: восприятие образных средств языка, понимание образных выражений, использование образных средств, овладение семантическими особенностями малых фольклорных форм, констектуализация образных слов и выражений. При проведении работы учитываются принципы работы, лежащие в основе формирования образных средств языка, тщательно подбирается речевой материал для заданий.
Таким образом, гипотеза доказана, задачи решены и цель исследования достигнута.
В настоящее время вопрос изучения образной речи детей освещен в лингвистическом, психологическом, педагогическом аспектах. Образная речь предполагает собой использование ребенком метафор, сравнений, олицетворений, эпитетов, многозначных слов, фразеологизмов. В дошкольном возрасте дети используют сначала усваиваются простейшие формы образной речи, затем - устойчивые сочетания слов, обладающие высокой степенью метафоризации. С возрастом, по мере развития образного мышления дошкольник начинает понимать самые разнообразные значения, смысловые оттенки одного и того же слова.
В дошкольном возрасте для детей характерны следующие признаки образной речи: отсутствие четкости, последовательности изложения, затруднения при подборе слов антонимов, синонимов и эпитетов к предметам, выраженные недочеты в понимании сложных речевых оборотов, трудности в использовании фразеологических оборотов в самостоятельной речи, неточном или буквальном понимании переносного значения образных выражений, поговорок, пословиц, скрытого смысла загадок и др.
Для развития образной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо соблюдать поэтапность работы, тщательно отбирать речевой материала для занятий, вызывать интерес у детей данной категории к малым формам фольклора. Существующие разработки раскрывают особенности коррекционной работы по развитию образной речи отдельными средствами, например, с помощью загадок, пословиц, фразеологических оборотов и т.п.
Для исследования уровня развития образной речи дошкольников с общим недоразвитием речи за основу нами были взяты задания М.Н Едаковой, В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой. В результате проведения констатирующего этапа было выяснено, что низкий уровень составил 80%, средний уровень - 20%. Дошкольники с общим недоразвитием речи с трудом понимают значение фразеологизмов, им непонятна многозначность слов, дети затрудняются составлять рассказ или сказку для куклы, они не определяют жанр и тему,выявляются нелогичность и непоследовательность изложения, чаще всего пересказывают знакомую им сказку, речи невыразительна и монотонна, они допускают ошибки при подборе антонимов и синонимов к словам, в повседневной жизни образные слова не используют.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи включает следующие направления: восприятие образных средств языка, понимание образных выражений, использование образных средств, овладение семантическими особенностями малых фольклорных форм, констектуализация образных слов и выражений. При проведении работы учитываются принципы работы, лежащие в основе формирования образных средств языка, тщательно подбирается речевой материал для заданий.
Таким образом, гипотеза доказана, задачи решены и цель исследования достигнута.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
(НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по развитию описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях реализации проекта «Логопедические тропинки»
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ
ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях в детском саду
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



