ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Понятие образной речи и ее развитие в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 13
1.3. Методический аспект развития образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 28
2.1. Изучение уровня развития образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 28
2.2. Методические рекомендации по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Одной из актуальных проблем развития речи дошкольников является формирование образных средств языка, которые способствуют более точной и выразительной передаче смысла речевого высказывания.
Образная речь - это речь, насыщенная поэтическими средствами, оживляющими при восприятии ее смысла живые образы, эмоции, наглядные картины. Образная речь богата метафорами, сравнениями, эпитетами, метонимами, афоризмами, гиперболами, символами и т.д. В отличие от образной литературной речи народная речь богата еще и пословицами, поговорками, фразеологизмами, загадками (В.С. Безрукова).
Исследователи образной речи Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова, О.Н. Сомкова, О.С. Ушакова отмечают, что образность является важной характеристикой разных сторон речи. Они рассматривают развитие образности как важного звена в общей системе работы по развитию речи, и подчеркивают, что показателем богатства является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое оформление связного высказывания.
Лингвисты справедливо отмечают, что удельный вес образной лексики в различных системах и стилях речи значителен (Н.Д. Арутюнова, А.А. Уфимцева, В.К. Харченко). По их мнению, ребенку так же, как и взрослому, бывает свойственно стремление усилить любое высказывание выразительными средствами. Психологи и педагоги, рассматривавшие становление и развитие речи детей, доказали, что дошкольники могут понимать и использовать средства образности в своих высказываниях (С.Л. Рубинштейн, А.М. Леушина). По мысли С.Л. Рубинштейна, для появления в речи детей образных средств, нужна вдумчивая педагогическая работа, в ходе которой следует развивать выразительность речи для сознательного пользования речевыми средствами.
В исследованиях Р.П. Боша, Л.М. Гурович, Н.А. Орлановой, С.М. Чемортан показано, что образная сторона речи имеет большое значение для развития ее связности. Она развивается параллельно с такими компонентами связной речи, как композиция высказывания, использования различных средств связи между предложениями и частями высказывания. Ученые видят основную задачу развития образности речи не только в понимании, но и в активном употреблении усвоенных средств выразительности, подчеркивая, таким образом, необходимость проведения параллельной работы над логичностью и образностью речи и невозможность расчленения этих элементов связной речи.
Образность речи многие исследователи считают важнейшим элементом эстетической функции языка, способностью языковых средств вызвать наглядно-чувственные представления (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, И.М. Шанский и др.).
В исследованиях последних лет рассматривается проблема осознания таких образных средств, как эмоциональная лексика, пословицы и поговорки, фразеологизмы (Н.В. Гавриш, А.П. Илькова, А.И. Лаврентьева, И.Н. Митькина, А.А. Смага, Е.А. Ставцева). Однако данные исследования посвящены развитию выразительности речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным уровнем речевого развития.
В работах специалистов в области логопедии (Г.В. Бабина, Г.С. Гуменная, Т.В. Захарова, Е.А. Карпушкина, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Л.Б. Халилова, Е.В. Шлай) отмечается, что для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны затруднения в усвоении экспрессивных языковых средств. Авторы отмечают, что эти затруднения проявляются в искажении смысловой структуры образных средств речи, сужении сферы применения конкретного образного слова, ограничении ассоциативного ряда, непонимании образных выражений, фрагментарности усвоения выразительных средств речи и т.д.
Исследованием формирования образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи занималась Е.В. Белобородова, о формировании выразительных средств речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выделяла Т.В. Захарова, о формировании эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР говорила И.Ю. Кондратенко. Авторы отмечают искажение смысловой структуры сравнительных оборотов, отсутствие вариативности подбора языковых единиц, характерно большое количество отказов от выполнения заданий, привнесение ложных значений в олицетворения, а также непонимание и употребление значений переносного значения слов, многозначности слов и др.
Несмотря на достаточно полное освещение вопросов, касающихся развития речи и речемыслительной деятельности детей с общим недоразвитием речи, до настоящего времени не сложилось целостной картины, отражающей особенности овладения образными средствами языка и способы коррекции имеющихся нарушений.
Недостаточная разработанность проблемы и ее значимость для решения вопросов развития речи детей с общим недоразвитием речи определили актуальность нашего исследования: «Коррекционно-педагогическая работа по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬педагогической работы по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методические рекомендации по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- планирование работы в соответствии с тематическим принципом;
- соблюдение поэтапности логопедической работы.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета исследования были определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень развития образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды Е.А. Карпушкиной, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Б. Халиловой, Е.В. Шлай и др. в области изучения затруднений в усвоении экспрессивных языковых средств дошкольниками с общим недоразвитием речи; исследования Е.В. Белобородовой по формированию образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи, исследование И.Ю. Кондратенко по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Исходя из целей и задач исследования нами использовались следующие методы:
Теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Эмпирический: педагогический эксперимент (констатирующий),тестирование, количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 86 «Радость» г. Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В результате теоретического обоснования проблемы развития образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи были сделаны следующие выводы.
В настоящее время вопрос изучения образной речи детей освещен в лингвистическом, психологическом, педагогическом аспектах. Образная речь предполагает собой использование ребенком метафор, сравнений, олицетворений, эпитетов, многозначных слов, фразеологизмов. В дошкольном возрасте дети используют сначала усваиваются простейшие формы образной речи, затем - устойчивые сочетания слов, обладающие высокой степенью метафоризации. С возрастом, по мере развития образного мышления дошкольник начинает понимать самые разнообразные значения, смысловые оттенки одного и того же слова.
В дошкольном возрасте для детей характерны следующие признаки образной речи: отсутствие четкости, последовательности изложения, затруднения при подборе слов антонимов, синонимов и эпитетов к предметам, выраженные недочеты в понимании сложных речевых оборотов, трудности в использовании фразеологических оборотов в самостоятельной речи, неточном или буквальном понимании переносного значения образных выражений, поговорок, пословиц, скрытого смысла загадок и др.
Для развития образной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо соблюдать поэтапность работы, тщательно отбирать речевой материала для занятий, вызывать интерес у детей данной категории к малым формам фольклора. Существующие разработки раскрывают особенности коррекционной работы по развитию образной речи отдельными средствами, например, с помощью загадок, пословиц, фразеологических оборотов и т.п.
Для исследования уровня развития образной речи дошкольников с общим недоразвитием речи за основу нами были взяты задания М.Н Едаковой, В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой. В результате проведения констатирующего этапа было выяснено, что низкий уровень составил 80%, средний уровень - 20%. Дошкольники с общим недоразвитием речи с трудом понимают значение фразеологизмов, им непонятна многозначность слов, дети затрудняются составлять рассказ или сказку для куклы, они не определяют жанр и тему,выявляются нелогичность и непоследовательность изложения, чаще всего пересказывают знакомую им сказку, речи невыразительна и монотонна, они допускают ошибки при подборе антонимов и синонимов к словам, в повседневной жизни образные слова не используют.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи включает следующие направления: восприятие образных средств языка, понимание образных выражений, использование образных средств, овладение семантическими особенностями малых фольклорных форм, констектуализация образных слов и выражений. При проведении работы учитываются принципы работы, лежащие в основе формирования образных средств языка, тщательно подбирается речевой материал для заданий.
Таким образом, гипотеза доказана, задачи решены и цель исследования достигнута.
1. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку [Текст]. - М., 2013. - 86 с.
2. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. завеДений. - 3-е изд., стереотип [Текст]. -М.: АкаДемия, 2000. - 400 с.
3. Белобородова, Е.В. Формирование образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи: дисс... кан. пед. наук [Текст]. - Москва, 2007. - 151 с.
4. Боженкова, Р.К. Русский язык и культура речи: учебник [Текст]/ Р.К. Боженкова, Н.Л. Боженкова, В.М. Шаклсин. - М.: Наука, 2011. - 608 с.
5. БороДич, А.М. МетоДика развития речи Детей [Текст]. - М.:Просвещение, 2004.- 165 с.
6. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и Детей с нарушениями речи [Электронный ресурс]. Режим Доступа:
http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:18382/ Source:default
7. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. ЛогопеДия [Текст]. - М.: ВлаДос, 2012. - 364 c.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психологические исслеДования [Текст]. - М., 2015. - 368 с.
9. Гавриш Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: Дисс.. кан. пед. наук. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie- obraznykh-sredstv-yazyka-u-doshkolnikov-s-obshchim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 12.12.2016)
10. Гавриш, Н.В. Ушакова, О.С., Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий [Текст]. - М.: ТЦ Сфера, 2002. -224 с.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. - М., 2007. - 472с.
12. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи. Методика приобщения детей к чтению [Текст]. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 135 с.
13. Гуровец, Г.В. Особенности психоречевых расстройств у детей с моторной алалией // Расстройства речи и методы их устранения [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://pedlib.ru /Books/3/0246/3_0246-100.shtml (дата обращения: 23.12.2016)
14. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст]. - М., 2015. -234 с.
15. Едакова, М.Н., Макарова, В.Н., Ставцева, Е.А. Диагностика развития речи дошкольников [Текст]. - М, 2008. - 231 с.
16. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0208/3-0208- 1.shtml (дата обращения: 12.01.2017)
17.Захарова, Т.В. Формирование выразительных средств речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002 171 с.
18. Кондратенко, И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]. - М.: Каро, 2006. - 154 с.
19. Кондратенко, И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 221 с.
20. Кричевец, Е.А. Способность понимать метафоры детей младшего школьного возраста с типичным и отклоняющимся развитием : дисс. ... кан. психол. наук Москва, 2009. - 154 с.
21. Кузнецова, А. Б., Сидорчук, Т.А. Технология составления творческих текстов по картине [Текст]//Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. - Челябинск, 2000. - 45 с.
22. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]. - СПб., 2001. -215 с.
23. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]. - М., 2008. - 287 с.
24. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Красанд, 2010. - 216 с.
25. Леонтьев, А.Н., Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://pedlib.ru/Books/6/0112/6_0112-110.shtml (дата обращения: 04.01.2017)
26. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - С. 358 - 369.
27. Лопатина, Л.В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии // Изучение и коррекция речевых расстройств [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5799933/page:23/ (дата обращения: 28.12.2016)
28. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]. - М., 2012. - 320 с.
29. Марцун, Н.С. Особенности эмоционально-оценочной лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.С. Марцун [Текст]// IV Машеровские чтения: Материалы междун. научно-практич. конф. студ., аспир. и молод. ученых. - Витебск: Витебский гос. Университет, 2010. - С. 352-353.
30. Пескишева, Т.А. Особенности восприятия и понимания произведений малых фольклорных жанров детьми старшего дошкольного возраста с ОНР[Текст]// Логопедия XXI века: материалы симпозиума с международ. участием. -СПб. 2006. - С. 116-117.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]. - СПб.: Питер, 2000- 712 с.
32. Савушкина Е.В. Развитие образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства: Дис... канд. пед. наук. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/razvitie-obraznoj-rechi-starshih-doshkolnikov-v-processe- vosprijatija-proizvedenij.html (дата обращения: 13.01.2017)
33. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/767522/ (дата обращения: 15.01.2017)
34. Судакова, Е.Н. Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в разных типах высказываний: дисс ... кан. пед. наук [Текст]. - Ульяновск, 2007. - 167 с
35. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи [Текст]. - М., 2001. - 96 с.
36. Тугова, Н.А. Развитие выразительной речи у детей с речевыми нарушениями //Дефектология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:237576/S
ource:default (дата обращения: 15.01.2017)
37. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]. - М.: Владос, 2004. - 132 с.
38. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]/ ТБ. Филичева, ГВ. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 224 с.
39. Харченко, В.К. Переносные значения слова [Текст]/ В. К. Харченко.- М., 2009. - 195 с.
40. Цейтлин, С.И. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]. - М.: ВЛАДОС, 2000. -240 с.
41.Чеботарева, И.М. Олицетворение в детской речи: Дисс. канд. филол. наук
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dslib.net/russkij-jazyk/olicetvorenie-v-
detskoj-rechi.html (дата обращения: 25.01.2017)
42. Шадрина, Л.Г. К вопросу о развитии образности речи старших дошкольников на материале метафорических загадок [Текст]// Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - Тольятти, 2013. № 2. - С. 298-300.
43. Шахнарович, A.M., Юрьева, Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: (на материале онтогенеза речи) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iling.spb.ru/grammar/tpfg_235-287.pdf (дата обращения: 27.01.2017)
44.Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]. - М.: Академия, 2007. - 194 с.