Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 9
1.1 Теоретические положения публичного управления в конце XX – начале XXI веков 9
1.2 Корпоративная социальная ответственность как публичная стратегия современной коммерческой организации 16
1.3 Современная коммерческая организация: классификация и структура 24
ГЛАВА 2 GR-ДЕПАРТАМЕНТ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 35
2.1 GR-департамент: положение и функции в корпоративной структуре современной коммерческой организации 35
2.2 Основные цели использования GR-инструментов Западными крупными коммерческими организациями в РФ 41
2.3 Перспективы развития GR-инструментов в российских крупных коммерческих организациях 48
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ С ПОМОЩЬЮ GR-ИНСТРУМЕНТОВ В РОССИИ 58
3.1 «Норильский никель»: корпоративная структура и история развития компании в современной России 58
3.2 Применение международных стандартов КСО компанией «Норникель» 63
3.3 GR как эффективная стратегия по формированию и укреплению практики корпоративной социальной ответственности российского крупного бизнеса 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
В условиях, когда российское государство играет ключевую роль в принятии политико-экономических решений, бизнес, в свою очередь, вынужден искать пути взаимодействия с органами государственной власти различного уровня, чтобы реализовывать свою корпоративную стратегию, отвечающую публичным целям развития.
Одним из способов создания стабильной работы компаний с государственным сектором и получения ими репутационно-имиджевых преимуществ, дополнительной прибыли и снижения рисков является осуществление принципов корпоративной социальной ответственности, которые выражаются в принятии бизнес-структурами части социальных обязательств, связанных с их деятельностью как внутри компаний, так и по отношению к внешним заинтересованным сторонам.
В странах Запада corporate social responsibility довольно распространенное явление. Бизнес, как правило, ответственен не только в рамках уплаты налогов и предоставлении рабочих мест, но и принимает активное участие в развитии всего общества, вкладывая в развитие инфраструктуры города, муниципалитета, реализуя долгосрочное инвестирование в социальный капитал – людей, таким образом, гармонично осуществляя свою деятельность со всеми заинтересованными сторонами (стейкхолдерами).
В Российской Федерации, к сожалению, корпоративная ответственность как институт находится в начальной стадии развития. Бизнес-сообщество зачастую склонно не взаимодействовать, а противостоять государству, что выражается в критике повышения налогов, проверок, налагаемых институтами власти на предпринимательский сектор.
На наш взгляд, отношения между бизнесом и властью в России могут нормализоваться посредством использования GR-механизмов при формировании корпоративной социальной ответственности. С одной стороны, предпринимательское сообщество наладит отношения с органами власти, обращая внимание последних на проблемы и трудности, с которыми приходится сталкиваться бизнесу, с другой стороны, обеспечит фундамент для расширения взаимодействия со всем обществом, то есть поможет в полной мере реализовать корпоративную социальную стратегию.
Таким образом, изучение опыта немногочисленных российских компаний, реализующих принципы КСО, а также потенциальных возможностей расширения использования ими GR-стратегий в данной области представляет интерес для исследования.
Объект работы:
Развитие корпоративной социальной ответственности крупными бизнес-организациями.
Предмет исследования:
Использование методов и технологий GR для формирования и укрепления принципов корпоративной социальной ответственности российским крупным бизнесом.
Цель научного изыскания:
Выявить основные характеристики развития института корпоративной социальной ответственности и факторы, определяющие направления и динамику его институционализации, определив место и роль GR -технологий в этом процессе, сформулировать рекомендации по развитию системы корпоративных социальных стандартов с помощью методов GR для компании «Норникель».
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к анализу публичного управления;
2. Описать феномен корпоративной социальной ответственности, уточнить определение корпоративной социальной ответственности с учетом российских управленческих практик;
3. Дать классификацию организационной и управленческой структуры современных коммерческих организаций;....
Публичное управление представляет собой изменения в государственной политике, обусловленные переходом к демократическому политическому режиму. Политическая повестка дня вследствие процессов глобализации и цифровизации, практики решения многообразных социальных проблем стала публичной, что выражается в росте числа участников, способных и желающих влиять на выработку политических решений, а также испытывающих давление со стороны общественности.
Корпоративная социальная ответственность – это одна из стратегий публичной политики современных коммерческих организаций. Формирование теоретических подходов к определению содержания и форм социальной ответственности бизнеса было начато еще в середине прошлого века с обсуждения этической составляющей деятельности компаний. Современные исследования в данной области касаются практических моментов и сводятся к анализу корпоративных бизнес-практик: соблюдение норм законодательства, приверженность этическим нормам поведения, вклад в развитие регионов и человеческого капитала, сохранение экологического, социального и ресурсного потенциала для будущих поколений.
Для успешного ведения деятельности в области КСО и устойчивого развития корпоративная структура компании должна обладать следующим признаком: сочетание вертикальных и горизонтальных принципов взаимодействия между различными подразделениями, а также между сотрудником и его непосредственным начальником. Как правило, речь идет о сочетании линейной, матричной, дивизиональной корпоративных структур. В результате внедрения данного принципа, коммерческая организация способна к быстрому реагированию на изменения внешних условий за счет комплексного анализа и быстрой передачи информации.
GR-департамент, находясь среди основных подразделений в корпоративной системе компании, исполняющих координационную и управленческую функции, обеспечивает стратегическое развитие бизнеса, поскольку создание и поддержание устойчивых, долгосрочных, предсказуемых и доверительных отношений с органами государственной власти дает возможность повысить деловую репутацию и привлечь дополнительные инвестиции в условиях усиления государства в экономической сфере.
Западные компании в Российской Федерации используют GR-инструменты для развития корпоративной социальной ответственности. Параллельно с повышением доверия со стороны заинтересованных лиц: поставщиков, партнеров, клиентов, участием в экологических и социальных проектах, компании формируют сеть устойчивых связей с органами государственной власти различного уровня, что в долгосрочной перспективе позволяет успешно осуществлять и GR-деятельность.
Корпоративная социальная ответственность российского бизнеса находится на этапе формирования, что обусловлено многолетними публичными антагонистическими отношениями между представителями государственной власти и представителями предпринимательских кругов. Исследование немногочисленных практик социальной ответственности показывает, что российский крупный бизнес имеет потенциал для расширения и качественного улучшения развития экологических, социальных и экономических проектов. В условиях социально-экономического кризиса, вызванного пандемией в 2020 году, и актуальной политической повестки дня в 2021 году, реализация проектов КСО и устойчивого развития становится приоритетным направлением для сохранения конкурентоспособности на рынке для российского крупного бизнеса.
ПАО ГМК «Норильский Никель» на современном этапе является крупным игроком на мировом рынке по производству и реализации цветных и драгоценных металлов. Компания тесно сотрудничает с западными партнерами и получает опыт, в частности, в области реализации передовых практик социальной ответственности и устойчивого развития....
1. GR и лоббизм: теория и технологии: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. А. Ачкасова [и др.]; под редакцией В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2016. – 315 с.
2. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством: учебное пособие; под ред. Л. В. Сморгунова, Л. Н. Тимофеевой; Акад. народного хозяйства и гос. службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербургский гос. ун-т. - Москва: РОССПЭН, 2012. – 406 с.
3. Глебова И.С. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом: Учебное пособие. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008. – 112 с.
4. Карпец О. В. Теория организации: Учебное пособие [Текст]// ДВГУ – Владивосток 2004 – [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://2lib.org/book/797615/0bb363?id=797615&secret=0bb363 (дата обращения: 5.03.2021).
5. Удалов Ф.Е., Алёхина О.Ф., Гапонова О.С. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/b9okcy5qmk/direct/87185164.pdf (дата обращения: 12.03.2021).
Статьи
6. Антонова А. Ю. Конфликт интересов власти и бизнеса в современной России // Журнал «Бизнес. Общество. Власть». 2020 №2-3 URL: https://www.hse.ru/data/2020/10/17/1372385950/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82%20%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B2%20%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8.pdf (дата обращения 21.04.19).
7. Баранов И. Н. Новый государственный менеджмент: эволюция теории и практики применения // Российский журнал менеджмента. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-gosudarstvennyy-menedzhment-evolyutsiya-teorii-i-praktiki-primeneniya (дата обращения: 9.01.2021).
8. Благов Ю. Е. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2006. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-kontseptsii-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti-2 (дата обращения: 01.03.2021).
9. Бухтенков А. А. Власть и бизнес: оптимизация политических взаимоотношений в постсовесткой России // Армия и общество. 2015. №2 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vlast-i-biznes-optimizatsiya-politicheskih-vzaimootnosheniy-v-postsovestkoy-rossii (дата обращения: 23.04.2021).
10. Волкова А. В. Политико-аксиологический подход к анализу систем публичного управления // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politiko-aksiologicheskiy-podhod-k-analizu-sistem-publichnogo-upravleniya (дата обращения: 07.02.2021).
11. Воронцов П. Г. Развитие модели российской корпоративной социальной ответственности на примере крупной корпоративной структуры // Экономический анализ: теория и практика. 2017. №1 (460). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-modeli-rossiyskoy-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti-na-primere-krupnoy-korporativnoy-struktury (дата обращения: 07.05.2021).
12. Горина Т. С. Будущее как предмет исследования в концепции корпоративной социальной ответственности // Logos et Praxis. 2016. №1 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/buduschee-kak-predmet-issledovaniya-v-kontseptsii-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti (дата обращения: 07.05.2021).
13. Градович М. С. Развитие корпоративной социальной ответственности как ключевого инструмента и конкурентного преимущества в стратегии организации // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2018. №41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti-kak-klyuchevogo-instrumenta-i-konkurentnogo-preimuschestva-v-strategii (дата обращения: 07.05.2021).
14. Даньшина В. В. Зарубежный опыт реализации социальной ответственности бизнеса // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. №40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-realizatsii-sotsialnoy-otvetstvennosti-biznesa (дата обращения: 07.05.2021).
15. Корнилова А. В., Никоноров С. М. Методология оценки качества раскрытия информации о корпоративной социальной и экологической ответственности // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-otsenki-kachestva-raskrytiya-informatsii-o-korporativnoy-sotsialnoy-i-ekologicheskoy-otvetstvennosti (дата обращения: 07.05.2021).....75