Только Word
Аннотация
Введение 4
Глава 1. Креативные пространства как драйвер развития дестинации 7
1.1 Сущность и особенности креативных пространств 7
1.2 Исторические аспекты возникновения креативных пространств 9
1.3 Российский и зарубежный опыт создания креативных пространств 11
Глава 2. Оценка креативных пространств как элемента туристской дестинации 19
2.1 Якорные обьекты как факторы развития дестинации 19
2.2 Анализ взаимного влияния креативного пространства и дестинации 24
2.3 Выявление перспективных точек роста и развития креативных пространств 33
Глава 3. Формирование рекомендаций по развитию дестинации посредством стимулирования создания креативного пространства 42
3.1 Меры по привлечению инвестиций в креативные индустрии 42
3.2 Разработка алгоритма по развитию туристской территории 46
3.3 Создание платформы-агрегатора креативных пространств 57
Заключение 63
Список литературы 65
В связи с активным спросом пользования креативных пространств, креативная индустрия продолжает развиваться и вносить огромный в клад в экономику страны. Растущий интерес к креативным пространствам проявляют как горожане, так и предприниматели. Для горожан это новый вид общественного пространства, для строительного бизнеса - один из способов преобразования территорий. Понятие креативного пространства в России трактуют очень широко, зачастую применяя его к музеям, библиотекам и заведениям общепита. В западной же медиасфере формулировку «креативное пространство» найти достаточно сложно. В России принять называть «креативными» те места, где происходит пользование культурных продуктов и производство.
Сегодня креативные пространства – это коворонги, фудкорты, лофты, студии и площадки, где можно проводить различные мероприятия, выставки, семинары и прочее. Творческие площадки позволяют местным жителем отдохнуть, хорошо провести время и поработать. Креативность проявляется в уникальности и современности, а также в самобытности традиционных культур. В последнее время, креативные пространства расширяются и уже появляются креативные кластеры, где близко расположенные магазины, фудкорты и студии активно взаимодействуют друг с другом.
Фактором привлечения таких креативных пространств является то, что местные жители ищут новых впечатлений и опыта в посещении совершенно новых и инновационных мест. Все больше и больше появляются новые пространства, которые уже переданы, либо будут переданы в ближайшем будущем под креативные функции. Творческие пространства привлекают не только местных жителей, но и туристов, потому что в последние годы почти в каждом регионе России можно найти место, где можно почувствовать необычную атмосферу места и испытать совершенно новые ощущения.
Тема выпускной квалификационной работы - Креативные пространства как якорные объекты в развитии дестинаций. Под понятием «Якорные» объекты понимаются основные объекты территории, привлекающие значительные потоки туристов. В последнее время, в силу внешних политических ситуаций, внутренний туризм стал активно развиваться. Именно поэтому, необходимо перенаправить внутренние силы на объекты привлечении внутри территории, чтобы таким образом улучшить имидж и привлекательность дестинации. Актуальность данной темы связана с тем, что на примере успешных примеров, можно выделить наиболее привлекательные объекты креативных пространства для их посещения и дальнейшего развития. Российские регионы принимают зарубежный опыт и создают свои творческие пространства, где появляются новые рабочие места, творцы обмениваются идеями и своим опытом и создают незабываемую атмосферу для посетителей тех или иных мест.
Объектом выпускной квалификационный работы является креативные пространства как якорные объекты, а его предметом – дестинации России.
Цель работы – определение креативных пространств как якорных объектов Санкт-Петербурга и создание платформы агрегатора для продвижения креативных пространств.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. провести теоретический анализ сущности и особенности креативных пространств и креативности
2. изучить историю возникновения креативных пространств и проанализировать зарубежный опыт креативных пространств
3. определить объекты привлечения и вывить перспективны точки роста для креативных пространств на примере Санкт-Петербург
4. определить меры привлечения для дальнейшего продвижения креативных пространств;
5. разработать алгоритм по развитию территорий в креативной индустрии;
6. разработать платформу для узнаваемости и актуальности всех событий, проходящих в креативных пространствах.
При написании работы использовались следующие методы исследования: изучение и анализ литературы и интернет-источников, сравнительный и статистический анализ, контент-анализ сайтов.
Теоретико-методологической базой исследования послужили работы в области креативной экономики (Д. Хокинс, Р. Флорида) и креативных индустрий (С. Эванс, Н. Федотова), креативности (Т. Погорелая, А. Костюк) и креативных пространств (П. Ллойд, С. Эванс, Г. Ричардс, Н. Федотова, Д. Суховская), а также публикации, посвященные становлению и развитию креативных индустрий в России, и исследования в сфере арт-кластеров (Е. Зеленцова, Б. Гнедовский, В. Гордин). Кроме того, были изучены статистические и аналитические материалы, посвященные креативным индустриям и креативных пространствам в Европе и России. Также, немаловажным стали официальные сайты креативных пространств, документы об развитии креативных индустрий и мер привлечения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе изложены теоретические аспекты креативных пространств как драйвера развития дестинации: определяется более точное понятие креативных пространства, их сущности и особенности, а также почему их возникновения так повлияло на сегодняшний день. Во второй главе автор изучает опорные точки креативных пространств и их перспективу в Санкт-Петербурге. В последней главе изучены меры привлечения инвестиций для креативных пространств, а также разработан алгоритм по развитию туристкой дестинации за счет креативности. Помимо этого, разработан план по созданию платформы-агрегатора для дальнейшего продвижения креативных пространств. В заключении приведены основные выводы по всему исследованию.
Креативное пространство — место, где сосредоточена деятельность творческих профессионалов. Стиль жизни креативного класса выражается в совмещении работы и досуга и стремлении к совершенному культурному потреблению. В креативных пространствах происходит полный цикл креативного производства: и креативная рабочая деятельность, и креативный «нетворкинг» — заключение сделок, PR мероприятия, и креативный досуг. Количество и продолжительность жизни креативных пространств показывают потенциал и уровень развития креативной экономики.
У каждого креативного пространства есть свой куратор, который отвечает за идею, например, художник с необычным предложением, или владелец, который хочет что-то сделать с пустующими зданиями и заполнить старинное пространство.
Сегодня креативные пространства наполнены всей необходимой инфраструктурой, а именно магазины, кафе и рестораны, комнаты для досуга, офисы и студии для коворкинга. Такие места хорошо известны местным жителям, а давно устоявшие пространства ассоциируются с конкретной дестинацией. Туристы, приезжающие с других регионов, стремятся посетить творческие места, потому что креативные пространства известны в других городах и странах. В рамкой данной квалификационной работы были изучены особенности креативных пространств и их предназначение в дестинациях, проведен анализ зарубежных и российских креативных пространства, а также исследован возможной туристский потенциал в Санкт-Петербурге со всеми ресурсами и методами привлечения для вложений в креативную индустрию.
К основным итогам проведенной работы можно заключить следующее:
• Были изучены самые известные креативные пространства Санкт-Петербурга, такие как остров «Новая Голландия», «Севкабель Порт», «Бертгольц» и Лофт «Этажи». Сегодня данные площадки пользуются большой популярностью и наполнены всей необходимой инфраструктурой. У каждого пространства есть своя история, одновременно наличие культурных ценностей, которые погружают в атмосферу города.
• У каждого региона есть свой креативный индекс, и он обусловлен такими факторами, как креативность, креативная инфраструктура, наличие креативных мест и поддержкой креативные инициативы.
• Проанализированы факторы взаимного влияния дестинации и креативного пространства за счет сравнительного анализа перспективы творческих площадок в Санкт-Петербурге за 2017 год и за 2022 в , в котором было сделано заключение, что основными целями развития креативных пространств является вклад в экономику, создания для развития новых туристических и культурных достопримечательностей Санкт-Петербурга, вклад в развитие дестинации и создание предпосылок для новых направлениях развития.
• Потенциальные точки развития в Санкт-Петербурге присутствуют, но требуют более серьёзных вложений. Следовательно, для этого были созданы меры привлечения для инвестиций, в которых снижен налог на доходность. Так же, опыт зарубежных мер привлечения, предлагает получать поддержку не только с министерства культуры, но и так же это возможно получение грандов для художников и талантливых перспектив.
• Разработан алгоритм по развитию туристской территории. Изучение всех деталей поэтапно необходимо для того, чтобы для инвесторов сложилось более четкое представление об новом креативном пространстве. Для новых территорий, а в частности, где требуется капитальный ремонт, необходимы большие вложения. Заинтересованное лицо должно быть полностью уверено, что бизнес-план сработает.
Главным итогом работы стал план для создания платформы-агрегаторы, где будет размещаться вся важная и актуальная информация об креативных пространствах. Это необходимо для того, чтобы горожанам и туристам было проще для себя найти новое и интересное место, а так быть в курсе всех актуальных событий и мероприятий. Основная идея – это создание приложения, где будет подборка под потребности пользователя. На текущий период таких агрегаторов не существуют, а если есть, то они не владеют точной информацией.
1. Большая российская энциклопедия, 2002
2. Runco, Mark A.; Albert, Robert S. (2010). "Creativity Research". In James C. Kaufman; Robert J. Sternberg (eds.). The Cambridge Handbook of Creativity. Cambridge University Press. ISBN 978-0-521-73025-9.
3. May R. The courage to create. – WW Norton & Company, 1994.
4. Evans G. Creative cities, creative spaces and urban policy. London, 2009.
5. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. / Пер. с англ. М.: КлассикаXXI,2005. – С. 133-135 с.
6. Коровин А.В. Факторы, определяющие креативность городского пространства // Молодежь и наука: сборник материалов IX Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска. Красноярск, - 2013. С. 84.
7. LloydP. Creativespace. U. K.: Capstone, 2009. P. 214-226.
8. Суховская, Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 650-652.
9. Хакимова, Е. Р. Креативный кластер как элемент креативного потенциала территории // Актуальные вопросы экономических наук. — 2013. — № 34
10. Пекар В., Пестерникова Е. Креативный город. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bgorod.in.ua (дата обращения 12.02.2022)
11. Стеклова И. А., Рагужина О.И. Креативные пространства как надежда провинции // Теория и практика общественного развития. Пенза, 2013. № 12.
12. Пятков С. В. Лофт, стимпанк, гранж: стиль или художественный образ в интерьере //Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования" Тихоокеанский государственный университет", 2018. – Т. 3. – С. 192-201.
13. Официальный сайт Министерства образования Великобритании. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.education.gov.uk (дата обращения 03.01.2022).
14. Williams C. C., Nadin S. Entrepreneurship and the informal economy: An overview //Journal of Developmental Entrepreneurship. – 2010. – Т. 15. – №. 04. – С. 361-378.
15. Три совета по созданию офиса для генерирования новых идей // WeWork.com/ru: сайт. 2019. [Электронный ресурс] - URL: https://www.wework.com/ru-RU/ideas/three-tips-for-creating-an-office-that-inspires-innovation (дата обращения: 22.02.2022)....45